На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 939 подписчиков

Свежие комментарии

Великие истории любви. Марк Бернес и его Паола - сказка со страшным концом

Бернес отвернулся от жены, когда она тяжело заболела – страх заразиться был сильнее любви и стыда.
Великие истории любви. Марк Бернес и его Паола: сказка со страшным концом
Как правило, любовные истории великих и знаменитых всегда начинаются красиво и романтично, а вот заканчиваются по-разному. А иногда и вовсе ошеломляюще. Первая настоящая любовь Марка Бернеса и вовсе началась как в романе «Мастер и Маргарита». Это к нему - бедному, никому не известному актеру театра - ушла от довольно известного и состоятельного мужа юная и очень красивая актриса Паола Линецкая. А прожив с актером четверть века, однажды она не раз пожалела о своем роковом решении...
В последние месяцы своей жизни Паола горько пожалела об этом: быть рядом с ней, больной, Бернес не смог.

Шаланды, полные кефали

Марк Бернес (при рождении — Менахем-Ман Неухович Нейман) родился в Нежине, что под Черниговом, вырос в Харькове. После окончания школы отец настоял на том, чтобы сын пошел учиться на бухгалтера, которое вскорости парень бросил. Он пошел работать расклейщиком афиш, а также стал посещать курсы при театральном техникуме. Именно в Харьковском театре он сыграл свою первую небольшую роль, заменив заболевшего артиста. А еще смекалистый паренек, быстро сообразив, что с фамилией "Нейман" ему далеко не пробиться, придумал себе звучный псевдоним "Бернес".

Великие истории любви. Марк Бернес и его Паола: сказка со страшным концомМенахем-Ман Нейман в детстве. / Марк Бернес.

Когда о деяниях сына всплыла вся правда, в доме Нейманов разразился нешуточный скандал. Отец, всю жизнь проработавший старьевщиком, и слышать не хотел о том, чтобы его единственный сын пошел в артисты. Но Марка не так просто было разубедить...

Ему едва исполнилось семнадцать, когда он сбежал от родительского назидания в Москву, попытать счастья. Справедливости ради, нужно отметить, что от природы он был не столько талантливым, сколько сообразительным парнем. По приезду в столицу Марк устроился работать сразу в два театра: Большой и Малый. Правда, сначала статистом, а позже стал получать маленькие роли. И, подобно Фигаро, одновременно успевал играть и там и там, причем так, что никто даже не догадывался о его проворности. И это давало ему полное право представляться «артистом больших и малых академических театров».Великие истории любви. Марк Бернес и его Паола: сказка со страшным концомМарк Бернес.

Безусловно, все усилия молодого авантюриста не прошли даром. Пройдет каких-то девять лет, и имя Бернеса узнает вся страна. Он станет одним из самых известных актеров Советского Союза, его будет обожать многомиллионная публика, популярность Марка достигнет фантастического масштаба.

Следующая роль,  красноармейца Кости Жигилева в фильме «Человек с ружьем» стала для Бернеса звездной – в этом фильме он исполнил песню «Тучи над городом встали». С тех пор, если Бернес играл в кино, он пел. Спел «Любимый город» в картине «Истребители», «Шаланды, полные кефали» и «Темная ночь» в фильме «Два бойца»... И ролей, и песен было много.

Зрители любили Бернеса-певца даже больше, чем Бернеса-киноактера. Его киношные песни записывали на пластинки, он ездил в гастрольные туры, в том числе за границу. Постепенно артист подобрал себе замечательный репертуар. У каждой советской девушки была открытка с фотографией Бернеса. В 1960 году на стадионе в Лужниках он спел «Враги сожгли родную хату» — свою самую пронзительную, самую главную песню. После этой песни он стал в СССР звездой №1. Другого такого не было.

Мастер и Маргарита

Но все это: слава, успех, деньги – придет потом. Пока что Марк Бернес – недавно переехавший из Харькова провинциал, в театре он вторых и третьих ролях. Первая встреча Полины Линецкой, юной примы частного театра и Марка Бернеса, никому не известного актера, игравшего небольшие эпизодические роли, состоялась в 1930-м на подмостках Театра Корша. Эффектная 19-летняя Линецкая на то время не только блистала на театральной сцене, но и была замужем за весьма обеспеченным известным инженером. Разумеется, становиться женой Бернеса, который исполнял третьестепенные роли, Полина даже не помышляла. Сейчас мы – свидетели одного из самых неловких моментов жизни актера: Марк проваливает репетицию. Он занят в одной сцене с примой частного Театра Корша , 19-летней Паолой Линецкой, смотрит в ее необыкновенные фиалковые глаза и от волнения не может вспомнить ни одной реплики.Великие истории любви. Марк Бернес и его Паола: сказка со страшным концом

Марк, что с тобой? – спрашивали коллеги.
Женюсь на Паоле!

