Анатолий Пантелеевич Малков родился 12 августа 1941 года в деревне Нижняя Полянка Удмуртской АССР, первые годы жизни провел в городе Можга — промышленном центре Удмуртской республики, известном каждому советскому школьнику своими деревянными линейками.
В 1965 г. Анатолий Пантелеевич закончил Московский архитектурный институт, по окончании которого поехал в Караганду, отрабатывать положенные два года после обучения. В Караганде по распределению он устроился на работу в Художественный фонд Казахской ССР. Даже после возвращения в Москву, Малков еще 10 лет летал в Казахстан выполнять различные архитектурные проекты фонда, самой крупной из которых стала работа над монументом «Шахтерская слава».
История его появления такова — в 1969 году был объявлен конкурс на проект монумента. Всего набралось 11 претендентов из Минска, Свердловска, Алма-Аты и тандем, состоящий из днепропетровского скульптора А. П. Билыка и москвича-архитектора А. П. Малкова. Именно их работа и стала победителем конкурса.
В 1966 г. по возвращении в Москву Анатолий Пантелеевич стал работать в Моспроекте, где в качестве общественной нагрузки занимался праздничным оформлением трех районов Москвы — Тушинского, Ворошиловского и Краснопресненского. Здесь первой крупной работой Малкова стало участие в оформлении города к 50-летнему юбилею Советской власти.
Работа в качестве оформителя городских пространств настолько пришлась по душе Анатолию Пантелеевичу, что спустя пять лет он оставил работу архитектора в Моспроекте и перешел работать районным художником Москворецкого района столицы.
В то время районные художники подчинялись Управлению благоустройства ГлавАПУ г. Москвы. Идеологическую составляющую их работы курировал Горком партии, а художественную — главный художник по праздничному и рекламному оформлению Москвы. Тогда этот пост занимал Кронид Григорьевич Ческидов. В скором времени Ческидов перешел на работу главным художником недавно образованного издательства ЦК КПСС «Плакат» и в качестве своего преемника порекомендовал Малкова.
Так в начале 1970-х гг. Анатолий Пантелеевич стал главным художником, заместителем начальника Управления внешнего благоустройства и озеленения г. Москвы, возглавил коллектив из 30 художников-оформителей (по числу районов города, позднее их стало 33), так называемый художественный совет при Горкоме партии. Совет принимал эскизы оформления всей Москвы к Новому году, Дню Советской армии, Международному женскому дню, Дню солидарности трудящихся, Дню Победы, Дню Октябрьской революции и разного рода всесоюзным мероприятиям — форумам, фестивалям, олимпиадам и т.д.
Кроме районных художников в работе комиссии принимали участие инструктор горкома партии и работники райкомов из отдела пропаганды. На должность главного художника и в Глав АПУ и в Мосгороформлении всегда выбирали архитекторов, А.П. Малков считает это оправданным. Архитектор мыслит пространственно, гораздо в большей степени, чем художник или скульптор. Только архитектор может мыслить в планетарном масштабе, взлететь над городом, над страной, увидеть все возможные преобразования.
Придя на должность главного художника Управления внешнего благоустройства, Малков сразу же стал экономить время, своё и других. Показ форэскизов, затем эскизов с последующим утверждением с той поры занимал 10–20 минут на каждый район города. В результате время работы комиссии сократилось с двух недель до пяти дней.
В 1970-е гг. расходы на праздничное оформление в масштабах страны достигали 30–40 млрд. руб. в год. В эту сумму входили затраты не только на оплату труда художников и всевозможные расходные материалы, но и затраты связанные с освобождением от основной работы специалистов, задействованных для создания и эксплуатации во время праздничного шествия и демонстрации автотранспарантов и передвижных агитустановок. С 1976-78 гг. Малков стал регулировать объемы оформления, сокращать количество агитустановок.
