Международный женский день не сильно претерпел изменения с советских времён. Может быть, стало чуть меньше красных тонов. Всё так же его отмечают, главным образом, на постсоветском пространстве. Публикуя этот материал, я думал о том, что его можно было опубликовать и к 23 февраля. Он о многом заставляет задуматься. Пока что склоняю голову перед этой двадцати двух летней девчушкой, воином-героем и неисчислимым строем наших дорогих женщин, всегда стоящих рядом с нами плечом к плечу. Стояли и будут стоять. От всей души всего Вам самого, а главное поменьше поводов совершать эти подвиги.
Ни в одной армии мира 1939-45г.г. кроме РККА не было женщин пилотов истребителей. Мне кажется эта тема очень интересной. На мой взгляд тот факт, что советские женщины участвовали в войне в качестве пилотов истребительной авиации говорит о том высочайшем уровне патриотизма, которого достиг наш народ в этой войне.
Лидия Литвяк воевала всего 10 месяцев, но успела совершить 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боев, одержала 12 подтвержденных побед и погибла в бою 01.08.43г. в возрасте неполных 22 лет.
О ее жизни и смерти можно было бы снять потрясающий фильм, Голливуд просто отдыхает.
Такой возможности, как съемки фильма, мы, конечно, не имеем, но постараюсь в этом посте обрисовать образ героической девушки истребителя.
Воздушные бои над Сталинградом, Кубанью и Донбассом. 168 боевых вылетов и 11 блестящих побед. Истребитель с нарисованной на капоте лилией внушал ужас вражеским летчикам. А за его штурвалом сидела маленькая, хрупкая девушка — Лидия Литвяк (по другим сведениям на машине Лидии ничего не было нарисовано).
Лидия Литвяк родилась 18 августа 1921 года в Москве. Как и многие в 30-е годы, увлеклась авиацией, став курсантом Кировского аэроклуба. После него были Херсонская авиационная школа и работа летчиком-инструктором в Калининской авиашколе, десятки часов налета и 45 обученных ею пилотов.
С первых дней войны Лидия стремилась на фронт, но военная авиация не сразу открыла перед ней двери. Своего Литвяк добилась лишь зимой 1942 года, став летчиком 586 женского истребительного авиаполка.
Первый боевой вылет Лидия совершила на самолете Як-1 в августе 1942 года, прикрывая Саратов от налетов нацистской авиации, а уже в сентябре добилась перевода в 437 авиационный истребительный полк, защищавший небо Сталинграда. К этому времени летчица имела одну воздушную победу в составе группы — немецкий Ju-88.
После этого боя по подразделениям Люфтваффе была разослана директива:
Отрывки из "Black Cross / Red Star", (русскоязычного перевода не существует).
Хроника Сталинградской битвы за воздух. Дневник командующего ...?.
"18 Сентября 1942 г., 12:00
Погода: ясно.
Жуков начал новое наступление севернее Сталинграда. Силы Вермахта находящиеся севернее города оказались под ударом не менее четырех армий большевиков. К счастью, Люфтваффе смогло ослабить силу этого наступления, совершив 3 000 боевых вылетов по сравнению с 300 которые совершили ВВС Красных. Ю-88 из I./KG1 "Гинденбург" и III./KG1 "Гинденбург" также внесли свой вклад в дело победы под Сталинградом. Несмотря на то, что наши потери высоки, противник понес намного большие потери. ВВС испытывают такую нехватку пилотов, что начали принимать в качестве пилотов-истребителей женщин! Женщин! Одна из них даже смогла сбить Ю-88 и Ме-109 5 дней назад. Ее зовут Лилия Литвяк. Советская пропагандистская машина сделала из этого настоящую сенсацию и привела в смущение наших пилотов-истребителей, охраняющих периметр над городом. Если вы услышите позывной "Чайка-90" немедленно перехватите эту глупую девицу и ее товарищей из 296 ИАП и... никакого благородства. Это не игра!.."
С каждым вылетом, с каждым боем побед становилось больше. Всего за время наступательных боев под Сталинградом Литвяк на истребителе Ла-5 сбила четыре вражеских самолета лично и четыре в составе группы.
Лидия Литвяк прославилась еще двумя своими подвигами. В течение нескольких недель ее самолет дважды был сбит за линией фронта, и оба раза Лида оставалась невредимой, избегала плена и возвращалась домой, чтобы вновь принять участие в боях. В первый раз ей удалось бежать самой и добраться пешком. А во второй раз ее спас товарищ — пилот, совершивший отчаянную посадку на вражеской территории и взявший Лидию на борт своего самолета.
Вскоре летчица получила и свою первую награду — орден Красной Звезды. «Для неё нет невыполнимых задач», «в воздушных боях дерется смело и энергично», «все боевые задания выполняет с желанием» — такая характеристика дается летчице в представлении к награде.
(слева направо): Лидия Литвяк, Екатерина Буданова, Мария Кузнецова
Ожесточенные бои на Кубани. 22 апреля 43-го Лидия участвовала в перехвате группы из 12 Ju-88 в районе Ростова-на-Дону. В этом воздушном бою летчица снова одержала победу: несколько дерзких маневров, меткий огонь — и один вражеский бомбардировщик упал на землю. Внезапно в бой ввязалось еще шесть нацистских самолетов — истребителей Ме-109. Схватка на больших скоростях с невероятными виражами, с нечеловеческими перегрузками длилась более 15 минут. Летчица получила серьезное ранение, но несмотря на это сумела привести подбитый самолет на родной аэродром. После этого боя Лидия Литвяк была признана асом.
1 августа 1943 года самолет Лидии Литвяк последний раз поднялся в воздух. Советские войска прорывались к Донбассу, и в районе реки Миус шли тяжелые бои. Совершив три боевых вылета подряд, она уничтожила два вражеских самолета лично и еще один в группе, а из четвертого девушка не вернулась.
Свидетели последнего боя летчицы рассказывали, что видели, как ее самолет был подбит. Были организованы поиски, но они вскоре прекратились, и Лидию признали пропавшей без вести.
Но Лидию искали, искали упорно. Ещё летом 1946 года командир 73-го гвардейского истребительного авиаполка И. Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного «Яка» уже были уничтожены..
Белые пятна в судьбе героической летчицы исчезли лишь в 1971 году, когда останки Лидии Литвяк обнаружили в братской могиле в селе Дмитровка Донецкой области. В ноябре 71-го в приказ Главного управления кадров о судьбе летчицы внесли изменение: «Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г.». А в 1990-м, благодаря стараниям однополчан, гвардии младший лейтенант Литвяк посмертно стала Героем СССР.
Самолет с бортовым номером 23, на таком же летала Лидия Литвяк.
Дополнительно можно посмотреть прошлый материал ЗДЕСЬ
Свежие комментарии