Летчики-асы Великой Отечественной войны
Наши летчики-асы во время Великой Отечественной войны наводили ужас на немцев. Широко известным стал возглас "Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!". Но Александр Покрышкин был не единственным советским асом. Мы вспомнили самых результативных…
Иван Никитович Кожедуб
Иван Кожедуб родился в 1920 году в Черниговской губернии. Он считается самым результативным русским летчиком-истребителем в личном бою, на его счету 64 сбитых самолета.
Начало карьеры прославленного летчика складывалась неудачно, в первом же бою его самолет был серьезно поврежден вражеским «Мессершмитом», а при возвращении на базу его еще по ошибке обстреляли русские зенитчики, и лишь чудом ему удалось приземлиться.
Самолет восстановлению не подлежал, и незадачливого новичка даже хотели перепрофилировать, но командир полка за него заступился. Лишь во время своего 40-го боевого вылета на Курской дуге Кожедуб, сам уже став «батей» — заместителем командира эскадрильи, сбил своего первого «лаптежника», так наши называли немецкие «Юнкерсы». После этого счет пошел на десятки.
Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. Кроме того, на счету Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг», которые атаковали его, приняв его истребитель за немецкий самолёт. Советский ас действовал по принципу, который исповедовал еще при работе с курсантами - «любой неизвестный самолет — враг».
За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит, хотя нередко его самолет получал очень серьезные повреждения.
Александр Иванович Покрышкин
Покрышкин – один из самых известных асов русской авиации. Родился в 1913 году в Новосибирске. Свою первую победу он одержал уже на второй день войны, сбив немецкий «Мессершмит». Всего на его счету 59 сбитых лично самолетов и 6 в группе. Впрочем, это лишь официальная статистика, поскольку, будучи командиром авиаполка, а затем и авиадивизии, Покрышкин порой отдавал сбитые самолеты молодым пилотам, чтобы поощрить их таким образом.
Его тетрадка, озаглавленная «Тактика истребителей в бою», стала настоящим пособием для воздушной войны. Говорят, что немцы предупреждали о появлении русского аса фразой: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе». Тому, кто собьет Покрышкина, сулили большую награду, но русский летчик оказался немцам не по зубам.
Покрышкин считается изобретателем «кубанской этажерки» – тактического приема воздушного боя, немцы прозвали его «кубанским эскалатором», поскольку расположенные попарно самолеты напоминали гигантскую лестницу. В бою уходившие от первой ступени немецкие самолеты попадали под удар второй, а затем и третьей ступени. Другими его излюбленными приемами были «соколиный удар» и «скоростные «качели».
Стоит отметить, что большинство своих побед Покрышкин одержал в первые годы войны, когда немцы имели значительный перевес в воздухе.
Николай Дмитриевич Гулаев
Родился в 1918 году в станице Аксайской неподалеку от Ростова. Его первый бой напоминает подвиг Кузнечика из кинофильма «В бой идут одни старики»: не имея приказа, впервые в жизни взлетев ночью под вой воздушной тревоги на своем «Яке», ему удалось сбить немецкий ночной истребитель «Хейнкель». За такое самовольство ему объявили взыскание, при этом представив к награде.
В дальнейшем одним сбитым самолетом за вылет Гулаев обычно не ограничивался, трижды он одержал четыре победы в день, дважды уничтожил три самолета, в семи боях сделал дубль. Всего сбил 57 самолетов лично и 3 в группе.
Один вражеский самолет Гулаев, когда у него кончился боезапас, взял на таран, после чего сам попал в штопор и едва успел катапультироваться. Его рискованная манера боя стала символом романтического направления в искусстве воздушного поединка.
Григорий Андреевич Речкалов
Родился в 1920 году в Пермской губернии. Накануне войны на врачебно-летной комиссии у него была обнаружена легкая степень дальтонизма, но командир полка даже не посмотрел на медицинское заключение – пилоты были очень нужны.
Свою первую победу одержал на устаревшем биплане И-153 под номером 13, несчастливом для немцев, как он шутил. Затем попал в группу Покрышкина и прошел обучение на «Аэрокобре» – американском истребителе, который прославился крутым нравом – он очень легко входил в штопор при малейшей ошибке пилота, сами американцы на таких летали неохотно.
Всего сбил 56 самолетов лично и 6 в группе. Пожалуй, ни у одного другого нашего аса на личном счету нет такого разнообразия типов сбитых самолетов, как у Речкалова, это и бомбардировщики, и самолеты штурмовой авиации, и разведчики, и истребители, и транспортники, и относительно редкие трофеи – «Савойя» и ПЗЛ-24.
