На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 945 подписчиков

Свежие комментарии

  • владимир рябченко
    Первые два фото особенно символичны и актуальны, как никогда... первый создал СССР... вторые лучше устроились... ВИА ...Фото прошлых времен
  • ВераВерная
    Спасибо за рассказ.Ихтиандр или рыба...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Так что интрига сохранилась... Интересно, а рыбаки у нас тут есть? Может, они подскажут?Ихтиандр или рыба...

Российские бренды за рубежом

Made in Russia:
российские бренды, добившиеся успеха за границей

Максим Калинников

Когда говорят о российских товарах и брендах, известных за рубежом, чаще всего вспоминают про энергетический сектор(нефть и газ, атомная энергетика) или оружие («Калашников», самолеты Су и МиГ). Иногда в этот список включают разнообразные туристические товары, вроде матрешек и балалайки, а также, разумеется, водку и икру.

Однако в современном мире имидж той или иной страны создается во многом благодаря потребительским товарам, доступным широким слоям населения. В этом экономическом секторе российские производители, как известно, за последние 20 лет не слишком преуспели. 

Попытки создать современных технологичный продукт пока что ничем не заканчивались — разрекламированный«Ё-мобиль» так и остался лишь амбициозным проектом, а появившийся недавно Yotaphone 2 собирают в Азии из азиатских компонентов, да и на рынке он еще не успел толком себя показать.

Тем не менее, кое-что Россия все же экспортирует на прилавки зарубежных магазинов и некоторые российские товары действительно ценятся за рубежом. Какие-то из них известны обычному потребителю, а какие-то созданы для специализированных сегментов рынка. Давайте посмотрим, какие российские бренды добились успеха за границей.

 

IT-индустрия

 

Kaspersky

Если говорить о товарах широкого потребления, то одним из самых известных за границей российский брендов является антивирус Касперского. Антивирусные программы стали неотъемлемой частью практически каждого компьютера, работающего на операционной системе Windows. 

«Лаборатория Касперского» традиционно входит в четверку крупнейших компаний, занимающихся безопасностью персональных компьютеров. По данным самой компании, более 300 миллионов пользователей по всему миру использует программное обеспечение, разработанное в «Лаборатории Касперского».

Интересно, что в некоторых странах программное обеспечение от Касперского позиционируется как«антивирус от бывшего сотрудника КГБ». Евгений Касперский, основатель компании, действительно какое-то время работал на Комитет государственной безопасности СССР, но к разработке антивируса это имеет довольно отдаленное отношение.

Dr.Web

Еще одним известным российским антивирусом является Dr. Web, хотя его доля на международном рынке существенно меньше. Определенного успеха сумели добиться антивирусные приложения компании для операционной системы Android, использующейся на большинстве смартфонов и планшетов. По данным за 2013 год, более 35 миллионов пользователей Android со всего мира скачали для своих устройств антивирусное приложение от Dr. Web.

ABBYY — FineReader и Lingvo

Компания ABBYY занимается разработками в области когнитивных технологий и систем распознавания данных. Надо сказать, что этот сегмент рынка высоких технологий довольно неплохо освоен российскими производителями. 

К примеру, еще одной довольно известной российской компанией в этой отрасли является«Cognitive Technologies». Кроме этого, когнитивные технологии являются одним из направлений деятельности фонда «Сколково». 

Но лидером российских разработок в этом направлении без сомнения является компания ABBYY. Наиболее известными ее продуктами можно назвать программы FineReader и Lingvo. 

Первая используется для распознавания текстов в виде документов или PDF-файлов, вторая является одним из самых распространенных в мире словарей. По данным самой компании, продуктами ABBYY пользуются свыше 40 миллионов пользователей по всему миру.

 

Продукты питания, алкоголь

 

Stolichnaya и «Русский стандарт»

Про русскую водку лишний раз рассказывать смысла нет — этот алкогольный напиток настолько прочно связан в массовом сознании с Россией, что даже некоторые западные бренды выбирают для своей продукции русские названия. 

Пожалуй, самой известной русской водкой за границей является«Столичная», хотя права на ее реализацию в США и ЕС удалось вернуть в Россию лишь в последние несколько лет. До этого «Столичная» производилась не в России и вкусовыми качествами отличалась не в самую лучшую сторону.

Другой популярной за границей водкой является«Русский стандарт». Этот бренд изначально был ориентирован на экспорт, поэтому его доля на российском рынке довольно скромная. За границей же он, напротив, отлично знаком потребителям алкогольных напитков.

«Балтика»

Но если популярность русской водки давно не секрет, то пиво — совсем другое дело. Российское пиво, прямо скажем, западному обывателю до поры до времени известно не было вовсе. Ситуация несколько изменилась с приходом на западный рынок компании «Балтика». 

Сейчас в крупном европейском или американском городе вы без труда сможете найти продукцию «Балтики», а именно — хорошо знакомые российскому любителю пенного напитка «семерку» и даже «девятку». 

Однако, что может вас удивить, так это цена. За границей «Балтика» позиционирует свой продукт в качестве премиального, поэтому, например, в Лондоне бутылка «Балтики» стоит даже дороже, чем бутылка Гиннесса. При этом, нужно сказать, что экспортная продукция «Балтики» и по вкусовым качествам отличается в лучшую сторону от того, что производится для внутреннего рынка. 

Так что завышенные цены можно назвать оправданными. По заверениям представителей самой компании, их продажи за границей ежегодно растут, а покупают в далеких странах «Балтику» далеко не только ностальгирующие по родине российские эмигранты.

