На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 939 подписчиков

Свежие комментарии

  • demyr150648
    Видите, нет персональной оценки эффективности госслужащих, а есть бездарная и преступная система образования в целом:...А школа у нас опу...
  • Elena Guseva
    У этого "министра" на физиономии написано: козёл, подонок, сволочь.А школа у нас опу...
  • Галина Дудкевич
    И в частных школах тоже бардак." Мы же вам платим , вот и воспитывайте наших бездельников." Родители ( за редким искл...А школа у нас опу...

Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небо

Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небоФото: Beth Schlanker/Globallookpress

Русские женщины всегда славились не только своей красотой и мудростью, но и безмерной отвагой, в которой не уступали мужчинам, а иногда и превосходили их. Например, одной из первых женщин, покоривших небо, стала русская княгиня Софья Долгорукая. Её история, как и истории других первых авиатрисс, была полна взлётов и падений.

В начале прошлого века в России появились первые летательные машины тяжелее воздуха. Удивительно, но к стальным птицам наибольший интерес проявили женщины – смелые, решительные, отчаянные, они творили в воздухе неописуемые пируэты.Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небоЛюбовь Голанчикова,Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небоЕвдокия Анатра,Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небоЕвгения Шаховская,Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небоЛидия Зверева,Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небоСофья Долгорукая – судьбы этих женщин столь же невероятны, сколь трагичны. Многим из них после революции вместо всенародной любви и признания достались эмиграция, нищета и могила в чужой земле.Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небо
Сейчас даже в Афганистане женщины садятся за штурвал, но сто лет назад всё было иначе. Фото: dreamssoar. org/Globallookpress

Первых русских женщин-авиаторов в начале XX века называли авиатриссами. Как правило, это были представительницы знати: графини, княгини, известные актрисы и даже члены царской семьи. О таких дамах смело можно сказать: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт".

Для них укротить аэроплан не подвиг, а лишь один из способов утолить неуёмную жажду адреналина, страстей и риска.

Дочь генерала

24 августа 1911 года газета "Новое время" сообщила, что двумя днями ранее "ответственный комиссар Императорского всероссийского аэроклуба И.С. Аствацатуров в присутствии пилотов Агафонова и Колчина и офицеров воздухоплавательной школы экзаменовал ученицу частной воздухоплавательной школы завода Щетинина Л.В. Звереву". Через несколько дней 21-летняя Лидия получила диплом пилота. За номером 31! Другими словами, она открыла четвертый десяток российских профессиональных пилотов, став при этом первой в империи дипломированной авиатриссой.Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небоЛидия Зверева с курсантами и инструкторами авиашколы в Гатчине. Крайний справа — российский летчик Владимир Слюсаренко, будущий муж Лидии Зверевой.

А началось все в детстве. Лида была младшей дочерью генерал-майора Русской армии, героя последней русско-турецкой войны Виссариона Лебедева. Две дочери и ни одного сына! Делать было нечего, и генерал делился воспоминаниями с Лидой. Благо она слушала с интересом, как мальчишка. Ей вообще претили девичьи забавы вроде кукол и нарядов. Она любила "мальчуковые" игрушки и "мальчуковые" же игры. Предание гласит, что как-то Лидочку нашли в густой крапиве с вывихнутой лодыжкой. Рядом валялся сломанный зонт. Прыжок с крыши или дерева засчитали.

Отец был назначен комендантом крепости Осовец, вошедшей в мировую историю во время Великой войны "атакой мертвецов". Но в бытность генерала Лебедева все шло мирным чередом. В крепости появился отряд аэростатов. Лида мечтала об одном: подняться на таком чуде в небо. Устав запрещал подобное категорически. Но отец сжалился. Каково это — висеть над землей на полукилометровой высоте и видеть все окрест на 25 верст! А тебе всего 12 лет.

