На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 945 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николай
    На первой странице всех ГОСТов была надпись: Не исполнение требований ГОСТа преследуется по закону!В 1951 году 23 ра...
  • Геннадий Исаков
    Теперь Прилучные делают продукты. ГОСТов нет, заменители, имитаторы вкуса с прокраской, суррогаты, халтура  вместо но...В 1951 году 23 ра...
  • Геннадий Исаков
    Зачем это пустословие написано? Лизнуть Путина захотелось, или показать свой залихватский патриотизм? Рано о чем-то с...Войти в историю и...

Просто первый - это об Олеге Стриженове

Просто первый: это об Олеге Стриженове«Овод» и «Сорок первый», «Неподсуден» и «Звезда пленительного счастья» — эти фильмы вошли в золотой фонд советского кинематографа, а сыгравший в них главные роли Олег Стриженов стал кумиром поколений. Он и по сей день кумир, несмотря на то что более 20 лет избегает публичности: не снимается, не дает интервью.  

Один из главных его фильмов называется «Сорок первый». Режиссер Григорий Чухрай снял его по рассказу Бориса Лавренева, который повествует о любви красноармейской снайперши Марютки и белогвардейского поручика Говорухи-Отрока. На счету Марютки было 40 врагов. Поручик стал сорок первым. Что касается Стриженова, то эта цифра не про него.Кадр из фильма «Сорок первый» (режиссер Григорий Чухрай, студия «Мосфильм»). Изольда Извицкая в роли Марютки, Олег Стриженов в роли поручика Говорухи-ОтрокаКадр из фильма «Сорок первый» (режиссер Григорий Чухрай, студия «Мосфильм»). Изольда Извицкая в роли Марютки, Олег Стриженов в роли поручика Говорухи-Отрока. Фото: РИА Новости/Василий Малышев

Впереди идущий

Он всегда хотел быть первым и главным. Не признавал кастингов — к чему пустая трата времени, если режиссер видит в роли только его? Ревностно относился к распределению ролей — зачем тратить силы на второстепенных персонажей?
Множество сценариев отправлял в корзину, едва открыв, — считал, что невыносимо играть героя с лишними или неточными словами. Спустя полгода после начала съемок мог потребовать у костюмера ту же рубашку, в которой его герой был в первый день работы. А как иначе? Образ должен быть цельным, дьявол в деталях.

— Для меня он пример впереди идущего, кумир советского кинематографа, — признался «Известиям» народный артист России Николай Бурляев.
— Актеры — зеркало поколения. И зеркало Олега Стриженова было интеллигентным, духовным, умным, сильным, бесстрашным. Олега уважали, любили. Принимали с удивлением, радостью, восхищением. Грядущие поколения будут изучать эпоху советского кинематографа по таким лицам, как у Олега Стриженова.

Многие коллеги и начальники считали Стриженова самодуром и деспотом, упрямцем и строптивцем, но победителей не судят, а результат был налицо. Советское кино знало немало блистательных артистов, но мало кто мог соперничать со Стриженовым. Его фамилия на афише обеспечивала фильму не только стопроцентный кассовый успех, но и место в истории кинематографа. В плохих лентах Стриженов, обладатель уникальной творческой интуиции, не снимался, халтуры не терпел, к режиссерам был строг, на съемочной площадке держал дистанцию.
— Мы снимались с ним в «Последней жертве» по Островскому, — рассказала «Известиям» народная артистка России Ольга Науменко.
— Он был весь в себе. Полное одиночество ему было необходимо для работы над образом. И нельзя было назвать это высокомерием. Просто человек занимался делом.
Истоки профессиональной въедливости Стриженова кроются в его военном детстве и послевоенной юности. Пока отец Олега, кадровый военный, и старшие братья были на фронте, подросток трудился в Научно-исследовательском кинофотоинституте, обрабатывал пленку. После школы поступил в Театральное художественно-техническое училище, овладел специальностью художника-бутафора и только после этого отправился в актеры.Кадр из кинофильма «Овод» в роли Артура - Олег Стриженов, в роли падре Монтанелли - Николай Симонов, 1955 годКадр из кинофильма «Овод» в роли Артура - Олег Стриженов, в роли падре Монтанелли - Николай Симонов, 1955 год. Фото: РИА Новости

Его величество случай не заставил себя ждать. Вскоре после окончания Щукинского училища, отыграв какое-то время в Таллинском русском драмтеатре, Стриженов получил сразу две судьбоносные роли — в «Оводе» и «Сорок первом». Первый герой был романтическим революционером, второй — не менее романтическим контрреволюционером. Можно сказать, что массовое сочувствие к белому движению стартовало именно с «Сорок первого»: в Говоруху-Отрока невозможно было не влюбиться, причем не только платонически. Молодой режиссер смело вставил в фильм «обнаженку», впрочем, весьма целомудренную.

Фильм получил специальный приз Каннского кинофестиваля, а Стриженов к любви советских киноманов добавил любовь русских эмигрантов («Передайте привет России!» — кричали из зала) и практически на всю жизнь застолбил себе нишу героя без страха и упрека. Положительнейшего, несмотря на отдельные слабости. Аристократа, если не по роду, то уж точно по духу. Тяготило ли его это амплуа? Скорее всего, да.
Свою актерскую палитру он справедливо считал более широкой. Отказался от роли Вронского в «Анне Карениной» Александра Зархи (его затем сыграл Василий Лановой) и, несмотря на уговоры главы Минкульта Фурцевой, не стал играть Андрея Болконского в «Войне и мире» Сергея Бондарчука. Князя в итоге сыграл Вячеслав Тихонов. Десятилетия спустя он отверг роль в фильме «Вместо меня», и по иронии судьбы его заменил Стриженов.

Нервные нити

«Вместо меня», снятый в 2000 году Владимиром и Ольгой Басовыми, на сегодняшний день последний фильм актера. И, пожалуй, первый из 35 его фильмов, где герой вызывает далеко не позитивные чувства. Во всяком случае положительным обезумевшего от вседозволенности престарелого миллионера назвать нельзя. Но то, как воплотил этот сложный характер Стриженов, — Эверест актерского мастерства.
— Потрясающий актер, легенда, по-настоящему легенда, — поделился с «Известиями» народный артист России Сергей Безруков, сыгравший в дуэте со Стриженовым.
— Работать с Олегом Александровичем было бесконечным сплошным удовольствием. Он очень строгий в работе, принципиальный и требовательный. Я тогда только начинал сниматься. Помню, как сильно старался: дотянуться до него было сложно.
Сыграй Стриженов подобную роль на пике своей всесоюзной славы, он сникал бы признательность критики, но вряд ли одобрение публики. Зрительские ожидания — тяжелое бремя, и кто-кто, а Стриженов ощутил его в полной мере. К счастью, на его пути встречались и режиссеры, и сценарии, представлявшие «положительность» артиста в самом выгодном свете. В фильме «Неподсуден» Владимира Краснопольского и Валерия Ускова он сыграл оклеветанного летчика Егорова, который доказал свою правоту огромной аудитории (фильм посмотрели 43,3 млн зрителей) не словами — глазами.
Кадр фильма «Вместо меня»Кадр фильма «Вместо меня». Фото: youtube.com

— Хочется следить за ним в кадре, даже если он молчит. Это дар, внутренний огонь, — заметил в беседе с «Известиями» народный артист РСФСР Владимир Краснопольский.
— Стриженов — актер внутреннего, психологического наполнения. За него говорят не поступки, не тексты, а мысль, светящаяся в глазах, скупая улыбка. Его мастерство не во внешних признаках. Он весь соткан из удивительно тонких нервных нитей.
Владимир Краснопольский до сих пор в деталях помнит день премьеры.
— Этим фильмом открылся только что построенный тогда кинотеатр «Октябрь», — рассказал он.
— На последних кадрах зрители замерли. Была такая пауза, что, казалось, зал перестал дышать. А потом раздался грохот аплодисментов. Они были столь бурными, что строители переживали, как бы не рухнули стены. Это был взрыв, как от большого фугаса.

