На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Aнатолий Райков
    А Вы в курсе,что во Дворце съездов,в столовых и буфетах остались прежние цены,времён СССР.Похоже дебутаты самый бедны...Сделано у нас
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Вырастить самомуСделано у нас
  • Aнатолий Райков
    В развале СССР не мы с Вами виноваты.В развале СССР были повины Горбачёв,кто продался западу,а потом алкаш и Ельцин в...Советский Союз, №...

Недаром помнит вся Россия

К 212-й годовщине Бородинского сражения...7 сентября (26 августа по старому стилю) 212 лет назад случилось Бородинское сражение – знаковое событие Отечественной войны 1812 года, ставшей началом конца для величайшего французского полководца, изменившая карту Европы, поднявшая Россию на недостижимую дотоле геополитическую высоту.

Именно о Бородинском сражении позже Наполеон скажет: «Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми». Одним словом, тема исключительно пафосная и в нашем героическом прошлом, и в наше неспокойное время.

Поводом для безрадостного размышления стала случайная встреча с одним уже мною почти забытым жителем небольшой коммуны близ города, который мечтают увидеть многие перед смертью, т.е. города Парижа. Встреча случилась в начале лета в аэропорту Ираклиона, сопровождалась бурными эмоциями и многочисленными воспоминаниями, но почему-то имела весьма непредсказуемый в таких случаях финал: мы как-то молчаливо пожали друг другу руки и даже не обменялись номерами телефонов. Четырех часов перелета мне не хватило, чтобы понять причину. И лишь в эти дни я вдруг ясно осознал ее. Мы по-разному отозвались умом и сердцем на случайную фразу одного и русских туристов, который был рядом в момент нашей встречи. Глупое сравнение обычного француза с потомком Наполеона, которое, как мне казалось, мой французский коллега не понял, так как весьма скромно владеет русским языком, мгновенно изменило ход наших мыслей. Не знаю, что в точности подумал «потомок Наполеона», но вот я вдруг захотел сказать, что я потомок народа – победителя. И не сказал. Но это было написано на моем лице, даже догадываться не пришлось. И мы вдруг оба заспешили каждый к своей семье, на свой рейс.

Теперь я отчетливо помню, что четверть века назад разговор с Клодом (учителем французского языка из обычной муниципальной школы парижского пригорода) об общих событиях истории наших великих народов чуть не закончился дракой именно в тот момент, когда речь зашла о войне 1812 года. Меня убеждали, что французы скромно называют эту войну – русской кампанией, а полководца Кутузова не ставят в сравнение с талантливыми генералами армии величайшего из императоров. Именно тогда я отчетливо понял, что такая горячность в доказательствах моего приятеля – это попытка умышленно забыть о том, что именно в России «Великая армия» была разбита, а вместе с ней разбилась вдребезги мечта генерала Бонапарта о мировом величии. Про современные параллели с французским президентом я вовсе не буду упоминать.

Вспоминая пыл обычного француза, задумался о том, а что испытываю я, обычный русский, говоря о трагическом и героическом периоде своей истории. Наверное, уважение к подвигу русского солдата, может быть, печаль оттого, что тьму народа положили ради спорного интереса. Если вспомнить мнимый предлог, по которому война началась, то печаль возникает не только по судьбе русского человека, но и поляка, австрийца, бельгийца и, конечно, француза. Многие тысячи жизней – цена глупого желания заносчивого лидера, навязавшего Европе массу военных конфликтов. И если наш солдат умирал за Отечество и царя, то за что умирал европеец, мне понять сложно. В целом, получается, что для француза события 1812 года – военная кампания, подобная многим, а для русского – Отечественная война, битва за Родину. Так, значит, есть все основания для безмерной и всенародной гордости. Где-то прочитано: «На таких подвигах государство веками держится». Основания есть, вот только с масштабами гордости и пониманием сути оплошали мы, потомки.

Абсолютное большинство социологических служб, видимо сговорившись, фиксируют запредельно низкое количество россиян, которые способны внятно объяснить, когда, где и с кем воевали в 1812 году, кто победил и кому мы обязаны победой. Если попытаться перевести цифры исследований на понятный язык среднестатистического человека, то получается, что только один – два человека из десяти тысяч владеют полноценным представлением об исторических событиях 1812-1814 годов. Один из тысячи человек немного знает о роли Кутузова и русского императора Александра I в войне 1812 года. Один из ста человек неплохо связывает Бородинское сражение с войной 1812 года. А далее, парадокс, практически каждый россиянин в возрасте старше 12 лет знает о Наполеоне, «который зачем-то сжег Москву в позапрошлом веке, вот только зачем, убейте, не помню». Что же случилось с нашей памятью? Выходит, прав француз: Кутузов не идет ни в какое сравнение с генералами непобедимой армии Наполеона, а сам господин Бонапарт, действительно, величайший из императоров, коли потомки народа - победителя знают о его визави Александре I заметно меньше?

Вот чего сейчас делать точно не стоит, так это обвинять школьного учителя в том, что не объяснил, не убедил, не доказал. Тема войны 1812 года во все периоды развития нашей страны одинаково объемно присутствовала в школьной программе, никто за 200 лет в нашей стране не пытался пересмотреть роль Кутузова или переоценить значение победы русского оружия. Поищем другое объяснение.

Может, нужный пафос героизма войны с Наполеоном смазался остротой эмоций безграничного личного подвига еще живых ветеранов страшной войны с Гитлером? Последние двадцать лет мы всей страной учимся ценить Победу 1945 года и культурно отмечать символическую для каждой семьи дату. Да, на таком фоне сложно помнить о не менее символической дате для каждой русской семьи 19 века. Воспоминания стерлись.

Воспоминания стерлись, эмоций нет. Сложно возбудить какие-либо эмоции в измученных жестокостями последних десятилетей душах россиян. Слишком классическая экранизация романа «Война и мир», гениально сделанная С.Бондарчуком, и уже не смешная от ежедневного показа комедия Э.Рязанова «Гусарская баллада» не могут по причине своей архаичности развлекать массы: первый фильм, скорее, документальный в восприятии молодежи, второй – малоинформативный. Что есть еще? Ни-че-го. Кинематограф плохо знает эту тему тоже. Может, тогда тележурналистика спасает положение? В юбилейный для Бородинской битвы 2012 год телевидение выдавило из себя цикл мини-эссе, посвященный героям войны, кстати, тоже при активной роли Бондарчука, теперь уже Федора (на телеканале «Звезда»). Помнится, были мимолетные эмоциональные зарисовки на тему Бородинского сражения на «России», отрывочные рассуждения в полемических передачах «Культуры» и «ТВ-Центра». А дальше – тишина.

Где-то что-то пишут газеты, ответственные за повышение уровня культуры населения. Интернет пестрит сайтами на интересующую нас тему, но статистика посещаемости таких сайтов ничтожно смешная.

И вот здесь точно становится понятно, что без школьного учителя литературы не обойтись. В нужный для страны момент он, как и было во все времена, ровным и уставшим голосом скажет нужные слова, которые будут пересказаны дома родителям, хоть и в произвольной трактовке, а затем случайно вспомнятся во взрослом разговоре где-то за обедом на производстве. И уже в следующий раз будет точно по М. Лермонтову, «Недаром помнит вся Россия…!»

https://dzen.ru/a/Zozj3hy9DQ8jrPeE

Наполеон в России. Бородинское сражение 1812 года

Предыдущие темы:

Картина дня

наверх