На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • алекс кузь
    Ссср создавали мечтатели, романтики и гуманисты. Защита ссср осуществлялась холтофами, которыми руководили борманы в ...«Цели, задачи, по...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    С праздником Пасхи !
  • Надежда Минаева
    Есть поговорка: если не будете кормить свою армию, то будете кормить чужую. И это правильно! НО, если не "кормить" и ...«Срочно отменить ...

Главный броневик Красной Армии

После начала войны, специалистам Горьковского автозавода, пришлось в срочном порядке создавать принципиально новую бронемашину, на полноприводном шасси. Так родился самый массовый советский бронеавтомобиль БА-64.

До начала войны единственным бронеавтомобилем находившимся на вооружении РККА был БА-20. Этот броневик базировался на легковом заднеприводном шасси ГАЗ-М-1, и имел весьма посредственную проходимость.

Разработка бронеавтомобиля на основе ГАЗ-64 началась в июле 1941 года. Она велась конструкторским коллективом под руководством В.А. Грачева. Именно Грачев в свое время спроектировал первый советский внедорожник ГАЗ-61, а затем и ГАЗ-64. Компоновкой БА-64 занимался Ф.А. Лепенднин, а ведущим конструктором стал Г.М. Вассерман.Главный броневик Красной АрмииБА-64

Разработка нового броневика велась с учетом опыта применения БА-20. А он был не слишком удачным. Помимо плохой проходимости, БА-20 отличался посредственной бронезащитой. Его корпус, спроектированный по стандартам 1930-х годов с вертикальными бронелистами, имел довольно низкую пулестойкость. Изучив последние тенденции и трофейные немецкие броневики, корпус будущего БА-64 решили делать с малым внутренним объемом и сильно наклоненными листами. Такое расположение броневых листов значительно улучшало защиту — под определенными углами обстрела, пули от «ромбовидного» корпуса попросту рикошетировали. Кроме того рационально расположенные листы можно было сделать заметно тоньше, снизив тем самым массу автомобиля.Главный броневик Красной Армии

Бронеавтомобиль в Польше, 1945 год

Первый опытный образец БА-64 был изготовлен уже в январе 1942 года. Бронеавтомобиль имел классическую переднемоторную компоновку. Его экипаж состоял из двух человек — водитель располагался в средней части машины непосредственно над коробкой передач, командир (он же стрелок) находился за водителем в специальном боевом отделении. Корпус БА-64 был сварен из катаных бронелистов переменной толщиной 4-12 мм (позднее ее увеличили до 4-15 мм). Он надежно защищал от обычных пуль калибра 7,62 мм с любого расстояния, а от пуль калибра 12,7 мм с дистанции 500 м.

Собственное вооружение БА-64 было представлено 7,62-миллиметровым пулеметом ДТ калибра образца 1929 года. Он устанавливался в пулеметной башенке на специальной стойке с помощью которой можно было вести зенитную стрельбу (вертикальные углы наводки от -36° до +54°). Боекомплект ДТ составлял 20 дисковых магазинов (1260 патронов). При необходимости пулемет можно было снять, и благодаря дополнительным съемным сошкам использовать отдельно от машины.Главный броневик Красной Армии

Схема бронирования БА-64

В техническом отношении БА-64 от базового ГАЗ-64 отличался несильно. Броневик оснащался бензиновым 4-цилиндровым двигателем ГАЗ-АА мощностью 50 л.с. Он работал в паре с 4-ступенчатой МКПП от «полуторки» и одноступенчатой «раздаткой». Несмотря на относительно небольшую мощность, мотор обеспечивал вполне приемлемую динамику — бронеавтомобиль мог разгоняться до 80 км/ч, и это при том что боевая масса БА-64 составляла 2360 кг. Подвески были рессорные с гидравлическими амортизаторами от ГАЗ-М-1 и торсионным стабилизатором на задней оси. Тормоза барабанные с механическим приводом. Колеса пулестойкие гусматиковые (ГК) размерностью 7,00-16.Главный броневик Красной Армии

БА-64Б

В марте 1942 года бронеавтомобиль приняли на вооружение, а в апреле того же года началось его серийное производство. График поставок в войска был довольно рваным, сказывался дефицит материалов для сварки корпусов, двигателей, шин и других компонентов. Ввиду низкой защищенности от тяжелого вооружения, в армии БА-64 в основном использовался как автомобиль сопровождения, разведки или связи. Последняя осуществлялась посредством коротковолновой радиостанции 12РП или РБ-64.Главный броневик Красной Армии

БА-64Б (слева) и БА-64, хорошо заметна разница в ширине колеи

В целом БА-64 был довольно надежным и простым в управлении. Автомобиль неплохо чувствовал себя на бездорожье: уверенно передвигался по мягкому грунту, преодолевал 30-градусные подъемы и броды глубиной до 80 см. Кроме того за счет коротких свесов, БА-64 хорошо справлялся с небольшими рвами и канавами. Однако существовал у машины и существенный недостаток — из-за узкой колеи и высокого корпуса, броневик был склонен к опрокидыванию. На ГАЗе о проблеме знали и осенью 1942 года подготовили модернизированный вариант БА-64Б, который базировался на «широком» шасси вездехода ГАЗ-67. Однако в силу различных причин, производство новой машины завод смог освоить лишь спустя год.Главный броневик Красной АрмииБА-64 стал самым массовым бронеавтомобилем Советской армии. В различных модификациях он выпускался до 1946 года. Всего было выпущено: БА-64 — 3901, БА-64Б — 5209 экземпляров.Главный броневик Красной Армии
Главный броневик Красной Армии

 

https://back-in-ussr.com/2022/12/glavnyy-bronevik-krasnoy-ar...

Картина дня

наверх