Это было смелое заявление: прима, жена очень обеспеченного господина, самая красивая актриса в театре едва ли обратила бы внимание на бедного начинающего актера.

Но Бернес уже тогда был неотразимым. И очень настойчивым. Из воспоминаний коллег: что-что, а очаровывать женщин Бернес умел превосходно. И, безусловно, слово свое сдержал: два года настойчивых ухаживаний, и Паола ушла от обеспеченного мужа к нищему тогда Марку. В 1932 году Линецкая и Бернес сыграли свадьбу.Великие истории любви. Марк Бернес и его Паола: сказка со страшным концом

Поздний ребёнок

Бернес прожил с Паолой Линецкой 25 лет. Первые годы были наполнены безденежьем, экономией и обедами у друзей. Но оказалось, что когда рядом любимый, не так уж и нужны деньги, бесконечные наряды, развлечения... Паола была счастлива. Очень трудно семейную жизнь супругов было назвать счастливой. Бернес, будучи прирожденным ловеласом, был известным на всю столицу дамским угодником. Штамп в паспорте и обручальное кольцо на пальце совершенно не останавливали Бернеса, если на его пути встречалась симпатичная ему женщина. Довольно часто он являлся домой лишь под утро: хмельной и нередко в губной помаде. Любопытные приятели донимали Марка вопросами, что он говорит Паоле, когда переступает порог дома в таком виде. Бернес только самодовольно отшучивался: «Я говорю: „Здравствуй, родная!“, а остальное она сама говорит!».
И при этом он был надежным. Это странно – но артист состоял из сплошных противоречий. Зиновий Гердт, друг Бернеса, говорил о нем: «Добрый — злой, умный — темный, честный — несправедливый, смелый — нерешительный, простодушный — хитрый, доверчивый — подозрительный, жесткий — сентиментальный, веселый — мрачный...»

Он весь состоял из этих взаимоисключающих эпитетов. Изменял жене, почти не скрываясь, и при этом был сильным, уверенным, легко решающим любую проблему. «За ним, как за каменной стеной» — это про Бернеса.

С каждым годом супруги становились все ближе друг к другу, а через 21 год совместной жизни у них родилась Наташа, их поздний ребенок.  Бернес, правда, немного остепенился, когда Полина родила единственную дочь Наталью через 21 год совместной жизни. Бернес обожал дочку, и с ее рождением в их дом вошло безмятежное счастье, о котором можно было только мечтать. Однако совсем скоро и неожиданно это долгожданное и выстраданное счастье разбилось вдребезги. "Остались только боль, стыд и панический страх. Проклятый страх был сильнее стыда, сильнее разума, даже сильнее любви".Великие истории любви. Марк Бернес и его Паола: сказка со страшным концомБернес с дочерью Натальей.

И, как это часто бывает, когда всё стало совсем хорошо, жизнь рухнула. Счастье разлетелось на мелкие осколки. Вокруг были только боль, стыд и страх. Проклятый страх был сильнее стыда, сильнее разума. Сильнее любви.

Любовь и страх

Наташе было всего три года, когда Паола сильно заболела. Обычно живая и веселая, как птичка, угасала на глазах. Врачи поставили страшный диагноз: это рак, ничего сделать нельзя. Мужайтесь.Великие истории любви. Марк Бернес и его Паола: сказка со страшным концомУ Бернеса, этого бывшего человека-скалы, от ужаса подкашивались ноги.  Но актер боялся не за любимую жену, не за дочку, которая останется без матери – он боялся заразиться. Незадолго перед этим от рака умерли отец и сестра Бернеса. Возможно, этим объясняется его первобытный, пещерный ужас перед болезнью. Врачи объясняли Бернесу, что болезнь не заразна. Друзья и близкие стыдили, рассказывали, как плохо сейчас Паоле. Бернес всех слушал, но слышал только страх.

Свой дом артист разделил на две половины: Паоле нельзя было входить к Бернесу, Бернес не заходил к ней. Марк велел домработнице поделить все вещи. Он наотрез отказался от больной жены, и никто не смог его переубедить.

