На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Лариса Голубицкая
    Какое было у нас безоблачное,доброе,счастливое детство! Такая же юность! Да и взрослая жизнь была не хуже,но правда с...Назад в Союз Сове...
  • Владимир Акулов
    Мир  вступил  в  эпоху  страшных  войн...И  слова  тут  ничего  не  значат  ...Пустые  споры  о  терминах  и  определ...Мои мысли
  • Лариса Голубицкая
    СУКА!!!!!!!!И выродилось же т...

Броневик без Ленина. История легендарного бронеавтомобиля

Жизнь ключевых исторических деятелей неминуемо обрастает символами и легендами. Можно видеть в этом чью-то злую волю по «фальсификации истории», но мифы и легенды часто слагаются стихийно, без манипуляций и преднамеренных фальсификаций. Такой была история броневика Ленина, о котором в 1917 году толком никто и не знал, зато после смерти Владимира Ильича броневик стал одним из главных символов революции.Призыв вождя. Художник Ираклий Тоидзе. 1947 год

Историю о броневике Ленина можно было бы начать со слов: как всем известно, приезд Ленина в Петроград 3 (16) апреля 1917 года сопровождался торжественной официальной встречей политэмигрантов и выступлением лидера большевиков с броневика. Очевидцы, правда, стали вспоминать об этом событии уже позже, во время складывания официальной ленинианы. Да и то значительных подробностей не сообщали, так что «всем известно» стало метаморфозой нашей исторической памяти, а не фактом 1917 года.

Надежда Крупская вспоминала:

«Когда Ильич вышел на перрон, к нему подошел капитан и вытянувшись что-то отрапортовал. Ильич, смутившись немного от неожиданности, взял под козырёк. На перроне стоял почётный караул, мимо которого провели Ильича и всю нашу эмигрантскую братию, потом нас посадили в автомобили, а Ильича поставили на броневик и повезли к дому Кшесинской. „Да здравствует социалистическая мировая революция!“ — бросал Ильич в окружавшую многотысячную толпу».

Естественно, в революционном хаосе о судьбе автомобиля никто не думал. В 1924 году, после смерти Ленина, был объявлен конкурс на памятник Ильичу, который предполагалось установить перед питерским Финляндским вокзалом — на площади, где состоялся небольшой импровизированный митинг с использованием броневика как трибуны. Участникам конкурса в качестве образца броневика был предложен бронеавтомобиль «Остин» так называемой 3-й серии. Но тогда поиск исторического броневика не организовали.Торжественное открытие памятника в 1926 году

С тех пор памятник Ленину, выступающему с броневика — один из символов Ленинграда

Инициативу такого поиска через несколько лет взял на себя участник той самой встречи Ленина Фёдор Быков, в 1917 году — командир авто-пулемётно-мотоциклетного бронеотряда при исполкоме Петроградского Совета. Вокруг него сложилась инициативная группа активистов, они переписывались с сотнями корреспондентов по стране, составили детальное описание искомой машины (по их мнению, это должен быть «Остин» 2-й серии). Поиски длились около десяти лет, пока наконец в 1939 году в окрестностях Ленинграда, в Сосновке, не был обнаружен бронеавтомобиль, который группа Быкова признала подлинным.

Этот лёгкий бронеавтомобиль «Остин» английского производства оказался в России в 1915 году, числился в Запасном бронедивизионе и во время войны использовался для обучения. После Февральской революции пребывал на Петроградской стороне, у особняка Кшесинской, затем разными путями оказался в отряде охраны Смольного. Принимал участие в штурме Зимнего дворца. Во время революционных бурь ему присвоили ставшее историческим название — «Враг капитала». В 1922 году отряд охраны Смольного расформировали, и броневик через несколько инстанций, как устаревший, оказался в ячейке ОСОАВИАХИМа (Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству) Ленинградского металлического завода, откуда он был отправлен в Сосновку.Броневик «Враг капитала» в Сосновке под Ленинградом. Февраль 1939 года

Любопытно, что в 1939 году высказывались сомнения в подлинности найденного броневика. Директор Музея Ленина В.В. Бедин на совещании с группой Быкова говорил:

«Вы знаете, какую ценность представляет этот броневик, если это тот, с которого выступал Владимир Ильич. <…> Но может получиться скандал, если мы выставим броневик, а он окажется не тем».

Впрочем, сомнения решили отбросить. Бронеавтомобиль отреставрировали и в 1940 году выставили во дворе Мраморного дворца — в те годы Ленинградского филиала Центрального музея В.И. Ленина. Сырой климат северной столицы привёл к необходимости повторной реставрации машины в начале 1970-х годов. После этого броневик выставили уже в здании Мраморного дворца, хотя музей, обратив внимание на падение посещаемости после переноса броневика внутрь, поднял вопрос об установке легендарного автомобиля на улице. В итоге 1980-е годы броневик провёл на прежнем открытом месте, но проходил регулярную профилактическую реставрацию.Финская делегация (финны — участники революции 1905 года) у броневика в 1955 году

В начале 1990-х «Враг капитала» оказался никому не нужен. Музей Ленина из Мраморного дворца переехал на небольшую скромную площадь в Смольный, а броневик даже хотели выкупить американцы и финны. В 1992 году его передали в Артиллерийский музей, где в 10 зале он экспонируется до сих пор. А на его месте перед Мраморным дворцом, ныне филиалом Русского музея, теперь «припарковался» Александр III.

История броневика на этом не закончилась. Ряд исследователей считает, что броневик — не тот. Британская фирма «Остин» в годы Первой мировой войны построила по русскому заказу более двух сотен бронеавтомобилей, которые — в зависимости от деталей изменявшегося проекта — относятся к трём разным сериям. Первоначальные описания группы Быкова, по которым искали броневик Ленина, содержали указания на «Остин» 2-й серии, произведённый в 1915 году. «Враг капитала» — «Остин» 3-й серии, заказ которой был подписан в 1916 году, а первые машины доехали до Петрограда… только летом 1917 года.«Враг капитала» в составе 1-го автобронеотряда Красной Армии. Западный фронт, лето 1920 года

Нынешний музейный экспонат, по мнению специалистов, и вовсе относится к «русским остинам» — бронеавтомобилям 3-й серии «Остинов», собранным в России на основе импортированных шасси уже в годы Гражданской войны, в 1918 году и позже. Документы, найденные в Российском государственном военном архиве, говорят о том, что бронеавтомобиль под названием «Враг капитала» был произведён на Ижорском заводе в июне 1919 года.

Так что же, броневик подложный? Скорее всего, да, настоящий ленинский броневик утерян: бронемашин времён Первой мировой войны вообще сохранилось немного. Но кричать об ужасной исторической фальсификации я бы не стал. Бурно развивающаяся лениниана в ранние советские годы нуждалась в символах. Долгие поиски реальной машины завели энтузиастов в тупик, и они были вынуждены выполнить общественный заказ, предложив пусть не реальный, но очень похожий броневик. В конце концов, история создания мифа — это тоже история.«Враг капитала» в Большом дворе Зимнего дворца в 2017 году, где он участвовал в выставочном проекте к столетию революции

Автор: Виктор Кириллов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх