На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    Никто их не оберегает и не лелеит, на них тупо зарабатывают, а вот почему они такие залы собирают, это вопрос к нашим...Лаврентию Павлови...
  • валерии темников
    Мой пассаж  словами Лермонтова в отношении ....."БОГАТЫРИ!  Не вы!  именно и относится к нашим олигархам и либерастне...Лаврентию Павлови...
  • Галина Дудкевич
    Очень люблю патриотические песни в исполнении ансамбля им. Александрова. Класс!!!Краснознаменный а...

Производственная зарядка и парад физкультурников - как тело стало объектом государственной политики

Вдохновляющие картины советских художников с атлетами и спортсменами широко известны и являются одним из ключевых символов 1930-х годов. Образцовый советский гражданин должен был являть пример силы, а в этом ему помогал спорт, а точнее — физкультура. Спортивные игры набирали популярность в России ещё до революции, но только большевики в полной степени оценили потенциал отдельных видов спорта и активного образа жизни для будущего страны.

VATNIKSTAN рассказывает, с чего в СССР началась мода на физкультуру, какие виды спорта признали «буржуазными» и почему тело граждан стало объектом интереса и политики Советского государства.

20 апреля 1925 года писатель Михаил Пришвин отдыхал в парке, когда его покой нарушила делегация молодых советских спортсменов:

«Веселилась обыкновенная «буржуазная» молодежь, играли в фанты, в веревочку, в городки, в футбол, и вдруг явились из Сокольников «натуралисты» — коммунары, в рубашках, с погонами, серьезные молодые люди, распределившие время труда и отдыха до последней минуты. Секта (вот это и отталкивает: их тайный сектантский сговор). У них есть своя, чуждая мне жизнь-гордость, как у дворян их рыцарская честь».

Спорт был популярен в России ещё до прихода советской власти. Его следы можно найти в дневниках известных личностей. Николай II играл в теннис, Лев Толстой любил подтягиваться, а футбольные матчи проходили в разных городах страны с 1897 года.Сборная Российской империи по футболу, 1912 год

Но спорт никогда не входил в круг забот государства. Клубы по интересам появлялись сами собой: по инициативе обеспеченных граждан. Рабочие и крестьяне принимали участие в спортивных практиках стихийно, а российские спортсмены отправлялись на олимпийские игры нерегулярно из-за нехватки средств. Одна из частей Российской империи – Финляндия – вовсе выставляла на олимпиады свою сборную, что несильно волновало российское общество. В то время спорт не воспринимался в качестве механизма выстраивания государственной идентичности.

Поэтому, когда советское государство объявило спорт одним из инструментов воспитания человека нового типа, население столкнулось с ломкой привычного восприятия телесных практик. Отныне игра в футбол, городки и хоккей была не просто интересом и развлечением. Большевики заявили: советский человек обязан быть спортивным, советский художник должен писать спорт, советскому поэту необходимо искать в спорте вдохновение.

Но не весь спорт привлекал новое правительство. Следуя установкам марксизма-ленинизма, большевики считали любую общественную сферу подверженной влиянию господствующей формации. В противовес капиталистической разновидности СССР должен был выдвинуть свой спорт: без конкуренции, буржуазных клубов и элитарности. Новые правила привели к уходу в тень таких видов спорта как теннис и гольф, разрушению старых спортивных объединений, строившихся по принципу членства. В 1920-х годах правительство блокировало любые инициативы по формированию внутренних чемпионатов: соревновательность считалась отголоском рыночной конкуренции – чуждого элемента общественной жизни. Наконец, появились новые, революционные спортивные практики, преследующие единственную цель: воспитать здорового человека нового типа.

Теперь конкурентный спорт, приносящий атлетам средства к существованию, называли профессиональным, противопоставив ему повседневные практики любителей: зарядку, кросс и спортивный парад. Отдельная профессия – спортсмен – теперь не признавалась. Физическая культура должна была стать ежедневным занятием каждого рабочего, но не основным родом деятельности. Потребительское и «классовое» отношение к спорту хорошо прослеживается по дневниковой записи преподавателя Нины Покровской (10 ноября 1937 года):

«Я помню студента Колю Теплоухова. Я как-то спросила его, как он относится к спорту. Он ответил так: «Я ко всему отношусь с точки зрения моего класса. Если моему классу это полезно, значит, хорошо. Спорт укрепляет здоровье. Моему классу это нужно? Нужно. Значит, это хорошо».

А.Н. Самохвалова. «Советская физкультура», 1935 год

Идеологическое преобразование спортивной системы началось с лозунгов, озвученных в 1920 году на Третьем съезде Российского коммунистического союза молодежи. Вслед за Лениным резолюция съезда гласила, что физкультура отныне считается важной частью воспитания гармоничной личности. А пока государство находится в состоянии войны, спорт должен поспособствовать трудовой и оборонительной деятельности населения.

Тогда и возник знакомый всем с детства термин «физкультура»: в противовес капиталистическому спорту. К полноценному определению «физкультуры» советская власть пришла только в середине 1930-х годов, в Большой советской энциклопедии:
«Комплекс методов и средств, применяемых для физического развития, оздоровления и совершенствования как отдельного человека, так и целых коллективов».
Для популяризации физической культуры правительство приняло несколько важных мер. Зарядку, включавшую несколько базовых физических упражнений, сделали обязательной на производстве, в армии и школе. По всей стране начали строить спортивные площадки и стадионы, учёные разрабатывали научное знание о человеческом теле и способах его совершенствования.

