На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 945 подписчиков

Свежие комментарии

  • Галина Дудкевич
    Цветущая Москва! Красота!Весна красна
  • Геннадий Свешников
    С праздником Светлой Пасхи❗🌹❤️💋🎂Здоровья и благополучия❗Мирного неба над головой❗🙏🙏🙏С праздником Пасхи !
  • Ксения Убушаева
    Как можно сделать такой портрет скажите пожалуйста?Бессмертный полк ...

"Вездеход" Пороховщикова

«Вездеход» Пороховщикова:
100 лет первому русскому танку

Ровно сто лет назад, 18 мая 1915 года, прошли испытания машины под названием«Вездеход», конструкции русского изобретателя Александра Александровича Пороховщикова.

«Вездеход» мог стать прототипом не только первого русского танка, но и вообще первого танка в мире. Если бы машину Пороховщикова поставили на вооружение, то Российская империя стала бы первой страной, получившей в распоряжение армии бронированную боевую машину. Однако, сделать это так и не удалось. Давайте вспомним, почему.

«Вездеход» Пороховщикова.

Знаменитый конструктор и дед актера

Александр Александрович Пороховщиков родился в 1892 году в Санкт-Петербурге. Уже к 25 годам он стал довольно успешным авиаконструктором, которому принадлежало несколько технических новшеств в самолетостроении. Именно он первым в мире построил самолет с двухбалочным хвостовым оперением, а также установил на летающую машину гусеничные шасси.

 Двухбалочный самолет Пороховщикова «Би-кок».

Пороховщиков происходил из семьи успешного предпринимателя и имел достаточно средств на образование и конструкторскую деятельность. Работал он преимущественно в Риге и Петрограде, где располагалась его мастерская. Кстати, известный современный актер Александр Пороховщиков является внуком конструктора.

 Самолет Пороховщикова «П-IVбис» в 1920 году.

Первый «Вездеход»

В самом начале Первой мировой войны, в 1914 году, Пороховщиков обратился в ставку Верховного главнокомандования армии Российской империи с необычным предложением — он заявил, что способен построить бронированную быстроходную машину на гусеничном ходу.

Как писал сам Пороховщиков, идея пришла ему во время присутствия на военных учениях: «Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука — бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа…».

 Конструктор Александр Пороховщиков.

Документы с чертежами Пороховщикова дошли до военного командования лишь к началу следующего года. Однако, идея пришлась военным по душе и Пороховщиков получил государственное финансирование на реализацию своего проекта. Кроме денег ему выделили два с половиной десятка рабочих с завода«Руссо-Балт» в Риге, а также необходимые помещения.

Опытный образец был готов менее, чем через полгода. Но, справедливости ради, стоит отметить, что до полноценного танка ему было еще очень далеко. Первый«Вездеход» Пороховщикова представлял собой одноместную самоходную машину на гусеничном ходу. Единственная гусеница шириной практически во весь корпус располагалась по центру машины. У «Вездехода» отсутствовала броня и вооружение, хотя в дальнейших планах Пороховщикова эти необходимые для войны элементы присутствовали.

 «Вездеход» на испытаниях. За рулем машины сам Пороховщиков.

Но главным недостатком построенной машины было фактическое отсутствие функции поворота. Поворотный механизм был настолько ненадежным, что машина могла передвигаться лишь по прямой. Гусеница часто соскальзывала с барабанов и машина, несмотря на впечатляющую военных того времени скорость передвижения в 25 км/ч, отправили на доработку.

«Вездеход» после доработки

Усовершенствование коснулось в первую очередь ходовой части машины. Пороховщиков приспособил к самоходу, помимо гусеницы, еще и колеса, посадив их на передний барабан. Во время езды по ровной поверхности передняя часть машины«становилась» на них и ехала, как автомобиль, а при переезде через препятствия «Вездеход» полностью ложился на гусеницу. Работу обеспечивал бензиновый двигатель мощностью в 10 лошадиных сил.

Новую модель должны были оснастить и броней, конструкция которой также принадлежала Пороховщикову. Он первым в мире предложил использовать двухслойную броню с прослойкой амортизатора, в качестве которого предполагалось взять прессованные волосы и сушеную морскую траву. Этот материал был отобран после огромного числа испытаний, а сама идея опережала свое время на много лет — танки с многослойной броней появились лишь в 70-х годах ХХ века.

