"Не ждали — самое крупное, самое важное и самое совершенное произведение Репина, в котором «выражены трагические типы и сцены нынешней жизни, как ещё никто у нас их не выражал."
Илья Репин. Не ждали, 1888. Государственная Третьяковская галерея
История картины
Илья Репин начал работу над картиной в 1883 году и продолжал дорабатывать её вплоть до 1888 года.
Основные изменения касались лица ссыльного. Эти доработки были во многом вызваны замечаниями Павла Третьякова, который приобрёл картину только в 1885 году, так как первоначальный облик ссыльного его не устраивал.
Александра Боткина так вспоминает решение своего отца:
Не знаю, почему Павла Михайловича не заинтересовала картина „Не ждали“, и она прибыла с Передвижной в Москву свободной. Я помню, в день открытия выставки мы вернулись домой взволнованные и недовольные. Мы напали на отца, как он мог не купить такую вещь. Я никогда не могла понять, что не удовлетворяло его в выражении лица вернувшегося.
В 1884 году картина была представлена на XII выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где вызвала противоречивые, но яркие и эмоциональные отклики. Сам Илья Репин, однако, оставался недоволен своим произведением.
Интересный факт
Илья Репин. Не ждали (малый вариант), 1883-1898. Государственная Третьяковская галерея
Мало кто знает, что у картины существует и малый вариант, который, по некоторым данным, был начат на несколько лет раньше. Этот вариант, выполненный маслом по дереву, изображает женщину-курсистку.
Николай Ярошенко. Курсистка, 1883. Калужский музей изобразительных искусств
Многие искусствоведы отмечают сходство между героиней Ильи Репина и персонажем картины Николая Ярошенко «Курсистка».
О чем картина
Картина «Не ждали» изображает момент неожиданного возвращения мужчины —, вероятно, политического ссыльного, — в родной дом. Сцена наполнена напряжением: на лицах членов семьи — удивление, которое вот-вот может смениться радостью, но зрителю не дано увидеть развитие этого интимного семейного момента. Мы становимся свидетелями лишь первого мгновения встречи — словно подглядываем за сценой, оставшейся за закрытой дверью.
Илья Репин. Не ждали, 1888. Государственная Третьяковская галерея
Образ главного героя перекликается с образом блудного сына из евангельской притчи. Он стоит в дверях, полон тревоги и неуверенности, боясь — примут ли его, простят ли? Этот психологический момент — сердце картины, наполненное глубоким сочувствием и драматизмом.
Обстановка и символика
Обстановка в доме говорит о скромном достатке семьи: старые, потёртые обои, голый деревянный пол, отсутствие лишних вещей — всё просто и функционально, без излишеств. Эта сдержанная обстановка подчёркивает атмосферу будничной реальности, в которую внезапно врывается драматичный момент возвращения.
Фрагмент картины «Не ждали»
На стене — небольшие фотографические портреты Тараса Шевченко и Николая Некрасова. Их присутствие намекает на политический характер ссылки главного героя, ведь оба были символами свободы, народной боли и борьбы за правду.
Карл фон Штейбен. Христос, приведенный на Голгофу, 1841
Особое значение имеет и маленькая репродукция картины Карла Штейбена, посвящённой Страстям Христовым. Этот элемент усиливает метафорический подтекст: возвращение из ссылки представляется как духовное воскрешение, путь через страдания к новой жизни. Этот мотив придаёт сцене не только политическую, но и глубокую экзистенциальную окраску.
Кто изображён на картине
Моделью для главного героя картины послужил писатель Всеволод Михайлович Гаршин, известный своими глубокими и трагическими произведениями. Его внешность и внутренний драматизм идеально соответствовали образу возвращающегося ссыльного.
Илья Репин. Портрет Всеволода Михайловича Гаршина, 1884
Для остальных персонажей позировали близкие художника: его жена Вера Шевцова, дочь, а также друзья семьи.
Свежие комментарии