На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 946 подписчиков

Свежие комментарии

  • ИРИНА МАЛЫШЕВА
    Теперь столбов немеряно, да везде под силовым током, всем хватит мародерамВ 1951 году 23 ра...
  • Игорь Круглий
    Макс,  парадная и потому,  что в этих  домах  есть  "черный  ход".  Ну если перенесемся  в то время,  когда  только  ...Продолжаем знаком...
  • Макс
    Вот вам и простой ответ, почему везде подъезд, а в Питере парадное!Продолжаем знаком...

Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части

Какая же главная причина, по которой поделки современных статуемейкеров, массо расставляемые по всей Руси,  выглядят убого,  особенно рядом с произведениями классиков советской скульптуры.
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Итак, почему все эти современные статуи — в подметки не годятся советским шедеврам?
Постараюсь ответить очень кратко, буквально одним словом.


Примеры современной российской скульптуры, если кто не в курсе
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей частиПочему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей частиЧто это за "одно слово"?

Посмотрите фото с выставки этих дней и попытайтесь осознать, уловить, что именно за нечто тут присутствует — "нечто", чего нету на фотографиях современного выше.
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей частиПочему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей частиПочему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части

А теперь снова на современное:
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей частиИтак, очевидно, что это отсутствующее "нечто"
— это
ДВИЖЕНИЕ.
Если точнее, скованное движение, мускульное напряжение.
Порыв!
Статуи Шадра, а также других великих советских авторов (Мухиной, Вучетича и проч.) всегда выглядят так, как будто еще секунда, и они пошевелятся.
Как будто внутри них заключен мятежный дух, который изо всех сил пытается вырваться наружу.
Эти старые статуи будто дышат.
Они обрушиваются на нас своей мощью, своей энергией, так бьется внутри них этот заточенный дух.
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Новые статуи, наоборот, как будто изготовил дешевый мастер по спецэффектам в кино, которому дали задание соорудить такой спецэффект о том, как человека превратили в ледышку. И он по-ремесленному отлил форму с актера, в резине, сохранив сходство черт лица, но полностью пренебрегая наполнением энергией. Это бездушные 3D-модели, пластиковые распечатки, пусть и штампуют их в бронзе.
Если продолжить сравнение с заколдованными, то духи, заточенные в этих статуях — совершенно не пытаются пошевелиться, вырваться.
Они даже глазенками лупать не могут, даже на это у них сил нет.
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Итак, достаточно просто - "движение". Но почему оно ныне пропало? Что такого, связанного с ним, знал Шадр и другие старые советские скульпторы (многие из которых до революции учились в Париже, в частности, у Родена), и что забыли современные авторы?
Они забыли секрет, который открыли еще древние греки.
Греки были великие эстеты, и они открыли, что величайшее эстетическое наслаждение приносит не дотошное натуроподобие, а творческий парадокс.
Хорошую статую следует изваять из максимально тяжелого материала, но при этом в итоге она должна  оказаться максимально легкой, невесомой, изображать неуловимое движение, дуновение ветерка, дыхание человека, невесомые фактуры.
Это называется "победа над материалом".
Именно эта победа души (мастерства скульптора) над тяжестью земного сырья (предопределенностью, неотвратимостью судьбы) и приносит нам наслаждение от созерцания статуи.
Antonio Corradini - Dama Velata (Puritas). 1722
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей частиЧастью этого челленджа для хороших скульпторов является постановка громоздкой конструкции на одну-единственную точку опоры.

Чайков. Футболисты. 1938.
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей частиИменно поэтому современный Ржевский мемориал все-таки производит сильное впечатление: он побеждает законы притяжения и этим уязвляет душу и взгляд. Пожалуй редкое исключение.
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей частиНекоторые современные скульпторы, впрочем, не забывают, что своим человеческим манекенам можно придавать разные позы, и что шаг — это поза достаточно выигрышная, естественная.
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей частиОднако, поскольку техника совсем потеряна, они совершенно забыли секрет волшебства: как заставить статую дышать.
Вернее, считают, что это совершенно не нужно, и что гораздо важнее сходство лица и одежды.
А зря.
Хорошая статуя должна дышать.
Хорошая статуя наполнена мускульным напряжением, она вся в тонусе.
Она имеет скорость, она должна рваться вперед, как будто гоночный автомобиль, а ты лишь притронулся к педали.
Она часто может пугать своим падением.
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части(Кстати, для абстрактных статуй, т.е. без людей, это тоже справедливо).
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей частиДвижение, дыхание, скорость.
Вот что умели и любили изображать старые скульпторы, и разучились изображать новые.
Именно поэтому старые советские статуи — живые, а современные новодельные — все сплошь мертвые.
Почему советская скульптура — хорошая, а российская современная скульптура — весьма спорная по большей части
В хорошей скульптуре неподвижность — это атрибут, достойный лишь надгробий.
https://shakko.ru/1846501.html

Картина дня

наверх