На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 946 подписчиков

Свежие комментарии

  • Елена
    Горько, обидно, досадно. Отпетые нацисты, ( по сути своей, - нелюди,  и серийные убийцы), доживали до преклонного воз...Старики-нацисты -...
  • Алексей Васильев
    Россия тоже может и осуществляет. Те объемы производства и строительства, которые мы видим в последние лет 10, зачаст...Историк объяснил,...
  • Евгений Алексеенко
    Страна Советов могла только осуществить такие стройки!Историк объяснил,...

ПОТОП ПОДКРАЛCЯ НЕЗАМЕТНО

Репортаж с водой по шею 

Вид на Амур с высоты хабаровского утеса - река стала морем

В середине августа Амур-Батюшка самовольно вышел из предписанных ему чиновниками и застройщиками берегов, заливая улицу за улицей и квартал за кварталом в юго-западной низменной части Хабаровска. Предыдущие бодрые заверения градоначальника Соколова о  том, что ситуация под контролем, сменились тревожными заявлениями о грозящей опасности и готовности к массовой эвакуации.

Пятиэтажка на улице Артемовской, где я обитаю, тоже в опасной зоне. В спокойные годы от моих окон до Амура около километра, сейчас раза в два меньше и это расстояние стремительно сокращается: вода подошла вплотную к прибрежной  автотрассе по улице Пионерской, а ближе к центру перекрыла ее во многих местах и пошла топить дальше.

Участок добровольной ответственности

Двадцатого числа, когда уровень Амура с лихвой побил рекордный максимум аж позапрошлого века, сворачиваю все дела и отправляюсь вдоль неумолимо надвигающейся  береговой линии к владельцам затопленного жилья, имущества, земельных участков и к тем, кто сдерживает повсеместный напор воды. Перед началом обхода интересуюсь в Хабаровском Гидрометцентре, когда же все-таки пойдет на спад прорва воды, ведь прежние прогнозы о наивысшем уровне паводка в шесть с половиной метров оказались далеко позади. После повального закрытия наземных метеопостов в 90-е и при наличии у нашей страны вместо десятка необходимых метеоспутников всего-навсего двух, к которым у специалистов к тому же масса претензий, ожидать от этой службы японского качества прогнозирования не приходится. Сотрудницы отдела гидрогеологии мое естественное желание получить внятную информацию приравняли к дебошу. Интересно, что бы они сказали, зайди к ним в гости два десятка разъяренных метеорологическими сюрпризами горожан? Замруководителя Гидрометцентра Вячеслав Паршин оказался все-таки полояльнее и обрисовал ближайшую перспективу так, что тенденция к началу падения уровня ожидается только в первой декаде сентября, а само падение – с его середины. Иными словами, главные неприятности с наводнением и его последствиями еще впереди.

Два источника затопления Пионерской - ливневый колодец и рыхлая дамба

С улицы Ленина через Запарина спускаюсь по дороге к мосту и самой реке. Первые на моем пути – мужики с лодочной станции номер девять. Разрешают осмотреть их хозяйство. Лодки, которых здесь чуть меньше сотни, само собой на плаву, а вот лодочные кабины с инвентарем, техникой, запчастями уже притоплены. На компенсацию ущерба никто не надеется.

Резиновая лодка сподручней автомобиля

Раньше настоящий хабаровчанин не мыслил себя без своей моторки, на которой он рассекал по всему Амуру на рыбалку, охоту, в гости, на дачу, как сейчас по суше на иномарке. Один из лодочников – работающий пенсионер Сергей Васильевич Горбунов, который больше тридцати лет держит дачный участок на Большом Уссурийском острове. «Дача, - с печальной улыбкой говорит он, - до сих пор на меня не оформлена. В архитектуре Центрального района Хабаровска, на территории которого мой участок находится, в его оформлении мне отказали. Да и я не настаивал. Кто же знал, что будет потоп? Так что компенсаций не жду. И таких как бы ничейных дач там полно». Кстати, с возвышения хорошо видно, что этот остров площадью в 350 километров  почти полностью утонул. Вместе с тысячами  дачных участков.  До сих пор, несмотря на гигантский паводок, река спокойная. Как ненасытный удав. Но при таком уровне первый же шторм смоет эту лодочную станцию подчистую. Вместе с остальными станциями вдоль Пионерской, которые уже под водой.    