С началом перестройки Олег Стриженов почти перестал сниматься, говорил, что ситуацию в кино можно охарактеризовать тремя словами: «Трудно, бедно, слабовато». Можно было восполнить простой театром, но из МХАТа, где он прослужил 12 лет, артист ушел еще в 1976-м — не принял новаций худрука Олега Ефремова. Легкие заработки кооперативного кино его тоже не прельщали. Но главное — герои, прославившие Стриженова, перестали быть востребованными. Наступило время олигархов, бандитов и киллеров, а на эти роли требовались другие типажи.Кадр фильма «Неподсуден»Кадр фильма «Неподсуден». Фото: РИА Новости

С появлением фильма Басова-младшего забрезжила было надежда на возвращение кумира, тем более что и российский кинематограф стал понемногу возрождаться. Но в кино актер больше не играл. Почему? На этот вопрос у его коллег нет однозначного ответа.
— Для меня это загадка, — признался Владимир Басов – младший.
— У меня спрашивали режиссеры: «Ну, как ты его уговорил? Как с ним работать? Трудно?»
— «Нет, не трудно». Уговорить артиста — часть режиссерской профессии. Его побаивались. Ходили слухи о сложном характере. Но бывает, что молодые начинают выкаблучивать не по рангу, а тут всё простительно, потому что — великий. Думаю, что по большому счету Олега Стриженова больше никто и не звал сниматься.
Николай Бурляев объясняет затворничество Стриженова исключительно творческими причинами.
— У него в душе есть путеводная звезда, которая не позволяет ему опускаться ниже того, что он уже сделал, — полагает режиссер.
— А нынешний кинематограф не может предложить ему ничего глубинного. Нет ролей для него. Да и нужно, чтобы появился постановщик, который бы понял, что эту роль может сыграть только он и никто другой.
Сам народный артист СССР, как давно повелось, хранит молчание. 

Олегу Стриженову часто говорили, что он похож на французского актера Жерара Филипа, на что он только посмеивался. Он считал, что внешность еще ни о чем не говорит – можно быть похожим на кого угодно, но иметь русский менталитет и русский характер. Звезда актера ярко зажглась в 50-е годы прошлого века, и не померкла до настоящего времени. Сейчас Стриженов уже не выходит на съемочную площадку, но это не значит, что актера забыли. Фильмы с его участием до сих пор смотрят его поклонники, наслаждаясь игрой великого мастера.

Детство и юность

Родился Олег Стриженов на Дальнем востоке в городе Благовещенск-на-Амуре 10 августа 1929 года. Отец Александр Николаевич был кадровым военным, принимавшим участие в Гражданской и Великой Отечественной войне, был награжден боевыми орденами и медалями. Маму звали Ксения Алексеевна, она в свое время училась в Мариинской придворной гимназии им. принцессы Евгении Ольденбургской и в Смольном институте, трудилась преподавателем в школах России и Финляндии.Просто первый: это об Олеге СтриженовеС родителями, 1933 год.
В семье уже подрастали два сына. Старшего звали Борис, он родился в 1919 в первом браке матери. Ушел на фронт, был летчиком-истребителем и геройски погиб в 1942-м под Сталинградом. В 1925-м родился средний сын Глеб, который тоже стал актером.Просто первый: это об Олеге СтриженовеФото: Олег Стриженов в молодости

В 1935 году семья Стриженовых поселилась в Москве. Когда началась война отец и Борис ушли воевать, Глеб не проходил по возрасту, но приписал себе несколько лет и тоже был призван в армию. Для него война закончилась очень быстро – парень получил тяжелое ранение в первом же бою, и после выписки из госпиталя был комиссован в тыл.
До войны Олег очень хорошо учился в школе, прилежно выполнял все задания. Учителя заметили, что мальчик очень одаренный и разноплановый. У него была отличная дикция, он декламировал стихи и читал прозу, красиво рисовал. Олег много времени уделяет живописи, стараясь вникнуть во все тонкости этого ремесла. В будущем мальчик видел себя художником.
Детские мечты перечеркнула война, и двенадцатилетнему мальчишке пришлось бросить все, что он любил, и устроиться на работу. Олега приняли в научно-исследовательский кинофотоинститут на должность механика, в цех, где обрабатывали пленку.
После парень поступил в Театральное художественно-техническое училище, получил профессию кинотехника. После войны Олега Стриженова наградили медалью за доблестный труд.
Олег Стриженов несколько лет был непосредственно связан с искусством, поэтому начал задумываться о том, чтобы связать свою биографию с актерским ремеслом. Он выбрал театральное училище им.Щукина, успешно сдал экзамены и пополнил ряды студентов этого вуза.
В 1953-м Олег стал выпускником этого училища и получил распределение в Таллин. Но на сцене русского драматического театра он блистал на протяжении одного сезона, а потом уехал в Ленинград. В Северной столице молодой актер вошел в труппу театра им.Пушкина, в котором проработал два года. После этого Стриженов уехал в Москву, и с 1957 года начал работать в театре-студии киноактера. Во МХАТ актер перешел в 1963-м и проработал до 1976-го. Затем снова вернулся на сцену Театра-студии киноактера.
Выходя на сцену театра, Олег Стриженов чувствовал неудержимое влечение к кинематографу. Поэтому, когда его позвали сниматься, с радостью согласился. Дебютировал в картине «Спортивная честь», где ему дали совершенно незначительную роль болельщика в одном из эпизодов. А после этого карьера актера резко пошла вверх.Просто первый: это об Олеге СтриженовеФото: Олег Стриженов в фильме «Овод»

Сразу ему дали роли в картинах «Овод» и «Мексиканец», потом был фильм «Сорок первый» и буквально следом за этим работа в советско-индийском проекте «Хождение за три моря». После проката этих фильмов, актер стал невероятно популярным и востребованным. В глазах режиссеров и зрителей он стал настоящим романтическим героем.
Олега все чаще приглашают участвовать в экранизации классических произведений. Он снялся в «Белых ночах» по Достоевскому, «Капитанской дочке» и «Пиковой даме», «Северной повести» по Паустовскому и многих других. Стриженову предложили также работу в биографических проектах, причем он играл главные роли. Его героем стал композитор Чайковский, пилот Уточкин и Герой Советского Союза Л.Маневич.Просто первый: это об Олеге СтриженовеВ фильмографии актера Стриженова много места занимают фильмы о войне, которая не обошла стороной его семью. Олег актер разноплановый, потому параллельно с фильмами на военную тематику снимается в исторических картинах и даже фантастике.
Карьера Олега Стриженова в кинематографе приостановилась еще до начала 90-х. Последней работой того периода стала картина «Оглашению не подлежит», где его герой князь Ухтомский. По сюжету фильма действие происходит в 1921-м.
Возвращение в кинематограф состоялось только в новом веке, но было не таким триумфальным, как хотелось бы. В это время Стриженов снялся только в двух новых фильмах – «Вместо меня», где его партнером стал актер Сергей Безруков, и «Пять звезд», в тандеме с Ольгой Погодиной. Вторая картина вышла только через 5 лет после первой. В обиох проектах актеру достались главные роли, это уже стало его принципом – или играть ключевого персонажа, или не играть вообще.
В 2009 году Олега Стриженова наградили «Золотым орлом», тем самым признав его заслуги в развитии отечественного кинематографа.

Личная жизнь

В личной жизни актера было три официальных брака. Первой женой актера стала Марианна, партнерша по фильму «Овод», в котором сыграла одну из главных ролей. Они прожили в браке двенадцать лет, стали родителями дочери Натальи, которая продолжила славную семейную династию актеров. Наталья ушла из жизни очень молодой, ей было всего 45. Это случилось в 2003 году. Практически следом за ней ушла из жизни и Марианна. У Натальи осталась дочь по имени Александра, которая стала средней внучкой актера Стриженова.Олег Стриженов с женойОлег Стриженов с женой

Второй раз Олег Стриженов женился на Любови Лифенцовой-Земляникиной. Их знакомство состоялось во МХАТе. В этом браке родился сын Александр, который стал актером и телеведущим. Семья просуществовала всего 6 лет, а потом начались взаимные претензии и обиды, которые и стали причиной развода. Любовь Стриженова ушла в монастырь в 2008-м, и приняла постриг, отрекшись от всего земного.
Сын Стриженова Александр тоже стал актером. Он учился во МХАТе, работает в в театре им.Чехова и снимается в кино. Ведет телевизионные программы «Доброе утро» и «Добрый день».
Александр женился на актрисе Екатерине Токмань, которая больше известна, как Стриженова. В 1988-м у них родилась дочка Анастасия, в 2000-м еще одна дочка Александра. Олег Стриженов уже прадедушка, в 2018-м у Анастасии родился сын Петр.
Третьей супругой Олега Стриженова стала Лионелла Пырьева (Скирда), вдова Ивана Пырьева. Их знакомство состоялось в далекие 70-е. Отношения начались только через много лет, а официальными супругами стали в 1976-м. Они прожили в браке более сорока лет, но сумели сохранить любовь и нежные чувства друг к другу. Детей у Стриженова в этом браке нет, но супругам не приходится скучать – они связаны тесными узами с сыном Александром и его семьей, часто встречаются, проводят вместе много времени, помогают с детьми.

Стриженов сегодня

Имя Олега Стриженова упоминается в последнее время в связи с его внучкой от первого брака – Александрой Холошиной. Она стала участницей шоу «Говорим и показываем», в котором рассказала о своем суррогатном материнстве. Зрители узнали, что Александра решилась на это, подписала договор, но заказчики отказались от детей после их рождения. Холошина не захотела оставлять двойню себе и написала отказ от них. Детей почти сразу забрали в приемную семью, а Александра сказала журналистам, что никогда не чувствовала их родными, потому что собиралась рожать на заказ.Просто первый: это об Олеге СтриженовеФото: Олег Стриженов в наши дни

В 2017-м в прессе снова упоминалось имя Олега Стриженова, и опять с подачи его внучки Александры Холошиной. Женщина пожаловалась на родственников – деда, дядю с семьей, обвинив их в том, что они не желают с ней общаться, из-за ее непопулярности и не публичности.
Александра рассказала, что потеряла ребенка из-за стресса, вызванного таким отношением родственников, хотя собиралась его родить любимому человеку. Холошина пожаловалась, что ни дедушка, ни дядя ее не поддерживают. Первым нарушил молчание Александр Стриженов, который рассказал о причине такого поведения семьи по отношению к Александре. Дело в том, что много лет назад девушка сама рассорилась с собственным дедом, публично оскорбила его и сказала, что больше не желает знать ни его, ни других родственников.
Олег Стриженов не общается с журналистами. Предпочитает проводить время со своей семьей и у мольберта, потому что как и раньше увлекается живописью. Секс-символа советского кино Олега Стриженова теперь можно увидеть разве что в переулках старого Арбата, где он прогуливается. В кино в силу почтенного возраста давно не снимается. А его коллеги до сих пор хранят тайны о том, как высокий и элегантный артист вел себя на площадках. Несколько секретов Стриженова впервые решилась раскрыть дочь Сергея Бондарчука - актриса и режиссер Наталья Бондарчук.
После ухода на покой Стриженов лишь насмехался над мнимой популярностью современных знаменитостей. Например, в передаче Андрея Караулова* «Момент истины» заявил:
- Они считают себя звездами, ходят, задрав носы, но почему-то вокруг них нет ни поклонниц, ни поклонников. А я не мог выйти из Театра кинотеатра: стояли толпы людей, желающих меня увидеть. Толпы!
Ради ролей он тогда был готов на многое. Вот, например, как, по словам Натальи Бондарчук, Олегу Александровичу досталась роль декабриста Волконского в прекрасном фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». О чем так долго молчали в киносообществе, Наталья Сергеевна решилась раскрыть тайну ради уважения и любви к другому артисту, который был не менее талантлив, чем Стриженов. Не менее красив и любим, но не с таким азартом победителя.Просто первый: это об Олеге СтриженовеСтриженов (справа) в «Звезде пленительного счастья» 
- В «Звезде пленительного счастья» Стриженов играл мужа моей героини, и играл хорошо, - говорит Бондарчук. - Только режиссер Мотыль отстранил его от роли на начальном этапе съемок. За то, что Олег выпил коньяка и пришел на площадку не совсем трезвый. Владимир Яковлевич был очень серьезным человеком и снимал свой фильм, что называется, на века. И вместо Стриженова пригласил Михаила Козакова. Тем более что у Козакова, судя по сохранившимся портретам Волконского, обнаружилось с ним внешнее сходство - роскошные глаза. Когда с Козаковым были отсняты почти все сцены, Мотыль вдруг получил приказ сверху - о немедленном его снятии и возвращении Стриженова. Владимир Яковлевич точно не горел желанием работать с Олегом, но не подчиниться не мог. Мы все знали, но, разумеется, молчали, что Стриженов написал письмо на самый верх о том, что в роли декабриста теперь снимается еврей, а не он.
- Неужели Мотыль за рюмку коньяка мог отстранить актера от роли?
- Если бы это была только рюмка… Стриженов в те годы (в 1974 - 1975-м. - М. Б.) страдал запоями. Причем длительными. По иронии судьбы в следующей картине - «Юности Петра» - я и Олег Александрович снова играли пару. Мой учитель Сергей Герасимов договорился, чтобы часть съемок проходила в Кремле. И в это время у Стриженова начался новый запой. Целую неделю его не было на площадке. Герасимов впервые в жизни не знал, что делать. Артиста искали везде и не могли найти. А потом он явился с таким красным лицом, что мне стало страшно. Да, замечательный профессионал, но вот такая была беда.