«Бабкины семечки»

К сожалению, российские производители продуктов питания не всегда могут конкурировать с зарубежными даже на внутреннем рынке, не говоря уже про международный. 

Отсюда все попытки наших властей защитить российский рынок от европейских производителей. После санкций из-за ситуации на Украине, наши власти, как известно, дошли до полного запрета ввоза европейской продукции в Россию.

Тем не менее, какие-то российские товары все же умудряются пробиваться в Европу. И кто бы мог подумать, что чуть ли не единственным из таких товаров станут«Бабкины семечки». 

По данным за 2012 год, около 5% всех произведенных компанией семечек продаются за границей. По словам руководителей компании, это говорит о том, что семечки вышли за рамки товара, пользующегося спросом только среди русский за границей.

На самом деле, неочищенные подсолнечные семечки в Европе в принципе не продаются, поэтому«Бабкины семечки» вполне могут занять этот неосвоенный сегмент рынка. Тем более, что мода на экологически чистые продукты в Европе только растет, а семечки с русских полей именно такими, скорее всего, для европейского потребителя и предстают.

 

Технологические товары

 

Фотоаппараты ЛОМО

Ленинградский оптико-механический завод (сокращенно — ЛОМО) производит различную оптику и фототехнику с 1914 года. Помимо фотоаппаратов, завод занимается созданием оптики для оружия, а также приборов ночного видения. 

Специализированная продукция компании успешно экспортируется, к примеру, в Германию, однако международную известность бренд ЛОМО получил с популяризацией так называемой «ломографии» — направления в фотографическом искусстве. 

Любители ломографии придерживаются принципа, что в процессе съемки важен каждый кадр или их совокупность, независимо от качества или содержания снимка, так как именно этим способом можно наиболее полно отобразить жизнь во всех ее проявлениях.

Соответственно, наиболее подходящими для съемки в стиле«ломо» фотоаппаратами являются дешевые камеры с простым управлением. Но фотоаппаратом, с которого все движение началось, стала камера «ЛОМО Компакт-Автомат» (в английском варианте LOMO LC-A). зародилась ломография в восточной Европе, а именно — в Вене, затем распространившись в Чехословакию, и только после этого в СССР и весь остальной мир.

Сегодня существует огромное количество различных камер предназначенных для съемки в стиле «ломо», но именно российский бренд увековечен непосредственно в названии этого художественного направления. А камеры ленинградского завода и сейчас ценятся любителями пофотографировать все подряд.

Микрофоны «Октава»

Традиционно считается, что с производством музыкального оборудования в России дела обстоят не очень хорошо — про советские гитары«Урал» до сих пор ходят анекдоты, а звук произведенных в СССР усилителей наводил в 80-х годах ужас на посетителей рок-концертов в различных домах культуры. На самом деле, в России, как это не удивительно, существуют музыкальные бренды, довольно известные за границей.

Пожалуй, самым известным таким брендом являются микрофоны «Октава». Этот тульский завод был основан в 1927 году, а сегодня входит в государственную корпорацию «Ростех», занимающуюся производством и экспортом высокотехнологичной продукции. 

Положа руку на сердце, назвать микрофоны «Октава» в ХХI веке высокотехнологичной продукцией довольно сложно, особенно если подержать их в руке — они тяжелее своих зарубежных аналогов и довольно топорно собраны. 

Тем не менее, по своим рабочим качествам они вполне могут конкурировать с продукцией зарубежных гигантов, вроде AKG или Neumann. Существует распространенное мнение, что у конденсаторных микрофонов «Октава» есть особое свойство передавать теплоту звучания, присущую только им. 

Еще одним существенным плюсом является цена — она на порядок меньше, чем у зарубежных аналогов. Поэтому продукция «Октавы» пользуется спросом за границей и неплохо экспортируется.

Радиолампы Sovtek

Еще одним товаром, связанным с музыкальной индустрией и экспортируемым из России являются радиолампы. Ламповые технологии, как известно, в большинстве сфер применения устарели еще в 60-х годах, уступив место транзисторным, а затем и цифровым технологиям. 

Но среди производителей музыкальной аппаратуры лампы до сих пор широко применяются — дело в особых частотных свойствах радиоламп, позволяющих аппаратуре звучать приятнее для человеческого уха, чем транзисторные и цифровые аналоги. Выражение «теплый ламповый звук» именно про это.

Одним из основных экспортеров ламп на мировой рынок является саратовский завод Sovtek. Он поставляет лампы, к примеру, для такого американского гиганта, как Electro-Harmonix — одного из самых популярных производителей гитарного оборудования на мировом рынке.

Конечно, радиолампы нельзя назвать в полной мере потребительским товаром, хотя заграничные музыкальные любители имеют возможность приобрести лампы у завода напрямую. Тем не менее, в среде аудиофилов и музыкантов бренд Sovtek известен и пользуется популярностью, так как российские радиолампы считаются более качественными, чем продукция конкурентов Sovtek из Китая.

Есть ли что-то еще?

Наверняка это не полный список российский продуктов, известных за границей. Автор лишь попытался сделать обзор тех вещей, которые известны широкому потребителю, или же ему лично. Если вы знаете какую-нибудь еще продукцию российских компаний, пользующуюся спросом за границей, расскажите об этом в комментариях.

Иллюстрация: Алексей Кравчук

Картина дня

наверх