Наращивание защитного вала

Рядом с девятой лодочной кипит работа по наращиванию насыпи силами «Дальсепцстроя» по решению комиссии по чрезвычайной ситуации. Зона его ответственности пятьсот метров. Следующие метров триста уже 15 суток подряд без указаний сверху за свой счет и по собственному почину обороняет Николай Максименко - хозяин ООО «Стройкварц», у которого два бульдозера, два погрузчика, один экскаватор.

Директор ООО Стройкварц Николай Максименко

У Максименко здесь склад песка, который он поставляет на городские стройки. Сейчас этот песок идет на обваловку берега и прилегающую дорогу, смешивается там с грязью, после чего ни одна стройка его не возьмет. Николай и его люди работают здесь почти круглосуточно. Общий ущерб его фирмы уже превысил три миллиона. Помощи ни у кого не просит. Будет ли ему какая-то компенсация? - не уверен. Говорит, что если бы метеорологи дали реальный прогноз, его потери были бы меньше. Считает, что Хабаровску нужна капитальная дамба для защиты новых микрорайонов, которые растут как грибы. Иду дальше. Единой насыпной линии нет, арендаторы и собственники многих прибрежных участков защищаются от стихии как могут и  вода прорывается повсеместно.

Настасья Катуль на фоне своей квартиры

Впереди пятиэтажки микрорайона Затон, названного так из-за близости к берегу. Останавливаюсь возле дома на Ремесленной, 23. Дальше из-за воды не пройти. «С первого этажа, где наша квартира, - говорит местная жительница Настя Катуль, - мы уже перенесли все, что можно к соседям на этаж выше. Нам предлагают эвакуироваться, но без имущества. Но кто за ним будет присматривать? Если Амур не успокоится, дом отключат от света и от воды». Правую часть дома два десятка солдат организованно обкладывают мешками с песком, слева МЧС откачивает воду за земляной вал, через который она все равно просачивается, неподалеку экскаватор наращивает защитную полосу.


Армия за работой

Откачка просачивающейся воды

Вместе с домами тонут стационарные гаражи, в которых уйма добра. Спасатели объясняют, что нужны новые эффективные технологии, такие, как рукава с водой у военных, которые обеспечивают достаточную защиту.  

Не обошла мокрая чаша и гаражи

Здесь же работники управляющих компаний, как обслуживают эти дома, так и пришедшие к ним на помощь. Их первоочередная задача – откачать воду из ливневой канализации, забетонировать колодцы и дренажные системы. Сокрушаются, что ущерб для ЖКХ будет огромным. Знали бы, что случится такой потоп, забетонировали раньше. Вокруг с детьми и собаками толпятся местные жители. Группа молодежи за доминошным столом распивает пиво и изображает дурашливое веселье. Но в большинстве своем народ спокойный и трезвый. Женщины улыбаются, идут на контакт, мужчины хмурятся и отмалчиваются. В глазах и лицах разлита тревога, но никакой паники нет.

Их эвакуируют первыми

Возвращаюсь на Пионерскую южнее Затона, где через обваловку на трассу просачивается вода, и сильный напор бьет через ливневый колодец прямо по эту сторону.

Ливневый колодец

Назад ее откачивают машиной, на  самом валу обосновались флегматичные рыбаки и  туда-сюда снуют неравнодушные горожане, которые фотографируют, наблюдают, обмениваются мнениями. Звучат упреки в адрес Бурейской и Зейской станций. Они, как считают многие, молотят в основном на китайцев, продают им дешевое электричество, а воду сбрасывают на нас. Незаметно наступил вечер и уже затемно возвращаюсь домой.