Козаков и Бондарчук (в круге) настрадались от коллегиКозаков и Бондарчук (в круге) настрадались от коллеги 
За десять лет до этого Стриженов отказался играть Андрея Болконского в масштабной ленте Бондарчука «Война и мир». Сам Олег Александрович объяснял Андрею Караулову* свое решение нехорошим предчувствием:
- Я знал, что будет очередной бутафорский фильм. И не только я отказался участвовать. Отказался от роли графа Ростова и Борис Бабочкин. Вместо него сыграл Виктор Станицын.
Тогда грянул такой скандал, что пришлось вмешаться министру культуры СССР Екатерине Фурцевой. Она сама позвонила Стриженову и умоляла его сыграть Болконского. Но артист остался непреклонен.
Сергей Бондарчук рассказал своей дочери, что Олег из вредности хотел играть не Болконского, а Пьера Безухова.
- Да, Стриженов настаивал на роли Пьера, которую в результате исполнил мой папа, - поделилась Наталья Сергеевна.
- В папином режиссерском воображении нарисовался образ Болконского именно в исполнении холодного красавца Олега. К тому же у Стриженова с манерами все было в порядке, и никто лучше его не справился бы.Просто первый: это об Олеге СтриженовеНаталья Бондарчук 
Как мы теперь знаем, этот образ достался Вячеславу Тихонову - сыну механика с фабрики. Стриженов открыто подшучивал над коллегой, не скрывая своего превосходства. Олег Александрович - из дворян. Его отец, выпускник Петербургской Николаевской кавалерийской школы, во время революции перешел на сторону большевиков и стал красным командиром.
Что же касается выпивки, то Стриженов сам уверял, что употреблял он «исключительно в благородных традициях»:
- Я люблю виски со льдом. Не пью на лужайке, к примеру. Либо природа, либо водка. Пью только в ресторанах. Дорогих. Я вырос в лучших ресторанах Москвы. Когда снимался в своем первом фильме «Овод», мы ужинали и пили в «Астории». С тех пор я привык к дорогим заведениям и дорогому алкоголю, - поведал мэтр Андрею Караулову*.
- Ушли из жизни многие режиссеры и любимые артисты, - резюмирует Наталья Бондарчук.
- Нет в живых и моего папы, и Владимира Мотыля, и Миши Козакова, и Вячеслава Тихонова. А Олег Стриженов - живее всех живых…
Геннадий Корольков запомнился по фильмам «Тени исчезают в полдень» и «Трактир на Пятницкой»Геннадий Корольков запомнился по фильмам «Тени исчезают в полдень» и «Трактир на Пятницкой»

Телега в партком

20 лет назад известный советский киноактер Геннадий Корольков (скончался в 2007-м) в интервью «Экспресс газете» рассказал о конфликте со Стриженовым во время их работы в Театре киноактера:
- Я дружил со всеми. Только однажды послал Олега Стриженова и Лионеллу Пырьеву, жену его, во время гастролей в Риге. Характер у нее поганый. После гастролей обычно все выпивают. По пьянке я проспал автобус. Он что-то вякнул типа «Говнюк». Я сказал: «Ты сам говнюк, посмотри, с кем рядом сидишь» и кивнул на Пырьеву. Стриженов написал телегу. Ну, подошел бы, дал по морде, а он в партком пожаловался.
Меня вызвали на партсобрание. Николай Афанасьевич Крючков сказал мне: «Ну что же ты? Стриженов - народный артист, а ты его так…» А Борис Федорович Андреев говорит Крючкову: «Что ты трындишь? Вспомни, что мы с тобой вытворяли!» - и все, вопрос был снят.

И посмотрим, что рассказывал сам Олег Стриженов в одном из интервью изданию "7 дней"Просто первый: это об Олеге СтриженовеОлег Александрович с женой Лионеллой в своей московской квартире. Фото: Марк Штейнбок
Стриженов: Меня удивляют актеры, которые говорят, что презирают популярность, что им безразлично — нравятся они или нет. Так и хочется спросить: «А зачем же ты пошел в эту профессию?»
Я вот, например, пошел, потому что хотел нравиться, хотел быть популярным. Из-за тщеславия? Конечно. Такая уж это работа. Уверен: каждый, даже самый дрянной артист, всю жизнь стоящий в массовке, мечтает о том же самом…
— Олег Александрович, в вашем кинобагаже много поистине эпохальных ролей, сделавших вас кумиром нескольких поколений. Но от одной роли, которая могла бы добавить вам еще больше зрительского обожания, вы отказались — это роль Андрея Болконского...
— Узнав, что Бондарчук проводит пробы актеров на роль князя, я посчитал себя униженным. Почему он не позвал меня первым? У нас же с ним были отличные приятельские отношения. И я не понимал, как он мог не сказать мне: «Болконский — ты, это как дважды два — четыре.
Но для проформы я проведу пробы». Ну ладно, пусть не так, пусть решил искать актера. Так мог хотя бы сказать мне об этом. Нет, молчит. И в течение целого года выбирает исполнителя. Кто только не пробовался, а меня словно нет на свете. Соседи с недоумением спрашивают: «А что, вас не пригласили?» Как вы думаете, приятно это слышать? И я разозлился всерьез… Наконец звонит Бондарчук: «Зайди, ты очень нужен». — «У тебя нет Болконского?» — «Верно». — «Ладно, — говорю, — зайду». Я не сомневался в том, что меня утвердят. Но принял решение: пошлю Сергея, причем сделаю это красиво! В студии сказал: «Выбери для меня любые сцены, но одно условие: чтобы со мной обязательно одну из сцен играл ты лично». Мы сделали пробу. Вечером я уехал на съемки в Киев, там получил телеграмму: «Вы утверждены на роль Андрея Болконского…»
Вскоре в газете появляется публикация о начале съемок «Войны и мира», где указано: в роли князя Андрея — Олег Стриженов. Вернувшись в Москву, набираю номер Бондарчука и говорю: «Сергей, это Олег. Слушай внимательно. Я у тебя сниматься не буду». В ответ: «Ты что, пьян?» — «Нет, трезвый. Сейчас приду к тебе (я тогда жил рядом с «Мосфильмом»). Собери всю группу во главе с директором». И повесил трубку... Прихожу — собрались все. И я сказал: «Повторяю при всех: никогда я у тебя — ни в этой картине, ни в любой другой — сниматься не буду». И ушел.
— Ну и характер у вас!
— Минуточку. Да, я так сказал. Но ведь он мог бы прийти ко мне: «Давай поговорим, разберемся во всем». И я, как человек отходчивый, может, и успокоился бы…Просто первый: это об Олеге СтриженовеС Лионеллой, сыном Александром, его женой Екатериной и их дочерью Сашей. На вручении премии «Золотой орел». 2010 г. Фото: PHOTOXPRESS.RU

