На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВераВерная
    Сергей, пишите ещё, а нам интересно, куда ваши посты размещать будут)))Экстрасенсы. Вери...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    А живым Слава и дальнейших Успехов во всём !!!Территория Героев...
  • Сергей Легков
    Наверное, это потому, что в статье экстрасенс деньги вымогал! Вот вам и бизнес, и финансы. 🙂Экстрасенсы. Вери...

Творчество Владимира Марковича Санина

Владимир Маркович Санин – писатель, которого я отношу к любимым авторам. Писатель, который прежде чем писать о чем-либо, обязательно это всё проверит на себе. Герои его произведений – полярники, участники различных экспедиций, покорители Арктики и Антарктики.

В творчестве Владимира Санина привлекает психологизм отношений героев, настоящие мужские качества, экстремальные ситуации. О Санине я обязательно еще напишу. Творчество этого писателя сегодня как бы ушло в тень, но именно сейчас не хватает людей с таким стержнем и отношением к жизни.Творчество Владимира Марковича СанинаВ.М.Санин, 1985г.

Это - автор, с которого началась моя "юношеская" литература.
Живописал он людей героических профессий, полярников, моряков, пожарных, лавинщиков.
Большая часть творчества Санина посвящена "высоким" широтам, Арктике и Антарктике.
Объемно, совершенно не плоско описывал людей, совершавших подвиги в мирное время. Эти люди в творчестве Санина не выглядят "сверхлюдьми", а наоборот, обладают некоторыми человеческими слабостями. И эти слабости преодолевают. Либо не преодолевают, ломаются.
"Трудно отпускает Антарктида", "Семьдесят два градуса ниже нуля", "За тех, кто в дрейфе", "Белое проклятье", "Большой пожар" - эти книги очень выпукло показывают, каким сложным, интересным и НАСТОЯЩИМ был советский человек.

Санин Владимир Маркович родился в 1928 год в Бобруйске. Детские годы писатель отразил в повести «Когда я был мальчишкой». В этом произведении автор описал жизнь детей тридцатых годов прошлого века. Свое детство писатель никогда не считал светлым и безоблачным. Тем не менее об этом времени он вспоминал с огромной нежностью.

Окончил экономический факультет МГУ. Впоследствии работал на Всесоюзном радио в отделе сатиры и юмора, в частности писал тексты для передачи «С добрым утром!».

Как писатель начинал с юмористических рассказов и повестей, полудокументальных книг о путешествиях по стране. Случай привёл его в высокие широты и в результате появился цикл повестей и романов об Арктике и Антарктике. Героями его книг стали представители профессий, требующих отваги и мужества – полярники, моряки, пожарные. Книги Владимира Санина пронизаны тонким юмором и иронией. Основная тема многих его произведений — испытания человека в трудных условиях.

Вот что он сам говорит о своём творчестве: «Некоторые читатели упрекают меня за преувеличенную восторженность, с какой я пишу о полярниках, летчиках, моряках. Наверное, она действительно имела место, особенно в ранних книгах, когда я смотрел на этих незаурядных людей широко распахнутыми глазами новичка. Однако, хотя с годами многое стало восприниматься более критически, мое литературное кредо не изменилось...

Одни пишут жизнь такой, какой она никогда не была и никогда не будет; другие — такой, какова она есть на самом деле. Я стараюсь писать жизнь не только такой, какова она есть, но и такой, какой бы я хотел ее видеть. Недостаток, но что поделаешь, если пишешь главным образом о людях, к которым испытываешь сердечную симпатию?».

По книгам Санина были сняты художественные фильмы «72 градуса ниже нуля», «Белое проклятие», «Точка возврата» и трёхсерийный телевизионный фильм «Антарктическая повесть».

Тема путешествий, которая неизменно присутствует в его книгах, появилась неслучайно. Писатель неоднократно участвовал в экспедициях.Библиография Санина включает более двадцати произведений, среди которых рассказы, повести, пьесы, киносценарии.

Санин Владимир Маркович ушел из жизни в 1989 году. Похоронен в Москве.

***

«Спорить, доказывать, что книга хорошая или плохая – бессмысленно: если я больше люблю солёные огурцы, а ты бананы, нам друг друга не переубедить.»

