На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 945 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Павлов
    Они нас резали у них, теперь они нас будут резать у нас.«Срочно отменить ...
  • Silver Kont
    Ну что, главишак рахмон и добрый дядя вова уже "порешали", что черножопая сволочь так и будет ехать кишлаками, а все ...«Срочно отменить ...
  • Андрей Корольков
    Мою тетку после окончания школы в 1955-1956 году в обязательном порядке через горком комсомола Балашихи отправили в с...Целинная авантюра...

О пропаганде в Первую мировую

«Связь германского милитаризма с философией Канта»: о пропаганде в Первую мировую

В 1914–1918 годы мир лицом к лицу столкнулся с «тотальной войной». Так называют конфликты нового типа, способные охватить большую часть сторон общественной жизни — за счёт массового призыва и масштабной психологической мобилизации.
В Первую мировую впервые были опробованы не только новейшие чудеса технической мысли, вроде танков и самолётов. Исследователи считают, что эта война дала мощный импульс развитию приёмов агитации и пропаганды, многие из которых дошли и до нашего времени.

О технологиях информационных диверсий, впервые опробованных в глобальном противостоянии, специально для VATNIKSTAN рассказал кандидат исторических наук Дмитрий Цыкалов.

— Дмитрий Евгеньевич, насколько эффективна оказалась пропаганда Первой мировой?

— Думаю, она была весьма эффективна. Приведу два факта. Во-первых, широкое использование самого термина «пропаганда» началось именно в Первую мировую. Во-вторых, научная литература по теории и технике информационного воздействия на противника появилась только после этой войны.

Такая пропаганда всегда похожа на двуликого Януса. С одной стороны, она прославляет своих, с другой — расчеловечивает и демонизирует врага.— Какую страну можно назвать лидером в разработке средств информационной войны?

— Есть мнение, что США. Но они вступили в войну только в марте 1917-го. Годом ранее избранный президентом страны Вудро Вильсон обещал выдерживать нейтралитет. Несмотря на то что общественное мнение Соединённых Штатов в целом симпатизировало Антанте, в стране были сильны пацифистские и прогерманские настроения. Поэтому потребовалась массированная пропагандистская кампания, чтобы общество приняло войну.

— Знаменитый плакат с «дядей Сэмом» способствовал этому? Но ведь первыми подобную агитацию применили британцы.

— Не только. Есть похожие плакаты и у канадцев. Это рекрутская агитация. К началу войны в Англии и США не существовало всеобщей воинской обязанности. Так что, вероятно, для этих стран разработка технологий пропаганды играла более высокую роль. Американцы, действительно, использовали уже ранее опробованные, успешные образцы.

Кстати, даже рекрутские плакаты времён Гражданской войны в России основаны на классических англо-американских (и итальянских) изображениях.— Как обстояли дела с пропагандой в Германии? В техническом и экономическом плане она была одной из самых подготовленных к войне стран.

— В государствах со всеобщей воинской повинностью (Германия, Франция, Россия) требовалась тотальная мобилизация общества. Поэтому основной упор агитации в этих странах пришёлся на собственное население.

У немцев с этим дела обстояли, как мне кажется, лучше, чем у нас. Большинство из них было грамотными, в отличие от значительной массы русских крестьян. Жители Германии могли воспринимать письменную информацию, их выбор был более осмысленным.

Наш патриотизм оставался во многом «инстинктивным». В этом, конечно, были и свои плюсы. Но Первая мировая — это всё-таки война современного типа, рассчитанная на осознанное отношение. Тем не менее в самой Германии после войны немецкую агитацию считали недостаточно удачной, в отличие от пропаганды стран-победительниц.— Какие средства информационной войны использовались, помимо листовок и плакатов?

— Такие источники многочисленны и разнородны. Существовала целая индустрия печатной пропаганды, включающая в себя книги, статьи, специальные журналы (к примеру, в России издавалась своя «летопись войны»). Издавались даже сборники документов о «зверствах» врагов.

Визуальная агитация включала плакаты, карикатуры, листовки, скульптуры, а также документальные и художественные фильмы. Отдельно стоит выделить зрелищный (спектакли, цирк, уличные представления, выставки в музеях, конкурсы рисунков) и вербальный (радио, устные выступления агитаторов) подвиды.

— Какие наиболее яркие примеры применения таких технологий можно назвать?

— Из плакатов я бы вспомнил американское изображение гориллы в пикельхельме (тевтонский шлем с пикой), ставшей прообразом голливудского Кинг-Конга. Из печатных статей особенно примечателен трактат российского философа Владимира Эрна «От Канта к Круппу». Эрн усмотрел связь германского милитаризма с философией Канта.