Но вместо этого меня стали вызывать на ковры. Сначала как штатного артиста Театра киноактера вызвали к директору. Потом попытался воспитать начальник актерского отдела «Мосфильма». Затем позвонил замминистра культуры и кино. А через пару дней...
Я лег днем поспать. Разбудил звонок. Поднимаю трубку, слышу: «Алло, Олег Александрович? Это Фурцева». А меня навязчивые поклонницы донимали звонками невероятно, под любым предлогом дозванивались. Плели невесть что. Злой спросонья, я рявкнул: «Иди ты к черту!» Швырнул трубку, тут же снова звонит телефон. А я уже окончательно проснулся. Поднимаю трубку, слышу: «Олег Александрович, только не разбивайте телефон, это действительно Фурцева». И я понял, что это правда. Не знал, куда деть себя от стыда: «Екатерина Алексеевна, извините, ради бога.
Просто эти звонки так донимают, сил нет…» — «Ладно, понимаю, ничего страшного… Я хотела бы вас повидать прямо сейчас». — «Хорошо. Только я встану, побреюсь, приму душ и через два часа постараюсь у вас быть…» Потом мне рассказывали, что, положив трубку на рычаг, Фурцева сказала: «Какой же это князь, если в час дня он спит?» На что Сергей Герасимов ответил: «Потому и спит, что князь…» Короче говоря, прихожу я туда. В коридоре около кабинета насупленный Бондарчук ходит туда-сюда. Увидев меня, говорит: «Думаешь, ты подвиг совершаешь?» — «Думаю, да», — отвечаю. Секретарша приглашает меня войти. Я был уверен, что иду на разговор тет-а-тет. Открываю дверь, а там — ужас! Коллегия министерства в полном составе, и представители отдела культуры ЦК КПСС, и директор «Мосфильма»…
Фурцева усадила меня рядом с собой, стала расспрашивать, все ли у меня в порядке, не нужно ли чем-то помочь?.. «Нет, спасибо, все отлично, ни на что не жалуюсь, ничего не нужно». Наконец, звучит главный вопрос: «Почему же вы не хотите играть любимый образ нашей молодежи?» Говорю: «Екатерина Алексеевна, я окончил три учебных заведения, и везде меня учили, что любимые образы молодежи — это Павка Корчагин и Овод, которого я уже играл, но никак не князь Болконский». — «Но вас же утвердили в самых высоких инстанциях. Вы хоть понимаете, что фильм снимается по особому заданию?» — «А для меня каждая роль — по особому заданию». На следующий день я взял на «Мосфильме» месячный отпуск, вернувшись из которого подал заявление о переводе во МХАТ, куда меня давно приглашали. И все у меня пошло нормально.
Удивило только, что за мой отказ актеры на меня сильно обозлились. Чиновники — это понятно. Но артисты… Я реально ощутил ненависть стаи. Говорили: «Совсем зазнался, Болконским швыряется!»
— Впоследствии не пожалели о своем отказе?
— Никогда. К тому времени вышло уже полтора десятка фильмов с моим участием, среди которых были «Овод», «Мексиканец», «Сорок первый», «Хождение за три моря», «Пиковая дама». Что случилось бы, если бы я сыграл еще и в «Войне и мире»? Ну, добавилась бы еще одна роль — всё. Я же вместо этого воплотил мечту всей своей жизни — пришел во МХАТ, стал там главным артистом и играл великий классический репертуар в окружении великих учеников Станиславского! Достаточно вспомнить Незнамова в «Без вины виноватые» с Аллой Константиновной Тарасовой.И мне там никто никогда не говорил: «Не хотели бы попробоваться на роль?» Просто спрашивали: «Хочешь это играть?» — «Хочу…» «Чайка», где мне посчастливилось играть Треплева, облетела практически все страны. В Лондоне вся труппа лорда Лоуренса Оливье приходила благодарить... Ну и разве можно все это сравнить с той жизнью, какую я провел бы на съемках у Бондарчука в Ужгороде, в Мукачево?
— Лионелла Ивановна, как справляетесь с таким несахарным характером мужа?
— Мы в браке с Олегом Александровичем уже 37-й год, а в январе этого года отметили 50 лет нашего близкого знакомства. И, представляете, мои старинные приятельницы до сих пор говорят: «Да тебе памятник золотой надо поставить — столько лет выносишь такой нрав!»
А мне удивительно это слышать. (Улыбаясь.) С какой стати люди думают, что это у него плохой характер, а не у меня? Все наоборот. Вот как он со мной выдержал столько лет — вопрос! А у Олега Александровича для семьи замечательный, золотой характер. Не вредничает, не капризничает, никогда ничего не проверяет, ни к чему не придирается, скандалов не устраивает. При этом порядочный, честный, да еще и неисправимый романтик. У него все должно быть обставлено изысканно, красиво. Для него преподнести жене сто одну розу или даже тысячу одну — в порядке вещей… Или, получив гонорар за какой-то фильм, отдать его весь мне и грозно потребовать: «Чтобы на эти деньги была куплена норковая шуба! Сегодня же!» Знает, что я ну не скопидомок, конечно, но все-таки достаточно бережливая, поэтому действует просто в приказном порядке.
Он всегда был очень добрым, щедрым. С молодости такой, всех всегда поил-кормил.
Стриженов: А плохо ли было водиться со мной? У меня, в отличие от большинства артистов, деньги имелись. После третьего фильма в моей трудовой книжке появилась запись: приказом министра назначается ставка 500 рублей за съемочный день. Выше не было. Такие имели только народные артисты СССР Тарасова, Симонов, Ливанов, Черкасов… Да еще я с сольными выступлениями ездил, причем с самой высшей ставкой, с надбавками от Росконцерта. Всем со мной было весело и сытно. Все считали себя моими друзьями. Но это не были друзья, так — приятели. И когда я женился на Лине, сказал себе: «Хватит. Надо всех этих людей бросить.Просто первый: это об Олеге СтриженовеСтарший брат — известный актер Глеб Стриженов. 1963 г. Фото: РИА «НОВОСТИ»

Обойдусь я без них, не соскучусь».
Пырьева: И сразу же напрочь изменил стиль жизни, хотя я не вмешивалась ни во что. Он сказал: «В этом доме никого из тех никогда не будет». И не было.
Стриженов: Для дома я правда хороший, а вот в работе очень плохой. (Улыбаясь.) Во всяком случае, для администрации.
Пырьева: Всегда хотел, чтобы у него все было самое лучшее.
Стриженов: Да, и когда мы приезжали в какой-то город, я должен был жить в лучшей гостинице, в самом комфортабельном номере. Едем, допустим, во Львов, и я говорю: «Мне нужен номер, чтобы в окно был виден памятник Адаму Мицкевичу». А в Ленинграде мне нравились «Европейская» и «Астория». Ставлю условие: «Жить буду только там.
Не сможете организовать — не будем работать». Говорю же, я очень плохой артист, неудобный.
— Где же выковывался ваш бескомпромиссный характер?
— В детстве, наверное, в семье. Отец — кадровый офицер, выпускник Петербургской Николаевской кавалерийской школы. Мать с блестящим образованием — окончила в Петербурге Мариинскую гимназию. В 17-м году родителям было по 18 лет. Отец сразу стал красным командиром. Сначала командовал эскадроном, потом полком, а в 35 лет был уже комбригом. Мама моталась с мужем и двумя моими старшими братьями по приграничным районам, где шли военные конфликты. Мне довелось родиться в 29-м году в Благовещенске, на Амуре. Хотя Гражданская война в стране давно закончилась, отец продолжал воевать: на КВЖД — Китайско-Восточной железной дороге — действовали белокитайские банды, так их тогда называли.
В столицу мы приехали в 35-м. Жили хорошо, пока не началась война. Когда это случилось, я был в подмосковном пионерском лагере. Вернулись в июле, ровно к первой бомбежке. Потом бомбили каждый день. Уши раздирало от свиста летящих бомб и грохота взрывов. Помню толпы людей с тюками, с детьми. Помню бесконечные поиски еды и стояние в очередях с продуктовыми карточками. А потом вдруг стало жутко холодно, и вся жизнь сосредоточилась вокруг одной буржуйки. У меня была школьная любовь — все четыре класса, что я успел проучиться до начала войны, я любил одну девочку. Она казалась мне лучшей на свете. Жили мы на Коровьем валу: я — в доме под номером 30, она — в 16?м. Как-то утром я пошел к ней и вижу: целого квартала от 20-го дома до 2-го нет!
На рассвете туда попали бомбы. Помню, как шевелилась там земля. Жутко…
Отец и братья были на фронте. Папа командовал кавалерийским полком, получил два ранения. Глеб (он, как и многие его сверстники, подделал в паспорте год рождения — 25-й изменил на 23-й) служил в морской пехоте, демобилизовался после тяжелой контузии (Глеб Стриженов снялся более чем в четырех десятках фильмов, среди которых «Миссия в Кабуле», «Трактир на Пятницкой», «Гараж», «Тегеран-43». — Прим. ред.).
Борис был летчиком-истребителем, лейтенантом. В 42-м погиб под Сталинградом. Я первым увидел почтальона, идущего к нам со слезами на глазах и с похоронкой в руке. Никогда не забуду враз почерневшее лицо мамы…
В День Победы от крика: «Это больше никогда не повторится! Войны никогда не будет!!!» — я сорвал голос…Просто первый: это об Олеге Стриженове«Я реально ощутил ненависть стаи. Говорили: «Совсем зазнался. Болконским швыряется!»  Фото: Фото из семейного альбома

