На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 947 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Павлов
    Какая вражда? Это мы сеем вражду? Это мы нарушаем законы, а потом кидаемся с кулаками и ножами на сделавших замечание...Мои мысли
  • Александр Павлов
    Значит по-вашему нужно терпеть и молчать? Не объединяться в дружины, не вступать в защиту себя и своих сограждан, не ...Мои мысли
  • Жанна Чешева (Баранова)
    А вы ещё не поняли, что они именно иезуитски всё выворачивают так, что борясь за всё хорошее против всего плохого вы ...Мои мысли

Судьба первого поколения президентов постсоветских республик, окончание

Продолжение, Начало ЗДЕСЬ

Туркмения. Сапармурат Ниязов (1990−2006)

Сапармурат Ниязов (сидит по центру) до того, как покрасил волосы

В рейтинге культа личности, однако, президента Казахстана можно поставить только на второе место. Первое по праву принадлежит Туркменбаши, а именно Сапармурату Ниязову. Вряд ли бывший формовщик ленинградского Кировского завода, старший мастер электростанции в Ашхабадской области и член КПСС с 1962 года мог предполагать, куда приведёт его распад СССР.

Партийная карьера сделала Ниязова первым секретарём республиканской партии ещё в конце 1985 года. С тех пор глава Туркмении власть из своих рук не выпускал. Став в 1990 году президентом Туркменской ССР на безальтернативных выборах, в 1992 году — уже в независимой стране, живущей по новой конституции — он выдвинулся… на безальтернативные выборы. В 1993 году, когда в большинстве постсоветских республик ещё в самом разгаре шёл болезненный процесс становления новой государственности, туркменский Меджлис провозгласил Ниязова «лидером туркмен» (так и переводится «Туркменбаши»). В 1994-м всенародный референдум поддержал идею продлить полномочия президента автоматом до 2002 года, без перевыборов. Официальное пожизненное президентство Ниязов получил в 1999 году.

Внутренняя политика Туркменбаши обросла за долгие годы изоляции Туркмении слухами и анекдотами, и поэтому отфильтровать точные факты от домыслов не легче, чем в отношении фактов о КНДР. Ниязов учреждал новые праздники (праздник дыни, например), переименовал календарные месяцы, предписал делить жизнь человека по «жизненным циклам», отменил оперу, балет и цирк, запретил носить длинные волосы, видеоигры и грим для теледикторов… Наконец, самой главной книгой туркменского народа была провозглашена «Рухнама» — философское сочинение о великом туркменском народе, написанное самим Туркменбаши.

Сапармурат Ниязов умер в 2006 году от острой сердечной недостаточности. Несмотря на мягкий процесс передачи власти, культ личности первого президента значительно смягчился: многие памятники были убраны, имя Туркменбаши вычеркнуто из гимна, а один из главных символов его правления — Арка нейтралитета в Ашхабаде, символизирующая внешнюю политику нейтралитета новой Туркмении — была перенесена из центра на окраину города.

 

Киргизия. Аскар Акаев (1990−2005)

Аскар Акаев выбивается из ряда первых президентов, чем-то напоминая армянского Левона Тер-Петросяна. Как и последний, Акаев — представитель интеллигенции, не интересовавшийся политикой до перестройки. Но при этом он не гуманитарий, а специалист в области точных наук, достигший заметных результатов в оптике и исследованиях компьютерных технологий. Получив образование в Ленинграде и защитив докторскую в Москве, Акаев на закате перестройки стал президентом Академии наук Киргизской ССР.

Политика на 15 лет вырвала Акаева из науки. Он стал президентом по стандартной схеме — сначала через выборы в Верховном Совете в 1990 году, а потом и через всенародную кампанию 1991 года. Несмотря на правительственный кризис, схожий с событиями в России 1993 года, Акаев удержался у власти. Не стоит думать, что он так и оставался скромным академиком — критики президента упрекали его в том, что волна приватизации рубежа 1990–2000-х годов позволила «клану» Акаевых заполучить много ключевых мест в политике и экономике страны.

Несмотря на стабильную поддержку населения на трёх выборах и двух референдумах, события 2005 года, известные как «Тюльпановая революция» «оранжевого» типа, вычеркнули Акаева из политической жизни Киргизии, приведя не только к его бегству, но и к уголовным делам в отношении него и членов его семьи. С тех пор первый президент Киргизии живёт в России, занимается наукой и публикует серьёзные работы по экономике и глобальным проблемам.

Узбекистан. Ислам Каримов (1990−2016)

Как и Туркменбаши, Ислам Каримов умер на посту первого президента среднеазиатского государства. Хотя демократический фасад Узбекистана скорее напоминает казахскую систему. Инженер, партийный работник, министр финансов и первый секретарь ЦК узбекской компартии с 1990 года стал президентом, избранным Верховным Советом, а с 1991 года — всенародно избранным президентом. Несмотря на наличие альтернативных кандидатов на трёх последующих выборах в 2000, 2007 и 2015 годах, за Каримова голосовало более 90% избирателей.

Естественно, упрекали Каримова и в диктаторских наклонностях, и в жестоком подавлении оппозиции. Добавим, что культа личности Каримова при этом не сложилось. Неофициальный титул «Юртбаши» скорее является шуткой журналистов, нежели реальным намерением президента войти в историю с каким-то особым статусом. Установка памятников и переименования начались уже после смерти Каримова от инсульта и кровоизлияния в мозг, а на месте его захоронения построили мавзолей.

 

Таджикистан. Кахар Махкамов (1990−1991)

Конечно, на роль типичного президента-долгожителя из Средней Азии больше подходит нынешний руководитель Таджикистана Эмомали Рахмон, пришедший к власти в результате долгой гражданской войны 1990-х годов. Но формально не он был первым. Должность президента появилась в Таджикской ССР в 1990 году. К этому времени очевидным и уже привычным руководителем республики был Кахар Махкамов, с 1985 года — первый секретарь ЦК партии.

Верховный Совет избрал в 1990 году Махкамова своим председателем, а через полгода и президентом республики. В этом же году прошли массовые беспорядки в Душанбе: в город приехали бежавшие из Баку армяне, и поползли слухи, что им выделяют квартиры, в то время как в городе ощущался дефицит жилья; в итоге это привело не только к митингам, но и к погромам. Параллельно развивалось исламское движение, и Исламская партия возрождения требовала официального разрешения на деятельность.

Усложнявшийся политический процесс Махкамов не выдержал, и в конце августа 1991 года, когда ему выразили недоверие депутаты Верховного Совета, он подал в отставку, а в начале сентября сбросил с себя и обязанности первого секретаря партии. Политическая деятельность Махкамова продолжалась вплоть до его смерти в 2016 году, однако она была ограничена представительскими должностями в парламенте и в Евразийском экономическом сообществе.

Автор: Виктор Кириллов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх