На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 948 подписчиков

Свежие комментарии

  • Natali
    Хихи, наверное ;)12 удивительных т...
  • Валерий Светлый
    Ленин умел организовывать всехВ пасти «жёлтого ...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Наверное, это - тот самый код, который никак не могут понять те, кто именно поэтому его так ненавидит)))12 удивительных т...

Как наш подполковник навсегда приземлил немецкого "золотого мальчика", сбившего 173 советских самолета?

История знает немного случаев, когда немецкий ас с трехзначным числом уничтоженных машин и семью стами боевых вылетов был сбит в бою советским истребителем с 15 звездочками на фюзеляже. Именно такой уникальный случай произошел 5 сентября 1943 года в небе над Полтавщиной, где был сбит «золотой мальчик» люфтваффе.


Как наш подполковник навсегда приземлил немецкого "золотого мальчика", сбившего 173 советских самолета?

Опаснейший враг с лицом парнишки

В нашей стране практически ничего не слышали о немецком летчике Хайнце Шмидте. О нем нет страницы в русской Википедии, а его имя вспоминают лишь как большую победу советских асов. Тем не менее Шмидт был опаснейшим врагом и мог доставить еще немало проблем, если бы его не сбили 5 сентября 1943 года.
По слухам, сами немцы называли Шмидта «золотым мальчиком». И дело тут не только в совершенно мальчишеском лице 23-летнего Йонни. В бою Шмидт был страшно результативен.
Воюя с самого 22 июня 1941 года, к концу переломного лета 1943-го на счету гауптмана Шмидта было 173 сбитых самолета.

Да, всегда стоит учитывать, что своих лучших асов немцы старались беречь и лишний раз не обременять опасной летной рутиной. К тому же, на счету Шмидта было и огромное количество боевых вылетов — 712. Для сравнения: у трижды Героев Советского Союза Кожедуба и Покрышкина было по 330 и 650 боевых вылетов.
Как наш подполковник навсегда приземлил немецкого "золотого мальчика", сбившего 173 советских самолета?Хайнц (Йонни) Шмидт.

Хайнц служил в 52-й истребительной эскадре, считавшейся лучшим подразделением люфтваффе. Тем не менее, к концу лета 1943 года эскадре пришлось попрощаться с привычным комфортом на знакомых аэродромах и господством в воздухе. JG-52 приходилось постоянно рассеивать силы на трещащем по швам фронте от Кубани до Харькова.

По воспоминаниям воевавшего в 52-й эскадре аса Вальтера Вольфрума, немецким летчикам приходилось каждые пару дней менять аэродромы и перемешаться на другие «горящие» участки фронта. Кроме того, после разгрома под Сталинградом эскадре остро не хватало транспортников Ju-52.

С дефицитом «Юнкерсов» немцам было всё труднее перевезти необходимые запчасти и инструменты. А механиков иногда приходилось перевозить на истребителях. Не будет лишним сказать, что самая крупная заслуга в этих проблемах немцев принадлежит Красной Армии, которая с каждым днем гнала фашистскую гадину всё дальше на запад.

Настоящий ас и командир

Личное участие в этом принимал опытный летчик подполковник Николай Варчук — человек, поставивший точку в судьбе Йонни Шмидта. Николай Изотович был опытным летчиком. Еще до войны окончил с отличием Качинское летное училище, сражался с японцами на озере Хасан в 1938 году, за что был удостоен ордена Красного Знамени.

На фронтах Великой Отечественной Николай Изотович сражался с первых дней войны. Свой счет уничтоженных фашистов на И-16 капитан Варчук открыл 15 октября 1941 года (по другим данным — сделал это еще летом). Особенно Николай Изотович отличился в качестве командира 737-го истребительного авиаполка.

Полк Варчука входил в 291-ю штурмовую авиационную дивизию и в бою должен был решать сложную тактическую задачу по сопровождению и прикрытию штурмовиков Ил-2. Вместе со штурмовиками летчики Варчука прошли ожесточеннейшие сражения войны: Сталинград, Курск и битву за Днепр.
Как наш подполковник навсегда приземлил немецкого "золотого мальчика", сбившего 173 советских самолета?Н.И. Варчук (1912-1943).

Командира отмечали за хладнокровие и выдержку, его летчиков — за самоотверженность в бою. Маршал авиации Степан Красовский констатировал, что летчики 737-го истребительного авиаполка поднимались в небо по 8-9 раз в день. Ощутимо снижая при этом потери штурмовиков.

Летчики полка ценили своего командира не только за смелость в воздушных сражениях, но и за человеческие качества. Требовательный Николай Варчук всегда интересовался моральным состоянием и настроением своих подопечных, как они проводят досуг, хорошо одеты и накормлены.

Николай Изотович и сам прекрасно справлялся с истреблением авиации противника, подавая личный пример мужества в бою. Только в небе над Харьковом летом 1943 года майор сбил 5 самолетов. А всего к концу лета сбил 14 самолетов лично и еще 9 в группе. Кто бы мог подумать, что следующим сбитым будет один из лучших асов Геринга.

Уничтожил «короля снайперов» в упор

Историческая дуэль произошла утром 5 сентября 1943 года в небе над городом Зеньков, что в 70 километрах севернее Полтавы. Каждый работал по своим целям: Николай Варчук уничтожил немецкий пикирующий бомбардировщик, а Шмидт записал на свой счет два сбитых советских самолета.

В какой-то момент Шмидт с ведомым решили атаковать Ла-5 подполковника, но тот, к счастью, вовремя обратил внимание на врагов. Николаю Изотовичу пришлось проявить небывалое мужество, выдержку и хладнокровие, чтобы одолеть двух фашистов.

Сначала Варчуку удалось подбить ведомого Шмидта, который пошел вверх, повис и начал терять скорость. В бою один-на-один немец попытался использовать маневренность своего Bf-109 и зайти в хвост «Лавочкину» Варчука, но тот не дал врагу осуществить свои намерения. Летчики начали сходиться в лобовой атаке.
Как наш подполковник навсегда приземлил немецкого "золотого мальчика", сбившего 173 советских самолета?Ла-5.

Испытание нервов двух асов воздушного боя становилось все более напряженным. Варчук вел огонь практически в считанных метрах, сошелся с немцем один раз, другой. А после третьей встречной атаки не обнаружил врага за спиной. Лучше всего битву в воздухе видели на земле. О судьбе Шмидта рассказал следивший за боем полковник Валентин Сапрыкин.

По словам полковника, после третьей атаки перевернулся на спину, перешел в штопор и упал близ одного из сел Полтавщины. Скорее всего, Николаю Изотовичу повезло с близкого расстояния тяжело ранить или убить «золотого мальчика». Интересно, что немцы приписывали победу кому угодно, только не советскому асу.
Говорили и о «дружественном огне» от венгров и вероятности, что Шмидта якобы сбили немецкие же истребители. Однако эти версии не подтверждаются историками.

Победа Николая Варчука в небе над Зеньковом стала самой болезненной для лучшей немецкой эскадры: такого опытного летчика они не теряли ни до, ни после 5 сентября 1943 года.

К сожалению, 15-я звездочка на фюзеляже стала для Николая Изотовича последней. Через 16 дней он погиб в результате аварии самолета. Еще летом 1943-го был подписан документ о представлении Николая Варчука к званию Героя Советского Союза, но его подполковник был удостоен только посмертно.

Картина дня

наверх