Во время войны надо было работать. После окончания 7-го класса в 44-м году я устроился в НИКФИ — Научно-исследовательский кинофотоинститут — помощником механика. В 16 лет меня отправили на трудовой фронт — строить Павелецкий вокзал и прокладывать железную дорогу для электричек… И вот стала налаживаться мирная послевоенная жизнь, и пора было закончить, наконец, среднее образование. Поскольку я хорошо рисовал, поступил в театрально-художественное училище. Там влюбился в театр, решил стать артистом и пошел учиться в Щукинское театральное училище.
— Тогда уже осознавали, что вы божественно красивы, неординарны?
Пырьева: Миша Ульянов вспоминал со смехом: «Вот идет Стриженов по коридору, и мы все по стеночкам расползаемся». Мордюкова рассказывала, как они, старшие вгиковцы, специально приезжали в училище, «чтобы поглазеть на этого мальчика…».
— А потом был фильм «Овод», и на Оле­га Александровича Стриженова обрушилась немыслимая слава... Лионелла Ивановна, а вы были среди барышень, завороженных «Оводом»?
— Сказать так — слишком мало. Когда фильм вышел на экраны, я жила в Одессе, училась в 10-м классе. Посмотрела картину, вышла из кинозала — и в кассу, за билетом на следующий сеанс. По окончании которого все повторилось по новой. Так продолжалось несколько дней. Меня поразил этот образ, заворожил. Словно откуда-то сверху, с небес, на землю спустился ангел, херувим.
И я влюбилась в этот божественный лик. Это был 55-й год... Жила я тогда в основном с бабушкой. Папа мой был моряком, плавал за границу. В 30-х годах мама тоже ходила в плавание. Там родители познакомились, у них возникла любовь. Поженились и родили пятерых детей. Я была второй. С самым необычным именем. Всех оно поражало, особенно в сочетании с отчеством и фамилией: Лионелла Ивановна Скирда… Дело в том, что, когда мама была беременна мной, родители оказались в Италии. И прохаживаясь по портовым магазинчикам, мама каждый раз задерживалась в одном из них, не в силах оторвать глаз от стоявшей за прилавком прехорошенькой девушки. Безумно она ей нравилась. Узнала имя — Лионелла. И мама загадала: если родится дочка, назову так же — пусть будет похожей на нее.Просто первый: это об Олеге СтриженовеЛионелла: «Миша Ульянов вспоминал со смехом: «Вот идет Стриженов по коридору, и мы все по стеночкам расползаемся» Фото: ИТАР-ТАСС

И назвала. При том что у всех других детей имена самые обычные: Евгения, Анна, Ольга, Виктор. Но что интересно, внешне я от всех них отличаюсь — у меня не русский типаж… Я жила с бабушкой, которую обожала. У нее было четыре класса церковно-приходской школы, но она перечитала, по-моему, все книги мира и все мне пересказывала. А я шпарила ей наизусть целые спектакли… Мы жили в доме, где располагался драматический театр, — нужно было только спуститься по лестнице с нашего второго этажа, чтобы оказаться перед дверью театрального служебного входа. Так что в театре я просто пропадала — смотрела из-за кулис спектакли, сидела на репетициях, бродила среди костюмов, декораций. В результате заявила, что буду артисткой. Родители не были в восторге, но бабушка поддержала. И мы с ней начали откладывать деньги на мою поездку в Москву…
Однажды летом, проходя по переулку, я увидела, что идет съемка.
Подошла поближе и вдруг вижу — ОН. Олег Стриженов! Сердце чуть не выпрыгнуло из груди. Попыталась приблизиться к веревочному оцеплению, но там всех разгоняют. Кричат: «Уходите! Не мешайте!» А я встала как вкопанная, не могу двинуться с места. Стою и гляжу завороженно на это Божество. А меня все гонят. И вдруг мой герой подходит и говорит: «Пусть девочка останется и смотрит». Берет меня за руку и заводит за ограждение…
Стриженов: Это были последние в Одессе съемки «Мексиканца». Я как увидел эту хрупкую фигурку с осиной талией, эти лучезарные, широко распахнутые карие глаза, этот изумительно очерченный чуть припухлый рот, эту нежную кожу с легким загаром — был просто загипнотизирован.
Чтобы сказать хоть что-то, спросил: «Вы, случайно, не Джина Лоллобриджида?» Она стеснительно молчит. Я говорю: «Хотя бы назовите ваше имя». — «Лионелла», — говорит. «Ну, значит, я угадал — итальянка! Красивое имя. Но можно я буду звать вас сокращенно — Ли?..» После чего меня утащили в кадр: приехали пожарные машины, надо было снимать сцену дождя — нас поливали из брандспойтов. Когда съемка закончилась, прекрасной девушки, увы, уже не было. А на следующий день мы отплыли в Ялту…
— К моменту вашей встречи с Ли вы ведь уже были женаты на Мари­анне Грызуновой-Бебутовой, сыгравшей в фильме «Овод» Джемму, в этом браке у вас родилась дочь… (Наталья умерла в 2003 году в возрасте 45 лет, через год ушла из жизни Марианна Алек­санд­ровна. — Прим. ред.)Просто первый: это об Олеге СтриженовеКадр из фильма «Его звали Роберт». 1967 г. Фото: РИА «НОВОСТИ»

— Я женился во время съемок, в 55-м году. Мы с Марианной прожили долго, расстались, когда Наташе было 11 лет. Разошлись нормально, по обоюдному решению, но дочь восприняла это очень болезненно.
— Поговаривают, что вы ушли, оборвав все отношения...
Пырьева: Абсолютная неправда. Просто Олегу Александровичу больно об этом говорить.
Стриженов: (После долгой паузы.) С ума сойти, какая несусветная чушь. Это настолько не соответствует действительности… Я всю жизнь перед дочкой просто… стелился. Как никогда и ни перед кем. Так что совесть моя абсолютно чиста. Ни одного плохого поступка по отношению к ней я не совершил.
Если и было что-то дурное, то оно исходило только от нее. Наверное, мать накручивала Наташу, чтобы вызвать у нее неприятие меня... Даже с внучкой мне не давали общаться. Совсем изолировали. Когда приносил подарки, на порог не пускали.
Пырьева: Бывало, звоним в дверь, говорим: «Мы пришли поздравить Сашеньку», в ответ слышим: «На половичок положите. Когда уйдете, мы выйдем и возьмем». Странно все это, ведь были периоды, когда мы с Наташей общались очень доверительно. Она папе не рассказывала того, что мне. Не раз признавалась, что хочет построить свою жизнь по примеру моей. Ей нравилось, как я веду себя в быту, как общаюсь с мужем.
Стриженов: Характер у нее такой был, неровный: то все нормально, то вдруг ни с того ни с сего все в своей жизни переломает.
Вот так же — вдруг — не захотела жить с мужем (артист, руководитель детского театра «77 на Ленинском» Николай Холошин. — Прим. ред.). Я был потрясен. Говорил: «У тебя же хорошая семья, чего ты выдумала?» Нет, взбрыкнула. Хотя сама знала, что это глупость... Когда жизнь «кусала», Наташа прибегала ко мне. И всегда я делал для нее все, что только возможно. Помогал и в профессии, и в жизни, и финансово.
Пырьева: Мы с Олегом Александровичем расписались в 76-м году, а два года спустя я впервые увидела Наташу. Она пришла к нам и попросила папу: «У меня возрастной лимит для поступления в театральный вуз уже закончился. Сделай что угодно, но только помоги мне!» А он уже очень много раз просил за нее и больше просто не мог ни к кому обращаться. Я тогда сама стала звонить своим педагогам, чтобы узнать, кто в этом году набирает курс.
Выяснила, что декан факультета, который меня саму принимал. Ни разу за все годы после окончания института я ему не звонила, а тут решилась. «Всеволод Порфирьевич, я вышла замуж за Олега Стриженова, у него есть дочка, ей надо помочь, очень прошу вас». И он взял ее в ГИТИС. После чего Марианна Александровна звонила, благодарила. Но, к сожалению, это были только слова…
— Часто бывает, что бывшие супруги ссорятся из-за дележа имущества…
Стриженов: (Усмехнувшись.) После развода Марианна интересовалась: «Ты мебель возьмешь?» Но никакой мебели мне, конечно, было не надо. Никогда в жизни я ничего ни с кем не делил. Ни разу ни на что не претендовал — ни на жилплощадь, ни на деньги, ни на имущество.Просто первый: это об Олеге Стриженове«Характер у дочери был неровный. То все нормально, то вдруг все в своей жизни переломает...» Фото: МОСФИЛЬ-ИНФО