Дирижабли и аэростаты — вот о чем мечталось. Аэропланов еще не было. Но пришлось набраться терпения. Дочь генерала должна иметь светское воспитание. Белостокский институт благородных девиц, основанный, между прочим, еще в 1837 году, она окончила в 17 лет. И тут же была выдана замуж за инженера Ивана Зверева. Не успел брак толком наладиться, как Иван Сергеевич скончался от аппендицита. 19-летняя вдова переехала к отцу в Петербург. И на тебе — почти сразу такое зрелище: "I Авиационная неделя на Коломяжском скаковом ипподроме"! Среди участников авиашоу наряду с мужчинами была и дама — француженка Раймонда де Ларош. Которая, кстати, считается претенденткой наряду с другой француженкой, Терезой Пельтье, на звание первой в мире авиаторши.

Решение летать стало необратимым. Но как это сделать, если в России нет гражданских авиашкол, а военные Гатчинская и Севастопольская были закрыты для барышень по определению? Первые русские авиаторы учились за границей, но для женщины такой путь тоже был недоступен. Через несколько месяцев в Гатчине открылась частная авиашкола "Гамаюн", на пол претендентов там внимания не обращали, требовалось только оплатить два счета, и оба солидные: за обучение и за страховку. В июне 1911 года Зверева впервые поднимается в воздух на аэроплане в паре с инструктором. Через месяц — первая гримаса судьбы и первая трагедия. В дневниках Лидии Виссарионовны есть запись: "Отстартовав в Петербурге, мы взяли направление на Московское шоссе, но по пути мотор стал давать перебои, во избежание аварии пришлось вернуться обратно. Вторично я не полетела только потому, что авиатор Шиманский предложил Слюсаренко свой мотор и как владелец его полетел пассажиром. Результат известен — оба упали, Шиманский разбился насмерть и спас меня ценой своей жизни".Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небоПоследнее заседание в аэроклубе авиаторов и лиц, принимавших участие в перелете Петербург — Москва в 1911 году. Среди присутствующих — Лидия Зверева

Отучившись всего полтора месяца, Лидия совершила первые самостоятельные полеты. Ее сокурсник Константин Арцеулов вспоминал: "Зверева летала смело и решительно, я помню, как все обращали внимание на ее мастерские полеты, в том числе и высотные". В 1912 году летчица вторично вышла замуж — за того самого Владимира Слюсаренко, который, в отличие от Шиманского, отделался переломом обеих ног. Вместе с мужем переехала в Ригу. Последовательно открыли летную школу, ремонтную мастерскую, небольшой завод по производству аппаратов. Там же в Риге в апреле Зверева едва не погибла. При огромном стечении любопытствующих поднялась в небо с показательными выступлениями, но сильный ветер снес машину в сторону трибун. Летчице пришлось резко изменить курс. Аэроплан опрокинулся и упал. "Еле жива", — описала свое состояние сама Зверева. Но серьезных травм чудом удалось избежать. Только легкие сильно болели, грудь придавило обломками "этажерки".

Началась Первая мировая война, и хозяйство Зверевой-Слюсаренко переехало в Питер. По заказу военного ведомства завод выпустил около 80 боевых самолетов "Маран", "Фарман" и "Ньюпор". Весной 1916 года Лидия Виссарионовна заразилась брюшным тифом и умерла. Есть версия, что причина не в тифе, а в иностранной разведке. К этому времени она закончила разработку нового, авторского боевого самолета. После смерти в бумагах Зверевой нашли даже письмо, написанное выдающимся летчиком Петром Нестеровым. А вот чертежей будущего аэроплана не обнаружили.Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небоДиплом авиатора Лидии Зверевой, полученный 23 августа 1911 года

Княгиня Шаховская: Едва не погибнув, не оставила мечты о небе

Жизнь — сплошная авантюра. Эту даму нередко титулуют княжной Шаховской. Некоторого занудства не избежать. Уместно напомнить, что княжна — это дочь князя. А княгиня — это жена князя. Все просто. При этом княгиня вполне может быть княжной по происхождению. Из другого княжеского рода. Евгения Михайловна Шаховская княжной не была. Она родилась в семье богатого петербургского купца Михаила Андреева в 1889 году. Княжеским титулом обязана замужеству с Андреем Шаховским, вследствие чего ей ошибочно приписывают родство с самими Рюриковичами. Есть, правда, туманные намеки у некоторых авторов, что Евгения была внебрачной дочерью другого Шаховского — Михаила, аж целого сенатора. Но бастарду княжеский титул все равно не полагался.

