На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алексей Васильев
    Это к вопросу о связи частного предпринимательства и надежности стратегически значимых систем.Погребенные зажив...
  • Лариса Шемисова
    Автор как то подсократил материал, Зворыкин бежал в Омск к Колчаку, а вот в Екатеринбург он пробрался тайно за деталя...Изобретения росси...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Полностью согласна!!!Одесса... 10 лет ...

Десять фотографий Серебряного века

Серебряный век — период истории русской культуры с 1890-х годов по 1920-е годы. Он совпал с европейской эпохой модерна и подарил отечественному и мировому искусству десятки новых направлений: символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм. Это было время бурного развития всех жанров искусства, но в первую очередь — поэзии, живописи и театра. Сам термин «Серебряный век» появился уже после его окончания, в эмигрантской среде, по аналогии с «Золотым веком» пушкинской эпохи.

Многие деятели Серебряного века получили признание при жизни: они издавали популярные поэтические сборники, их выставки собирали тысячи зрителей, а стихи расходились на цитаты и становились объектом пристального внимания критиков. Наследие этого периода осмысляется и сейчас. VATNIKSTAN собрал известные и неизвестные фотографии актёров, писателей, поэтов и художников Серебряного века.

Источники фото: «История России в фотографиях», Российская государственная библиотека, © Wikimedia Commons.

«Пиковая дама», 1890-е годыМария Славина — оперная певица и педагог за творческую карьеру исполнила более 60 ролей. Одна из наиболее знаковых — графиня в «Пиковой даме» в постановке Мариинского театра. В 1902 году удостоена звания «Заслуженная артистка Императорских театров».

Домашний спектакль Александра Блока, 1898 годАлександр Блок закончил гимназию в 1898 году и тогда же поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В это время будущий поэт увлёкся театром. В усадьбе Боблово он каждые каникулы ставил спектакли и сам в них играл: «Каменного гостя», «Гамлета», «Бориса Годунова». На фото запечатлён момент из «Гамлета», где Блок играет короля Клавдия, а его будущая жена Любовь Менделеева — Офелию.

Вера Комиссаржевская, 1900-е годыАктриса Вера Комиссаржеская (до конца 1930-х годов её фамилию писали как «Коммисаржевская») была звездой Александринского театра и исполняла роли Ларисы в «Бесприданнице», Нины Заречной в «Чайке» и Маргариты в «Фаусте». Актриса косвенно участвовала в революционном движении: деньги от благотворительного выступления она передала бакинской типографии, где печатали брошюры социал-демократической, социал-революционной и других антиправительственных партий.

Литературный кружок «Среда», 1902 годЛитературный кружок «Среда» в 1899–1916 годах объединял московских поэтов, писателей, художников и даже певцов. Участники собирались по средам дома у Николая Телешова и общались в неформальной обстановке. На фото слева направо: Степан Скиталец, Леонид Андреев, Максим Горький, Николай Телешов, Фёдор Шаляпин, Иван Бунин и Евгений Чириков (стоит). У каждого участника кружка было неформальное прозвище, связанное с названием московских улиц. Так Горького за любовь к теме бедняков называли «Хитровкой», Андреева за пристальное внимание к теме смерти «Ваганьковым», а Бунина — «Живодёркой» — за худобу и ироничность.

«Почему мы раскрашиваемся?», 1913 годНаталья Гончарова — русская художница-авангардистка (и двоюродная правнучка жены Пушкина Натальи Гончаровой) активно занималась живописью с 1906 года и пробовала себя в самых смелых направлениях искусства. Например, в боди-арте. В 1913 году она вместе с Михаилом Ларионовым и Ильёй Зданевичом подписала манифест «Почему мы раскрашиваемся»:

«Мы не стремимся к одной эстетике. Искусство не только монарх, но и газетчик и декоратор. Мы ценим и шрифт и известия. Синтез декоративности и иллюстрации — основа нашей раскраски. Мы украшаем жизнь и проповедуем — поэтому мы раскрашиваемся».

«Мир искусства», 1914 годУникальный групповой портрет сразу 18 известных художников «Мира искусства». На фотографии чернилами написаны номера, а на обороте подписаны присутствующие:

1. Мстислав Добужинский.
2. Александр Гауш.
3. Осип Браз.
4. Николай Рерих.
5. Иван Билибин.
6. Борис Кустодиев.
7. Владимир Кузнецов.
8. Павел Кузнецов.
9. Евгений Лансере.
10. Николай Лансере.
12. Николай Милиоти.
13. Анна Остроумова-Лебедева.
14. Кузьма Петров-Водкин.
15. Александр Таманов.
16. Князь Александр Шервашидзе.
17. Степан Яремич.
18. Исаак Рабинович.

Также на фото есть штамп: «фотографъ Яковъ Шим…ебергъ 1914». Яков Штейнберг — российский и советский фотохудожник, снимал портреты известных людей, фоторепортажи о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революции.

Проводы Бенедикта Лившица на фронт, 1914 годВ объектив Карла Буллы — владельца фотоателье в Санкт-Петербурге, известного как «отец русского репортажа» — совершенно случайно попали сразу четыре русских писателя Серебряного века: Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков. Фото 1914 года запечатлело проводы Бенедикта Лившица на фронт. Анненков вспоминал об этой фотографии:

«В один из этих дней, зная, что по Невскому проспекту будут идти мобилизованные, Корней Чуковский и я решили пойти на эту главную улицу. Там же, совершенно случайно, встретился и присоединился к нам Осип Мандельштам… Когда стали проходить мобилизованные, ещё не в военной форме, с тюками на плечах, то вдруг из их рядов вышел, тоже с тюком, и подбежал к нам поэт Бенедикт Лившиц. Мы принялись обнимать его, жать ему руки, когда к нам подошёл незнакомый фотограф и попросил разрешения снять нас. Мы взяли друг друга под руки и так были сфотографированы…».

Чуковский запомнил чуть больше деталей:

«Помню, мы втроём, художник Анненков, поэт Мандельштам и я, шли по петербургской улице в августе 1914 г. — и вдруг встретили нашего общего друга, поэта Бен. Лившица, который отправлялся (кажется, добровольцем) на фронт. С бритой головой, в казенных сапогах он — обычно щеголеватый — был неузнаваем. За голенищем сапога была у него деревянная ложка, в руке — глиняная солдатская кружка. Мандельштам предложил пойти в ближайшее фотоателье и сняться (в честь уходящего на фронт Б. Л.)».

Семья Гумилёвых, 1915 годБрак поэтов Николай Гумилёва и Анны Ахматовой не был счастливым: двум творческим натурам было трудно ужиться друг с другом. В 1914 году Гумилёв ушёл добровольцем на фронт, в начале 1915 года его наградили Георгиевским крестом 4-й степени и в это же время он простудился и месяц лечился в Петрограде. Возможно, именно в этот период сделано фото.

В 1918 году, через три года после этой съёмки пара окончательно расстанется (на тот момент они уже какое-то время не будут жить вместе). Будущему историку и географу Льву на фото три года.

После представления балета «Петрушка», 1920-е годыБалет «Петрушка» или «Русские потешные сцены в четырёх картинах» стал результатом совместного творчества Игоря Стравинского (композитор), Александра Бенуа (автор либретто, сценограф) и Михаила Фокина (хореограф). Балет успешно шёл в России и за рубежом. Слева направо: Николай Кремнев, Александр Бенуа, Борис Григорьев, Тамара Карсавина, Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский и Серж Лифарь.

Константин Бальмонт, 1920-е годыВ 1920 году поэт Константин Бальмонт покинул Россию и через Ревель добрался до Парижа. Здесь ему пришлось поселиться в маленькой меблированной квартире. По воспоминаниям Тэффи:

«… окно в столовой было всегда завешено толстой бурой портьерой, потому что поэт разбил стекло. Вставить новое стекло не имело никакого смысла, — оно легко могло снова разбиться. Поэтому в комнате было всегда темно и холодно. "Ужасная квартира, — говорили они. — Нет стекла, и дует"».

Эмигрантское общество относилось к Бальмонту прохладно: его подозревали в симпатиях к Советам. Несмотря на трудную обстановку Бальмонт продолжал творческую работу и в 1923 году получил номинацию на Нобелевскую премию. Приблизительно в этот период фото сделал Пётр Иванович Шумов — русско-французский фотохудожник, эмигрировал из России по Францию в 1906 году, стал личным фотографом Огюста Родена.

Картина дня

наверх