Художники, скульпторы и поэты стали по-новому осмыслять стремительно развивающийся феномен. В своей работе «Творческая командировка» (1935 год) художник Александр Дейнека вспоминал об особенностях творческих исканий, связанных с открытием спорта искусством:

«В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Писал футбол. Игру любил, знал её, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Наделал десятки рисунков, и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил – эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин. Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок… Игра в футбол натолкнула меня на свой самостоятельный язык».

А.А. Дейнека. «Вратарь», 1934 год

В постулировании различий между капиталистическим и советским спортом упражнялся и Владимир Маяковский. В 1928 году он написал стихотворение «Товарищи, поспорьте о красном спорте!», которое завершил призывом:

«Парень,
бицепсом
не очень-то гордись!
В спорт
пока
не внесено особых мен.
Нам
необходим
не безголовый рекордист —
нужен
массу подымающий
спортсмен»

Благодаря спорту советские фотографы открывали все новые композиционные решения. К Спартакиаде 1928 года художник Густав Клуцис сконструировал несколько инновационных по стилю открыток, а Александр Родченко создал целый канон спортивной фотографии.Открытка Г. Клуциса к Спартакиаде, 1928 годФото А.М. Родченко, 1937 год

Спартакиада как явление была новшеством – социалистическим ответом на западные олимпиады. К участию в ней приглашались рабочие всех стран мира. Первая летняя Спартакиада проходила в Москве в августе 1928 года. Специально для этого в столице построили стадион «Динамо» на 25 тысяч зрителей. В СССР приехало больше семи тысяч спортсменов из 17 стран мира. Такой масштаб был беспрецедентным, поскольку в два раза превышал рекордные цифры спортсменов на олимпиадах. Поскольку идеи мировой революции все еще были свежими, советская команда выступала раздельно: каждая республика за себя. РСФСР и вовсе разделили на двенадцать региональных команд. А помимо традиционных видов спорта в программу включили русские Городки.

Опыт организации Спартакиады не привел к появлению традиции. В 1930-х годах советское руководство обратилось к другому ответвлению пролетарского спорта.
Презрение к соревновательному компоненту лишало советский спорт главного – азарта. Из-за этого население воспринимало физкультурные практики как обязанность и не было особенно инициативным в их развитии. Для того, чтобы привлечь рабочих, советское руководство изобрело новый вид спортивного театрализованного действия – парады физкультурников. Их особенность заключалась в разрушении стены между участником и наблюдателем. Английский исследователь Майк О’Махоуни в своей книге «Спорт в СССР: физическая культура – визуальная культура» назвал феномен спортивного парада «срежиссированной спонтанностью»: в противовес непредсказуемости футбольных матчей, парад можно было продумать до мельчайших подробностей.Парад физкультурников на Красной площади

Эпохой парадов стали 1930-е годы. Если раньше шествия организовывали по определенным случаям, то с 1931 года они стали регулярными. Потом эту традицию прервала Великая Отечественная война, а последний парад на Красной площади прошел по случаю её окончания (12 августа 1945 года). В течение 1930-х годов масштаб физкультурных парадов на Красной площади регулярно увеличивался. В 1931 году перед Сталиным прошло 35 тысяч физкультурников, через два года – уже 105. Смысл парадов заключался в демонстрации физической мощи советского человека, его коллективизма и организованности. С каждым годом физкультурники выдумывали все более сложные гимнастические номера и акробатические конструкции. Концептуально парады не реформировались. Единственное выходящее за рамки традиции событие на физкультурном параде произошло в 1937 году.

За год до него в СССР наконец организовали внутренний чемпионат по футболу, популярность этого вида спорта неимоверно возросла среди рабочих. За четыре дня до шествия в Москве состоялся матч московского «Спартака» с командой страны басков, на который пришли огромные толпы народа. Восхищенные ажиотажем организаторы парада решили привлечь зрителей включением футбольного матча в рамки программы шествия. На Красной площади постелили зеленый ковер и пригласили футболистов. Особенность матча заключалась в его театрализации: организаторы боялись, что Сталин, не любивший командные виды спорта, заскучает во время игры. Специально для него написали «интересный» сценарий матча с семью голами.

Футбольный матч на Красной площади

Это событие стало центральным в истории пролетарской физкультуры межвоенного времени. С середины 1930-х годов в СССР стали вновь обращаться к спортивной конкуренции, стремясь таким образом воспитать культуру социалистического соревнования на производстве. Послевоенное время ознаменовалось вхождением СССР в международное олимпийское движение, а дальнейшее развитие спортивной индустрии привело к формированию советских спортсменов-профессионалов, ничем кардинально не отличавшихся от западных рекордсменов (помимо размеров заработной платы).

Тем не менее, именно в 1920-х – 1930-х годах тело граждан стало объектом интереса и политики советского государства. Оно стало регламентировать внешний вид, поведенческие стратегии и физкультурные практики жителей СССР, насаждать определенную модель спортивной деятельности для того, чтобы проводить в жизнь принципы новой политической системы.
С тех пор забота о физическом здоровье граждан считается неотъемлемой частью государственной политики, которая реализовывается через образовательную и медицинскую сферу и сегодня.

Картина дня

наверх