На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    Никто их не оберегает и не лелеит, на них тупо зарабатывают, а вот почему они такие залы собирают, это вопрос к нашим...Лаврентию Павлови...
  • валерии темников
    Мой пассаж  словами Лермонтова в отношении ....."БОГАТЫРИ!  Не вы!  именно и относится к нашим олигархам и либерастне...Лаврентию Павлови...
  • Галина Дудкевич
    Очень люблю патриотические песни в исполнении ансамбля им. Александрова. Класс!!!Краснознаменный а...

Лев Арнштам. Из композитора в режиссёры

Новый очерк из серии материалов о советских режиссёрах, участвовавших в престижных европейских фестивалях. На этот раз Александр Велигодский рассказывает о Льве (Лео) Арнштаме, завоевавшем в 1955 году специальный приз Каннского кинофестиваля.

Предыдущие очерки были о Фридрихе Эрмлере, Михаиле Калатозове, Сергее Юткевиче, Михаиле Ромме, Григорие Козинцеве и Сергее Васильеве.

Лев Арнштам — участник Венецианского кинофестиваля 1947 года и дважды участник Каннского фестиваля (в 1946 и 1955 годах). В 1955 году Арнштам с картиной «Ромео и Джульетта» был удостоен специального приза Каннского фестиваля в номинации «Лучший лирический фильм». Однако даже эти факты не способны пробудить интерес современников к личности режиссёра. В интернете практически невозможно найти какой-либо информации о Льве Арнштаме. Едва ли не единственным источником служат воспоминания его ученика Сергея Соловьёва. Но об Арнштаме говорить надо обязательно. Он один из столпов советского кино.

Родился Лев Арнштам 12 января 1905 года в Екатеринославе (Днепропетровске), но вскоре его семья переехала в Петербург. Учился Арнштам в Тенишевском училище, где он вместе с сыном Корнея Чуковского Николаем поставил свою первую пьесу. Это стало своего рода дебютом будущего режиссёра в искусстве. Тенишевское училище было пропитано атмосферой творчества, которая как раз и способствовала зарождению талантов внутри его стен. Литературу молодому Арнштаму преподавали Борис Эйхенбаум и Юрий Тынянов, что послужило толчком в его становлении как сценариста.Лев Арнштам справа

Окончив Тенишевское училище в 1919 году, Лео Арнштам поступает в Петроградскую консерваторию на один курс с Дмитрием Шостаковичем. Будущий режиссёр подружился с выдающимся композитором. Шостакович напишет музыку ко всем фильмам Арнштама. Но это будет позже, а пока Арнштам даже не задумывается о кино и много времени уделяет музыке. Для него она — это, прежде всего, способ заработать деньги, чтобы хоть как-то выжить в голодном Петрограде времён Гражданской войны.

В начале 1920-х годов Лев Арнштам женится на дочери Всеволода Мейерхольда Ирине, но этот брак не продлится долго. Родители Арнштама не принимают невестку, и молодые супруги разводятся. В это же время Арнштам работает в театре Мейерхольда, где заведует музыкальной частью. Это продолжалось три года. Однажды на площадке у Арнштама возникает конфликт с Мейерхольдом, вследствие которого молодой композитор вынужден покинуть театр.

В 1929 году Арнштам знакомится с Козинцевым и Траубергом, которые приглашают будущего режиссёра работать на «Ленфильм», где в скором времени начнут снимать первые звуковые фильмы. В качестве звукорежиссёра Арнштам принимает участие в съёмках фильмов «Наперекор всему» (1930), «Одна» (1931), «Златые горы» (1931). Композитором во всех трёх картинах выступает его старый друг Дмитрий Шостакович.

Чуть позже вместе с Фридрихом Эрмлером и Сергеем Юткевичем Лев Арнштам станет соавтором сценария к фильму «Встречный» (1932). Совместная работа с Юткевичем послужила для Арнштама «школой режиссуры». В 1934 году он вступает в Первую художественную мастерскую Сергея Юткевича, а спустя год выходит его первый фильм «Подруги».