Последние два месяца своей жизни Паола провела в больнице. Бернес ни разу ее не навестил. У него потом были яркие любовные истории, блестящие роли и концерты, счастливый брак, но часть Бернеса умерла вместе с женой. Он больше никогда не смог отыскать в себе веселого, беззаботного парня, который заглянул когда-то на репетиции в фиалковые глаза партнерши и от восторга забыл все свои реплики.Такого рода предательство, наверное, самое страшное, что может совершить человек по отношению другому, с которым было прожито четверть века. Паула скончалась в одиночестве в 1956 году, пережив не только страшную физическую, но и невыносимую душевную боль. А было ей тогда всего 45...Великие истории любви. Марк Бернес и его Паола: сказка со страшным концомМогила Паулы Линецкой-Бернес.
А вдовец после похорон супруги первым делом приказал прислуге тщательно вымыть весь дом. Впрочем, знаменитый актер всегда отличался патологической фобией. Перед каждым своим выходом на сцену он обязательно проверял пульс, и если тот казался Бернесу учащенным, он просто отменял концерт. Что тут скажешь... и у великих бывают хоть и маленькие, но слабости.

Возмездие

Тем не менее Марку Наумовичу, как он не старался себя уберечь от болезней, не суждено было дожить до глубокой старости. Он скончался в 57-летнем возрасте, пережив Полину Линецкую всего лишь на тринадцать лет. По иронии судьбы Бернеса убил рак, которого он так панически боялся...Великие истории любви. Марк Бернес и его Паола: сказка со страшным концомБернес и Лилия.

Весной 1969 года врачи поставили ошибочный диагноз инфекционный радикулит, а позже выяснилось, что это был запущенный рак легких. Бернес отказывался этому верить, он кричал врачу: «Со мной этого не могло случиться. Вы ошиблись, это не рак!»Великие истории любви. Марк Бернес и его Паола: сказка со страшным концом
В последние дни жизни рядом с ним находилась его вторая супруга Лилия Бодрова, которая практически от него не отходила. Почувствовав приближение конца, он попросил Лилию Михайловну уйти, но, когда женщина направилась к двери, Бернес удивленно спросил: «Куда ты?».Великие истории любви. Марк Бернес и его Паола: сказка со страшным концомИнтересно, думал ли в те страшные минуты актер о своей трусости и предательстве по отношению к своей первой жене Паоле, которая, умирая, не чувствовала рядом возле себя поддержки самого близкого и дорогого человека? Вероятнее всего в глубине души он догадывался: судьба отвечает ему за Паолу.

За несколько дней до кончины Марк Наумович попросил жену, чтобы на похоронах звучали в записи его четыре песни: «Я люблю тебя, жизнь», «Три года ты мне снилась», «Романс Рощина» и «Журавли». А похоронить себя просил на Новодевичьем кладбище рядом с могилой первой жены Полины Линецкой. Последняя воля Марка Наумовича, безусловно, была исполнена.Великие истории любви. Марк Бернес и его Паола: сказка со страшным концомМогила знаменитого артиста советской эпохи Марка Бернеса на Новодевичьем кладбище.

На похороны любимого артиста, казалось, собралась вся столица. Вокруг Дома кино было невероятное столпотворение, а на кладбище народ толпился с раннего утра, дабы попрощаться с любимым певцом. Представители власти на церемонии погребения не присутствовали. По иронии судьбы Бернес так и не успел узнать, что за несколько дней до его смерти в правительстве страны готовился указ о присвоении артисту звания народного.

Лично мое отношение к Бернесу как к певцу не изменилось. Да. Может человеком он был и слабым, но пел настолько замечательно, что даже, зная эту историю, я продолжаю любить песни в его исполнении. От этого они не стали хуже звучать. Могу так же привести пример и с Булатом Окуджава. В конце жизни он повел себя весьма странно (мягко, очень мягко говоря), но его песни военного цикла (и не только) так же остались пронзительными. Владел этот человек словом. И этого не отнять и не зачеркнуть. Да и не стоит этого делать. Выясняется, что сам человек может быть с червоточинкой, а вот его творчество, тем более достойное, не стоит выкидывать.
https://www.goodhouse.ru/stars/zvezdnye-istorii/bernes-i-pao...

https://kulturologia.ru/blogs/260919/44253/

https://kulturologia.ru/blogs/280919/44255/

Картина дня

наверх