На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 946 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Круглий
    Макс,  парадная и потому,  что в этих  домах  есть  "черный  ход".  Ну если перенесемся  в то время,  когда  только  ...Продолжаем знаком...
  • Макс
    Вот вам и простой ответ, почему везде подъезд, а в Питере парадное!Продолжаем знаком...
  • Валерий Светлый
    ничего, скоро власть изменится...В 1951 году 23 ра...

МиГ-29: самолет, обогнавший свое время

МиГ-29: самолет, обогнавший свое время Владимир Тучков

В чем наш истребитель превосходит зарубежные аналоги

6 октября 1977 года совершил первый полет истребитель МиГ-29. Разработчики ОКБ Микояна заложили в него настолько огромный конструктивный ресурс, что последние модификации МиГ-29 до сих пор ставят в затруднительное положение натовских пилотов, оседлавших уже другое поколение истребителей.

Смена поколений

В конце 60-х годов стало известно о том, что американская компания McDonnell Douglas работает над проектом истребителя нового – четвертого - поколения F-15 Eagle. Стали известны и его предполагаемые летно-технические характеристики. Это была нехорошая новость, поскольку существовавшие на тот момент советские истребители были не в состоянии конкурировать с американской машиной.


На снимке: американский всепогодный тактический истребитель McDonnell Douglas F-15 Eagle во время демонстрационных полетов / Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

В этой ситуации было решено пересадить ВВС СССР на перспективный фронтовой истребитель, который необходимо было разработать в кратчайшие сроки. Но при этом в целях экономии средств решили наряду тяжелым истребителем, аналогом F-15 Eagle, сделать и легкий, обладавший пусть и меньшей ударной силой, но большей маневренностью. Решение этой задачи поручили ОКБ Микояна, выигравшему конкурс проектов у Сухого и Яковлева. А ОКБ Сухого приступило к созданию тяжелого истребителя нового поколения Су-27.

У американских стратегов мысль работала в том же направлении: разработать и наладить крупносерийный выпуск сравнительно недорогих легких машин, вес которых находится в районе 10 тонн. И оснастить их прорывной авионикой, дабы истребители соответствовали требованиям четвертого поколения ЛА. Таковыми стали сразу два самолета: F-16A Fighting Falcon компании General Dynamics и палубный истребитель F/A-18 Hornet компании McDonnell Douglas.

На снимке: F-16A Fighting Falcon компании General Dynamics / Фото: wikimedia.org

Не дремала конструкторская мысль и у европейских производителей. Одновременно с созданием советского и американских истребителей четвертого поколения к разработке аналогичной машины, получившей название Mirage 2000, приступила французская компания Dassault Aviation.

Именно эта четверка легких истребителей четвертого поколения стала одной из лучшей в истории мировой авиации в 80-х-90-х годах. Причем у некоторых из этих машин превосходство сохранилось и поныне. Правда, если не учитывать появление истребителей пятого поколения. Но они пока еще и малочисленны, и в должной мере не освоены пилотами.

В легком весе

Сравниваемые нами истребители пришли в авиацию практически одновременно. F-16A совершил первый полет в 1974 году, поступил на вооружение ВВС в 1979 году. F/A-18 соответственно в 1978 и 1983. МиГ-29 – в 1977 и 1983. Mirage 2000 – в 1978 и 1984.

Но при этом у всех у них различная серийная судьба. F-16 тут является чемпионом: было произведено 4540 этих машин различных модификаций. Затем идут F/A-18 – 1800, МиГ-29 – 1600, Mirage 2000 – 620. Следует учесть, что три первых истребителя продолжают выпускаться, а «Мираж» был снят с производства в 2007 году.

Начнем сразу с позиций, по которых МиГ-29 уступает американцам и французу. Он имеет более слабую авионику. Что было предопределено тем, что электронная отрасль в Советском Союзе к концу 70-х годов находилась не на высоте.

У МиГ-29 низкий межремонтный ресурс двигателей, который составлял 400 часов, а на следующих модификациях был доведен до 700 часов. У американцев и француза этот показатель лежит в пределах от 1500 до 2000 часов. Однако это не изъян двигателя, а особенности его обслуживания в летных частях. В США плановые ремонты назначаются по техническому состоянию двигателя, а не по налету. Незначительный ремонт производится непосредственно в истребительных полках. Для чего требуется высокая квалификация обслуживающего персонала в частях и наличие высокоточной диагностической аппаратуры. В Советском Союзе, а теперь и в России такой подход не реализован.

Основным конкурентом МиГа, имевшего два двигателя, был F-16A с одним двигателем. И это существенно повышало живучесть нашей машины, поскольку она была способна летать с одним двигателем. Также МиГ-29 может взлетать с одним двигателем, что позволяет экономить время при взлете по тревоге.

К второстепенным недостаткам относится сравнительно небольшая дальность полета – меньше 1000 км. У F-16A – 1300 км., у Mirage 2000 – 1800 км. У F/A-18 боевой радиус – 1100 км. Однако дальность действия для фронтового бомбардировщика не является существенным параметром, поскольку он базируется в непосредственной близости от зоны боевых действий.

Чемпион по маневру

Но если рассматривать достоинства МиГа, то на их фоне меркнут все его недостатки. Он отличается уникальными летными данными, что предопределено и прекрасно спроектированным планером, и двигателями РД-33, тяга которых равна 2х5040 кгс, на форсаже – 2х8300 кгс. У F-16A соответственно 1х7900 кгс и 1х12900 кгс. В сочетании с прекрасной аэродинамикой и крылом большой площади (38,6 кв. м.) – у F-16A 27,8 кв.м. – это дает высокую маневренность, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, позволяет проходить виражи с малыми радиусами и выполнять уникальные фигуры пилотажа. В частности МиГ-29 делает «сваливание на хвост».

На снимке: самолет МИГ-29 в полете / Фото: Павлов / РИА Новости

К маневренности относится и такой параметр как скороподъемность, она равна 330 м/с против 270 м/с у F-16A. Существенна разница и в максимальных скоростях 2,3М против 2,0М.

Благодаря всем этим обстоятельствам МиГ-29 в воздушном бою был вне конкуренции. Вот как отозвался об этой машине канадский летчик-истребитель Боб Уэйд с общим налетом в 6500 часов, опробовав МиГ-29 в полете: «Я поражен маневренностью и управляемостью этого истребителя, особенно его способностью изменять свою ориентацию в полете. Это истребитель с потрясающей поворотливостью. Мне не дозволено делать непосредственных сравнений с каким-либо конкретным западным истребителем, но я могу сказать, что его характеристики при воздушном показе вплоть до участка малых скоростей полетной области не уступают или превосходят то, что выполняется на западных истребителях».

Еще одним неоспоримым достоинством этой машины, вытекающим из требований к ней, относится ее относительная неприхотливость в обслуживании. И способность летать с коротких малоподготовленных полос. У истребителя усиленная конструкция шасси и воздухозаборники, предотвращающие засасывание в двигатель при взлете посторонних предметов.

Если же говорить о последних модификациях этой машины - МиГ-29М и МиГ-35, - то они принадлежат уже к поколению 4++. И, как и свой «предок», несут в себе прекрасные родовые пилотажные черты.

Снимок в открытие статьи: истребитель МиГ-29, Московская область, 1988 год / Фото: Владимир Яцина /ТАСС

http://svpressa.ru/post/article/100171/

Картина дня

наверх