На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 947 подписчиков

Свежие комментарии

  • Елена
    А ещё часть спокойненько жила себе в таких странах, как США и Канада. Те принципиально их не выдавали. Нет им всем пр...Старики-нацисты -...
  • Елена
    В то время одних коллаборационистов насчитывалось свыше пятиста тысяч. Расстреляли после войны и во время войны меньш...Старики-нацисты -...
  • Елена
    На Нюрнбергском процессе повесили тринадцать человек.Старики-нацисты -...

Полярный летчик герой, бомбивший Берлин в 1941-м

Михаил Водопьянов — лётчик, Герой Советского Союза. Участник спасения экипажа парохода «Челюскин», участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации. Четырежды награжден Орденом Ленина и Орденом Красного Знамени.

Родился 6(18) ноября 1899 года в семье тамбовских крестьян. В феврале 1918 года добровольно вступил в Красную Армию.

Служил обозным в Дивизионе Воздушных Кораблей «Илья Муромец». Участвовал в гражданской войне. Воевал против Александра Колчака и Петра Врангеля. Затем до 1921 года работал шофером.

Окончил летную школу «Добролета», а в 1929 году получил диплом Московской летно-технической школы. С 1929 года Михаил Водопьянов находился в управлении Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация» общества «Добролет» в Хабаровске.

В январе 1930 года на самолете «СССР-127» Водопьянов проложил воздушный маршрут: Хабаровск - Оха - Александровск-на-Сахалине, названный «Трассой героев», протяженностью 1130 км. Первый маршрут перелета готовил вместе с пилотом Карлом Ренкасом.

Зимой 1933 года Водопьянов, в испытательном перелете из Москвы до Петропавловска-Камчатского потерпел катастрофу и его самолет разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а Михаил Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы. Несмотря на это, через год добился отправки для участия в спасении челюскинцев.

Вместе с Виктором Галышевым и Иваном Дорониным совершил перелет длиной почти 6500 км из Хабаровска в Ванкарем на самолете Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты и горы, по неимоверно тяжелой трассе. Также, из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез десять человек.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Через пять лет, Михаилу Водопьянову вручена медаль «Золотая звезда» № 6.

На самолете АНТ-6 во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север» 21 мая 1937 года впервые в мире совершил посадку на лед в районе Северного полюса, применив впервые тормозной парашют. Самолет Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс». За это награжден орденом Ленина.

Водопьянов являлся участником советско-финляндской войны 1939-1940 года в должности командира тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, награжден орденом Красного Знамени. За боевые заслуги, 2 февраля 1940 года присвоено звание «комбрига».

С июля 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне в качестве командира 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года лично участвовал во втором налете на Берлин. Его самолет Пе-8 оказался подбит и совершил вынужденную посадку на территории Эстонии, занятой противником.

Вторым пилотом на Пе-8 был майор Эндель Пусэп - эстонец. Пусэп впервые оказался на родине предков. Покинув повреждённый самолёт, экипаж встретил перепуганного мальчика-пастуха; благодаря Пусэпу, не забывшему эстонский язык, лётчики смогли узнать у него дорогу до линии фронта и вернулись к своим.

На фото майор Эндель Пусэп. (Пусэп позже Молотова в Англию и США на переговоры на Пе-8 "возил". После войны вернулся в Эстонию, а в 90-е "родина предков" у заслуженного человека, ветерана, Героя Советского Союза, дом и пенсию отобрала...)

За большие потери Водопьянов смещен с должности командира, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой летчик.

С 1946 года Михаил Водопьянов находился в отставке в звании генерал-майора авиации. Входил в Центральный Исполнительный Комитет Советского Союза.

Помимо авиации Михаил Васильевич активно занимался литературной деятельностью. Являлся членом Союза писателей, написал книгу "Полярный летчик" и множество рассказов.

Михаил Васильевич Водопьянов скончался 11 августа 1980 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище столицы.

https://vk.com/wall-144904445_197487

Картина дня

наверх