Картина, снятая по канонам соцреализма, рассказывает о судьбе трёх героинь, прошедших через Первую мировую, революцию и Гражданскую войну. К дебюту Арнштам подходил с «боязнью и чрезвычайным трепетом», однако уже в нём прослеживается почерк зрелого режиссёра. Дебют удался — фильм получил народное признание, а также был замечен некоторыми иностранными критиками.Лев Арнштам с Хесей Локшиной. 1932 год

Вторым фильмом Льва Арнштама становятся «Друзья» (1938). В нём речь идёт о событиях на Северном Кавказе во время революции. Тема выбрана не просто так, основанием для сценария послужили эпизоды биографии Сергея Кирова. «Друзей» вместе с «Великим гражданином» Эрмлера можно считать посмертной поэтизацией фигуры Кирова, которая станет культурным основанием сталинского террора 1937–1938 годов.

В 1940 году Арнштам начинает работать над биографическим фильмом о Михаиле Глинке, но по причине начавшейся войны работа была прервана ещё на стадии написания сценария. Через год Лев Арнштам в качестве сценариста принимает участие в съёмках короткометражного фильма «Чапаев с нами» — альтернативной концовки картины братьев Васильевых «Чапаев» (1934). В этой концовке, в отличие от оригинала, Чапаев выживает. Такой ход был вполне объясним всенародной любовью к красному командиру.

Угроза надвигающейся блокады вынуждает эвакуировать киностудию «Ленфильм» из Ленинграда в Алма-Ату. Совместно с Григорием Козинцевым Лев Арнштам снимает короткометражный фильм «Случай на телеграфе», который вошёл в киноальманах «Боевой киносборник №2». Следующим фильмом Арнштама становится «Зоя» (1944) о юной партизанке Зое Космодемьянской. Величие подвига и простота, с которой он изображён — главные особенности данной картины. Благодаря «Зое» режиссёр станет обладателем Сталинской премии первой степени, что позволит ему окончательно утвердиться в качестве самостоятельного режиссёра.Афиша фильма «Зоя»

После войны Арнштам работает на «Мосфильме», где снимает главный свой фильм «Глинка» (1946) о жизни и творчестве великого композитора. Именно здесь Арнштаму удаётся раскрыть главную тему своего творчества: «человек, который творит искусство и искусство, которое создаст человека». Главный акцент в картине сделан на музыке, биография композитора отходит на второй план. Для Арнштама музыка – это в первую очередь средство, с помощью которого он изображает событие. В фильме удалось показать образ неотделимого от работы творца, это стало новым художественным приёмом в биографическом кино.

В 1946 году Лев Арнштам с фильмами «Зоя» и «Глинка» принимает участие в первом Каннском кинофестивале. Этот факт сделает Арнштама в какой-то степени уникальным среди участников Канн, так как он будет единственным режиссёром, два фильма которого попали в конкурсную программу. Ни «Зоя», ни «Глинка» не принесут Арнштаму наград этого фестиваля. Год спустя «Глинка» будет номинирован на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, но и там фильму не суждено добиться успеха.

Только спустя восемь лет Лев Арнштам совместно с Леонидом Лавровским снимут фильм-балет «Ромео и Джульетта», который получит специальный приз VIII Каннского кинофестиваля за «Лучший лирический фильм». Данный приз уникален, так как за всю историю фестиваля был вручён однажды. Спустя год, в 1956 году, похожий приз за «Лучшую лирическую комедию» получит картина Ингмара Бергмана «Улыбки летней ночи».

Далее в творчестве Арнштама последует перерыв, в 1960 году выйдет совместный с киностудией ГДР фильм «Пять дней, пять ночей» о спасении советскими солдатами во время войны Дрезденской картинной галереи. В 1967 году Арнштам снимет свой последний фильм «Софья Перовская» об убийстве царя Александра II.

На этом творческая биография Льва Арнштама заканчивается, но при этом нельзя не отметить его работу на «Мосфильме». В 1968 году он становится руководителем творческого объединения «Луч», в рамках которого снимали свои фильмы Сергей Бондарчук, Леонид Гайдай, Элем Климов, Сергей Соловьёв и многие другие. Сергей Соловьёв, в свою очередь, называл Льва Арнштама «Художественным руководителем с большой буквы», что является, наверное, лучшим определением его работы конца 60-х — начала 70-х годов.

Арнштама можно назвать первым отечественным продюсером, при том, что такой должности в советском кино не существовало. Влияние Льва Арнштама на дальнейшее развитие советского кино огромное, но при этом он жаловался на то, что ему не хватает возможности делать собственные фильмы. Может быть, он и смог бы ещё раз воплотить свои идеи на экран в качестве режиссёра, но 26 декабря 1976 года режиссёра не стало.

Автор: Александр Велигодский

Картина дня

наверх