
Несмотря на то, что Николай Федорович Ватутин считался человеком не из робкого десятка, был в его военной карьере один случай, который заставил его изрядно понервничать.
Произошел он в декабре 1943 года, тогда у генерала армии Н.Ф. Ватутина, занимающего должность командующего 1-м Украинским фронтом, дела шли, прямо скажем, не очень.
Фашисты овладели Житомиром, и могли с большой долей вероятности ударить во фланг Белорусскому фронту.

Ну, а поскольку командовал Белорусским фронтом К.К. Рокоссовский, он то и был в качестве представителя Ставки направлен И. Сталиным в штаб к Ватутину с целью разобраться в ситуации и принять все необходимые меры к остановке противника.
Действия К.К. Рокоссовского
В соответствии с директивой Ставки ВГК № 30 260: генералу армии К.К. Рокоссовскому надлежало:
«1. Ознакомиться на месте с создавшейся обстановкой и мероприятиями командующего 1-м Украинским фронтом по ликвидации прорыва противника. 2. Совместно с т. Ватутиным наметить мероприятия по обеспечению стыка между Белорусским и 1-м Украинским фронтами. 3. Донести свою оценку обстановки на 1-м Украинском фронте, мероприятия, намеченные Вами по обеспечению стыка фронтов, и дать заключение по мероприятиям командующего 1-м Украинским фронтом…»
Правда была еще и "секретная" телеграмма, где Рокоссовскому предписывалось:
«В случае необходимости немедленно вступить в командование 1-м Украинским фронтом, не ожидая дополнительных указаний».
Николай Федорович каким-то образом узнал о содержании телеграммы, что не смогло не сказаться на его поведении во время визита Рокоссовского к нему в штаб.
Рокоссовский давно знал Ватутина и всегда считал его высокообразованный в военном отношении генералом, всегда спокойным и выдержанным.
Реакция Н. Ватутина на приезд К. Рокоссовского
Ватутин встретил Рокоссовского около своего штаба с группой офицеров. Рокоссовскому вид Николая Федоровича показался слегка озабоченным.
Из воспоминаний К.К. Рокоссовского:
«Как я ни старался, дружеской беседы на первых порах не получилось. А ведь встретились два товарища — командующие соседними фронтами. Я все время пытался подчеркнуть это. Но собеседник говорил каким-то оправдывающимся тоном, превращал разговор в доклад провинившегося подчиненного старшему. В конце концов я вынужден был прямо заявить, что прибыл сюда не с целью расследования, а как сосед, который по-товарищески хочет помочь ему преодолеть общими усилиями те трудности, которые он временно испытывает.
— Давайте же только в таком духе и беседовать, — сказал я.
Ватутин заметно воспрянул духом, натянутость постепенно исчезла. Мы тщательно разобрались в обстановке и ничего страшного не нашли».
К.К. Рокоссовский. "Солдатский долг"
Константин Константинович, как грамотный стратег, сразу увидел слабое место на 1-ом Украинском фронте и заключалось оно в том, что фронт оборонялся, а надо было наступать.

С чем Н.Ф. Ватутин, конечно же, согласился, но на всякий случай все же поинтересовался у Рокоссовского, когда тот вступит в командование 1-м Украинским фронтом. Злосчастная телеграмма, видимо, не давала ему покоя.
На что Рокоссовский ответил ему, что он и не собирается этого делать. Мол, у него и на своем фронте дел выше крыши.
После чего Николай Федорович совсем повеселел и стал с удвоенной силой готовить план наступления.
Мое мнение: так деликатно решить проблему мог только К.К. Рокоссовский. А вы что думаете по этому поводу?
☝ Вам так же интересно будет узнать!
Свежие комментарии