Георгий Дмитриевич Костылев
Родился в Ораниенбауме, нынешнем Ломоносове, в 1914 году. Лётную практику начинал в Москве на легендарном Тушинском аэрополе, на котором сейчас строится спартаковский стадион.
Легендарный балтийский ас, закрывавший небо над Ленинградом, одержавший наибольшее количество побед в морской авиации, сбил лично не менее 20 самолетов противника и 34 – в группе. Свой первый «Мессершмит» сбил 15 июля 1941-го. Воевал на полученном по лендлизу британском «Харрикейне», на левом борту которого красовалась большая надпись «За Русь!».
В феврале 43-го угодил в штрафбат за то, что устроил разгром в доме майора интендантской службы. Костылев был поражен изобилием явств, которыми тот потчевал своих гостей, и не смог сдержаться, поскольку знал не понаслышке, что происходило в блокадном городе. Его лишили наград, разжаловали в красноармейцы и отправили на Ораниенбаумский плацдарм, в места, где прошло его детство.
Штрафники сберегли героя, и уже в апреле он вновь поднимает в воздух свой истребитель и одерживает победу над врагом. Позже его восстановили в звании, вернули награды, однако вторую Звезду Героя он так и не получил.
Маресьев Алексей Петрович
Человек-легенда, ставший прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», символ мужества и стойкости русского воина. Родился в 1916 году в городе Камышине Саратовской губернии.
В бою с немцами его самолет был подбит, раненному в ноги летчику удалось приземлиться на территории, занятой немцами. После чего он 18 дней ползком выбирался к своим, в госпитале ему ампутировали обе ноги. Но Маресьеву удалось вернуться в строй, он научился ходить на протезах и снова поднялся в небо.
Поначалу ему не доверяли, в бою всякое может случиться, однако Маресьев доказал, что он может воевать не хуже других. В итоге к сбитым до ранения 4 немецким самолетам добавилось еще 7. Повесть Полевого о Маресьеве разрешили напечатать только после войны, чтобы немцы не дай Бог, не подумали, что в советской армии некому воевать, приходится инвалидов посылать.
Попков Виталий Иванович
Этого летчика также нельзя не упомянуть, ведь именно он стал одним из самых известных воплощений летчика-аса в киноискусстве – прототипом знаменитого Маэстро из фильма «В бой идут одни старики». «Поющая эскадрилья» действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, где служил Попков, в ней был свой собственный хор, а два самолета ей подарил сам Леонид Утесов.
Попков родился в Москве в1922 году. Свою первую победу одержал в июне 1942 года над городом Холм. Участвовал в боях на Калининском фронте, на Дону и Курской дуге. Всего он совершил 475 боевых вылетов, провел 117 воздушных боев, лично сбил 41 самолет противника плюс 1 в группе.
В последний день войны Попков в небе над Брно сбил легендарного немца Хартмана, самого результативного аса Второй мировой, но тому удалось приземлиться и остаться в живых, правда, от плена это его все равно не спасло. Популярность Попкова была так велика, что ему при жизни в Москве был поставлен памятник.
Григорий Шувалов
http://ussrlife.blogspot.ru/2014/11/blog-post_15.html
Лётчики асы ВОВ
Советские асы второй мировой,
сбившие по 30 и более самолётов
Фамилия Имя Отчество | Авиационный полк | Победы личные | Победы в группе | Самолёт | Количество вылетов / воздушных боёв |
240 иап, 176 гвиап | 64 +2 американских истребителя Р-51 «Мустанг» ВВС США |
| 330 / 120 | ||
55 иап 16 гвиап | 59+8 неучтенных до 13.08.1941 | 6 | 650 / 156 | ||
27 иап 129 гвиап | 57 | 4 | 290 / 69 | ||
55 иап 16 гвиап | 56+3 неучтенных до 01.08.1941 | 5 | 450 / 122 | ||
Евстигнеев Кирилл Алексеевич | 240 иап 178 гвиап | 53 | 2 | 296 / >120 | |
Ворожейкин Арсений Васильевич | 22 728 иап 32 гвиап | 52 (До этого 6 на Халхин-Голе) | 13 (14)[7] | И-16 Як-7Б Як-9 | >300 / 90 |
Глинка Дмитрий Борисович | 45 иап 100 гвиап | 50 | 6 | 300 / 100 | |
Попков Виталий Иванович | 739 иап 5 гвиап | 47 | 13 | 475 / 113 | |
Колдунов Александр Иванович | 866 иап | 46 +1 P-38 ВВС США | 1 |
| 412 / 96 |
Скоморохов Николай Михайлович | 164 иап | 46 | 8 | 605 / 143 | |
Бобров Владимир Иванович | 237 27 иап 129 104 гвиап | 43 (До этого 14 в Испании) | 23 |
| 577 / 159 |
Костылёв Георгий Дмитриевич | 5 иап БФ 3 4 гвиап БФ инспектор штаба ВВС БФ | 43 | 3 | 418 / 112 | |
Грицевец Сергей Иванович | ОИАГ | 42 | 7 |
| |
Алелюхин Алексей Васильевич | 69 иап 9 гвиап | 40 | 17 | 601 / 258 | |
Серов Владимир Георгиевич | 159 иап | 39 | 8 |
| 300 / 104 |
Голубев Василий Фёдорович | 13 иап БФ 4 гвиап БФ | 39 | 12 | 589 / 133 | |
Покрышев Пётр Афанасьевич | 7 154 159 иап 27 гвиап | 38 | 8 | И-16 Як-7 P-40E Ла-5 Як-9 | 305 / 60 |
Бабак Иван Ильич | 45 иап 100 16 гвиап | 37 | 4 | P-39 | 330 / 103 |
Луганский Сергей Данилович | 162 270 иап | 37 | 6 | 390 / | |
Долгих Анатолий Гаврилович | ВВС БФ | 36 |
|
|
|
Фёдоров Иван Васильевич | 307 812 иап | 36 | 1 | Як-9Т | 416 / 106 |
Камозин Павел Михайлович | 296 66 иап | 35 | 13 | 200 / 70 | |
Лавриненков Владимир Дмитриевич | 69 4 иап 9 гвиап | 35 | 11 | Як-1 Ла-7 | 448 / 134 |
Решетов Алексей Михайлович | 157 273 иап 31 гвиап | 35 | 8 | Як-1Б | 821 / 200 |
Чубуков Фёдор Михайлович | 154 иап 29 гвиап | 34 | 5 | И-16 Як-7 P-40E Як-9 | 350 / 100 |
Гнидо Пётр Андреевич | 13 248 иап 111 гвиап | 34 | 6 | 412 / 82 | |
Кочетов Александр Васильевич | 629 43 иап 54 гвиап | 34 | 8 | Як-9 | 488 / 105 |
Сытов Иван Никитович | 5 гвиап | 34 | 4 | 250 / | |
Смирнов Алексей Семёнович | 153 иап 28 гвиап | 34 | 15 | И-153 P-39Q P-39D | 457 / 72 |
Зайцев Василий Александрович | 129 иап 5 105 гвиап | 34 | 19 | 427 / 163 | |
Комельков Михаил Сергеевич | 104 гвиап | 33 | 7 | 321 / 75 | |
Степаненко Иван Никифорович | 4 иап | 33 | 8 | Як-9 Як-9Т | 414 / 118 |
Боровых Андрей Егорович | 157 728 иап | 32 | 14 |
| >500 / ~150 |
Краснов Николай Фёдорович | 402 31 116 иап | 32 | 10 | 400 / 100 | |
Кулагин Андрей Михайлович | 249 иап | 32 | 7 | 762 / 146 | |
Рязанов Алексей Константинович | 736 ИАП 4 ГвИАП | 32 | 16 |
|
|
Баранов Михаил Дмитриевич | 183 иап 9 гвиап | 31 | 28 | 285 / 85 | |
Головачёв Павел Яковлевич | 900 иап 9 гвиап | 31 | 1 | ЛаГГ-3 Як-1 P-39 Ла-7 | 457 / 125 |
Клубов Александр Фёдорович | 10 иап 16 гвиап | 31 | 19 | P-39 | 457 / 95 |
Марков Василий Васильевич | 116 иап | 31 |
| И-16 Ла-5 Як-9 Як-9У Як-3 | 369 / 88 |
Ситковский Александр Николаевич | 15 иап | 31 |
| Як-1 Як-9Т Як-3 | 160 / 50 |
Куманичкин Александр Сергеевич | 943 иап 41 176 гвиап | 31 | 4 |
|
|
Султан Амет-хан | 4 иап 9 гвиап | 30 | 19 | 603 / 150 | |
Архипенко Фёдор Фёдорович | 129 иап | 30 | 14 |
| 467 / 102 |
Чурилин Алексей Павлович | 611 иап | 30 |
|
| > 300 / ? |
Денисенко Владимир Гуреевич | 32 иап | 30 |
|
| > 300 / ? |
Дунаев Николай Пантелеевич | 16 270 иап | 30 | 7 |
| 592 / 65 |
Сафонов Борис Феоктистович | 72 смешап 78 иап 78 гвсмешап | 30 | 3 | И-16 | 224 / ? |
Свежие комментарии