Владимир Санин, «Точка возврата»

Хорошая цитата, верно? Действительно, бесполезное это дело: доказывать кому-то, что приводимая тобой в пример книга исключительно хороша. (В чём совсем недавно я убедилась на личном опыте.) Но… Дело в том, что те из моих друзей и знакомых, кому довелось прочитать книги Владимира Санина, единодушно утверждали – его произведения уникальны. И я полностью с ними согласна: так и о таком не писал практически никто из наших авторов. Давайте же вместе ознакомимся с некоторыми из его произведений.

«БОЛЬШОЙ ПОЖАР»

«По статистике в мире ежегодно случаются пять с половиной миллионов пожаров - каждые пять секунд где-то что-то горит!»
Владимир Санин, «Большой пожар»Творчество Владимира Марковича Санина38 лет назад, 25 февраля 1977 года в московской гостинице «Россия» вспыхнул пожар – один из самых крупных пожаров в СССР. Немного истории:

"Гостиница «Россия» (Москва) являлась не только одним из известнейших отелей мира, но также символом советской эпохи. Строительство гостиницы «Россия» началось в 1964 году прошлого века, и завершилось в 1969 году. Гостиница «Россия», архитектором которой выступил Д. Чечулин, была возведена в самом сердце исторического центра Москвы – на улице Варварке.

В 70-х годах, почти сразу после окончания строительства, гостиница «Россия» г. Москва включена в книгу рекордов Гиннеса, как самый масштабный отель в Европе. Проект гостиницы «Россия» представлял собой единый комплекс площадью 13 Га, на территории которого располагались пять многоэтажных корпусов, двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1500 мест и знаменитый киноконцертный зал «Россия» на 2500 мест. Четыре корпуса, по 12 этажей в каждом, были ориентированы по сторонам света, благодаря чему гостиница обладала прекрасными видовыми характеристиками: из окон открывался замечательный вид на Красную площадь, Кремль, Храм Василия Блаженного, набережную Москвы-реки. Номерной фонд отеля состоял из 2700 номеров различного класса, таким образом, «Россия» одновременно могла принять около 5000 гостей. В зависимости от желаемой категории, варьировалась стоимость номера – гостиница «Россия» обладала разнообразным номерным фондом, куда включались одно- и двухместные номера, люксы и полулюксы.

Описание гостиницы «Россия» будет неполным, если не упомянуть об инфраструктуре комплекса, которую можно охарактеризовать как «город в городе». Помимо стандартных услуг, представленных практически в любом отеле высшей категории, таких как паркинг, конференц-зал, бары, кафе, прачечная-химчистка, бильярд, ресторан, гостиница «Россия» располагала медицинским центром с сауной, массажным кабинетом и солярием, бутиками, ночными клубами, библиотекой, почтой, аптекой, отделением банка. К услугам гостей предлагались также сувенирные магазины, салон красоты, игровые автоматы, туристические агентства, пункты обмена валют, даже собственный нотариус - гостиница «Россия» постоянно совершенствовала перечень оказываемых услуг, чтобы соответствовать отведенному ей особому статусу визитной карточки Москвы."Творчество Владимира Марковича СанинаТворчество Владимира Марковича СанинаИ вот в этом «городе в городе» вспыхнул пожар… При чём здесь Владимир Санин? Лично я узнала о том, как всё происходило, именно из его книги. То есть, до момента, как прочла её, я слышала о пожаре в «России» - отдельные отрывочные сведения. Позднее, в 2006 году, были выпущены два документальных фильма, рассказывающих об этом пожаре. Но, по моему скромному мнению, ни один из них не давал реальной картины произошедшего. Как, впрочем, и документальные статьи. Достаточно того факта, что и фильмы, и статьи утверждают – пожарные соединили вместе несколько лестниц и с их помощью добрались до верхних этажей гостиницы, куда автолестницы попросту не доставали.

На самом деле соединить вместе лестницы-штурмовки невозможно, так как их нельзя будет забросить на верхние этажи.Творчество Владимира Марковича Санина

Подъём по штурмовкам (10кг, 4 метра). Пожарный, сидя на подоконнике, крюком разбивает окно этажом выше, цепляет крюк за подоконник и поднимается; затем всё повторяется. "Лестница" на верхние этажи "России" состояла из отдельных штурмовок!

