На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 978 подписчиков

Свежие комментарии

  • фоад хасанов
    Во всех вооруженных силах не нашлось ни одного кто бы мог элементарно оценить обстановку, более того даже желающего о...Глава Гончаровско...
  • Михаил Васильев
    Зря автор так пренебрежительно пишет про фашистских снайперов, они много наших ребят погубили, но и били их наши тоже...Почему советские ...
  • Андрей Тихонов
    Пойдет на повышение, вертикаль власти однако...Глава Гончаровско...

Поединок Великой Отечественной войны. Немецкий ас против русского летчика

Об этом событии стало известно благодаря мемуарам лётчика-штурмовика В.В. Пальмова. Связано оно было с и именем известного летчика Амет-Хана-Султана.

Бесстрашный, отважный летчик был любимцем истребительного полка. Как-то услышав от нашего переводчика, часто бывавшего на допросе немецких летчиков, что у них сплошь да рядом одни графы да бароны летает, Амет-Хан ответил: Что мне их графы и бароны, я сам и хан и султан!

Поединок ВОВ. Немецкий ас против русского летчикаВ 1942 году он совершил таран вражеского бомбардировщика. Это был его первый сбитый самолет. Взятые в плен летчики с этого самолета на допросе утверждали, что их сбили не по правилам. В январе 1944 года он со своим ведомым перехватили немецкий легкий связной самолет и принудили его к посадке на наш аэродром. На этом самолете он потом сам сделал несколько вылетов.

В середине войны Амет-Хан-Султан воевал на «Аэрокобре». Американцы не особо почитали этот самолет. Он был довольно сложен в управлении. Больше половины выпущенных самолетов были отправлены в СССР по ленд-лизу. Но, нашим пилотам, которые летали на не менее капризном в управлении И-16, эта машина пришлась по душе.Поединок ВОВ. Немецкий ас против русского летчикаВеликолепный обзор, хорошая маневренность и превосходное вооружение делали эту машину грозным оружием. На таком самолете летал и знаменитый Покрышкин, который большинство машин сбил именно на этой машине. Тем более наши летчики, наплевав на все инструкции и сорвав с двигателя все ограничители, выжимали из этой машины то, что даже не снилось самим создателям этого самолета.

В марте 1944 года Амет-Хан был уже Героем Советского Союза. В боевых действиях наступила оперативная пауза. Наши войска готовились к освобождению Крымского полуострова.

Это было ясным солнечным днем. Полк только недавно перебазировался на новый аэродром. Внезапно раздался рев авиационного двигателя. Это на взлетную полосу пикировал немецкий «мессер». От самолета отделился какой-то предмет, а «мессершмитт», блеснув на солнце крыльями, ушел в сторону линии фронта.

Прозевали все службы одинокий самолет. Да и летчик видимо был опытный. Летел, скрываясь в облаках, а иногда прикрываясь складками местности. Вот и проглядели наши службы ПВО этого немца.

Летчикам стало интересно, что же такое сбросил с самолета немец?

Это был обыкновенный авиационный вымпел, в котором летчики иногда сбрасывали сообщения наземным частям.

Вскрыли вымпел, извлекли записку. Оказывается, немец горел желанием сразиться с лучшим русским пилотом и вызывал его на воздушную дуэль. Немец даже обещал, что даст беспрепятственно набрать нашему летчику высоту 3000 метров.

Что это было? Наглость, самоуверенность в собственных силах, а может быть хотели оказать на наших пилотов психологическое давление?

Об этом было сообщено командующему воздушной армии и было получено «добро».

Имеются различные свидетельства о том, что и наши и немецкие летчики вызывали противника на дуэль. Говорили даже, что немецким пилотам впоследствии было запрещено участвовать в них. Но сведений об этом очень мало.

Амет-Хан попросил дать ему возможность сразиться с немцем. Дуэль состоялась на следующий день.

И вот Амет-Хан взмыл в воздух на своей «Аэрокобре». Конечно, были приняты определенные меры предосторожности на случай, если немцы захотят сделать какую-нибудь подлость.

Но, немец действительно не нарушил условия дуэли и дал нашему летчику беспрепятственно взлететь и набрать высоту.

Сотни глаз следили за этим боем. Это была битва двух мастеров. Самолеты устроили неимоверную карусель. Если бы это был учебный бой, то оба пилота заслужили бы высшей похвалы.

Однако, это было сражение двух непримиримых врагов. И ценой любой ошибки могла стать жизнь. В небе слышался рев авиационных двигателей. Надо отдать должное, немец мастерски владел своей машиной, но Амет-Хан ему ни в чем не уступал. Никто из пилотов не стрелял.

У кого выше мастерство, у кого крепче нервы?! Один каскад фигур высшего пилотажа сменялся другим. Кто первым допустит ошибку?!

Наблюдавшие с земли замерли в нервном напряжении. Но, мастерство нашего летчика оказалось выше. Прозвучала короткая очередь и «мессершимитт» задымил, а вскоре в воздухе распустился купол немецкого парашюта.

Весь этот бой длился не больше пятнадцати минут, но тем, кто наблюдал за ним с земли, казалось, что прошла вечность. Всем присутствующим он запомнился на всю жизнь.

