БАМ отпраздновал 40-летие
В центре знаменитые бамовские бригадиры - Герои Соцтруда Иван Варшавский (слева) и Анатолий Гусев.На прошлой неделе в Тынде отпраздновали 40-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Есть много дат, которые могли бы считаться днем рождения этой дороги. Ведь первые работы здесь начались еще в 1930-е годы. Но отсчет современной истории БАМа начался 8 июля 1974 года. Именно в тот день было принято постановление ЦК партии и Совмина СССР за № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».
«ЗОЛОТАЯ» ВСТРЕЧА
...С утра в городе накрапывал дождик, а часы-термометр на площади тындинского вокзала показывали всего +13. Но это не испортило праздничного настроения.
Торжества начались со встречи на вокзале почетных гостей - ветеранов БАМа. Строители и железнодорожники приехали на эстафетных поездах, вышедших навстречу друг другу из Хабаровска и Иркутска. Это уже успело стать доброй традицией. Строительство БАМа вели одновременно с запада и с востока, и в сентябре 1984 года путеукладочные бригады встретились, открыв сквозное движение по магистрали. Теперь тем же маршрутом в Тынду - столицу БАМа - на празднование юбилейных дат навстречу друг другу идут эстафетные поезда. А на их локомотивах начертаны имена прославленных бригадиров, Героев Соцтруда Александра Бондаря и Ивана Варшавского, чьи бригады и уложили историческое «золотое» звено.
Иван Варшавский, который живет в Тынде, пришел на вокзал задолго до прибытия поездов. Александр Бондарь приехал на одном из них - ровно в 10.30 по местному времени оба состава прибыли в Тынду, напомнив о «золотой» стыковке. Ветеранов встречали волонтеры с флагами и оркестр.
- Ну здравствуй, Тында! Сколько лет! - Выходит из вагона Герой Соцтруда Анатолий Гусев. Его бригада строила город: девятиэтажные дома, детские сады и школы. Свою Золотую Звезду Героя Гусев получил, когда ему было всего 33 года. - Если скажут, что нужно построить дорогу из Крыма на Аляску, я хоть сейчас готов надеть комсомольский значок и встать в строй!
Слезы и улыбки встречи.
Фото: Евгения ГУСЕВА
ДОРОГА В БУДУЩЕЕ
Праздник чем-то напомнил День Победы. Ветераны БАМа уже немолодые, с орденами и медалями на груди. Слезы, улыбки, дружеские объятия, крепкие рукопожатия. Столько трудностей и лишений пройдено вместе. А после завершения стройки судьба раскидала их по разным уголкам страны. В той же Тынде, где в 1980-е население составляло 72 тысячи человек, сейчас живет только 36 тысяч.
И все же нынешний праздник отличается от предыдущих. Ведь теперь БАМ не считают бесперспективной дорогой, как это было в 1990-е. Наоборот, принято решение о развитии и модернизации магистрали.
- Если бы не БАМ, экономическое развитие России затормозилось бы. Сейчас ни у кого не повернется язык сказать, что БАМ - это дорога в никуда, - сказал, открывая торжественный митинг, глава РЖД Владимир Якунин. - Будет второй путь. Вдвое увеличится пропускная способность магистрали. Развитие БАМа - наша приоритетная задача.
Сегодня БАМ работает в полную мощь: если в 1980 году грузооборот на Восточном полигоне страны составлял 336 млрд. тонна-км, то в 2013 году он увеличился практически в два раза и достиг 535 млрд. тонна-км, рассказал Якунин.
- Благодаря усилиям бамовцев, которые строили магистраль в течение многих лет, Амур и Байкал смогли подать друг другу руки, город Комсомольск-на-Амуре получил мост через Амур, - напомнил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. - Сегодня БАМ является надежнейшей платформой для развития экономики областей и краев, которые находятся вдоль этой железной дороги.
В Приамурье благодаря БАМу будет реализован ряд крупных инвестиционных проектов, рассказал глава Амурской области Олег Кожемяко.
Глава РЖД Владимир Якунин (в центре) и замминистра транспорта Алексей Цыденов (крайний справа).
Фото: Евгения ГУСЕВА
БАМ БУДЕТ СТРОИТЬСЯ И РАЗВИВАТЬСЯ
После высокие гости отправились открывать новый Учебный центр подготовки железнодорожных кадров. Здание построено с нуля вблизи тындинского вокзала и оборудовано новейшими технологиями: тренажерами, проекторами, интерактивными досками, макетами.
- Для того чтобы БАМ процветал и развивался, необходимы молодые специалисты, - сказал Владимир Якунин. - Именно поэтому было принято решение построить новый учебный центр, который и должен стать точкой притяжения для тех, кто хочет овладеть железнодорожными профессиями.
Учебный центр - не единственная новостройка в столице БАМа, сданная к 40-летию магистрали. В городе наконец-то начал решаться больной вопрос переселения людей из ветхого жилья. И в живописном месте, у одной из сопок вырос микрорайон Таежный - малоэтажные дома с цветными крышами и фасадами, куда уже переехали новоселы.
Вечером, когда на прямую связь с тындинцами вышел президент Владимир Путин, по телемосту он пообщался и с хозяевами новых квартир.
- Работа по строительству магистрали проходила в очень сложных климатических, геологических условиях, требовала огромного напряжения сил всего государства и, безусловно, прежде всего от тех людей, которые там работали, - напомнил президент, поздравляя бамовцев. - Они совершили трудовой подвиг. Сегодня мы ведем работу над тем, чтобы расширять возможности БАМа и закрепить за нашей страной статус мощной транспортной державы.
Во время видеомоста также прошла укладка «серебряного» звена железнодорожного пути на участке Таксимо - Лодья Восточно-Сибирской железной дороги, которая ознаменовала начало нового масштабного проекта - БАМ-2.
Общая стоимость работ, которые предстоит выполнить по модернизации БАМа
и Транссиба, - 562 млрд. рублей, из которых 302 млрд. составят средства РЖД, а оставшиеся 260 млрд. будут профинансированы из Фонда национального благосостояния и федерального бюджета. Уже в этом году предполагается выполнение работ на сумму более 60 млрд. рублей. Планируется ввести в эксплуатацию два перегона на участке Лена - Хани и два разъезда на участках Тында - Улак и Улак - Новый Ургал.
В столицу БАМа ветераны приехали эстафетными поездами, вышедшими навстречу друг другу из Иркутска и Хабаровска.
Фото: Евгения ГУСЕВА
ПЯТЬ ФАКТОВ О МАГИСТРАЛИ
✔ Протяженность Байкало-Амурской магистрали - 4300 км. Она начинается от города Тайшета Иркутской области и заканчивается в Советской Гавани - порту на берегу Татарского пролива.
✔ Строительство магистрали обошлось государству в 17,7 млрд. рублей (в ценах 1991 года).
✔ «Золотая» стыковка БАМа состоялась 29 сентября 1984 года. Но окончательно строительство магистрали закончилось лишь в 2003 году, когда было открыто движение по Северомуйскому тоннелю протяженностью 15 км. До этого поезда шли по временным обходам с большими уклонами.
✔ БАМ открыл доступ к природным ресурсам огромного региона площадью 1,5 млн. кв. км. Среди них - золото, цветные и редкоземельные металлы, коксующиеся угли и др. В военно-стратегическом плане магистраль парирует возможные сбои и перерывы в движении поездов на Транссибе.
✔ БАМ - самый короткий железнодорожный путь из Европы к портам Тихого океана и в другие восточные регионы. Так, магистраль сокращает расстояние перевозки пассажиров и грузов по сравнению с другими маршрутами до Владивостока и Находки более чем на 200 км, до порта Ванино - почти на 500 км, до Якутии - на 600 км, на Сахалин, Камчатку и Магадан - на 1000 км.
Свежие комментарии