На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Легков
    Наверное, это потому, что в статье экстрасенс деньги вымогал! Вот вам и бизнес, и финансы. 🙂Экстрасенсы. Вери...
  • Валентина Кузьмина
    Очень жаль! Такие молодые! Жить бы да жить. Соболезную родным и близким.Территория Героев...
  • Vasily Golov
    Он больной.Для чего полез во власть.Так высказалась жена одного работника-сослуживца про Рыбинску.План Андропова и ...

О феноменальном успехе «Спортлото»

Афиша фильма «Спортлото-82»

Отношение к лотереям в Советском Союзе было сложным и достаточно неоднозначным. Причиной, как водится, явилась «история вопроса».

Мобилизуя внутренние резервы СССР, государство систематически предпринимало выпуск облигаций «тематических», если можно так выразиться, внутренних займов: «на укрепление обороны», «проведение индустриализации», «укрепление крестьянского хозяйства», «выполнение решений первых пятилеток» (подпечатывались даже по годам). Покупка этих государственных обязательств стимулировалась не рекламой возможности получения крупного выигрыша, а преимущественно давлением на сознательность (примеры – на картинках ниже).

Плакаты, рекламировавшие первые советские займы

Плакаты, рекламировавшие первые советские займы

А сознательности советским гражданам было не занимать: если в 1927 году на госзаймы подписалось около 6 миллионов граждан, то в 1941 году их стало ровно в 10 раз больше: целых 60! Фактически это был коллективный ответ народа на призыв первого наркома финансов СССР Григория Сокольникова: «Нас не признали международные банкиры и не пожелали дать заём, но мы апеллируем к вам, трудящимся массам нашей страны, предлагаем вам оказать кредитную поддержку советскому правительству».

Такую поддержку оказал каждый третий среднестатистический житель страны, занимая стране сумму, эквивалентную 2-3 зарплатам; оказывая доверие, в иных условиях и в иное время немыслимое.Плакаты военных займов 1942 (слева) и 1944 годов

Плакаты военных займов 1942 (слева) и 1944 годов

Займы военной поры – особый вопрос, покупать такие облигации никого специально склонять было не нужно, люди и без того, «просто так» несли сбережения в сберкассы для перечисления на счета «Фонда обороны». На эти деньги строились танки и самолёты, покупалось всё необходимое для нужд Красной армии. В копилку победы вкладывались в том числе и огромные средства, полученные от продажи облигаций военных займов!

Но и после окончания Великой Отечественной войны продолжался выпуск облигаций, подобных довоенным: теперь уже на восстановление и развитие народного хозяйства. Всего же в СССР было выпущено около 65 облигационных займов, львиная доля из них – до 1957 года.

Плакаты советских послевоенных займов

Плакаты советских послевоенных займов

Обязательства государства перед населением по расчётам с заёмщиками росли: уже в 1929 году они составляли треть внутреннего долга страны. В 1936 году был осуществлён принудительный обмен старых облигаций, доходность которых доросла аж до 12 процентов, на новые, трёхпроцентные. Вторично такую же манипуляцию провернули при «дорогом Никите Сергеевиче»: в 1956 году был выпущен самый большой заём (на сумму 34 миллиарда рублей), но уже в 1957-м выплаты по нему и прежним займам были приостановлены.

Нарком финансов СССР Григорий Сокольников, которому удалось пробудить у населения интерес к приобретению облигаций (справа), и министр финансов СССР Арсений Зверев, который не смог вернуть этот интерес людям.

Нарком финансов СССР Григорий Сокольников, которому удалось пробудить у населения интерес к приобретению облигаций (справа), и министр финансов СССР Арсений Зверев, который не смог вернуть этот интерес людям.

На самом деле, государство пыталось это сделать. Арсений Зверев, министр финансов СССР в 1948-1960 годах, придумал, в частности, такую схему: выпустить билеты денежно-вещевой лотереи, из доходов от их продажи примерно 7 миллиардов рублей пустить на погашение старых долгов по займам, остальное – на выигрыши. Но малые возможности тогдашней промышленности по выпуску дефицитных «товаров долговременного пользования», могущих стать самыми привлекательными призами, на время пресекли эту, в принципе, интересную задумку.

Билеты денежно-вещевых лотерей в целом не пользовались спросом у населения. Их предлагали при выдаче зарплаты, вместо сдачи в магазине, при выплате пенсий, реализовывали через профсоюзные комитеты, общественные организации, «активистов общественности»… Показателен в этом смысле эпизод из популярного фильма «Бриллиантовая рука», когда на прогулке по набережной управдом Варвара Сергеевна Плющ приобретает пачку билетов и вручает их своему «чичероне», бесфамильному члену домкома на общественных началах, с наказом: «Распространите среди жильцов нашего ЖЭКа». На его встречный вопрос: «А если…?» волевая женщина отвечает: «А если не будут брать – отключим газ».