Уходил в том, что на мне. И, несомненно, потом помогал... Я считаю это нормой. И мне все равно, что болтают на мой счет. Ну, если людям хочется так думать, пусть. На каждый роток не накинешь платок. Вон Кустинская — в актерской среде у нее кличка Кузя — такую ахинею несет в одном журнале. А люди читают, верят.
Пырьева: Ну правда, что за бредятина: Стриженов стукнул зонтом по голове Надю Румянцеву или прилюдно, в ВТО, плеснул в меня борщом... (Со смехом.) Просто бандит какой-то.
Стриженов: Я еще сказал тогда: «Лин, а ты вообще представляешь себе эту картинку? Я — тех времен, всем своим обликом, всеми ролями олицетворяющий романтизм, — вдруг заказываю на ужине в ВТО борщ?!» (Смеясь.) Представляю, заходит такой рыцарь в ресторан и прямо с порога восклицает: «Борща!»
А потом его же — в лицо даме!.. И кроме того, борщ был бы горячим (вряд ли мне подали бы холодный). У Лины ожог был бы сильнейший!
Пырьева: Фантастическая ложь, причем от женщины, с которой я лично даже незнакома. Видела только, что она бродила по нашему Театру киноактера, здоровалась с ней при встрече, но не более того.
— Что же произошло после вашей мимолетной встречи в Одессе?
Пырьева: 
Наше с Олегом Александ­ровичем настоящее, не шапочное, знакомство состоялось в первые дни 62-го года.
Стриженов: Я сидел в ВТО со своим давним приятелем Владимиром Сошальским.
И вдруг за столиком на другом конце зала в компании молодых актеров увидел ее — Лину, теперь уже артистку Театра имени Станиславского. Сидит спиной ко мне. Почувствовав мой пристальный взгляд, обернулась и… Не опуская глаз, словно под гипнозом, мы одновременно поднялись со своих мест и направились друг к другу. Встретившись в центре зала, обнялись и поцеловались. Долгим-долгим поцелуем. Не обращая внимания на недоуменные взгляды окружающих… Оторвавшись, наконец, от Лины, я шепнул ей: «Давай уйдем». — «Давайте», — прошептала она.
Пырьева: Вот такое невероятное притяжение. Чувства накатили немыслимой силы. Настоящая обоюдная безоглядная любовь… Начался роман. Мы встречались при любой возможности, я летала к Стриженову на съемки, и он везде представлял меня как любимую женщину.Просто первый: это об Олеге Стриженове«Я сидел в ресторане. И вдруг увидел Лину. Мы поднялись со своих мест и через весь зал направились друг к другу. Встретившись в центре, обнялись и стали целоваться...» Фото: Фото из семейного альбома

Но длились наши отношения недолго. Потому что он был женат, и я понимала: ничего хорошего у нас не выйдет. Видела, как сильно он привязан к своей пятилетней дочке, насколько она ему дорога. Он ничего мне об этом не говорил, но я чувствовала: мой любимый человек разрывается, мечется. Некоторое время мы жили у друзей, и все вроде было нормально, но в какие-то моменты он вдруг вскакивал со словами: «Мне надо повидаться с Наташей». Я поняла: уход из семьи для Олега Александровича слишком травматичен, а значит, нельзя дальше продолжать отношения, мы будем только мучить друг друга. Лучше уж уйти в сторону и перестрадать… И я резко все оборвала.
Стриженов: Я действительно обожал Наташу. Поэтому никак не мог тогда решиться на развод. И, кстати, потом инициировал его не я, а Марианна Александровна.
Она сама как-то принесла заявление и сказала: «Подпиши». В тот период наши с ней отношения совсем разладились…
— Тогда вы и встретились с Любовью Лифенцовой, родившей вам сына Александра, ставшего ныне известным актером, режиссером и продюсером?
Стриженов:
 Я начал работать в Художественном театре. Люба тоже играла во МХАТе. В те времена она была для меня совсем девочкой — младше на 11 лет. В 68-м мы поехали с театром на гастроли в Японию. Вернулись втроем — с Сашей у Любы в животе. Приезжаем, встречает главный администратор, машет мне рукой, а в ней — связка ключей. Оказалось, власти выделили мне квартиру. Мы с Любой прожили вместе шесть лет, а потом расстались.
Трудно в семейной жизни с актрисами, обязательно начинаются какие-то обиды, претензии… Хотя, с другой стороны, с Линой мы вон сколько лет вместе живем!
Пырьева: Здесь есть нюанс. Когда мы поженились, я для себя сразу определилась в приоритетах. Ведь мы не юными вступили в брак: мне было уже 38 лет, Олегу Александровичу — 47. И я прекрасно понимала: таких ролей, как Грушенька в «Братьях Карамазовых» или Софи в «Опасных гастролях», у меня больше не будет. А снижать уровень — зачем? И я выбрала для себя дом, семью. Всегда отдавала себе отчет в том, кто такой Стриженов. Решила посвятить этому человеку свою жизнь. Обеспечить тыл.
Стриженов: С Линой у меня началась абсолютно новая, счастливая и защищенная жизнь.
— При этом с сыном и его мамой после развода вам удалось построить отношения несколько иначе, чем с первой семьей?
— Никогда мой сын не был без отца.
Пырьева: С Сашей все было совершенно по-другому.Просто первый: это об Олеге Стриженове«Три с половиной года мы жили с Пырьевым в гражданском браке. При этом на всех приемах, включая кремлевские, он представлял меня как жену» Фото: РИА «НОВОСТИ»

