На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • владимир рябченко
    так и равноапостольный князь Владимир Красное Солнышко, после всех непотребств стал "святым"... Это забава такая изоб...Духовный гетман М...
  • Владислав Владислав
    Хорошо написано!Духовный гетман М...
  • Василий Киташов
    Напрасно русские люди покупаются на бандэровские притчи, глупости Бузины  и прочих "филологов"  о великом поэте . Тар...Духовный гетман М...

Кем бы вы были в 1917 году?

Политическая жизнь в 1917 году была чрезвычайно бурной. Одни партии и группы хотели отдать землю крестьянам, а фабрики — рабочим; другие рвались вести войну до победного конца; третьи мечтали поскорее раз­ру­шить до основания государство.

Узнать, к какой из них примкнули бы вы, можно с помощью политического компаса революции.Его горизонталь­ная ось показывает данные об экономических предпочтениях, от крайне левых (социалистических) до крайне правых (либеральных), а вертикаль­ная ось — данные о политических склонностях, от демократических до авто­ри­тарных. Мы расположили на этом графике десять основных поли­тических сил рево­люции.

Черносотенцы

До революции черносотенские организации пользовались под­держ­кой властей. Наибольшую известность они приобрели во вре­мя кровавых антиеврейских погромов в 1905–1907 годах. В Госу­дар­ственной думе черносотенцы были представлены во фрак­циях правых и националистов. Были убежденными монар­хистами и эта­тистами, то есть интересы государства были для них превыше всего; также для идеологии черносотенцев был характерен анти­се­митизм и другие виды ксенофобии. Резко противопоставляли себя социалистам и либералам. Наиболее известные лидеры — Николай Марков, Владимир Пуришкевич. Одна из организаций — Союз рус­ского народа — была самой массовой партией в дореволю­цион­ной России. После Февральской революции организованных рус­ских крайне правых и националистических движений и партий не суще­ствовало. Хотя некоторые лидеры черносотенцев подвер­га­лись арестам, а их газеты были закрыты, большинство их активи­стов и симпатизантов могли вести деятельность в ограниченных мас­шта­бах, например издавать периодику и листовки.

Кадеты

Партия народной свободы, или Конституционно-демократическая партия (кадеты), — центристская партия либерального толка. До Февраля она официально зарегистрирована не была. Не имея большинства в Государственной думе, фракции кадетов тем не ме­нее были весьма влиятельны. Они выступали с резкой критикой деятельности правительства, одновременно пытаясь прийти к со­глашению с ним. Лидером партии был Павел Милюков. После Февраля кадеты вошли во Временное правительство, где получили большинство портфелей. В партийной программе они заменили требование конституционной монархии на президентскую рес­публику. Кадеты последовательно выступали за продолжение вой­ны до победного конца, присоединение новых территорий. По на­цио­нальному вопросу высказывались за предоставление куль­тур­ной автономии народам России, однако против терри­то­риальной автономии; препятствовали немедленному решению важных вопросов революции, откладывая их до Учредительного собрания; выступали за единовластие Временного правительства; противо­действовали радикальным требованиям и в ходе кризисов власти постепенно теряли свои позиции. После вооруженных антипра­ви­тельственных демонстраций 3–5 июля 1917 года большая часть руководства стала склоняться к необходимости военной дикта­туры, поддерживая выступление Лавра Корнилова. После Октября партия была запрещена. На выборах в Учредительное собрание в целом по стране получила 2,1 % голосов, в Петрограде — 27 %.

Меньшевики-оборонцы

Меньшевики-оборонцы, занимавшие правый фланг партии, в наи­боль­шей степени поддерживали действия Временного правитель­ства. Еще до Февраля они выступали с лозунгом защиты отечества (в отличие от «революционных оборонцев»). Отдельно действовала социал-демократическая группа «Единство» (лидер — Георгий Плеханов), выступавшая за «войну до победного конца». Оборонцы не пользовались популярностью ни в массах, ни среди самих мень­шевиков.

