На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 946 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячеслав Денисов
    Подонки доживали почти до ста лет! И ни один гаденыш не раскаялся! А западные управляющие манагеры прикрывали всю эту...Старики-нацисты -...
  • Елена
    Горько, обидно, досадно. Отпетые нацисты, ( по сути своей, - нелюди,  и серийные убийцы), доживали до преклонного воз...Старики-нацисты -...
  • Алексей Васильев
    Россия тоже может и осуществляет. Те объемы производства и строительства, которые мы видим в последние лет 10, зачаст...Историк объяснил,...

Ельцин против Лигачёва, или Как протеже стал соперником

VATNIKSTAN продолжает разбирать малоизвестные сюжеты из биографии первого президента Российской Федерации Бориса Ельцина. Рассмотрев деятельность Ельцина на посту руководителя московского горкома и его скандальную речь, Виктория Мокина разбирает кулуарное противостояние будущего лидера России и члена Политбюро ЦК КПСС Егора Лигачёва.

В переломный для перестройки 1987 год впервые за долгие десятилетия обозначилось публичное противостояние в верхних эшелонах власти.

На тот момент секретарь столичного горкома Борис Ельцин на заседании Пленума ЦК неожиданно произнёс речь, в которой критиковал сложившуюся в партии ситуацию и даже заявлял об угрозе нового культа личности. Большинство в КПСС, включая Горбачёва и Лигачёва, осудило его. Ельцину пришлось отказаться от высокого поста, и его карьера начала стремительно развиваться новым путём. Началась политическая борьба, которую часто называют «конфликтом между реформаторами и консерваторами». Но было ли так на самом деле или причины конфликта глубже?

Как Ельцин попал в Москву

Борис Ельцин был ровесником Горбачёва ― оба родились в 1931 году. Первую должность в Москве Борис Николаевич получил в конце 1985 года ― стал первым секретарём московского горкома партии.

Егор Лигачёв старше Ельцина и Горбачёва на 11 лет. В это время уже несколько лет был на верховных постах. В политическую элиту КПСС он попал по настоянию Андропова: в 1983 году он назначил Егора Кузьмича заведующим отделом ЦК КПСС по организационно-партийной работе и идеологии. Фактически в его обязанности входил подбор руководящих кадров всесоюзного уровня. Знавшие Лигачёва лично отмечали его честность, нравственность и даже аскетизм. Сам же себя он объявлял консерватором, выступал за последовательность и осторожность в преобразованиях.Ельцин в Свердловске. Около 1980 года

Интересно, что именно Лигачёв был инициатором приглашения Ельцина в Москву. В самом начале 1980-х годов Андропов поручил ему съездить в Свердловск и понаблюдать за работой секретаря местного обкома. Лигачёв поручение выполнил и оказался доволен увиденным: энергичный, молодой руководитель, который очень нужен стране в эпоху перемен. Он позвонил Горбачёву и рассказал: «Михаил Сергеевич, это наш человек! Надо брать его».

Но переезд Ельцина в Москву затянулся на два года. Смерть Андропова остановила преобразования, которые возобновились только с приходом Горбачёва. Когда потребовался новый секретарь московского горкома, Лигачёв вспомнил о перспективном уральце.

Однако карьера Ельцина в Москве начала развиваться не так, как планировали пригласившие его Лигачёв и Горбачёв. Борис Николаевич оказался более независимым и непредсказуемым, чем от него ожидали.

Деятельность Ельцина в Москве

Ельцин с первых дней в столице проявит себя как руководитель нового типа. Сразу после назначения на пост секретаря он отметился смелым докладом на местной партийной конференции. А каждое его следующее выступление содержало всё больше критики. Он хорошо уловил общественные настроения, и его популярность начала постепенно расти.

Борис Николаевич сформировал репутацию «человека из народа»: ходил в местную поликлинику, ездил на троллейбусе, ходил в те же магазины, что обычные москвичи. Он стремился решить несколько задач, которые значительно улучшили бы жизнь горожан: наладить продуктовое снабжение, увеличить количество торговых объектов и разнообразить культурную жизнь. К тому же такие меры отлично работали на личную известность.Члены и кандидаты в члены Политбюро на заседании Верховного Совета СССР, ноябрь 1986 года. Первый ряд, слева направо: Егор Лигачев, Николай Рыжков, Андрей Громыко, Михаил Горбачев. Второй ряд: Виталий Воротников, Лев Зайков, Михаил Соломенцев. Третий ряд: Владимир Долгих, Борис Ельцин, Эдуард Шеварднадзе.