 Схема конструкции доработанного «Вездехода».

Тем не менее, на опытный образец броню так и не установили. Виной было слишком большое количество недостатков машины, из-за чего ее испытания в итоге были прекращены.

«Вездеход» так и не смог продемонстрировать достаточной надежности и возможности уверенного поворота на ходу. Проехать по снегу толщиной в 30 см он и вовсе оказался не способен. И хотя Пороховщиков сделал свою машину водонепроницаемой, испытания хода по воде проведены так и не были — видимо, машина не была готова и к ним.

К 1916 году от дальнейших работ по«Вездеходу» решено было отказаться. Смета потраченных на разработку самохода денег к тому моменту оказалась превышена почти вдвое и составляла около 18 тысяч рублей. Государство требовало от конструктора возместить потраченные деньги, но Пороховщиков не спешил прекращать работу — по его заверениям, весь перерасход он покрыл из собственного кармана. Тем временем, в своих письмах от пространно намекал, что на самом деле продолжает разработку машины за счет некого частного общества.

«Вездеход-2»

В военной истории 1916 год ознаменовался эпохальным событием — англичане впервые применили в боевых действиях«сухопутный флот». В российской прессе того времени английская боевая машина получила название «лохань», что является дословным переводом слова tank на русский язык. Пороховщиков не мог не заметить сходства конструкции этих машин со своими прошлыми идеями.

В это же время в прессе появились несколько статей, критикующих российское армейское руководство за задержку разработок русской бронированной боевой машины. Забеспокоились и в самом техническом управление армии. Власти спешно начали переговоры с англичанами и французами о закупке танков, но предварительное согласие на сделку дали лишь последние.

В это же время Пороховщиков предоставил в Главное военно-техническое управление армии свой новый проект«Вездеход-2». И эта машину, спроектированную на бумаге, уже в полной мере можно было назвать настоящим танком — она должна была обладать бронированной рубкой, тремя пулеметами «Максим», а также экипироваться экипажем из четырех человек.

 Рисунок модели «Вездехода-2».

Принцип колесно-гусеничного хода был оставлен неизменным, а выявленные ранее проблемы предлагалось решить путем точечных технологических изменений, типа рифления гусеничной ленты или установки дополнительных колес на заднем барабане. Таким образом, при движении по ровной поверхности танк«превращался» бы в автомобиль. Поворот при этом должен был осуществляться с помощью передних колес, независимо от того, по какой поверхности движется танк.

Увидеть свет этой модели было не суждено — проект так и не дошел до какой-либо степени реализации. В армии«Вездеход-2» раскритиковали, указав на большое количество недостатков, особенно — в сравнении с уже воющими зарубежными танками. Лишь в конструкции одной бронированной рубки было выявлено шесть существенных просчетов.

 Британский танк Mark I — первый в истории танк, примененный в боевых действиях.

Но главная критика касалась именно ходовой части танка — военные посчитали, что Пороховщиков так и не решил проблему поворота машины на рыхлом грунте, а гусеничная лента при таком механизме будет непременно проскальзывать по барабану. Таким образом, для движения по пересеченной местности танк не годился, а при движении по дороге он по всем показателям уступал обычному бронированному автомобилю(в особенности — из-за отсутствия дифференциала).

Доклад армейского инженера Л. Е. Земмеринга относительно«Вездехода-2» кончался следующими словами: «Комиссия находит, что проект «Вездехода» конструктора Пороховщикова в его настоящем виде не заслуживает никакого внимания». Таким образом, дальнейшие работы по разработке русского танка были отложены до лучших времен и возобновились лишь после революции.

Судьба конструктора

В советское время не остался в стороне от разработок танков и Пороховщиков, хотя в итоге его судьба сложилась весьма трагично. При Сталине он был дважды арестован, побывал в лагере СЛОН, где проектировал гидросооружения для Беломорканала, а в 1940 году его и вовсе приговорили к расстрелу за«шпионаж и антисоветскую деятельность».

Реабилитирован конструктор был уже через 15 лет после казни — в 1955 году. С тех пор Пороховщиков регулярно упоминался в прессе и публицистике как смелый и амбициозный изобретатель своего времени, идеям которого не хватило практического ресурса для реализации.

Поклонный крест на расстрельном полигоне «Коммунарка», где был захоронен Александр Пороховщиков.

Картина дня

наверх