Автор беседовал со многими непосредственными участниками тех событий; с пожарными и спасёнными; и в своей книге наиболее подробно рассказал о том, как возник, развивался и был побеждён пожар в гостинице «Россия». А попутно поведал читателям о нелёгкой, полной опасностей работе пожарных. Вы спросите: «И что в этом интересного?». Я отвечу, что большинство из нас практически ничего не знает о пожарных, что книг на эту тему, за исключением книги Владимира Санина, вообще нет; и, если бы не отдельные художественные фильмы: «Тревожное воскресенье», например; то простые люди знали бы о пожарных лишь то, что «они спят 25 часов в сутки».

Кстати, о фильмах…К настоящему времени гостиница «Россия» не существует, она была снесена в 2006 году. Здание сносят? Ту самую гостиницу, где был грандиозный пожар? Так снимите же об этом художественный фильм! Но нет, нашим режиссёрам, ещё раз чем-то утомлённым, было не до какого-то там пожара, им это вообще не интересно.

А между тем этот пожар был уникальным среди всех известных пожаров в крупных гостиницах: на более чем тысячу спасённых всего сорок два погибших.Творчество Владимира Марковича Санина

«72 ГРАДУСА НИЖЕ НУЛЯ»

Творчество Владимира Марковича Санина

«Эту работу иначе, как подвигом не назовёшь… Ни у кого нет сейчас более тяжёлой работы, чем у этих пятнадцати».
Василий Песков

Исследование Антарктиды не могло проводиться в полном объёме только с её побережья. Но как добраться до центральной части материка? Самолёты не могут летать над всей Антрактидой, да и много ли груза перевезёт самолёт? Не говоря о том, что перелёты над Антарктидой крайне опасны, а зимой – вообще невозможны. И тогда было принято решение – идти в глубь материка на тракторах. На обычных тракторах с грузовыми санями. Каким-то чудом первая экспедиция не погибла, а сумела выполнить поставленную задачу: собрать бесценную информацию об условиях передвижения по ледяному куполу и организовать первую постоянную станцию.

Следующим экспедициям было немного проще, если только это слово – «проще» - можно применить к перемещению по Антарктиде. Прибыли не трактора, а тягачи, в том числе и специально оборудованные для условий экстремального холода.Творчество Владимира Марковича СанинаТворчество Владимира Марковича СанинаТворчество Владимира Марковича Санина

Походы санно-гусеничных поездов через ледяной купол стали регулярными: туда – годовой запас топлива для зимовщиков, продукты и оборудование; обратно – «порожняком»; тягачи необходимо было вернуть к побережью для того, чтобы использовать в следующем походе. Об одном из таких походов и рассказывает книга Владимира Санина. Причём она написана не на основе информации, полученной с чужих слов: Владимир Маркович сам был участником Советской Антарктической экспедиции.Творчество Владимира Марковича СанинаПо этой книге снят одноимённый замечательный фильм; но повесть, конечно же, гораздо подробнее рассказывает о походе и людях, совершивших его.Творчество Владимира Марковича СанинаСанно-гусеничный поезд. Антарктида.

Про таких людей, про которых писал Санин, говорят - железные люди.
Вот, к примеру, есть песня В.С.Высоцкого:

Эта песня посвящена как раз такому типу людей. В ней поется о случае, когда молодой полярник - доктор Леонид Рогозов под местным наркозом сам себе удалил аппендикс.
На зимовке. Потому что в безвыходной ситуации эти люди боролись до конца и шли на поступки невероятной смелости.

"29 апреля 1961 года Леонид обнаружил у себя тревожные симптомы: слабость, тошноту, повышенную температуру тела и боли в правой подвздошной области. Будучи единственным врачом в экспедиции, состоявшей из 13 человек, Леонид сам поставил себе диагноз: острый аппендицит. Консервативная тактика лечения (покой, голод, местный холод и антибиотики) успеха не имела. На следующий день температура поднялась ещё выше. Ни на одной из ближайших антарктических станций не было самолёта, кроме того, плохие погодные условия всё равно не позволили бы выполнить полёт на Новолазаревскую, находящуюся в 80 км от берега. Для того, чтобы спасти жизнь заболевшего полярника, необходима была срочная операция на месте. И единственным выходом в сложившейся ситуации было делать операцию самому себе.