Брак оказался несчастливым и коротким. В свете шутили, что княгиня изменяет мужу постоянно. Но не с мужчинами. А с автомобилями. Страсть к мужским увлечениям у нее была, похоже, в крови. Стрельба, верховая езда, фехтование, те же авто.Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небоКнягиня Евгения Михайловна Шаховская и Всеволод Михайлович Абрамович. 1913 год

Пример Раймонды Ларош потащил княгиню в небо. В 1912 году в Германии выпускница Смольного института благородных девиц получила пилотский диплом. Любила шутить по поводу того, что авиация — дело простое. Главное — побороть страх. Без страха она подняла в 1913 году в небо аэроплан, в котором вторым пилотом сидел известный летчик Всеволод Абрамович, по совместительству герой ее страстного романа. Одна из газет писала: "На высоте всего 8 метров аппарат попал в воздушную воронку, образовавшуюся от спускавшегося под ними на землю другого аппарата. Аппарат, перевернувшись, упал стремглав на землю". По другим данным, потеря управления произошла на высоте 60 метров. В этом случае с трудом верится, что смерть не настигла обоих пилотов. Как бы то ни было, но через два дня Абрамович умер в больнице. Раны были несовместимы с жизнью. Княгиня уцелела. И приняла решение покончить с авиацией.Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небо
В те годы аэропланы выглядели довольно непривычно и были очень опасны: падение практически неизбежно оканчивалось гибелью лётчика. Фото: Stefan Sauer/Globallookpress

Все изменилось с началом войны. Шаховская подала прошение на высочайшее имя с просьбой отправить ее на фронт в один из авиационных отрядов. Это была третья попытка стать военной летчицей. Первая случилась в 1912 году во время итало-турецкой войны, вторая — в те же годы во время очередной балканской заварухи. Поначалу Шаховскую отправили служить в санитарный поезд имени великой княжны Анастасии Николаевны. Но неуемный темперамент княгини привел ее все-таки в военную авиацию. В ноябре 1914 года Шаховская, тут же получившая в прессе титул "первой российской военной авиатриссы", оказалась в чине прапорщика в Ковенском авиаотряде.

Возможная причина этого решения — близкие связи княгини с Григорием Распутиным, с которым она познакомилась после гибели Абрамовича, находясь в глубокой депрессии. Этому периоду приписывают и увлечение Шаховской опиумом и кокаином. В любом случае, воевала летчица недолго, чуть более месяца. Случилась темная история, в результате которой ее обвинили в шпионаже в пользу Германии. В первые годы войны Россию захлестнула шпиономания. Довольно вспомнить мрачную судьбу полковника Сергея Мясоедова, повешенного, сдается, по сфальсифицированному обвинению. Суд был скор и расторопен. Шаховскую приговорили к смертной казни. По личному распоряжению императора казнь заменили на монастырское заточение. Вновь подумалось про Распутина. Февраль 1917-го освободил многих. И виноватых, и безвинных. Октябрь 1917-го вытолкал уже свободную от уз княгиню к большевикам. Летать она больше не летала. Служила в ЧК, в Киеве. Видимо, коллегам льстило, что в их рядах не просто жертва царского режима, но титулованная воительница с контрреволюцией.

Завершилось все, как и следовало ожидать. Осенью 1920 года Шаховская погибла. То ли в пьяной перестрелке с соратниками, то ли была расстреляна за убийство авиамеханика в Гатчине. Взбалмошной авиатриссе был всего 31 год.

Любовь Голанчикова: Со сцены – за штурвал 

Совсем иная судьба ждала актрису Любовь Голанчикову, выступавшую в начале прошлого века под псевдонимом Молли Мор. Она выросла в бедной семье и привыкла всего добиваться сама. Получив известность на сцене, Люба загорелась полётами: в 1912 году бросила всё и ушла в авиацию.Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небоЛюбовь Голанчикова среди авиаторов. 1912 год

Первый же полёт окончился катастрофой, причём самолёт разбился вдребезги, но сама авиатрисса отделалась лёгкими травмами. Её мужество и неподдельный интерес к летательным аппаратам впечатлили голландского авиаконструктора Антона Фоккера: он пригласил Голанчикову испытывать его могучие аэропланы.

