После отставки Якунина для меня судьба РЖД вызывала некоторые опасения - в деле руководства такими монстрами, помимо всего прочего, необходимо еще обладать и могучими лоббистскими возможностями, дабы пробивать на федеральном уровне необходимые для стратегического развития решения. Но по прошествии года оказалось, что все идет очень даже неплохо.
Полчаса поиска через Яндекс-Новости и перед вами небольшой разбор текущей ситуации в "Российских железных дорогах". По пунктам.
Для начала напомню, что ставили в вину прежнему руководству компании: требование финансовой поддержки со стороны государства, отказ от обнародования своих личных доходов, высокие тарифы, отмену поездов. С этих пунктов и начнем.
1. ЭКОНОМИЯ.
Весь последний год наш ж/д монополист проводит мощную реструктуризацию и оптимизацию своей хозяйственной деятельности. В 2015 году оптимизировано расходов на 28 млрд рублей. И это несмотря на общее сокращение объемов перевозок и неблагополучную экономическую конъюнктуру. В результате год закрыли без убытков и даже получили чистую прибыль в 8,2 миллиарда рублей. В 2016 процесс продолжился - речь уже идет о сокращении расходов на 45 млрд. рублей (по итогам года ожидается прибыль в 900 млн. рублей при выручке в 1,65 трлн. рублей).
При этом оптимизация не затрагивает трудовой коллектив компании (а это под миллион человек). Массовых сокращений нигде не проводится, даже наоборот - происходит небольшая, но все же индексация зарплаты: с 1 марта 2016 года заработная плата работников компании РЖД будет проиндексирована на 2,9% (руководство от индексации своих доходов благородно отказалось).
Изыскивать дополнительные средства в корпорации намерены за счет приватизации непрофильных активов, например, продажи 25% акций "Трансмашхолдинга" и собственной недвижимости. Плюс началась серьезная борьба с необоснованными закупками. Например, служебных авто: по итогам встречи был уволен президент «ТТК-Связь» Артем Кудрявцев, а через несколько дней - директор ОАО «Росжелдорснаб» - дочерней компании, которая организует закупки в холдинге РЖД, - Геннадий Горбунов. Согласно распоряжению Белозерова, которое попало в интернет 29 января, в РЖД также ограничены траты на служебные автомобили. Из текста документа следует также, что руководители среднего и низшего звена, которым положены машины, должны пересесть на продукцию отечественного автопрома.
Ну и под конец добавлю от себя. Хоть требование господдержки было одним из главных "обвинений" в адрес Якунина, я считаю ее абсолютно нормальным явлением: власти Индии планируют вложить в развитие сети железных дорог в стране $137 млрд в течение следующих пяти лет. Плохо это? Что плохого в том, что государство (тем более, если речь идет о самом большом государстве на планете) активно вкладывают бюджетные бабки в развитие своей транспортной инфраструктуры? Причем в этом (в истребовании денег из казны) РЖД обвиняли не только либералы, но и патриоты. Ну что ж, теперь все они могут успокоиться - компания, как видим, затягивает пояса и старательно переходит на режим самообеспечения.
2. РАСКРЫТИЕ ЛИЧНЫХ ДОХОДОВ.
Белозеров не стал вставать в позу по этому вопросу и спокойно отчитался о своих доходах: говорит, что делал это, работая в Минтрансе, и будет делать и дальше. Кому интересно, здесь подробные цифры.
3. ТАРИФЫ.
С 1 января тарифы на перевозки пассажиров проиндексированы на 4 % к уровню 2015 года. Втрое ниже инфляции.
Грузовые - на 10%. Опять же не критично. Это подтверждается и бизнес-планами компании: по итогам первого полугодия ожидается рост погрузки на 1,5% (в июне превысит 2%). Цифры может и не очень впечатляющие, но вряд ли стоит ждать каких-то прорывов, когда в стране у нас официально спад ВВП.
Сам Белозеров обещает тарифы не повышать, а снижать. Не знаю, насколько удастся реализовать эту цель, но видно, что компания не сидит сложа руки и активно пытается свои услуги сделать более доступными:
4. ОТМЕНА ЭЛЕКТРИЧЕК И ПОЕЗДОВ.
В 2016 году не отменили ни одной электрички. Наоборот, появились новые маршруты (включая поезда дальнего следования):
а) Сортавалы - Санкт-Петербург;
б) Уфа – Кандры - Туймазы;
в) Уфа - Самара – Саратов;
г) Челябинск - Екатеринбург;
е) Воронеж - Москва.
И еще один крайне важный пункт для любой транспортной компании.
5. ИНФРАСТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ.
В свое время Якунин как никто другой тратил времени на выбивание у Правительства необходимых инвестиций (РЖД просто физически не в состоянии самостоятельно финансировать такого рода проекты). Однако в периоды кризисов всем приходится включать режим жесткой экономии, и перед новым руководством сегодня стоит именно такая задача. Поэтому приходится выбирать. Например, окончательную реализацию проектов по расширению БАМа и Трансиба пришлось отложить в пользу других.
В частности, речь идет о строительстве Малого кольца Московской железной дороги (МКЖД), тестовый запуск которой произошел тря дня назад, а открытие запланировано на осень.
Для столицы - это один из важнейших проектов в области транспорта. Ожидается, что в первый год эксплуатации будет перевезено около 75 млн человек, а к 2025 году цифра может вырасти до 350 млн.
31 остановочный пункт, каждый из которых связан с наземным общественным транспортом. Десятки высокоскоростных поездов с интервалом движения 6 минут в часы пик. Из них - 33 "Ласточки". Которые, между прочим, производят в России (локализации уже превысила 70%, и это еще не предел).
Ну и самый долгожданный проект РЖД - ВСМ-2. Скоростная магистраль Москва-Казань, с перспективой продления на Екатеринбург и далее.
Целая эпопея была с ее запуском, когда каждый год утверждались все новые планы финансирования, а затем также благополучно отменялись. И вот наконец-то дело сдвинулось с мертвой точки: в ходе визита между Россией и КНР было подписано более 30 контрактов, в том числе на строительство высокоскоростной магистрали Москва-Казань, которое начнется до конца 2016 года. И свеженькое подтверждение от руководства компании:
Сплю и вижу, когда смогу доехать до Казани из Москвы за три часа без помощи авиации.
И вообще, ребята, - всё познается в сравнении. Мы просто очень быстро привыкаем ко всему хорошему. К бесплатному вай-фаю, к новым комфортным купе и электричкам. Привыкаем так быстро, что не успеваем даже оценить изменения по достоинству.
Пассажиры захотели бесплатный качественный вай-фай? Да пожалуйста! Или взять историю с плацкартными поездами, которые РЖД планировали отменить, заменяя их в том числе, своими новыми двухэтажными составами. Я-то это решение приветствовал двумя руками, но, оказалось, далеко не все соотечественники разделили мою оценку. На основе предложений пассажиров в РЖД приняли решение сохранить плацкарт, сообщил резидент компании. Но, по его словам, это будет новый более комфортный плацкартный вагон. Есть ли еще у нас в стране такая монополия, столь отзывчивая к просьбам граждан?
Расскажите, кстати, об этом знакомым украинцам. В качестве обмена опытом. Что они вам ответят?
Эти две фотографии сделаны на Киевском вокзале Москвы. Стоят рядышком два поезда. Один - РЖД. Другой - Укрзалізниця.
Вот и сравнивайте.
Свежие комментарии