Меньшевики-центристы

Меньшевики-центристы полагали, что революция находится на эта­пе буржуазно-демократических преобразований и пролета­риат не готов взять в руки государственную власть. С мая 1917 года центристы, в том числе Ираклий Церетели, входили в коали­ци­он­ные составы Временного правительства, считая необходимым сотрудничество всех сил демократии. Центрист Николай Чхеидзе возглавлял исполком Петроградского совета вплоть до сентября. По вопросу о войне центристы были «революционными оборон­ца­ми»: продолжая поддерживать войну, они считали необходимым как можно скорее начать переговоры с союзниками и социали­стами всех воюющих стран, чтобы приблизить демократический мир без аннексий и контрибуций. В сентябре произошло оформле­ние объединенной меньшевистской Российской социал-демокра­тической рабочей партии, где до декабря центристы имели большинство. Общий список партии получил 2,1 % на выборах в Учредительное собрание.

Меньшевики-интернационалисты

Фракция меньшевиков-интернационалистов во главе с Юлием Мартовым и Юрием Лариным была ближе всего к большевикам. Ларин с августа и вовсе примкнул к Российской социал-демокра­тической партии (большевиков). Интернационалисты выступали за немедленный демократический мир без аннексий и контрибу­ций, скорейший созыв Учредительного собрания, формирование «однородного социалистического правительства», включающего и большевиков. После вооруженных антиправительственных демонстраций 3–5 июля 1917 года выступили против гонений на большевиков. На съезде партии РСДРП (объединенной) (см. меньшевики-центристы) в декабре получили большинство в руководстве.

Правые эсеры

Правые эсеры группировались вокруг газеты «Воля народа» и в наи­большей степени поддерживали действия Александра Ке­рен­ского, возглавившего Временное правительство. Присо­еди­ни­лась к этому течению «бабушка русской революции» Екатерина Брешко-Брешковская. Трудовая группа, имевшая большое влияние в дореволюционной Думе, и Партия народных социалистов, кото­рые объединились в Трудовую народно-социалистическую пар­тию, близко примыкали к правым эсерам. Нередко они избирались в Учре­дительное собрание по общему списку.

Эсеры центра

Программа Партии социалистов-революционеров включала требо­вание социализации земли, что обеспечивало им наибольшую поддержку со стороны крестьян. Однако окончательное решение аграрного вопроса они откладывали до Учредительного собрания. Эсеры были единственной партией, которая выступала за федера­тивное устройство России. По вопросу о войне эта часть партии придерживалась «революционного оборон­чества». Сразу после Февральской революции эсеры были самой популярной партией, они доминировали в советах крестьянских депутатов, а вместе с меньшевиками — и в советах рабочих и солдатских депутатов. В ряды ПСР влилось около миллиона «мартовских эсеров», не имев­ших отношения к партии до революции, что на деле ослаб­ляло ее позиции. Несколько членов партии вошли в первый коа­ли­ционный состав Временного правительства. Лидером «эсеров цен­тра» признавался Виктор Чернов. Список ПСР на выборах в Учре­ди­тельное собрание в целом по стране получил 51,7 % голосов, в столице — 17 %.

Левые эсеры

С началом революции внутри Партии социалистов-рево­лю­ционеров (ПСР) сформировалась оппозиционная фракция левых эсеров. Они призывали срочно прекратить войну как импе­риа­листическую, немедленно передать землю крестьянам и перестать поддерживать Временное правительство, вместо которого предла­гали «однородное социалистическое». Это течение возглавляли Борис Камков и Мария Спиридонова. Вскоре после Октябрьского переворота левые эсеры вошли в состав Совета народных комис­саров (СНК) вместе с большевиками, тогда же произошло оформле­ние Партии левых эсеров-интернационалистов. По общему списку ПСР в Учредительном собрании получила 40 из 715 депутатских мандатов. Левые эсеры вышли из СНК после заключения Брест­ского мира с Германией, хотя продолжали работать в советах и аппа­рате ряда наркоматов до 6 июля 1918 года, когда левыми эсерами было совершено убийство немецкого посла.