Выполнять операцию ночью 30 апреля 1961 года хирургу помогали метеоролог Александр Артемьев, подававший инструменты, и инженер-механик Зиновий Теплинский, державший у живота небольшое круглое зеркало и направлявший свет от настольной лампы. Начальник станции Владислав Гербович дежурил на случай, если кому-то из ассистентов, никогда не имевших отношения к медицине, станет плохо. В лежачем положении, с полунаклоном на левый бок, врач произвёл местную анестезию раствором новокаина, после чего сделал при помощи скальпеля 12-сантиметровый разрез в правой подвздошной области. Временами смотря в зеркало, временами на ощупь (без перчаток), он удалил воспалённый аппендикс и ввёл антибиотик в брюшную полость. Спустя 30—40 минут от начала операции развилась выраженная общая слабость, появилось головокружение, из-за чего приходилось делать короткие паузы для отдыха. Тем не менее, к полуночи операция, длившаяся 1 час 45 минут, была завершена. Через пять дней температура нормализовалась, ещё через два дня были сняты швы."

А вот что пишет об операции сам Рогозов:

"Я не позволял себе думать ни о чём, кроме дела… В случае, если бы я потерял сознание, Саша Артемьев сделал бы мне инъекцию — я дал ему шприц и показал, как это делается… Мои бедные ассистенты! В последнюю минуту я посмотрел на них: они стояли в белых халатах и сами были белее белого. Я тоже был испуган. Но затем я взял иглу с новокаином и сделал себе первую инъекцию. Каким-то образом я автоматически переключился в режим оперирования, и с этого момента я не замечал ничего иного.

Добраться до аппендикса было непросто, даже с помощью зеркала. Делать это приходилось в основном на ощупь. Внезапно в моей голове вспыхнуло: «Я наношу себе всё больше ран и не замечаю их…» Я становлюсь слабее и слабее, моё сердце начинает сбоить. Каждые четыре-пять минут я останавливаюсь отдохнуть на 20—25 секунд. Наконец, вот он, проклятый аппендикс!.. На самой тяжёлой стадии удаления аппендикса я пал духом: моё сердце замерло и заметно сбавило ход, а руки стали как резина. Что ж, подумал я, это кончится плохо. А ведь всё, что оставалось, — это собственно удалить аппендикс! Но затем я осознал, что вообще-то я уже спасён!"

Не мог Рогозов погибнуть, подвести людей своей смертью, если бы это произошло - сорвалась бы программа зимовки. И вот он берет скальпель, и под контролем зеркала - режет себя.Творчество Владимира Марковича СанинаЛ.И.Рогозов по возвращению из экспедиции

Именно эти люди открывали для СССР "полюс холода" - антарктическую станцию "Восток, именно эти люди в героических дрейфах на льдинах делали первые замеры морского дна, которые сегодня оформляются в притязания России в Арктике.
Вот о таких людях и писал Владимир Маркович Санин.

«БЕЛОЕ ПРОКЛЯТИЕ»Творчество Владимира Марковича Санина

«…лыжников, предпринимателей и официальных лиц необходимо хорошенько пугать не реже, чем раз в три года. Иначе они начнут думать, что лавины — это плод чьего-то воображения».

«Консультанта по лавинам обычно приглашают после катастрофы, хотя он, вероятно, предотвратил бы ее, если бы его вызвали раньше».

«Охотники за лавинами», Монтгомери Отуотер
Творчество Владимира Марковича Санина

Многие убеждены, что знают о лавинах достаточно много. Ну как же, бывают в горах, зимой, после обильных снегопадов – этих знаний хватит. А вот информация о разных типах лавин, о механизме их роста, образовании, сходе, предупреждении катастрофических последствий вряд ли знакома широкому кругу читателей. И вновь Владимир Санин устраняет этот информационный пробел, рассказывая о тех, кто защищает людей от возможной лавинной опасности, об их нелёгкой работе, практически всегда связанной с непониманием со стороны начальства и тех, кого приходится защищать, а то и спасать, рискуя собственной жизнью.Творчество Владимира Марковича СанинаТворчество Владимира Марковича СанинаТворчество Владимира Марковича СанинаКому-то очень повезло...