Народ  не дурак – правду  чует

Следующий день начинаю с попытки осмотреть прибрежную полосу между Амуркабелем и Судостроительным заводом. Бесполезно. На ведущей туда дороге по пояс воды. Рядом со мной останавливается велосипедист Алексей Удовенко с видеокамерой. Он пенсионер-старожил. Его удивляет, что не видать нигде земснарядов. В советское время они постоянно добывали песок, углубляли дно и вдоль всего берега стояли склады пескогравия. «Дноуглубление, - вспоминает Удовенко, - снижало паводки, а песок вперемешку с глиной сдерживал течение лучше, чем эти земляные пористые валы».

Пенсионер видеолюбитель Алексей Удовенко - что-то не видно дамб!

С Амуркабеля перебираюсь на улицу Алеутскую около Красной речки. На половину занятая частным сектором, на половину базами и складами, Алеутская вся буквально поплыла. Татьяна Адаричева, замдиректора малого предприятия ООО «Амурвест», делающего мебель и спецодежду, в  отчаянии: «Топить нас начало в прошлую пятницу и с тех пор никакой помощи от МЧС или администрации. Вывезти удалось малую часть имущества, а материалы, станки, оборудование накрыло водой. Тринадцать лет работы насмарку.

Татьяна Адаричева - тринадцать лет работы насмарку!

Прямой ущерб больше трех миллионов, двадцать пять человек потеряло работу, а нам никто даже не позвонил. Чиновников интересуют только налоги, сами по себе мы им глубоко безразличны». Слева от «Амуринвеста» четырехэтажное управление «Стройопторга». Пробираюсь туда по колено в воде.

Зам. директора ООО Стройопторг Олег Леонтьев - мы надеемся только на свои силы

Зам. директора Олег Леонтьев в брутальных болотниках вкратце описывает ситуацию: «Площадь нашей базы десять гектаров, береговая линия полтора километра с причальной стенкой до шести метров. Защитить этот периметр своими силами мы при всем желании не  могли, и теперь вся наша территория стала речным дном. Сорок крановщиков, стропальщиков, водителей, вагонников лишилось работы». «Была ли какая-то помощь со стороны властей?» «Никакой».

Вид на базу ООО Стройопторг

После «Стройопторга» гребу в частный сектор. В огородах сплошное озеро по самые окна деревянных домишек. Многие их хозяева эвакуироваться отказались и обосновались на чердаках. Без газа и света. Далеко не все рады появлению журналиста, тем более не курящего. Кое-как удается разговорить ироничного насмешливого Сергея. Ему около сорока. Спрашиваю, на какую надеется компенсацию. «Потолок сто тысяч, но по сравнению с моими потерями это мелочь. Дом скорее всего до зимы не высохнет. И не надо все валить на природу! – в его словах вдруг проскальзывают колючие нотки. – Когда-то я работал на земснарядах, которых только на Большом Уссурийском стояло четыре штуки и которые в 95-ом господа начальники порезали на металлолом. Если реку не чистить, она обязательно выйдет из берегов. Чтоб ты знал: знаменитый Морозов, руководивший городом в 70-е, писал, что все постройки в Хабаровске должна быть не ниже 8 метров. А у нас здесь в лучшем случае шесть. Какая тут безопасность?».

Сергей с Алеутской - жить можно только на чердаке

Двигаюсь дальше, останавливаясь возле домов, где остались жильцы. Добровольно переезжать в эвакуационные пунты никто не хочет. Затопленную зону по секторам круглосуточно патрулируют полицейские, на моих глазах наряд МЧС помогал пострадавшим с перевозкой имущества. Повстречавшийся мне молодой офицер полиции сообщил, что пока не зафиксировано ни одного случая мародерства и что УВД мгновенно реагирует на обращения граждан, оказывает посильную помощь.