Немецкий пилот благополучно приземлился и сразу же поднял руки. Первой его просьбой было, показать русского аса, который его сбил.Поединок ВОВ. Немецкий ас против русского летчикаАмет-Хан-Султан

К сожалению, в своих мемуарах Пальмов не сообщил, кого сбил Амет-Хан, известно только, что на счету немецкого летчика числилось пятьдесят сбитых самолетов.

Известный летчик-испытатель Амет-Хан Султан по матери был крымским татарином. По отцу он был лакец (дагестанский горец). Родился он 25 октября 1920 года в Алупке. Когда закончил 7 классов, поступил в железнодорожное ФЗУ. Затем работал слесарем. В эти же годы начал летать в Симферопольском аэроклубе. А в 1939 году его по рекомендации предприятия приняли в Качинскую военную авиационную школу.

22 июня 1941 года младший лейтенант Амет-Хан находился в 4-м ИАП под Кишинёвом. В первый день войны Султан произвёл несколько штурмовок на своем И-153. А к октябрю 1941 года лётчик уже имел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника и был награждён орденом Красного Знамени. Однако свою первую воздушную победу Амет-Хан одержал только в следующем году.

31 мая 1942 года, впустую израсходовав весь боезапас своего непрерывно атакующего "Харрикейна", Султан левым крылом снизу таранил двухмоторный Ju-88, готовый обрушить тонны взрывчатой смерти на мирных обитателей Ярославля. Бомбардировщик пошел вниз, увлекая за собой в небытие застрявший в его прочном корпусе истребитель Амет-Хана. Прыгал он уже из горящих обломков. Колоссальной выдержки и присутствия духа хватило, чтобы вырваться из необычного капкана, чтобы не дернуть вытяжное кольцо парашюта сразу и не сжечь свой единственный шанс на спасение.Чтобы помнили. Амет Хан Султан. Чтобы помнили, Великая Отечественная война, герои, длиннопост, Амет-Хан СултанЗа свой таран младший летчик 4-го истребительного полка стал почетным гражданином Ярославля и обладателем именных часов. В характеристике, составленной в те дни, отмечалось: "Тов. Амет-Хан в боевой работе неутомим. В бою отважен, упорен и настойчив. В принятии решений смел. Является мастером воздушной разведки, один из первых в полку провёл бой с бомбардировщиком противника в сумерках".

Летом умудренному воздушному бойцу пришлось снова прыгать из самой гущи ожесточенной воздушной схватки, но теперь над Сталинградом. Почетным гражданином еще одного волжского города он тогда не стал, хотя, может, и заслужил это. Слишком далека еще была тогда победа и слишком близко стоял враг. Крыло к крылу с Султаном в специальной группе "охотников" за хвалеными немецкими асами сражались такие мастера воздушного боя как В.Д. Лавриненков, А.К. Рязанов, И.Н. Степаненко, И.Г. Борисов, Б.Н. Еремин. Быть рядом с ними означало самое высокое признание профессиональных летных и боевых качеств, независимо от служебного положения и количества наград за прошлые заслуги. Дело в том, что подтверждать это высочайшее и, вместе с тем, суровое отличие необходимо было в каждом боевом вылете.

Они постоянно учились сами и учили умелого и опытного врага узнавать и признавать себя по особой хватке и четкому летному почерку, которые сами по себе нередко определяли исход боя. Ко времени ожесточенных боев в небе Воронежа и Сталинграда Амет-Хан успешно освоил и до предела использовал все потенциальные боевые возможности истребителей И-15, И-16, И-153, "Харрикейн", Як-1, Як-7б.

Над Кубанью, Ростовом-на-Дону, Таганрогом, Мелитополем, Крымом Султан воевал уже на американской "Аэрокобре". Именно тогда отчетливо проявилась его склонность к максимальному раскрытию всех возможностей новой авиационной техники в боевых условиях. Постоянные пересаживания с одного типа истребителя на другой только обогащали его опытом и новыми знаниями.Чтобы помнили. Амет Хан Султан. Чтобы помнили, Великая Отечественная война, герои, длиннопост, Амет-Хан СултанВ этой связи показателен следующий эпизод. В январе 1944 года он в паре с Героем Советского Союза И.Г. Борисовым привел на свой аэродром связной "Физелер-Шторх", дав ему свою твердую установку на посадку. После беглого осмотра военного трофея без консультаций с пленным экипажем он успешно облетал совершенно незнакомую машину, которая, кстати, имела сложную механизацию крыла.

Летчики противника узнавали Амет-Хана "по полету" и называли его по рации "Черным дьяволом". На самолетах эскадрильи Амет-Хана Султана были нарисованы атакующие орлы. Человек общительный и остроумный, он сразу становился душой компании. Амет-Хана, или Аметку, как звали его товарищи, хорошо знали в войсках. Его имя стало легендой, символом искусного полета и безграничной остроты ума. В отношении освоения новой техники судьба явно благоволила к нему. Над Восточной Пруссией и Берлином он воевал на новейшем Ла-7. На этом истребителе Амет-Хан и поставил свою последнюю точку в Великой Отечественной, 29 апреля 1945 года, сбив над столичным аэродромом Темпельгоф своего последнего — Fw-190.

За широкими плечами и в послужном списке гвардии майора, помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе, Героя Советского Союза оставались 603 боевых вылета. Из них 70 — на штурмовку, когда легкий истребитель практически беззащитен перед огненным смерчем, несущимся от опасно близкой земли. Его нервы выдержали 150 воздушных боев, в которых сбивали его и в которых он сбил 30 самолетов противника лично и 19 — в группе.Поединок ВОВ. Немецкий ас против русского летчикаГвардии капитан Иван Борисов и гвардии майор Амет-Хан Султан (справа), весна 1945 года. Подвигам Амет-Хана Султана посвящено много публикаций, книг и документальных фильмов. Дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Муса Гареев уже в мирное время напишет: «Амет-хан вошел в мою жизнь смелым соколом, у которого я учился летать, щедрым другом, на которого я всегда мог положиться как на самого себя…».

«Все в нем необычайно выразительно и живописно: голос, лицо, жесты и даже его кавалерийские галифе, очень широкие вверху и обтянутые на икрах, заправленные в черные сапоги из мягкой кожи. Его имя чрезвычайно популярно в Советском Союзе. Можно целыми неделями слушать рассказы о его многочисленных подвигах» - так вспоминал о Амет-хане Франсуа де Жоффр, французский летчик добровольческого авиаполка «Нормандия — Неман».Чтобы помнили. Амет Хан Султан. Чтобы помнили, Великая Отечественная война, герои, длиннопост, Амет-Хан СултанПосле войны Аметхан больше 20 лет проработал на испытательном аэродроме, проведя в воздухе 4237 часов. Вначале он поднимал в воздух планера, затем испытывает новые системы катапультирования на реактивных и истребительных самолетах Як-15, Як-25, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 иСМ-1, Ла-15, вскоре переходит к тяжелым самолетам — стратегическим бомбардировщикам Ту-4, Ту-16, Ил-28, Як-28, Ан-10а, Нм-1, Аметхан разрабатывал дозаправку самолетов в воздухе. Ас провел испытательные полеты более чем 170 самолетов.

В 1951 году Амет-Хан Султан получил звание летчика-испытателя 1 класса. В феврале 1953 года был удостоен Сталинской премии 2-й степени. В 1958 году на самолете НМ-1 поднялся в стратосферу – со скоростью, значительно превышающей скорость звука. Принимал участие в подготовке космонавтов, создавал на борту состояние невесомости около 6 минут, что до сих пор является рекордом.Поединок ВОВ. Немецкий ас против русского летчикаПоединок ВОВ. Немецкий ас против русского летчикаАмет-Хан Султан, начало 1960-х годов

О гибели

1 февра­ля 1971 года Аметхан приступает к очередному испытательному полету на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ. На ней был установлен новый реактивный двигатель. Этот полет оказался последним для Султана. Вместе с летчиком погибли еще четыре человека.

8 февраля 1971 года Аметхан Султан с почестями был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.Поединок ВОВ. Немецкий ас против русского летчикаПоединок ВОВ. Немецкий ас против русского летчикаБюст Амет-Хана Султана в Алупке.

Амет-Хан Султан похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его имя носит площадь в Симферополе, улицы в городах Крыма, а также улица в Волгограде, Жуковском, Махачкале, горный пик в Дагестане. Его именем названы аэроклуб, школы, в Алупке работает музей имени Амет-Хана Султана, а в покоренном им небе летает планета, названная его именем. Бронзовый бюст прославленного летчика установлен в его родном городе Алупка, а также в Махачкале, где его именем также назван аэропорт. Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан был награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом "Знак Почета" и шестью медалями.Поединок ВОВ. Немецкий ас против русского летчикаПоединок ВОВ. Немецкий ас против русского летчикаПоединок ВОВ. Немецкий ас против русского летчикаМузей Амет-Хана Султана Алупка, Крым

Бабаков А.А. Герои Советского Союза. М.: Воениздат, 1987. С. 51.

Бутаев Б. Амет-Хане Султан. М.: Политиздат, 1990. С. 12-17, 48-51, 111-128, 180-184, 202-226.

Гаджикурбанов С. Вспомним об Амет-Хане Султане // Газета «Новое Время». № 43. 29.10.10.

Симонов А. А. Заслуженные испытатели СССР. Москва: Авиамир, 2009. С. 21-22.

Симонов А., Бобошин Н. Почетный гражданин Ярославля. // Крылья Родины. 2001. № 4. С.30-31.

Шишов Л. Ворожейкин А. Летать рожденный // Крылья Родины: сб. статей. М.: ДОСААФ СССР, 1983. С.132-133.

Автор: Инженер-технарь

http://maxpark.com/community/5234/content/6230441

http://back-in-ussr.com/2018/02/poedinok-vov-nemeckiy-as-pro...

https://pikabu.ru/story/chtobyi_pomnili_amet_khan_sultan_448...

http://primechaniya.ru/home/culture/yanvar_2015/2933

Картина дня

наверх