К сожалению, по этой книге также снят одноимённый фильм. Я говорю «к сожалению» потому, что, по моему мнению, приглашённые на главные роли актёры абсолютно не соответствуют персонажам, выведенным в книге. Да и сам фильм снят весьма средне. Понятно, почему: написать о лавинной катастрофе гораздо проще, чем перенести это зрелище на широкий экран.

«За тех, кто в дрейфе»Творчество Владимира Марковича СанинаЭта повесть является 3-ей частью трилогии «Зов полярных широт». Если первые две посвящены жизни российской экспедиции в Антарктике, то эта – дрейфующей станции в Северном Ледовитом океане. Главные герои в трилогии попадают в очень сложные критические ситуации. И интересно – как они себя ведут в этих ситуациях, т.е. психологические особенности каждого героя. Вообще мне нравятся вещи с тонким психологизмом. И ещё: как и в «Одержимом», главные герои – очень сильные, мужественные люди, сильные личности. Автор – Владимир Санин - сам был участником нескольких экспедиций в Антарктику, на Северный полюс, т.е. он сам это всё испытал, поэтому повесть отличается достоверностью. И то, что он сам через это прошел, прежде чем написать, делает его произведения весомее и привлекательнее. Прочитала с большим интересом. Осталось ощущение свободы, внутренней гармонии, чувство восхищения мужскими характерами. Если Вы не ищите простых решений, а хотите сопереживать, сочувствовать всеми «фибрами своей души», то читайте книги Владимира Санина! Это адреналин и мужество!

«Зов полярных широт»

Такое название имеет цикл рассказов и повестей о полярниках. Автор повествует о их взаимоотношениях, о поддержке, помощи, разочарованиях, потерях и, наконец, о борьбе за жизнь. Первая повесть – необыкновенная история о мужестве и героизме. В этом произведении автор рассказывает о подвиге людей, которые вынуждены, несмотря на мартовский арктический холод, довезти топливо до станции.

В «Точке возврата» автор также показывает, как меняется поведение человека в критической ситуации. Но герои этой повести на протяжении почти всего повествования пребывают в ожидании. Несколько человек оказываются во льдах, в совершенно невыносимых условиях. Вынужденная посадка самолета приводит к тому, что они вынуждены выживать, надеяться, верить в себя. А главное – сохранять человечность и дисциплину.

«Остров веселых Робинзонов»

Литературный стиль этого писателя отличается лаконичностью, простотой, тонким юмором. Все это присутствует в повести «Остров веселых Робинзонов». Герой произведения – редактор одной из газет. Он мечтает побывать в Международном лагере журналистов, но вопреки своим желаниям отправлен начальником в принудительный отпуск. Виной всему бессонница, создающая помятый и уставший вид. Начальник отправляет редактора в санаторий, где подчиненный сможет нормализовать здоровый сон. Здесь герой подвергается методу эксцентричного академика Бородина. Сопровождает редактора, страдающего хронической бессонницей, молодой врач – девушка с небесно-голубыми глазами.Творчество Владимира Марковича СанинаСанаторий находится на острове на Валдае. Удивление главного героя и других пациентов, имеющих нарушения нервной деятельности (а среди них преобладали люди, занимающие весьма достойные должности), безгранично, когда они узнают, что стали «жертвами» нового терапевтического метода. В так называемой лечебнице отсутствуют элементарные удобства. На единении с природой и основан метод избавления от бессонницы. Согласно отзывам читателей, повесть Владимира Санина пронизана положительными эмоциями и юмором. Она, подобна методу Бородина, способна излечить от депрессии и дурного настроения.

Надеюсь, что прочитав хотя бы одну из описанных выше книг, вы захотите прочитать и остальные. Тем более, что сейчас очень легко отыскать книги Владимира Марковича Санина как в сети, так и в классическом виде: их наконец-то стали переиздавать.

Картина дня

наверх