После того как мы с Олегом Александровичем поженились, он сразу вошел в наш дом, и я с ним очень легко нашла общий язык. Семь лет ему тогда было. Он и в школу пошел отсюда. Да что там говорить — бывали периоды, когда он больше жил у нас, чем у мамы, потому что Люба часто ездила на гастроли. И никаких стрессовых ситуаций у нас не было. Все цивилизованно, по-человечески. Я сказала бы даже, по-родственному.
— А как же вы все-таки воссоединились?
Ведь после расставания не только Олег Алек­сандрович успел жениться, но и вы прибавили к своей фамилии вторую — Пырь­ева, выйдя замуж за мэтра советского кинематографа, который был старше вас на 36 лет… (Иван Алек­санд­рович Пырь­ев — шестикратный лауреат Ста­­лин­ской премии, прославившийся фильмами «Трак­тористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской». Во всех них главные роли сыграла его жена — актриса Ма­ри­­на Ладынина. — Прим. ред.)
— Да, я стала женой Ивана Александ­ровича в том же 62-м году. Только сначала без официальной регистрации — ее невозможно было получить… Я тогда проживала в квартире, отданной под театральное общежитие.
И в этот дом переехал Пырьев. С его тогдашней подругой я была знакома, и однажды она увидела меня с балкона и позвала в гости. Так я познакомилась со знаменитым режиссером. Несколько раз я потом приходила, Пырьев рассказывал о своих проблемах, я делилась переживаниями по поводу романа со Стриженовым: объясняла, что люблю, но вынуждена уйти… Вскоре я собиралась с театром на гастроли. Пырьев сказал: «Будет скучно, позванивай нам». Понимаете? «НАМ!» Как-то я позвонила. В разговоре поинтересовалась: «А как поживает ваша подруга?» И в ответ услышала: «Ее здесь уже нет и больше не будет…» А некоторое время спустя Иван Александрович вдруг сказал мне: «Я хотел бы, чтобы ты навсегда осталась в моем доме». Я ответила: «Это очень серьезное предложение, и для меня оно — как обухом по голове. Я должна все серьезно обдумать…» Вскоре уехала в Горький — у меня там была премьера.Просто первый: это об Олеге СтриженовеУже много лет Олег Александрович увлекается живописью. На стенах квартиры немало картин, написанных его рукой Фото: Марк Штейнбок

И там страшно заболела ангиной. А время-то какое? Лекарств не достать, лимона — и то не найти. И актриса, с которой мы жили в одной комнате, позвонила Пырьеву. Он обещал передать лекарства с поездом. Но вместо этого на следующее утро сам постучал в дверь нашего номера — с цветами, с кучей пакетов, в которых было все-все-все... Конечно, такой поступок меня невероятно тронул, и... я приняла предложение Ивана Александровича.
— Но ведь Пырьев не был свободен: официально женат на звезде советского экрана Марине Ладыниной, неофициально жил с киноактрисой Людмилой Марченко...
— Когда я пришла в его дом, там никого не было. Ту девицу, с которой он жил до меня и которая нас с ним познакомила, он, видимо, приблизил к себе как раз в пику Марченко.
А что там у них случилось с Людой, я никогда не спрашивала. Иной раз он сам проговаривался о том, что она обманывала его, заводила любовников. Но меня это не интересовало, и я ее ни разу не видела… Когда мы в первый раз уехали с Пырьевым отдыхать, в доме оставалась домработница. Ей позвонила Людмила и напросилась прийти — под предлогом выпить, они обе любили это дело. Потом домработница мне рассказала, что Марченко взяла из секретера мою фотографию, долго молча смотрела, а потом сказала: «Н-да, ну, здесь мне уже ничего поделать не удастся».
А с Ладыниной Пырьев жил раздельно несколько лет. Он рассказывал мне потом, что никогда не разошелся бы с Мариной Алексеевной, если бы она не написала на него донос в ЦК партии — дескать, он развратник, изменяет ей с молодой артисткой.
Чистовик отправила, а черновик порвала и бросила в ведро. А любопытная домработница обрывки подобрала, склеила и отдала Пырьеву. И тогда он ушел из дома. Потом ему приходили всякие нехорошие письма — с проклятиями, угрозами. Пырьев знал, что это от нее. Причем в Театре киноактера мы с Мариной Алексеевной всегда очень вежливо раскланивались, как будто ничего не происходило…
Каждый год Пырьев подавал на развод, но Ладынина согласия не давала, и рассмотрение дела постоянно переносили. Последнее разбирательство состоялось в 65-м году. Слава Богу, на этот раз судья сказала: «Хватит, надоела мне уже ваша история!» И вынесла решение: развести... Но три с половиной года мы с Пырьевым жили в гражданском браке.Просто первый: это об Олеге Стриженове«Лина — это мой выбор. Самый правильный и лучший в мире. Просто Судьба очень долго вела нас друг к другу». Фото: Марк Штейнбок

При этом на всех приемах, включая кремлевские, Иван Александрович представлял меня как жену. И жили мы с ним прекрасно, полноценной семьей… Вот, опять же, мне смешно и противно читать Кузины глупости: «Она стала Пырьевой, и на второй день он умер…» (С усмешкой.) Вроде как я побывала Пырьевой полчаса. Но если исходить из фактов, то мы зарегистрировали брак 10 марта 66-го года, а умер Иван Александрович 7 февраля 68-го года — за месяц до двухлетия нашей официальной семейной жизни. Скоропостижно скончался, потому что работал на износ.
— Каким же образом вы воссоединились с Олегом Александровичем?
— После смерти Пырьева я осталась одна. Много работала — часто ездила с «Карамазовыми» за границу, с творческими встречами моталась по стране…
И вот однажды меня приглашают на «Мосфильм» в группу Петра Тодоровского «Последняя жертва» на роль графини. Я спрашиваю: «Кто партнер?» Мне говорят: «Стриженов». С момента нашего с ним расставания прошло 13 лет. Первая моя реакция: «О-о, нет, не надо!» Но, подумав, все-таки согласилась… Нервничала, конечно. Но сыграли сцену нормально. Потом стоим, разговариваем в ожидании следующего эпизода, на нас свет ставят. И Стриженов говорит: «А я с МХАТом еду на гастроли в Одессу».
— «Замечательно», — отвечаю. Он повторяет с нажимом: «В Одессу!» Намекает на нашу первую встречу. «Хорошо, — говорю, — счастливого пути». Вот и все, поговорили… И вот совпадение — вскоре и я с театром тоже отправилась с концертами в Одессу. На один из них пригласили выступить Стриженова.
Мы встретились, он предложил поужинать вместе. Я согласилась, но с условием, что возьмем с собой Аллу Ларионову. Боялась оставаться с ним один на один, не хотела все будоражить…
Ларионовой-то он и заявил: «Алла, скажи ей, чтобы она вышла за меня замуж!»
Я говорю: «Ладно, хватит шутить». — «А я не шучу, — отвечает. — Я уже два года холост и тебя вроде ни у кого не отбиваю…»
Но всерьез я эти его слова не восприняла. Потом мы встретились уже в Москве, на озвучании. Стриженов заходит в студию, на глазах у режиссера Тодоровского и всех ассистентов вдруг встает на колено и говорит:
«Я делаю тебе официальное предложение. Выходи за меня замуж!»
Это меня впечатлило очень сильно. Пришла ясная и осознанная мысль: ведь мы действительно созданы друг для друга. Я словно бы приговорена к Стриженову.
Просто приговорена! До конца дней. Есть люди, вроде Кузи, которые жужжат: «Вот как крепко взяла его эта мегера! Превратила в подкаблучника…» Ну что тут скажешь…
Стриженов: Меня невозможно взять. Никому. Я сумел остаться независимым даже в самой зависимой в мире профессии. А уж про семейные отношения и говорить не приходится. Лина — это мой выбор. Самый правильный и лучший в жизни. Просто Судьба очень долго вела нас друг к другу.

https://iz.ru/908064/marina-ivanova-zoia-igumnova-natalia-va...
https://biographe.ru/znamenitosti/oleg-strizhanov/

https://www.eg.ru/showbusiness/2733292-oleg-strijenov-yabedn...
https://7days.ru/stars/privatelife/oleg-strizhenov-my-byli-p...

Картина дня

наверх