Надо признать, что пропагандистская продукция Первой мировой весьма однотипна. Более того, французы могли брать за основу своей агитации образцы немецких карикатур, а немцы — французских.— Кто руководил пропагандой в воюющих странах?

— В Германии её координировал полковник Вальтер Николаи, глава разведслужбы Генерального штаба (отдел III). Немецкой пресс-службой заведовал майор Эрхард Дойтельмозер.

Из российских технологов стоит отметить генерал-майора Дмитрия Дубенского. Он работал военным писателем, издавал журнал «Летопись войны 1914–1917» и даже состоял в императорской свите в качестве придворного историографа.

В Великобритании в начале войны пропаганду курировало Министерство иностранных дел. В марте 1918 года в стране было сформировано Министерство информации с отделом пропаганды в неприятельских странах. Им руководил владелец газеты «Daily Mail» лорд Альфред Нортклифф.В США президент Вильсон в апреле 1917 года учредил Комитет общественной информации (CPI), с целью мобилизации общественного мнения. Этот орган также известен как Комитет Крила, по имени своего председателя (журналиста Джорджа Крила).

— А что с Российской империей? Насколько её пропаганда была успешной?

— О некоторых аспектах отечественной агитации я упоминал выше. Один из основных недостатков российских условий — малая доля грамотного населения. Поэтому на массы был главным образом рассчитан лубок, местами довольно оригинальный — подобные изображения рисовали Малевич, Маяковский и Васнецов. Кино же только набирало обороты.

Правительство полагалось на «врождённый» патриотизм, но война затянулась. Жизнь резко ухудшилась, и пренебрежение массовой пропагандой сыграло отрицательную роль. Население стало больше доверять слухам, чем официальной информации.

— Есть мнение, что пропаганда большевиков была успешнее, чем у белых. Насколько это справедливо?

— Красные победили, поэтому считается, что их агитация дала результат. Например, имена художников, сотрудничавших с большевиками, всемирно известны: Моор, Дени, Маяковский. А вот имена их коллег по ту сторону баррикад знакомы только специалистам.

Отрицательно сказалась идейная, экономическая и военная разобщённость лагеря белых. У большевиков же существовала сильная пропагандистская традиция, сложившаяся ещё до революции.— После войны державами были сделаны выводы относительно использования пропаганды в военных целях?

— Да, это осмысление начинается почти сразу. Проигравшие страны извлекли для себя уроки. Появление, к примеру, фигуры Геббельса в Германии не случайно: такие, как он, приписывали поражение в Первой мировой слабости информационных кампаний страны. Поэтому немцы активно перенимали лучшие образцы таких технологий.

Кстати, есть ещё одно объяснение успеха США. В основу их пропаганды в значительной степени легли наработанные приёмы коммерческой рекламы, уже тогда доведённые американцами до совершенства.

— То есть коммерция и пропаганда в США шли рука об руку?

— Военную пропаганду в США курировало правительство, но из коммерческой рекламы постоянно заимствовались техники и методы. Например, это могли быть ёмкие лозунги-слоганы или визуальные образы, привлекающие внимание.

— В остальных странах были подобные примеры союза рекламы и пропаганды?

— Думаю, да. На это различные специалисты указывали ещё в годы самой войны. В России об этом писала искусствовед Вера Славенсон. Она предположила, что технологии коммерческого плаката в России отразились и на военной плакатной агитации.

— Существовали ли какие-то приёмы нейтрализации информационных диверсий?

— Контрпропаганда, конечно, существовала. Например, ещё в самом начале войны в России издали карикатуру, издевательски высмеиваявшую стереотипы немецкой агитации.

В самой Германии в подобном ключе активно использовали СМИ. Появилась даже поговорка: «агентство Рейтер — фабрика лжи». Фейки активно внедрялись немцами.— Сыграла ли пропаганда важную роль в победе над кайзеровской Германией? Или гораздо более значимый вклад внесли экономическая устойчивость стран Антанты и боеспособность их армий?

— Наверное, всё это вместе. Но ещё Наполеон утверждал, что моральный дух в войсках имеет первостепенное значение для победы. Так, в античности греки одолели персов (обладавших численно превосходящей армией) не в последнюю очередь благодаря высокому уровню мотивации.

Современные немецкие историки полагают, что генерал Людендорф, списывая поражение Германии на пропаганду Антанты, просто оправдывал собственные военные неудачи. Однако само значение информационных диверсий в годы Первой мировой выросло многократно. Это была тотальная война, в ней важно было мотивировать не только фронт, но и тыл. То, что немцы продержались целых четыре года — яркое свидетельство того, что их пропаганда была не так уж плоха.

Максим Назаров
https://vatnikstan.ru/interview/o-propagande-v-pervuyu-mirovuyu/

Картина дня

наверх