Спасатели помогают перевезти имущество

Звоню в федеральный «Амурводпуть». Соединяют с руководителем, от которого узнаю, что в ведении его ФГУП один земснаряд в Хабаровске, один в Комсомольске и два в Благовещенске. И обеспечивают они безопасное прохождение речных транспортных средств, а вот дноуглублением для снижения паводков не занимаются, поскольку, по словам моего собеседника, необходимости в этом нет. Неужели? Открываю на всякий случай информацию федерального агентства водных ресурсов, где среди основных причин наводнений – снижение пропускной способности русел рек из-за их засорения и сужения; несогласованная застройка пойм, строительство дорожной инфраструктуры без учета вероятности паводков, необеспеченность системами инженерной защиты, сложности в прогнозировании. Точь в точь как в Хабаровске. Из официального отчета этого ведомства: для обеспечения безопасности от воздействия вод дноуглубительные и руслорегулирующие работы в 2012 году выполнены более чем в 70 субъектах на 166 участках речных русел. Амур, судя по всему, в их перечне не попал. А с ним шутки плохи. До сих пор все городские  стоки сбрасываются  в него без очистки, русло не чистилось и не углублялось 20 лет, дамбы с нормативным запасом не строились. Зато штампуются как на конвейере новые незащищенные от паводка микрорайоны и изыскиваются 12 миллиардов казенных рублей на Тунгусский  водопровод в Северный округ, где и без того есть чистый источник на Заячьем острове. Эти бы миллиарды да на лечение израненного Амура! И заниматься рекой в тесной связке с Китаем. А сколько сожжено и вырублено лесов, в том числе в водоохранных зонах! Даже третьекласснику понятно, что это ведет к увеличению речных стоков. Или освоение бюджетных и природных ресурсов превыше всего? А как прикажете расценить то, что с повышением паводка не были открыты дамбы на протоках Пемзенская и Бешенная, что само по себе обрекло на наводнение городские кварталы Хабаровска вдоль правого берега, поскольку излишкам воды некуда было деться? Как минимум преступная халатность должностных лиц, если не целенаправленное вредительство. По этим вопросам, надеюсь, придется держать ответ местным и московским начальникам заодно с их придворными «экспертами и учеными». Но сначала нужно всем вместе пережить-перебороть данное нам испытание. Тысячи военных, спасателей, полицейских, механизаторов и целая армия добровольцев плечом к плечу держат линию фронта. Беда эта общая и спрос за нее должен быть не кулуарный, а вечевой, как когда-то в Великом Новгороде. Иначе нас оптом и в розницу накажет сама природа, начиная с тех, кто попирает ее незыблемые законы.

Знаменитый хабаровский конькобежец Иван Скобрев (в центре) среди добровольцев, Виктор Марьясин слева

Пока писал эти строчки, Амур поднялся до семи метров двадцати, а затем и до семи девяносто. Улицу Ремесленную окончательно залило, и Настя Катуль с ребенком переехала-таки к родственникам. На Алеутской Татьяна Адаричева, несмотря на обещанный максимум, делает все, чтобы отстоять свой пошивочный цех. Сотрудники «Стройопторга» держат оборону в своем обесточенном здании и, по словам Олега Леонтьева, выжаты как лимон. Неожиданно мне звонят, что полпред президента Виктор Ишаев (на данный момент уже бывший) в телевизионном эфире дал указание мэру Хабаровска возводить дамбу в обход промышленной зоны «со всеми ее алеутскими». И  что вы думаете: мэр безропотно соглашается! Как говорится, приехали. Мне все ясно и с меня хватит. Ухожу к простым хабаровским добровольцам. Хватит болтать, пора и мешки поворочать.

Виктор Марьясин, город Хабаровск.

http://via-midgard.info/news/in_russia/potop-podkralcya-neza...

Картина дня

наверх