Итоги работы в Москве за довольно короткий период можно назвать успешными. Однако в партии Ельцина никто не поддерживал, продвижение по карьерной лестнице оказалось под угрозой. Другие высокопоставленные члены партии с подозрением относились к нему и его к растущей популярности.

У Ельцина не было здесь своей команды, найти новых соратников не получилось. Борис Николаевич был кандидатом в члены Политбюро почти полтора года. Это продолжительный срок, других кандидатов рассматривали значительно быстрее. Он оказался в положении «один против всех». Первого секретаря московского горкома это пренебрежение задевало, в итоге он демонстративно отзовёт свою кандидатуру во время скандальной речи в октябре 1987 года.

Причиной своего ухода с поста Ельцин назвал «неудовлетворительную работу Секретариата ЦК и его "ведущего" — Лигачёва».

Неизвестно, в какой именно момент начали назревать противоречия с партией в целом и с Лигачёвым лично. Также не до конца ясно, действительно ли участники конфликта расходились из-за разного видения политических процессов или ситуацию обостряла личная неприязнь. Вероятно, Ельцин рассчитывал на более быстрый карьерный рост и постоянное покровительство Лигачёва. Тот же увидел, что Ельцин действует чересчур радикально, поэтому перестал его поддерживать.

Кульминация конфликта

О скандально запомнившейся речи Бориса Ельцина на пленуме ЦК КПСС мы уже писали. Та речь стала большой неожиданностью для всех членов партии, включая Горбачёва и Лигачёва. Возможно, Ельцин действовал спонтанно «на эмоциях» и не задумывался о последствиях. Эта гипотеза подтверждается тем, что буквально через несколько дней Борис Николаевич «раскается» в своём обращении и попросит вернуть ему посты.Михаил Горбачёв, Николай Рыжков, Егор Лигачёв

Однако повернуть время вспять невозможно: самиздатовские копии речи расходятся по столице. После ухода с поста первого секретаря Ельцин становится даже более популярным, чем был до этого. Он угадал запрос общества на преодоление застоя в стране. Многие начинают воспринимать его как «правильного коммуниста», который противостоит старой консервативной номенклатуре в лице Лигачёва. Неслучайно в перепечатываемых версиях речи на Пленуме появлялись выпады в адрес Егора Кузьмича и высокопоставленных членов партии, которых не было в действительности:

«Очень трудно работать, когда вместо конкретной дружеской помощи получаешь только одни нагоняи и грубые разносы».

«Как я должен объяснить это ветеранам Великой Отечественной войны и участникам гражданской, которых сейчас уже можно пересчитать по пальцам. Вы видели список продуктов из праздничного заказа? А мне принесли, показали. И каково мне выслушивать их, когда они говорят, что это объедки с барского стола? И вы понимаете, товарищи, чей стол они имеют в виду! Как я должен смотреть им в глаза? Ведь они же, не щадя жизни, завоевали и вручили нам власть. Что я могу им теперь ответить? Может, товарищ Лигачёв мне подскажет?»

«Не надо, товарищ Лигачев, на меня кричать, и поучать меня не надо. Нет, я не мальчишка».

Далее события развивались неожиданно для всех участников процесса. Популярность Ельцина постоянно росла. Общество разделилось: не все были готовы поддерживать Бориса Николаевича, но многие увидели в нём настоящего лидера, способного принести в государство перемены. Оказалось, что в таких условиях политическая карьера Ельцина может развиваться и без опоры на уважаемых членов партии.Егор Лигачёв

Сам же он, впрочем, в этом не был уверен. Всего через несколько дней он обратится к Горбачёву с просьбой оставить ему пост секретаря московского горкома. Члены Политбюро были против, поэтому должность занял более старший и более предсказуемый Лев Зайков. Ельцин получил должность заместителя председателя Госстроя. Довольно быстро поняв, что произошел переломный момент и развивать карьеру традиционном путем не получится, Ельцин начнет по-настоящему противостоять партийной верхушке в целом и лично Лигачёву.

«Борис, ты не прав!»

Самым острым получилось выступление XIX Всесоюзной партконференции, когда Ельцин заявил, что в застое виноват не один только Брежнев, а все высокопоставленные члены партии того времени. Остроты ситуации добавляло то, что это была первая конференция, которая транслировалась по телевидению на многомиллионную аудиторию. В завершении он предложил вывести Лигачёва из Политбюро.

«Далее были вопросы в отношении товарища Лигачева. Я сказал, что имею единые точки зрения в стратегическом плане, по решениям съезда, по задачам перестройки и т. д. У нас есть с ним некоторые разные точки зрения в тактике перестройки, в вопросах социальной справедливости, стиля его работы. Детали я не расшифровывал. Был и такой вопрос: "Считаете ли вы, что, будь на месте товарища Лигачева какой-то другой человек, перестройка пошла бы быстрее?" Я ответил: "Да"».

В то же время Ельцин был в «изоляции». Владимир Волков, один из участников той конференции, вспоминает:

«…стоит Ельцин, иностранные журналисты задают ему вопросы – и вокруг пустое пространство на расстоянии метров пятнадцати, люди боятся подойти. Потому что Ельцин как бы меченый. Помню, подошел к нему офтальмолог Фёдоров, пожал ему руку. Я тоже подошёл и сказал что-то вроде приветствия от коммунистов завода им. Калинина. Но было ощущение, что Ельцин был как волк, в оцеплении и изоляции…».

После слово взял Лигачёв. Его речь была весьма объёмной:

«Быть может, мне труднее, чем кому-либо из руководства, говорить в связи с выступлением Бориса Николаевича Ельцина. И не потому, что шла речь и обо мне. Просто пришла пора рассказать всю правду. Почему трудно говорить? Потому, что я рекомендовал его в состав Секретариата ЦК, затем в Политбюро. Из чего я исходил? Исходил из того, что Борис Николаевич Ельцин ― человек энергичный, имел в ту пору большой опыт в руководстве видной, всеми уважаемой в нашей партии Свердловской областной партийной организацией. Эту организацию я видел в работе, когда приезжал в Свердловск, будучи секретарем ЦК.

Нельзя молчать, потому что коммунист Ельцин встал на неправильный путь. Оказалось, что он обладает не созидательной, а разрушительной энергией. Его оценки процесса перестройки, подходов и методов работы, признанных партией, являются несостоятельными, ошибочными. К такому выводу пришли и Московский городской комитет партии, и Пленум ЦК, на котором он был в добром здравии. На пленумах Московского горкома и ЦК КПСС выступило более 50 человек, и все единогласно приняли вам известное решение».

Лигачёв обвинил Ельцина в том, что тот за девять лет управления Свердловской областью «посадил свою область на карточки». Это было не совсем справедливо: карточный режим действовал во многих регионах и вряд ли мог считаться личной виной местного секретаря горкома. Большая речь Лигачёва сократилась до короткой фразы «Борис, ты не прав» и ушла в народ. Сторонники Ельцина переделывали её в «Борис, ты прав», «Правь, Борис» и даже «Нас не объегоришь, нас не обкузьмишь».

Выступление Лигачёва:

Заключение

Острая фаза личного противостояния Ельцина и Лигачёва постепенно завершилась. Борис Николаевич привлекал всё больше сторонников, не только в Москве и Свердловске, но и по всей России. На первых выборах в Москве в 1989 году он получил почти 90% голосов и стал народным депутатом СССР по московскому округу, а в 1990 году ― народным депутатом РСФСР от Свердловска. Так начался путь к вершинам власти.

Лигачёв, впрочем, тоже избирался народным депутатом. В том же 1990 году он вышел из состава Политбюро на пенсию (на тот момент ему было 70 лет) В деятельности ГКЧП не участвовал, но поддерживал его. С 1993 по 2013 год был членом КПРФ, в период 1999–2003 годов заседал в Государственной думе, представляя Томскую область. На пороге 80-летия Егор Кузьмич напишет несколько книг («Кто предал СССР?» и «Борис был не прав»), где представил свой вариант изложения событий накануне распада СССР.

https://www.vatnikstan.ru/history/eltsin_vs_ligachev/

Картина дня

наверх