Управдом Варвара Сергеевна Плющ (артистка Нонна Мордюкова): «А если не будут брать – отключим газ». Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

Управдом Варвара Сергеевна Плющ (артистка Нонна Мордюкова): 
«А если не будут брать – отключим газ». 
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

С течением времени отношение к лотереям несколько менялось. Уже никого особо не требовалось уговаривать приобретать, к примеру, билеты лотереи ДОСААФ, в которой разыгрывалось значительно больше автомобилей, мотоциклов, велосипедов и востребованного спортивного инвентаря. Билет обычной лотереи стоил 30 копеек, «досаафовский» поначалу столько же. Но ввиду возрастающего спроса вскоре за него брали уже полтинник, а когда уловили прицел покупателей именно на автомототехнику, вывели данную группу товаров в отдельную категорию, организовав «Автомотолотерею ДОСААФ», стоимость билетов которой составлял уже целый рубль.

Плакат и билеты лотереи ДОСААФ: обычные, автомотолотереи и юбилейного выпуска, посвящённого 40-летию Победы

Плакат и билеты лотереи ДОСААФ:
обычные, автомотолотереи и юбилейного выпуска, посвящённого 40-летию Победы

Другой популярной была «Международная лотерея солидарности журналистов», билеты которой распространялись через первичные организации СЖ СССР и каждому участнику этого творческого союза раз в год приходилось принимать на себя шквал обращений друзей и знакомых, умолявших достать для них «хоть несколько билетиков». Особую привлекательность этой лотереи создавали несколько обстоятельств: в ней тоже разыгрывались автомобили и не одни советские – «Волга», «Москвич», «Жигули» и «Запорожец», но и немецкий «Вартбург» и чешская «Шкода». Билет стоил в 70-х годах 30 копеек, в 80-х вырос в цене до 50.

Журналистская лотерея, в рекламе не нуждаясь, тем не менее широко и успешно её использовала. Помимо обычных плакатов, реализация билетов сопровождалась выпуском первых красочных (а не блёклых и невыразительных) карманных календариков, изготовлением множества видов ярких значков. Такую миниатюру с варьированно-неизменным изображением пера, которую можно было прицепить на лацкан, засвидетельствовав тем самым пусть и опосредованную, но всё же принадлежность к этому уважаемому тогда творческому цеху, приобретали в киосках «Союзпечать» весьма охотно.

Значок и билет Международной журналистской лотереи

Значок и билет Международной журналистской лотереи

Но лотерейный мир буквально «взорвало», как ныне принято говорить, 20 октября 1970 года (то есть ровно 50 лет тому назад), появление качественно новой, прежде невиданной лотереи - «Спортлото», быстро ставшей любимой игрушкой миллионов людей.

Первый розыгрыш её призов состоялся в московском Доме журналистов – организации, уже поднаторевшей на проведении подобных мероприятий. В принципе, она тоже могла стать одной из многих: была комиссия, были представители общественности, был тиражный барабан, который вращала и вынимала из него шары юная московская школьница Маша Обухова…

Первый тираж лотереи «Спортлото»

Первый тираж лотереи «Спортлото»

Но здесь были представлены сразу несколько «изюминок»: не где-то там «в невиданном лотерейном царстве, розыгрышном государстве» неведомыми людьми составлялись сотни прописей: на билет какого номера и какой серии выпал тот или иной выигрыш. Не нужно было месяцами ждать, пока таблицы упорядочат и опубликуют. Всё было просто: угадай 6 цифр из 49 или 5 из 36 и ты сразу же узнаешь, выиграл или нет, и сколько – результаты розыгрыша будут оперативно опубликованы в ближайшем номере популярной газеты «Советский спорт». А чтобы среди участников лотереи и тени сомнения не возникло относительно того, «что здесь всё по-честному», наблюдателями приглашались самые известные спортсмены страны: футболисты, хоккеисты, теннисисты, лыжники… 

Самым первым выигрышным номером самого первого розыгрыша «Спортлото» выпал шар с цифрой «30»; её, а также другие пять верно угадала москвичка инженер-экономист Лидия Морозова. Победительнице, ежемесячная зарплата которой составляла примерно 200 целковых, без проволочек вручили 5 тысяч рублей: сумму, достаточную для приобретения автомобиля линейки «Москвич», или, чуть добавив, – только что запущенного в производство ВАЗ-2101 «Жигули».