Характерен случай, произошедший при обсуждении эскизов оформления города к 60-летию Октябрьской революции в 1977 г. На одной из развилок в Перовском районе художники из Художественного фонда предложили установить гигантский ростовой портрет Ленина высотой 25–27 метров. А.П. Малков выступил против создания такой установки. Свое несогласие он мотивировал несоответствием краткого срока эксплуатации панно с колоссальностью затрат на его выполнение — установка портрета размером с семиэтажный дом потребовала бы устройства металлоконструкции весом в несколько десятков тонн и массивного фундамента объемом в десятки кубометров бетона. Нечто подобное стояло в начале Кутузовского проспекта.
Председатель исполкома Перовского района В.П. Шанцев (ныне губернатор Нижегородской области) в отличие от районных художников, потерявших «жирный» заказ, был только рад тому обстоятельству, что ему не придется городить этого монстра. И так во всем, Малков сокращал количество постоянных и временных выставок, портретов, панно и прочих элементов оформления города и колонны демонстрантов.
Другая история была связана с оформлением Центрального стадиона им. В.И. Ленина в Лужниках в 1980-м году. Художественный фонд разработал проект оформления Лужников к Олимпиаде. Согласно проекту вокруг основной арены, с внешней ее стороны надлежало построить металлический каркас шестиметровой высоты, с трехметровым выносом от стены, через каркас волной протянуть флажки цвета олимпийской гаммы, а над входами на арену вывесить крупное изображение олимпийской эмблемы. От входа метро Спортивная до входа в Лужники и вокруг них планировалось покрасить асфальт олимпийскими цветами.
На градостроительном совете в ГлавАПУ Малков выступил против этого проекта. Здесь уже речь шла не только о колоссальных затратах на устройство металлического каркаса и покраску асфальта, речь шла о сомнительности затеи сверления стен архитектурного сооружения (включающих и мозаичные панно) ради 12-ти дней Олимпиады. Тем не менее, проект был утвержден, и Малкову пришлось обжаловать это утверждение на уровне Горкома партии. В результате от первоначального проекта остались только фрагменты, декорирующие входы на стадион.
В 1985 г. А.П. Малков перешел на работу в Управление городского оформления и рекламы Мосгорисполкома (Мосгороформление). В Мосгороформление Малкова пригласил первый заместитель начальника Управления Сергей Сергеевич Клюшкин. Здесь Анатолий Пантелеевич оформлял Красную площадь и центральную часть города. В этот период первым секретарем Московского городского комитета (МГК) КПСС стал Б.Н. Ельцин, все эскизы по оформлению города должны были получать его одобрение.
В 1987 г. праздновался День города Москвы. Довольно странен был выбор юбилейной даты — 840 лет. Такие юбилеи не отмечают с подобным размахом. День города транслировался в течении двух дней по телевидению. Ельцин как секретарь горкома присутствовал на всех мероприятиях и многократно был показан на всю страну, это стало прекрасной рекламой для него, его стали узнавать во всех уголках огромной страны, воспринимать, как активного хозяйственного деятеля и политического лидера.
Именно тогда, в 1987 году было принято решение сделать День города Москвы традиционным праздником. Сначала были проведены Дни каждого района отдельно, это стало как бы репетицией последовавшего затем общегородского празднования.
Процесс подготовки к празднику на этот раз тоже не обошелся без эксцессов, за день до празднования Дня города Малкову позвонили из Горкома, сообщив о ЧП — Ельцину не понравилось центральное панно для оформления ГУМа, потребовал переписать. В центре панно по золотому фону крупными буквами было написано «Москве 840 лет», по бокам в клеймах две композиции: средневековый строитель с Храмом в руках и строитель из нашей эпохи. Панно размером 20 х 20 м художники пишут две недели, затем неделю оно сохнет, а здесь высшее городское руководство потребовало сделать все за день.
Малков примчался на Красную площадь, и оценив ситуацию, распорядился навести порядок на прилегающей территории, убрать мусор, отвезти подъемные краны, покрасить металлоконструкции, обтянуть декоративной тканью трибуны. Когда вечером приехал Ельцин, Анатолий Пантелеевич отрапортовал: «Борис Николаевич, все, что Вы говорили, все поправили». Малков вкратце объяснил Ельцину законы композиции и взаимоотношения пропорций частей и целого, рассказал о диалектике цвета в архитектуре, поведал, что панно надо воспринимать с разных точек зрения, не только от Мавзолея, но и с его трибуны, от начала площади, и в ее конце, наконец, панно надо просто полюбить. Работа была принята.