Так что первой в мире женщиной – испытательницей аэропланов стала наша соотечественница! Более того, в 1912 году она установила рекорд высоты тех лет среди женщин – 2400 метров. А через год стала также испытывать самолёты в авиастроительной мастерской Фёдора Терещенко – летала на аэропланах "Фарман".

Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небо
Примерно такие "Фоккеры" испытывала Любовь Голанчикова. Как видите, с управлением и мужчины не всегда справлялись: на фото запечатлены немецкие солдаты после крушения аэроплана. Фото: Sammlung Kotterba/Globallookpress

В начале Первой мировой войны Голанчикова, вышедшая замуж за богатого купца, не летала. Но со временем вернулась к любимому делу и продолжила заниматься испытательской работой в небе. После Октябрьского переворота тренировала будущих красных авиаторов, но охладела к новациям большевиков и эмигрировала в знакомую с довоенного времени Германию, а оттуда — в США. Видимо, жизнь в Штатах складывалась непросто, раз начиная с 1942 года, то есть с 53 лет, служила шофером. Умерла в Нью-Йорке в 1961 году.

Евдокия Анатра: Недосягаемая высота

Отдельно стоит упомянуть Евдокию Анатру, которая происходила из старинного рода обрусевших итальянских купцов и моряков. Она приходилась родственницей Артуру Анатре, который был одним из основоположников русской авиации и даже построил завод по постройке аэропланов, а также открыл лётную школу. Юная Евдокия Анатра прославилась тем, что в 1913 году установила мировой рекорд высоты полёта среди женщин: авиатрисса поднялась на 3000 метров над землёй.Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небоЕвдокия Анатра (в головном уборе с белой полосой) среди авиаторов

О дальнейшей её судьбе, к сожалению, ничего не известно.

Софья Долгорукая: Вместо любви и признания – могила в чужой земле

Самая необычная, полная взлётов и падений – во всех смыслах этого словосочетания – участь досталась княгине Софье Долгорукой. Она принадлежала к старинному роду Бобринских – её предком был тот самый Алексей Бобринский, по легенде внебрачный сын Екатерины II. А значит, в жилах бесстрашной русской авиатриссы текла самая настоящая царская кровь.

Софья Алексеевна отличалась чрезвычайным умом, и было в кого: её мать, Надежда Половцева, была одной из первых в России женщин-астрономов, а отец, Алексей Александрович Бобринский, – знаменитым археологом. С юности Софья отличалась любовью к точным наукам, при этом блестяще писала, свободно говорила на нескольких языках (шведский, например, выучила просто "от нечего делать").

В начале XX века графиня Бобринская, на тот момент уже княгиня Долгорукая (в 1907 году она вышла замуж за князя Петра Долгорукого), работала в качестве военного хирурга. Несколько лет провела на Балканах, а в Сербии отважная княгиня даже открыла больницу для заразившихся холерой – в те годы там свирепствовала эпидемия. За свой бесстрашный труд русская княгиня удостоилась награды из рук сербского короля Петра I.Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небо
Король Сербии Пётр I был восхищён отвагой русской княгини, спасшей тысячи сербов от холеры.Фото: Globallookpress

Но настоящей мечтой Софьи Алексеевны были самолёты, а также автомобили. Кстати, Долгорукая стала единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега 1910 года. Это было ралли протяжённостью 3200 км на приз Его Императорского Величества Николая II.Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небоКнягиня Софья Алексеевна Долгорукая во время пробега 1910 года на приз Николая II

В 1912 году Софья Долгорукая получила начальную лётную подготовку во Франции у того самого Луи Блерио, который первым пересёк Ла-Манш на аэроплане. Затем окончила школу пилотов Императорского Всероссийского аэроклуба – и попросилась на войну. Однако воевать ей запретили, разрешив лишь поступить на фронт сестрой милосердия, что она и сделала.

Впрочем, полетать княгине всё-таки довелось: по приказу Керенского женщинам разрешили служить в армии, поэтому Долгорукой удалось сделать несколько боевых вылетов. В 1918 году княгиня, уже к тому времени разведённая, повторно вышла замуж за князя Петра Волконского, а затем уехала в Лондон, к дочери от первого брака. Но в 1921 году большевики арестовали Петра Петровича, и княгиня примчалась из Лондона, чтобы вызволить любимого.

Вот что она писала в своей книге "Горе побеждённым" о своей поездке на родину:

В Гатчине... остановились у моей бывшей квартирной хозяйки, г-жи Пусевой. Два года назад я тренировалась на лётчика в Гатчинской военной школе и прожила у неё всё лето, снимая для себя нижний этаж дачи. Какое хорошее это было время! Полёты два раза в день: под вечер и рано утром, на рассвете. Солнце только встаёт, над землёй ещё держится легкий туман, а наверху уже ясно. Нервы взвинчены, душа наслаждается: так спокойно и так одиноко. А потом, выключив мотор, долгий планирующий спуск – вниз, на землю. Это было два года назад. Многое, очень даже многое может измениться за два года.

Мужа авиатриссе удалось спасти, и они вместе покинули страну. Больше Россию они не видели. Оба супруга вынуждены были в эмиграции браться за любую работу: княгиня Волконская-Долгорукая была таксистом, а её супруг брал заказы на переводы, работал простым клерком и даже подвизался в казино.

В своих воспоминаниях Софья Алексеевна рассказывала о том, как они с мужем пытались выжить на чужой земле:

Дальше? Дальше Европа, большие надежды, ещё большие разочарования... деньги разошлись, нищета... Преподавание гимнастики, ухаживание за больными в Ницце, кинематографические съёмки в роли статиста, чтение вслух слепому банкиру, экзамен на шофёра, такси в Париже... И тоска, тоска бесконечная.

В 1949 году трудный жизненный путь русской княгини-авиатриссы окончился: она скончалась в Париже, где и была похоронена. После неё осталось несколько стихотворений и книга воспоминаний, которую, несмотря на высокую художественную и историческую ценность, современники не оценили.Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небо
Одна из первых русских авиатрисс прожила остаток лет в эмиграции и похоронена на одном из парижских кладбищ. Фото: E. Teister/Globallookpress

Вот что написал на смерть княгини Волконской поэт Серебряного века Георгий Иванов:

Из нашей жизни ушла замечательнейшая русская женщина, необыкновенно одарённая и своеобразная. В любой стране ум, литературный талант, душевная исключительность и энергия покойной С.А. Волконской обратили бы на неё всеобщее внимание, поставили бы её на заслуженную высоту. В любой "своей" стране. Но ведь она долго жила и умерла не в своей стране. И вот, вместо любви и признания, могила в чужой земле, тетрадь своеобразных, острых, блестящих стихотворений, из которых всего одно или два были где-то случайно напечатаны, изданная по-русски и по-английски интереснейшая и всё-таки не пробившая стены читательского равнодушия и духовной глухоты книга, да ещё ряд статей и литературных обозрений.

Сегодня, в век равноправия полов, никого не удивляет даже женщина, ведущая ледокол, или женщина-космонавт. Тем не менее невозможно не восхищаться мужеством и самоотверженностью русских женщин, покоривших небо тогда, когда большая часть человечества ещё только мечтала подняться в облака.

Когда самолеты и дирижабли еще не придумали, люди поднимались в небо на воздушных шарах. Не только мужчины, но и женщины. В мае 1804 года девица Александра Турчанинова, прибывшая из Пензы в Москву навестить родню, из-за отсутствия желания у мужеска пола, погрузилась в воздушный шар, привезенный французами на показ, и поднялась над Первопрестольной. Поговаривали, что не одна, а вместе с взбалмошной и прекрасной княгиней Прасковьей Гагариной.Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небо

Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небо 

Княгиня за штурвалом, или Как отважные русские женщины покорили небо

https://tsargrad.tv/articles/knjaginja-za-shturvalom-ili-kak...

https://rusmir.media/2018/10/05/avia

https://gtn-pravda.ru/2020/08/04/v-pamjat-aviatrissi-zverevo...

Картина дня

наверх