И это было только начало! Лотерею изначально «играли» раз в 10 дней, выбирая местом проведения тиражей дворцы культуры, дворцы спорта, стадионы. Но зимой 1974 года они переместились в студию Центрального телевидения, а изобретённый в глубокой древности барабан заменил придуманный эстонскими инженерами лототрон – автоматическое устройство с системой перемешивания, выдающее пронумерованные шары в приёмный лоток, что полностью исключило пресловутый «человеческий фактор». Отныне выиграл ты или нет, можно было узнать без промедления, в теперешней фразеологии – «онлайн», не утруждая себя даже малым ожиданием и покупкой газеты с публикацией об итогах очередного тиража.

Дальнейшему росту популярности и без того полюбившейся игры способствовали всё новые и новые придумки её организаторов: добавочный призовой шар, уменьшение количества номеров, из которые требовалось угадать выигрышные шесть, бестиражные карточки, которые купивший их мог сам «привязать» к любому тиражу, добавление в билет ещё одного поля, что давало возможность участвовать в игре двумя вариантами, и так далее. Возросли и денежные призы победителям: в конце 1970-х главные из них выплачивались в размере 10 тысяч рублей.

Всегда людно было у киосков «Спортлото». Справа – ящик «Спортлото»; такие часто висели на стенах домов в городах, в них удобно было опускать части бланков для отправки в зональные управления этой популярной игры

Всегда людно было у киосков «Спортлото». 
Справа – ящик «Спортлото»; такие часто висели на стенах домов в городах, в них удобно было опускать части бланков для отправки в зональные управления этой популярной игры

Удерживание высокого интереса к игре составляло трудную задачу (чему и служили вышеперечисленные ухищрения). Помимо этого организаторы стремились к удобству для всех её участников: на улицах крупных городов появились яркие киоски «Спортлото», в которых, (а не исключительно в «Союзпечати», как прежде) можно было купить бланки билетов, сдать заполненные части их на обработку, приобрести сувенирную продукцию, предметов коей и не перечесть: серии карманных календариков с прицелом на их коллекционирование; серии значков как «Спортлото» вообще, так и по видам спорта, коих в данном случае насчитывалось 49, по максимально перечисленному их количеству в таблице «6 из 49»; а также вымпелы, брелки и всё прочее, на что можно было поставить логотип игры.

Съёмочная группа фильма «Спортлото-82»

Съёмочная группа фильма «Спортлото-82»

На новый пик популярности вознёс полюбившуюся, самую массовую игру в СССР (в каждом тираже принимало участие около 10 миллионов человек!) фильм режиссёра Леонида Гайдая «Спортлото-82», вышедший на экраны в этом самом 1982 году (откуда и название). Критики до сих пор спорят, обвиняя Леонида Иовича в низких художественных достоинствах снятой им картины. Сюжет её действительно предельно прост и представляет собой частью ремейки на фрагменты ранее снятых им фильмов, частью – пародии на те или иные жизненные явления. Однако факт остаётся фактом: фильм с удовольствием посмотрели более чем 55 миллионов зрителей только в СССР, насладившись игрой таких снявшихся в нём актёров, как Светлана Аманова, Михаил Пуговкин, Михаил Кокшенов, Борислав Брондуков и других. Фильм вновь подстегнул интерес к игре, привлёк новые миллионы участников.

Отцы-основатели игры «Спортлото» С.П. Павлов (слева) и В.А. Ивонин

Отцы-основатели игры «Спортлото» С.П. Павлов (слева) и В.А. Ивонин

Чем обернулось для страны, отнюдь не поощрявшей азартных затей, повальное увлечение её граждан игрой в «Спортлото»? Напомним: она была задумана в 1969 году в Комитете по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, когда его председатель Сергей Павлович Павлов поднял вопрос о финансировании проведения летних Олимпийских игр в Москве. Задумку в части лотереи «Спортлото» осуществлял его заместитель Виктор Андреевич Ивонин. Средства, полученные от реализации проекта, делились таким образом: 50 процентов шло на выплату выигрышей, 30 – на возведение спортивных сооружений, 20 – на административные расходы.

За счёт этих поступлений Спорткомитет был полностью переведён на самофинансирование, ими на две трети покрыли все расходы по проведению Московской Олимпиады-80. Это всемирное спортивное торжество, талисманом которого стал знаменитый олимпийский Мишка, стало легендой. А часть средств, которые трудящиеся СССР принесли в кассу «Спортлото», можно увидеть и «потрогать» даже сейчас. В частности, в Киеве это Центральный стадион (нынешний НСК «Олимпийский»), Школа высшего спортивного мастерства (легкоатлетический манеж на Березняках), теннисные корты на Воздухофлотском проспекте и многие другие объекты.

https://odnarodyna.org/content/o-fenomenalnom-uspehe-sportlo...

Картина дня

наверх