В том же 1987 г. праздновалось 70-летие Советской власти. Красную площадь оформлял Художественный фонд под руководством художника Савицкого. На здании Исторического музея поместили утрированное, объемное изображение развевающегося знамени с крупной цифрой «70».
На здании ГУМа, в центральной его части на красном фоне разметили большой портрет, написанный с одной из последних фотографий уже больного Ленина. Слева на ГУМе разместили лозунги из первых декретов Советской власти, а справа новые лозунги эпохи Перестройки.
В это же время неожиданно и повсеместно вошло в моду создание динамических, экспрессивных композиций с наклонными цветовыми плашками, линиями и текстами. Так, районный художник Фрунзенского района Г.П. Лупандин оформил концертный зал им. П.И. Чайковского лозунгами на диагональных щитах.
Год спустя в 1988, Ельцин распорядился спроектировать и изготовить новые стенды для политических газет. Первоначально эта работа была поручена мастерским ГлавАПУ, однако в указанные сроки проект не был выполнен. Тогда Малков самостоятельно изготовил эскизы стендов, один из которых был утвержден и направлен на производство экспериментального образца. Мосгороформлением было смонтировано два экспериментальных агитгородка, один из которых расположился близ гостиницы Украина.
После, с изменением политического курса страны, в течении 1991 и частично 1992 г. город не оформляли вообще, городское хозяйство находилось в запустении, всем было не до праздников. В 1992 г. впервые после революции 1917 года город был украшен к церковным праздникам — Рождеству и Пасхе. Это были панно в виде огромной иконы на зданиях гостиницы «Москва» и Историческом музее, праздничные транспаранты-перетяжки и несколько отдельно стоящих конструкций.
С 1993 года началось поначалу робкое возвращение элементов праздничного убранства столицы на свои исконные места. Тогда город оформлялся только к тем праздникам, которые были выходными днями. Седьмое ноября перестало быть государственным праздником, исчезло из праздничного календаря. Первое мая и даже девятое — День Победы, стали восприниматься как устаревшие, сугубо Советские праздники.
И, тем не менее, именно к 9 мая 1995 года, к 50-летию Победы город наконец привели в порядок — подмели улицы, подстригли газоны, заасфальтировали дороги и подготовили комплексную программу по оформлению городских пространств и проведению парада. По Красной площади прошли ветераны войны, а на Поклонной горе — военная техника.
Смена политического курса страны в положительном смысле никак не повлияла на стиль работы городских руководителей. Зато авралов стало больше, а уважения к людям меньше. При подготовке к празднованию 50-летия Победы, Анатолию Пантелеевичу неожиданно поступило распоряжение за ночь сделать эскизы оформления Красной площади и показать их мэру города Ю.М. Лужкову. Серия эскизов была решена в традиционном ключе — в центральной части ГУМа изображение ордена Победы, по краям Родина-мать и Солдат, лишь выбор композиции для Исторического музея диктовался реалиями новой международной политики — здесь Малков изобразил сюжет хорошо известной фотографии «Встреча на Эльбе». После утверждения эскизов Лужковым и Ельциным все праздничное оформление Красной площади было изготовлено за две недели. Это был первый за 30 лет праздник, на который А.П. Малков, главный художник Мосгоррекламы (так стало именоваться Мосгороформление с 1994 г.), не получил официального приглашения.
В 1998 г. после рейдерского захвата «Мосгоррекламы» компанией «Роспром» Михаила Ходорковского, Анатолий Пантелеевич Малков был вынужден подать заявление об увольнении по собственному желанию. Еще 3–4 года он поработал с худфондовскими работниками, построил несколько стел в городах Ямало-Ненецкого округа. С 2001 г. Анатолий Пантелеевич живет тихой жизнью столичного пенсионера, лишь иногда, время от времени, пишет картины для души.
Свежие комментарии