После принятия христианства на Руси князья оказались в затруднительном положении, касательно имен своих отпрысков. С одной стороны, необходимо было следовать тем канонам, которые задавала христианская церковь, и подавать пример другим. С другой, немаловажным было и сохранить архаичные традиционные имена, под которыми они уже правили, которые были известны для подданных, окружения и для них самих.
Так и получилось, что у Рюриковичей с Владимира Святого появилась «двуименность» — каждый князь носил два имени. Одно было родовым, другое христианским.
Стоит отметить, что круг династических имен Рюриковичей — это особый островок в именослове Древней Руси, который очень четко отграничен от имен других людей. Простого человека, даже боярина, тысяцкого не могли назвать Владимиром, Всеволодом, Мстиславом или Святополком. Конечно, исключения были всегда, но уже в позднее время, и их было не более двух-трех. Именослов династии — это личное владение династии, точно как киевский княжеский стол, в какой-то степени ее сокровище. Были похожие имена, например, Мирослав напоминал «Мстислава». Граница была очень жесткой.
Все же, христианское, крестильное имя фигурирует в источниках у центральных князей нечасто. В основном фигурируют династические. Христианское — для церковного использования, для использования в религиозной жизни, под ним исповедовались и причащались. Но до нас дошли совсем немногие, тем не менее, мы точно знаем, что почти у каждого русского князя имени было два. Система двуименности просуществовала не только все домонгольское время, но и пережила его.
Чаще всего в крестильные имена брали имена святых воинов. Особой популярностью пользовались такие святые, как Дмитрий Солунский, Георгий Победоносец, Феодор Стратилат, Феодор Тирон, Андрей Стратилат. То есть святые, у которых была своя военная карьера, и Рюриковичи по-своему это ценили.
К XV веку древние языческие имена окончательно исчезли. Их вытеснили новые христианские, а потому князья вновь стали получать по одному имени. У них уже одно, христианское имя, которое совмещает в себе все, что нужно. Оно и династическое, оно и христианское, связано с определнным святым, связано с предками. Интересно, что первые из таких имен — это не какие-то случайные христианские имена, а имена Василько, Роман и Давыд, то есть крестильные имена предков Рюриковичей Владимира (Василия) Святого, Бориса (Романа) и Глеба (Давида)».
Двуименность сохранилась, но в некотором ином виде: из языческо-христианской она трансформировалась в двуименность публичную и семейную. У правителя XIV-XV веков есть христианское династическое имя, известное всем, а также имя семейное, дававшееся по святцам, используемое только в домашнем кругу.
Например, человек рождается на день святого Тимофея. Поскольку под именем Тимофей править нельзя (не было такого династического имени, не было предков с таким именем), то он получает имя Иван. Под ним он и правил, в семье же для близкого круга он остается Тимофеем.
По материалам лекции Успенского Ф. «Феномен древнерусской многоименности»
Свежие комментарии