Материал из Рабочей газеты "Искусство и промышленность". Выпуск № 1 за январь 1924.
В истории плаката, который впервые в советских руках приобрел такое важное агитационное значение, агитационные поезда были самыми яркими достижениями.
Плакат никогда не поднимался на большую высоту: целые поезда превращались в живые, пробегающие тысячи верст плакаты.
Расписывались и превращались с виду в драгоценные ларцы даже товарные вагоны.
Приходил на какую-нибудь захолустную станцию такой сказочно расписанный поезд и сразу вносил праздничное оживление.
Все население сбегалось и до мельчайших подробностей изучало все детали подписи и росписи.
До чего богата и добросовестна была эта роспись укажут хотя бы вот эти 17 фотографий.
Это все части одного и того же поезда „Красный казак“, цель которого была распропагандировать украинское казачество.
Задача была серьезная, политическая.
И выполнялась она серьезно.
— Их произведения на украинский народ произвели бы как раз обратное впечатление.
Об этом определенно говорит Я. Буров в интересной брошюре „Агитнарпоезда“, Москва, Госиздат 1920г. Первые работы по росписи были чрезвычайно неудачны. Стенки вагонов были покрыты футуристическими и символистическими картинами, изображавшими огромных чудовищ, попирающих революцию. Большинство таких изображений были непонятны и вызывали часто недоумение местного населения. По свидетельству других участников агитпоездов футуристические чудища и уродища вызывали смех и контрреволюционные замечания. Изгнание футуристов произошло по всему фронту, и поезда стали притягивать, а не отталкивать население. „Содержание картин агитпоездов и лозунги разрабатываются редакцией в составе т. Карпинского и др. Эскизы предварительно тщательно разрабатываются коллективом художников реалистов, работающих под руководством И. Новинского".
Фигуры везде — добросовестно нарисованы. Даже в орнаменте предупредительно выдвигаются действительно красивые украинские мотивы.
К сожалению, до сих пор нигде еще не была как следует изучена эта оригинальная деятельность советских локомотивов.
В журналах промелькнул один-другой расписанный вагон. Заграницей перепечатали эти же снимки, но об альбоме, где были бы поданы по возможности полно все фотографические снимки, которые уцелели от того времени, никто и не подумал.
Редакция журнала „Искусство и Промышленность“ задалась целью выпустить со временем такой альбом.
Насколько он будет интересен и поучителен покажет уже нынешний номер.
Повторяем: в истории прикладной живописи агитпоезд — яркое, небывалое в целом свете явление.
Советский плакат получил невероятную динамичность.
Кроме поездов в плакаты превращались и пароходы.
Расписали вагоны след. художники:
И.И. Новинский, Н.И. Сапалов, Н.Н. Поманский, Гранди, В.М. Виноградов, А.А. Глазунов, М. Марничев, Н. П. Пашков, А. Гущин, Н. Тихонов, С. Тихонов, А. Соборова, Т. Гусев, Т. Рыбаков.
Помещенные здесь 16 снимков с вагонов агитпоезда „Красный Казак“ далеко не исчерпывают всего художественного содержания этого учреждения.
За недостатком места редакция не имела возможности приводить многие любопытные в историческом и художественном смысле детали.
Тем не менее она надеется, что эти впервые появившееся в печати художественные материалы в достаточной мере охарактеризуют один из интереснейших периодов. ‚в истории русского плаката.
Чрезвычайно ценно и своевременно было бы собрать фото-материалы и по другим агитпоездам и издать отдельною книгою монографию.
Из этого же журнала:
Свежие комментарии