Анархисты

Анархисты занимали самые радикальные позиции в социалисти­че­ском лагере, выступая за немедленное уничтожение государства, социализацию земли и промышленности, прекращение войны и т. д. Ни в России, ни в Петрограде не существовало единой или самой известной организации анархистов, в лучшем случае они объединялись в федерации. Отдельные группы или деятели анар­хистов играли большую роль в политических событиях рево­люции, входили в состав советов, участвовали в большеви­стской Красной гвардии и формировали собственные вооруженные отря­ды Черной гвардии. Анархисты были одними из организа­то­ров протестов 3–5 июля в Петрограде и входили в состав Военно-революционного комитета Петроградского совета во время Октябрь­ского переворота. По многим вопросам они тесно взаимо­дей­ствовали с большевиками. Немного умереннее анархистов были эсеры-максималисты. Анархисты раскололись по вопросу об отно­шении к большевикам, часть их лидеров (Нестор Махно, Всеволод Волин и др.) организовывали вооруженную борьбу как с белыми, так и с красными.

Большевики

После возвращения Владимира Ленина из эмиграции в апреле 1917 года, партия взяла курс на передачу всей власти Советам (в июле — сентябре лозунг был временно снят), немедленный всеобщий мир, рабочий контроль над производством и кон­фи­скацию всех помещичьих, уездных, монастырских и прочих земель в пользу крестьянства. Большевики последовательно выступали против коалиционного правительства и за право наций на само­опре­деление вплоть до отделения. Вскоре к ним присоединились Лев Троцкий, Анатолий Луначарский и многие другие внефрак­цион­ные социал-демократы. В сентябре-октябре 1917-го в про­вин­ции и на фронте произошло окончательное размежевание боль­шинства объединенных большевистско-меньшевистских органи­за­ций. После вооруженных антиправительственных демонстраций 3–5 июля, в которых большевики приняли участие, многие из них были арестованы, а Ленин и революционер Григорий Зиновьев скрывались от следствия. Партия была обвинена в связях с гер­ман­ским Генштабом. Однако популярность лозунгов большевиков обеспечила им массовую поддержку и господство во многих круп­ных советах рабочих и солдатских депутатов (в том числе в Петро­граде и Москве), где их поддержали и беспартийные акти­висты. Они нередко действовали в союзе с левыми эсерами и эсерами-максималистами, меньшевиками-интернационалистами и анар­хистами. На выборах в Учредительное собрание в целом по стране большевики получили 24,5 % голосов, но в Петрограде и Москве — 45 и 48 %.

Чтобы узнать, где на нем нахо­дитесь вы, нужно пройти тест и оценить 27 высказываний о самых акту­альных проблемах для сентября 1917 года, когда Корниловский мятеж уже не получился, а Октябрьский переворот еще не случился. Компас нельзя использовать для того, чтобы определить ваши современные предпо­чте­ния. Положение партий тоже жестко привязано к сентябрю 1917-го: пози­ции многих, особенно большевиков, по определенным вопросам позднее менялись на прямо противоположные. При этом близость каких-то пар­тий и групп на компасе не всегда означает, что они были союзниками в реальной политической борьбе: место на графике — это всего лишь сумма идеологических установок.

Пройдите тест «Политический компас революции» и узнайте, кем бы вы были сто лет назад — анархистом, кадетом, большевиком, правым эсером или черносотенцем
Подготовили Александр Резник, Дмитрий Голубовский

Начать

При переходе на сайт, там надо ещё разок нажать кнопку «Начать». Удачи! Мои успехи меня не разочаровали, я оказалась левее большевиков)))

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх