На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    К сожалению, за потерю кормильца платят только до 18 лет(((Вы сказали, что м...
  • Виталий Кирпиченко
    У моей бабушки было два сына, оба "пропали без вести" -- один в 42, второй в 43 году. Ей никаких льгот за потерю сыно...Вы сказали, что м...
  • ВераВерная
    Сергей, пишите ещё, а нам интересно, куда ваши посты размещать будут)))Экстрасенсы. Вери...

Кто из русских невольников выбился «в люди» и стал знаменитым на весь мир

Крепостное право – бесспорно, самая тёмная страница истории России. Узаконенное рабовладение, дающее хозяину безраздельную власть над своим невольником, сломало судьбы многих талантливых людей, оставило их безвестными, несмотря на выдающиеся способности. 

К счастью, среди российских дворян было немало таких, которые, оценив дарование своих крепостных, помогали им получить образование и даже даровали свободу.

Вспомним некоторых из них

Русский Рембрандт, или как обрёл свободу и чем прославился Орест Кипренский

Орест Кипренский стал выдающимся живописцем.

Один из самых одарённых русских портретистов был рождён крепостной крестьянкой Анной Гавриловой от помещика Алексея Дьяконова. По бумагам Орест считался сыном крепостного Адама Швальбе, за которого Дьяконов отдал мать мальчика (фамилию Кипренский Орест Адамович взял позже как псевдоним). Законнорождённых детей у помещика не было, и он привязался к Оресту и всячески поддерживал его. 

Заметив у ребёнка большие способности к живописи, биологический отец подписал шестилетнему мальчику вольную и отправил в училище при Академии художеств. Закончив начальный курс, 15-летний Орест стал студентом Академии. Он обучался в классе исторической живописи, но лучше ему удавались портреты. На первом из них юный художник изобразил отчима. Через много лет он выставил эту картину в Неаполе, и публика не поверила, что это работа русского художника, приписав авторство Рембрандту или Рубенсу.Кипренский, портрет Адама Швальбе.

Благодаря покровителям, среди которых была императрица Елизавета Алексеевна, Орест Адамович совершил творческую поездку по Европе. Он стал первым русским живописцем, получивший предложение написать автопортрет для знаменитой галереи Уффицы. А вернувшись на родину, создал своё самое известное и узнаваемое творение – портрет Александра Сергеевича Пушкина, ставший эталоном облика великого русского поэта.

Знаковая фигура, или кто помог крепостному Воронихину развить талант архитектора, и за что ему присвоили звание академика

Андрей Воронихин был отправлен учиться и стал архитектором.

Андрей Никифорович Воронихин, автор одной из визиток Санкт-Петербурга – Казанского собора – был крепостным графа Александра Сергеевича Строганова, президента Императорской Академии художеств. Граф трепетно относился к искусству и не обходил вниманием таланты своих крепостных. Андрей с детства интересовался иконописью и делал заметные успехи на этом поприще. Оценив старание и творческий потенциал мальчика, Александр Сергеевич отправил его на учёбу в Москву. Наставниками юноши стали великие зодчие Василий Баженов и Матвей Казаков. 

Достигнув 26-летнего возраста, Андрей получил вольную и возможность продолжить образование в Европе. Продвигая Воронихина, Строганов, конечно же, имел на него виды как на личного архитектора, что и случилось: Андрей Никифорович немало потрудился над принадлежащими графу зданиями, в том числе и пострадавшим от пожара особняком, возведённым по проекту Растрелли.Но кроме этого, благодаря участию Строганова сокровищница русской архитектуры пополнилась такими шедеврами, как Казанский кафедральный собор, за который Воронихин был удостоен орденов святого Владимира и святой Анны;здания Государственного казначейства и Горного кадетского корпуса;дворцовые интерьеры и парковые сооружения в Павловске. За проект колоннад в Петергофе Андрей Воронихин получил звание академика архитектуры.До конца своих дней он занимал должность профессора архитектуры в Академии художеств и много сил отдавал подготовке молодых зодчих.

Цена свободы, или сколько потребовала денег графиня Волькенштейн за вольную Михаила Щепкина

Актёрской игрой Михаила Щепкина восхищались многие.

Из крепостных вышел выдающийся деятель искусств, гений сцены Михаил Семёнович Щепкин. Сын дворовых графа Гавриила Волькенштейна отличался сметливым умом и способностью к наукам и живописи. Но настоящим его призванием стал театр. После первой же увиденной на графской сцене постановки Михаил не мыслил себя никем иным, кроме как актёром. Он был согласен на любую работу, связанную с театром, будь то помощник декоратора, переписчик ролей, суфлёр. И кто знает, на какой ступени остановилась бы карьера Щепкина, если бы не его величество случай. После того, как знающий практически все роли Михаил заменил заболевшего артиста, о нём заговорили как о талантливом актёре.

Благодаря успешному дебюту на профессиональной сцене Щепкин получил разрешение хозяев играть в театре братьев Барсовых в Курске. Блестящая игра, отличавшаяся реализмом, быстро сделал его кумиром публики. И все же актёр, которому рукоплескала толпа поклонников, оставался невольником. А его желание получить свободу привело хозяев, ярых сторонников системы крепостничества, в негодование – настолько сильное, что графиня запросила за отпускную грамоту немыслимую по тем временам сумму – 10 тысяч рублей. Сбор средств организовали почитатели таланта Михаила Семёновича. Часть суммы составил сбор от специально устроенного с этой целью благотворительного спектакля, часть – пожертвования меценатов. Так Михаил Щепкин получил свободу, а российская сцена – ярчайшую звезду.

Из крепостных – в графини: короткое счастье Прасковьи Жемчуговой

Прасковья Жемчугова блистала на сцене и уже в 16 лет считалась примой театра.

Изумительные вокальные данные и актёрское дарование дочки крепостного кузнеца графов Шереметевых Ивана Ковалёва проявились ещё в раннем детстве. Семи лет отроду Прасковью определили в народный театр Шереметевых, где она удивительно быстро освоила французский и итальянский языки, нотную грамоту, научилась играть на арфе и клавесине. Уже к тринадцати годам девочке покорилась сложная драматическая роль. Успех сделал Прасковью первой актрисой театра, а граф Николай Петрович Шереметев дал ей фамилию Жемчугова. 

Со временем талант девушки достиг такого расцвета, что насладиться её волшебным голосом и непревзойдённой игрой съезжались театралы из других городов. А её красота, ум, искренность, добродетельность и набожность настолько пленили графа Шереметева, что он предложил ей руку и сердце. Николай Петрович дал вольную своей возлюбленной и всей её семье, добился высочайшего разрешения на брак и получил благословение церковных иерархов.

Однако, высший свет воспринял этот союз как мезальянс. Не помогла даже сочинённая графом легенда о якобы благородном происхождении Жемчуговой из польских шляхтичей Ковалевских. Увы, Прасковье Ивановне не судилось долго пробыть графиней. После двух лет счастливой супружеской жизни она умерла от чахотки, не дожив до своего 35-летия и оставив мужу новорождённого сына. 

Рождённая крепостной, молодая графиня ещё при жизни помогала бедным и обездоленным. После смерти Прасковьи Жемчуговой безутешный граф Николай Шереметев продолжил её добрые дела.

КОНДИТЕР И ЛАКЕЙ

В.А.Тропинин, автопортрет на фоне Кремля.

Талантливого мальчика послали учиться весьма творческой для его сословия профессии — кондитерскому ремеслу. Кузен владельца, познакомившись с творчеством Тропинина, убедил родственника отдать юношу вольнослушателем в Академию художеств, причем он пообещал возместить средства, затраченные на учение, если юноша не оправдает надежд.

Тропинин настолько оправдал ожидания, что президент Академии собрался хлопотать о его освобождении. Но граф Морков вызвал Тропинина в свою украинскую деревню, где ему пришлось служить кондитером и лакеем, копировать чужие картины и писать иконы для местной церкви. В Москве художник оказался много позже, вместе с семьей хозяина, тогда же он начал приобретать популярность как портретист.

Многие просили Моркова отпустить знаменитого художника — это часто обсуждали даже в Английском клубе. Так, поэт Михаил Дмитриев, выиграв у Моркова в карты, публично предлагал ему простить карточный долг, если он освободит Тропинина. Но упрямый граф сопротивлялся уговорам, пока это не стало совсем неприличным. Наконец, Морков вручил Тропинину вольную — на Пасху вместо пасхального яичка. Жену и сына Тропинина, что характерно, он освободил только через пять лет.

ПОВАРЕНОК И КАЗАЧОК

В дворню помещика Энгельгардта (племянника Потемкина) юный крепостной Тарас Шевченкор попал в 16 лет. Он служил сначала поваренком, затем как паж-«казачок». Хозяин заметил его способности к живописи и отдал учиться преподавателю университета в Вильно, собираясь сделать из него домашнего крепостного живописца. Затем Энгельгардт нашел ему учителя в Петербурге.

В Северной столице с Тарасом познакомились представители малороссийской интеллигенции, в том числе писатель Евгений Гребёнка (автор романса «Очи черные»). О нем узнали Венецианов, Брюллов, Жуковский — всех тронула судьба талантливого крепостного. Помещик, которому Шевченко рисовал акварелью для коллекции портреты любовниц, долго отказывался давать ему свободу, запрашивая огромную сумму за выкуп. В 1838 году, чтобы ее собрать, покровители придумали устроить аукцион, на котором продали портрет Жуковского, написанный Брюлловым. В аукционе принимали участие и члены императорской фамилии. Вырученная сумма (то ли 10 тысяч рублей, то ли 2500) была отдана Энгельгардту. В том же году Шевченко поступил в Академию художеств, где Брюллов взял его в свои ученики. И лишь после он нашел себя в поэзии и политике.

САДОВНИК

Григорий Сорока, автопортрет

 

Крестьянин предводителя дворянства Николая Милюкова Григорий Сорока рано продемонстрировал талант, и хозяин отправил его учиться в художественную школу Венецианова, который брал всех — были бы способности. Сорока оказался одним из лучших учеников художника. Венецианов много хлопотал о том, чтобы Милюков дал ему вольную, но тот предпочел вернуть его в свою усадьбу и заставил работать садовником.
Свободу Сорока получил в 1861 году вместе со всеми другими русскими крестьянами — по указу императора Александра II. На пользу ему это уже не пошло. Став вольным человеком, он защищал свою общину, сочиняя жалобы на бывшего барина. Во время одного из конфликтов он был вызван в волостное правление, которое его приговорило «за грубости и ложные слухи» к трехдневному аресту. Но по болезни Сороку отпустили, вечером он отправился в горшечный сарай, где повесился. Как написано в протоколе — «от неумеренного пьянства и произшедшей от того грусти и с помешательством рассудка вследствие нажитого дела».

Особый дар - копиист

Алексеев Александр Алексеевия происходил из дворовых мальчиков вдовы гвардии прапорщика О. Г. Куминой, в сельце Лубеньки, Кашинского уезда Тверской губ. Он был учеником у Крылова, расписывавшего иконостас в имении кн. А. П. Путятина, и у Венецианова, обратившего на него внимание в апреле 1825 г.

Состоя, вместе с другими учениками этого родоначальника русской бытовой живописи, пенсионером общества поощрения художников, с 1826 г., Алексеев получил, по присуждению совета Академии Художеств: 21 сентября 1827 г. — 1-ю серебряную медаль, а 22 января 1829 г. — 2-ю золотую, за бывшую на академической выставке 1827 г. и принадлежавшую впоследствии П. П. Свиньину, очень интересную по сюжету картину с натуры: «Перспективный вид мастерской Венецианова», и, наконец, 29 декабря 1832 г., по утверждении данной ему ещё в марте 1828 г. отпускной, — аттестат на звание свободного художника.

Немногим раньше он написал оригинальный образ «Всех скорбящих радости» для Обуховской больницы (1829 г.); затем им были выставлены в Академии в 1830 г. — пять портретов: 3 мужских, 1 женский и 1 «девочки с розой». По отзыву академика Мокрицкого, Алексеев хорошо писал с натуры, но владел особым даром копировать с различных мастеров.

Впоследствии он был учителем рисования в Псковской, Архангельской и Олонецкой губ.

От крепостного до академика

Крепостной помещика Андрея Александровича Семенского родился, вероятно, в селе Берёзовский Рядок, имения Тугановичи, Валдайского уезда, Новгородской губернии.

Художник рано проявил свой талант, самостоятельно занимаясь росписью иконостасов в артели иконописцев. В 1839 году А. Г. Венецианов пригласил Фёдора «как зрелого художника», в свою художественную школу, в своё поместье Сафонково. Вольную от князя А. А. Путятина получил около 1840 г. за две тысячи рублей по ходатайству Венецианова, рекомендовавшего талантливого ученика к занятиям в Императорской Академии художеств.

Через некоторое время после поступления вольнослушателем в Академию художеств, в 1840 г. Фёдор получил фамилию «Славянский» и работал в Эрмитаже, (хотя Венецианов ходатайствовал о присвоении ему своей фамилии и, несмотря на отказ, называл его своей фамилией).

Обучался под руководством профессоров А. Г. Варнека и А. Т. Маркова, и одновременно брал уроки у Венецианова.

Фёдор считал Венецианова своим отцом и благодетелем и вложил всю свою любовь в портрет Алексея Гавриловича. Вся семья художника рассказывала о портрете подробности, как будто сами знали любимого дедушку. В 1852 г. признан Академиком портретной живописи Академии Художеств.Федор Михайлович Славянский Кабинет Венецианова

Сегодня известно более 70 произведений. Многие из них хранятся в музеях (или были им переданы) и неоднократно выставлялись на выставках. В Русском Музее — 15 произведений, в Третьяковской Галерее -4, в Музее Академии Художеств и даже в Оружейной палате Москвы, не считая других музеев.

Династия Аргуновых

Николай Аргунов. Автопортрет (?) Аргунов Н.И. Автопортрет (?) Государственная Третьяковская галерея, Москва

Начало славы династии Аргуновых положил отец Иван Аргунов, у которого учились многие будущие известные художники, в том числе Лосенко и недолгое время — Левицкий. Сын Ивана Аргунова, Яков, тоже был художником, его брат Павел — архитектором, пойдя по стопам своего дяди, популярного зодчего Фёдора Семеновича Аргунова. Третий сын — Николай тоже продолжил дело своего отца.

Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. В начале 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими руками». Хотя формальную вольную Hиколай Аргунов получил лишь 7 лет спустя, в 1816 году, с него все эти годы не требовали даже оброка, и он был свободен в выборе заказчика — разумеется, настолько, насколько может быть свободен портретист, зарабатывающий своим ремеслом на жизнь. В 1816 году освобожденный от крепостной зависимости художник был признан назначенным в академики Академии художеств, а в 1818 году избран академиком.

Талантливый скульптор Борис Орловский

Борис Смирнов (а так была его настоящая фамилия) родился крепостным помещицы Мацневой, которая в 1798 году продала семью Смирновых тульскому помещику Н. В. Шатилову, проживавшему в своём имении в селе Моховое Новосильского уезда. В 1822 году при личном участии императора Александра I Шатилов отпустил Бориса на волю. Своё прозвище, впоследствии ставшее его новой фамилией, будущий скульптор получил так как был привезён из Орловской губернии. Юные годы Орловский провёл, в качестве работника, в мастерской С. Кампиони, а затем у П. Трискорни, в Санкт-Петербурге, отлично усвоив себе приёмы рубки мрамора и усердно упражняясь, в часы свободные от хозяйских работ, в рисовании и лепке из глины.

В 1822 году вылепленный им бюст императора Александра I был, при посредстве скульптора И. П. Мартоса и президента академии художеств А. Оленина, преподнесён императрице, и Орловский был принят в ученики Академии художеств. Вскоре после того последовал приказ отправить его в Рим, в ученики к Б. Торвальдсену.

С 1823 года Орловский в течение шести лет трудился под руководством знаменитого датского ваятеля и исполнил в это время, кроме других, менее важных работ, колоссальный бюст императора Александра I по модели Торвальдсена, группу «Фавн и Вакханка», статуи Фавна со свирелью в руках и Париса.

Вернувшись в Санкт-Петербург в 1829 году, Орловский через два года, в знак признания своих римских работ, был назван академиком и назначен исправляющим должность профессора в скульптурном классе академии, а в 1836 году утверждён в этом звании. Состоял членом совета Академии художеств. Под его началом познавали азы мастерства П. К. Клодт и Н. А. Ромазанов.

Награждён орденом Св. Анны 3-й степени.

Летом 1837 года женился на дочери московского купца. Осень того же года заболел пневмонией, отчего 16 (28) декабря 1837 года скончался. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В конце 1930-х захоронение было перенесено на Тихвинское кладбище. Портрета великого ваятеля не сохранилось. Есть только рисунок живописца М. Т. Маркова, который изобразил Орловского в мастерской Б. Торвальдсена.А. С. Пушкин, посетив однажды Орловского в мастерской, посвятил ему несколько строк:

Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даёшь, мрамор послушен тебе:
Сколько богов, и богинь, и героев!.. Вот Зевс громовержец,
Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир.
Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов.

А работы его вы все прекрасно знаете.

Ага... Ангел на Александровской колоннеА это тот самый бюст

 
 

Картина дня

наверх