На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Спасибо, Татьяна. К величайшему сожалению, автор этих портретов, художник Вадим Окладников тоже ушел. Можно сказать: ...Замечательные раб...
  • Светлана Митленко
    Согласна!Как генерал Дубын...
  • Татьяна Бутова
    Какие замечательные работы!!!!!!! Спасибо огромное художникам и поэтам. Какие красивые ребята. Вечная память им. Нужн...Замечательные раб...

Телеистории, или Как рассказывали о прошлом на ТВ

Нашей стране прошлое небезразлично. Его обсуждают до хрипоты, за него могут даже подраться, но какое оно — нет согласия в России. Полярны точки зрения о Николае II, 1917 годе, Сталине, Горбачёве и, конечно, о 1990-м годе. Это только ХХ век, а что было прежде — бездна.

В СССР даже мнение КПСС о прошлом и его деятелях постоянно менялось. То Лаврентий Берия «лучезарною звездою сияет» как великий ученик Сталина и Ленина, то становится английским шпионом и создателем ужасного заговора по уничтожению СССР.Вымарывание прошлого доходило до абсурда. Подписчикам Большой советской энциклопедии из органов МВД в 1953 году прислали предписание об уничтожении статьи о Берии: «Государственное научное издательство „Большая советская энциклопедия“ рекомендует изъять из 5-го тома БСЭ 21, 22, 23 и 24 страницы, а также портрет, вклеенный между 22 и 23 страницами, взамен которых Вам высылаются страницы с новым текстом». Вместо статьи о видном государственном деятеле Лаврентии Павловиче Берии во все экземпляры была вклеена большая статья «Берингов пролив».VATNIKSTAN вспоминает 10 телепередач о российской истории: как рассказывали о прошлом Эдвард Радзинский, Леонид Парфёнов, Евгений Киселёв, Юрий Лотман и другие.

Эдвард Радзинский

Голос, тон которого не забудут поколения и поколения. Театральный драматург и искусствовед Эдвард Радзинский превратил историю в спектакль. Его повествование не претендует на достоверность, но с тем же талантом, что он пишет пьесы для подмостков России и Европы, он творит историческую драму. В сфере его интересов — Романовы, Сталин, Античный Рим, особенно Сенека. Там, где бушует кровь и страсть, его перо творит спектакль, где есть место фарсу, трагедии, комедии. С подчёркнуто театральной интонацией он приглашает всех к своему повествованию. В его рассказах не всегда есть место объективности, много огрехов. Но это неважно. Перед нами — драма, которая не нуждается в верификации.

«Колесо истории»

Превратить историю в игру — легко! Вместе со знаменитостями король полей и чудес Якубович сажает гостей в кареты для увлекательной гонки. Участники игры смотрят сцены из истории прошлого, которые им показывают актёры, и отвечают на вопросы. Ищут сокровища, как в фильме «Индиана Джонс», присоединяют Крым или отправляются в увлекательную экспедицию в прошлое, где каждый Победитель получит 50 тысяч долларов. Игра оказалась удачной во всех смыслах: просвещение в области истории полезно, а в игровой форме — полезно вдвойне.

«Свидетель века»

Владимир Кара-Мурза сделал достойную карьеру на ТВ. Сначала работал в «Итогах» на НТВ, вёл ночные новости. Но историк по образованию и призванию, Кара-Мурза хотел делать документальные проекты. Увлечение прошлым было обычным для команды НТВ — свои исследования старины глубокой делали Парфёнов, Евгений Киселёв, Набутов и прочие.

Концепция Кара-Мурзы — нарратив из первых уст, рассказ от свидетеля исторических событий без прикрас. Ведь история происходит перед нашими глазами, мы помним рассказы бабушек и дедушек о войне и сталинских годах, родителей о позднем СССР и 1990-х годах. Один из знаменитых гостей рассказывал о своих воспоминаниях.

«Намедни»

Уникальный формат — исторические события и повседневность идут рядом друг с другом как лучшие друзья. Вот мини-юбки, а рядом — танки в Чехословакии, шабашники и Брежневская конституция, тамагочи и дефолт рубля в 1998 году. Мэтр говорил, что увидел такой подход в одном из западных журналов и доработал.

Оказалось, что это идеальный формат. Бытовые детали типа духов «Пани Валевска» трогают сердце, а историческая канва дает пищу для размышлений. Что меня всегда поражало в Парфёнове — как можно так ёмко и отчетливо донести максимум информации. Будто ты был в 1978 году, пил эту газировку, читал эту книгу, узнавал о новых инициативах КПСС и вступал в комсомол. Максимум информации с минимальными усилиями. Гениально!«Российская империя»

«Намедни» в масштабе 220 лет. Летопись истории нашей страны со времён Петра Великого: России, что «подняли на дыбы», до заката величайшей континентальной империи мира в 1917 году. Первая серия фильма вышла в 2000 году, а последняя в 2003 году. Продуктивность зашкаливала. Цикл был приурочен к 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга.

