На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 939 подписчиков

Свежие комментарии

  • Галина Дудкевич
    Спасибо за такой исторически ценный материал о вожде!С днём рождения, ...
  • demyr150648
    Видите, нет персональной оценки эффективности госслужащих, а есть бездарная и преступная система образования в целом:...А школа у нас опу...
  • Elena Guseva
    У этого "министра" на физиономии написано: козёл, подонок, сволочь.А школа у нас опу...

Агитпоезда 1924 года

Материал из Рабочей газеты "Искусство и промышленность". Выпуск № 1 за январь 1924.

В истории плаката, который впервые в советских руках приобрел такое важное агитационное значение, агитационные поезда были самыми яркими достижениями.

Плакат никогда не поднимался на большую высоту: целые поезда превращались в живые, пробегающие тысячи верст плакаты.

Расписывались и превращались с виду в драгоценные ларцы даже товарные вагоны.

Приходил на какую-нибудь захолустную станцию такой сказочно расписанный поезд и сразу вносил праздничное оживление.

Все население сбегалось и до мельчайших подробностей изучало все детали подписи и росписи.

До чего богата и добросовестна была эта роспись укажут хотя бы вот эти 17 фотографий.

Это все части одного и того же поезда „Красный казак“, цель которого была распропагандировать украинское казачество.

Задача была серьезная, политическая.

И выполнялась она серьезно.

— Их произведения на украинский народ произвели бы как раз обратное впечатление.

Об этом определенно говорит Я. Буров в интересной брошюре „Агитнарпоезда“, Москва, Госиздат 1920г. Первые работы по росписи были чрезвычайно неудачны. Стенки вагонов были покрыты футуристическими и символистическими картинами, изображавшими огромных чудовищ, попирающих революцию. Большинство таких изображений были непонятны и вызывали часто недоумение местного населения. По свидетельству других участников агитпоездов футуристические чудища и уродища вызывали смех и контрреволюционные замечания. Изгнание футуристов произошло по всему фронту, и поезда стали притягивать, а не отталкивать население. „Содержание картин агитпоездов и лозунги разрабатываются редакцией в составе т. Карпинского и др. Эскизы предварительно тщательно разрабатываются коллективом художников реалистов, работающих под руководством И. Новинского".


Фигуры везде — добросовестно нарисованы. Даже в орнаменте предупредительно выдвигаются действительно красивые украинские мотивы.

К сожалению, до сих пор нигде еще не была как следует изучена эта оригинальная деятельность советских локомотивов.

В журналах промелькнул один-другой расписанный вагон. Заграницей перепечатали эти же снимки, но об альбоме, где были бы поданы по возможности полно все фотографические снимки, которые уцелели от того времени, никто и не подумал.

Редакция журнала „Искусство и Промышленность“ задалась целью выпустить со временем такой альбом.
Насколько он будет интересен и поучителен покажет уже нынешний номер.

Повторяем: в истории прикладной живописи агитпоезд — яркое, небывалое в целом свете явление.


Советский плакат получил невероятную динамичность.

Кроме поездов в плакаты превращались и пароходы.

Расписали вагоны след. художники:
И.И. Новинский, Н.И. Сапалов, Н.Н. Поманский, Гранди, В.М. Виноградов, А.А. Глазунов, М. Марничев, Н. П. Пашков, А. Гущин, Н. Тихонов, С. Тихонов, А. Соборова, Т. Гусев, Т. Рыбаков.

Помещенные здесь 16 снимков с вагонов агитпоезда „Красный Казак“ далеко не исчерпывают всего художественного содержания этого учреждения.

За недостатком места редакция не имела возможности приводить многие любопытные в историческом и художественном смысле детали.

Тем не менее она надеется, что эти впервые появившееся в печати художественные материалы в достаточной мере охарактеризуют один из интереснейших периодов. ‚в истории русского плаката.

Чрезвычайно ценно и своевременно было бы собрать фото-материалы и по другим агитпоездам и издать отдельною книгою монографию.

https://orpk.org/books/1329

Из этого же журнала:

Как Великая Революция отразилась в детских глазах

Картина дня

наверх