Повествование по-парфёновски динамично, наполнено важной информацией без лишних эмоций. Как он описывал новости недели в своей передаче, так же, с полным погружением в реальность, говорил о победах русского оружия или Пугачёвщине. Всё снимается на месте событий. Съёмочная группа объехала больше десятка стран в поисках путей русской истории. Вот тот дом, в котором родилась матушка императрица Катерина Алексевна, а на этих водах Пётр Первый лечил печень, в таком богатом доме жил будущий лидер большевиков Ленин.

Леонид Парфёнов собирался продолжить свой цикл уже о СССР, «Советская империя» и даже отснял некоторые сюжеты, но из-за ухода Парфёнова с канала проекту не дали хода.

«Старая квартира»

История — это не только революции, войны и реформы. Это наша жизнь. Каждая вещь может включать в себя миллион воспоминаний, эмоций и рассказов. Помните «Чемодан» Довлатова или отцовские часы из «Криминального Чтива»? Такие вещи есть в любой квартире и семье. Чем ты старше, тем больше ценишь своё прошлое, которое зашито кодами во всём, что окружает. По волнам памяти гости переносятся в советский год, чтобы посмотреть фильмы тех лет, вспомнить греющие душу предания не такой и древности, спеть песни диссидентов. Детство, даже послевоенное, всегда светлое, а запах свежего хлеба, петушка на палке проносили сквозь года. Вещи — это больше чем предметы или материальный мир, это отпечатки в нашей душе, которые живут с нами долгие годы.

«Кто мы?»

Главный проект Феликса Разумовского. С 1992 года Феликс Вельевич исследует судьбы России, философию и религию. Приятно удивляет степень подготовки оратора, факты, подача без пустых эмоций или сомнительных теорий. Из его программ многие узнали о православной культуре, о столпах русского зодчества и иконах. Пожалуй, это и есть то просвещение, которого так не хватает нашей стране. Не менторский тон, а добрый рассказ о духовности России, её главной религии — православии. Полное погружение в сюжет — съёмки с исторических мест, кинохроника.Но не все мне показалось достойным. Нельзя не отметить, что оратор идеализирует Российскую империю, бичует красных и интеллигентов. Всегда удивляешься категоричным апологетам дореволюционной России: ну если так всё было хорошо, если охранка прижала всех к ногтю, отчего же две революции, отчего социальный раскол и крушение царского режима, когда нами правили лучшие люди. Что же пошли за Лениным и Сталиным? Так ли большевики были аморальны и чужеродны? Только в проклятых «тилигентах» вина октября 1917 года? Эти вопросы остались без ответа, и я не могу согласиться с промонархической трактовкой. Поэтому стоит поставить Разумовскому минус за необъективность. Но делает честь глубина анализа, проработка архивных материалов и качество повествования. По сути это моноспектакль об истории, который держит в тонусе до последнего.

https://vk.com/video165156087_163406054

Цикл «Новейшая история» на НТВ

Евгений Киселёв не только вёл «Итоги», но и снимал документальное кино. Очень достойное, хоть об этом мало кто знает. За долгую профессиональную жизнь он создал более 20 лент об истории ХХ века. Талант анализировать факты как никогда кстати — зритель узнаёт многое о переломных моментах бурного столетия. Сделано на совесть — качественная аналитика, мнения очевидцев и историков, аккуратность суждений. Документалка на все 100.

Евгений Киселёв служил в Афганистане как военный советник. Многих выпускников ИСАА тогда отправляли помогать братской азиатской державе. Его фильм сделан в том числе по личным воспоминаниям, впечатлениям о первых годах войны в далёкой стране: как СССР оказался в Кабуле, почему не одолел моджахедов.

Млечин

Леонид Михайлович начинал как обычный обозреватель «Известий». На ТВ попал в 1990-е годы как ведущий новостной передачи «Де факто», где рассказывали о событиях недели. Но увлечение прошлым, особенно Третьим рейхом, привело его на ТВЦ, где ему выделили передачу «Особая папка». Сам Млечин был силен в написании детективов. А потому в его устах любой сюжет становится криминальным чтивом — с героем, врагами, накалом страстей.

Пламенная речь Млечина затягивает в водоворот, динамика повествования завораживает. Важен не сам рассказ, а скорее пыл и жар, с которым говорят с экрана. О ком бы ни шла речь — Геббельс, Майкл Дуглас, Троцкий, Ягода, Ежов или даже Моше Даян. Обо всех слушать приятно. Да, Млечин пристрастен, например Троцкий в его устах просто супергерой, преданный жалким завистником-грузином, а Сталин — слабый и жестокий сатрап, маньяк.

https://vk.com/video343697907_456240187

«Беседы о русской культуре» Юрия Лотмана

Выдающийся филолог, мыслитель и глыба русской науки ХХ века. Юрий Лотман, преподаватель университета города Тарту в Эстонии, читает свои лекции из кабинета.

Поражают черты, которые отличают именно советских ученых — структурированность, степенность и выверенность каждой лексемы.

«Беседы о русской культуре» — это цикл телевизионных передач, созданный в конце 1980-х годов на основе соответствующего курса лекций в университете Тарту. В центре внимания жизнь российского дворянства пушкинской эпохи. По сути курс истории повседневности с погружением в культуру.

Автор: Семён Извеков

Картина дня

наверх