Автомобили и танки Второй ударной –
на чем воевали забытые герои
5 апреля 2015 года в поселке Тесово-Нетыльский Новгородского района состоялась военно-историческая реконструкция "Забытый подвиг – Вторая ударная армия". Подобного рода зрелищные мероприятия стали в последнее время достаточно популярными. При этом удаленность мест их проведения от маршрутов общественного транспорта во многом определила состав зрителей – в основном это автомобилисты. Нас мероприятие под громким названием "Международный независимый фестиваль" привлекло вдобавок еще и тем, что в его рамках почтеннейшей публике была представлена и ретротехника. В частности, машины, воевавшие во Второй ударной.
Немного предыстории
Как следует из названия, военно-исторический фестиваль посвящен трагическим событиям 1942 года, когда наступавшая на Новгород Вторая ударная армия попала в окружение, оказалась отрезанной от коммуникаций, завязла в непроходимых болотах и фактически была полностью разгромлена. Несмотря на проявленный бойцами массовый героизм, об этом эпизоде, выставлявшим Верховное командование не в самом благоприятном свете, официальные советские историки постарались забыть.
Коротко о фестивале
О том, что мы едем в верном направлении, стало понятно почти сразу после того, как мы свернули с трассы М-10 "Россия" (предстояло проехать около 35 км по региональной дороге, извилистой и имеющей не самое лучшее асфальтовое покрытие). Автомобили шли нескончаемой колонной. В основном у них были новгородское номера, попадались и петербургские, чуть реже – московские, псковские и даже мурманские.
К безусловному плюсу организаторам следует отнести участие в обеспечении мероприятия инспекторов ГИБДД, регулировавших движение и терпеливо дававших необходимые разъяснения водителям. К минусу – отсутствие парковки, рассчитанной на большое количество машин. Зрителей было под три тысячи, да и многие реконструкторы приехали на своих колесах. В результате улицы небольшого поселка и даже подъезды к нему были забиты автомобилями. Впрочем, местные жители относились к гостям достаточно доброжелательно и многие даже разрешали парковаться на въездах к частным домам.БА-20
Бронеавтомобиль БА-20 Выксунский завод выпускал с 1938 по 1941 год, и еще небольшая партия была собрана в 1942 году из комплектующих, остававшихся на складах – фронту критически не хватало боевой техники. Основа броневика – заднеприводное шасси двухосного (4х2) легкового автомобиля ГАЗ-М1, серийно производившегося с 1936 года. Корпус – сварной, из катаной брони (толщиной от 4 до 6 мм), вооружение – 7,62 пулемет в башне, которая в модернизированном (в 1938 году) варианте стала конической. Шины – пулестойкие, заполненные губчатой резиной ГК, на кормовом броневом листе снаружи крепилось запасное колесо.Экипаж (2-3 человека) попадал в машину через прямоугольные двери с внешними петлями в бортах корпуса. В отделении управления слева располагалось место водителя, справа – командира. Их обзор обеспечивали два лобовых окна, прикрытых бронекрышками со смотровыми щелями и две смотровые щели в дверях.
Технические характеристики БА-20
Масса | 2,3 т |
Длина | 4 100 мм |
Ширина | 1 800 мм |
Высота | 2 300 мм |
Двигатель | Карбюраторный ГАЗ М-1 |
Мощность | 50 л.с. |
Скорость | 90 км/ч |
Запас хода | 250–350 км |
Легкий танк Т-60 получил в годы войны от танкистов нелицеприятные прозвища "танк-смертник" и "БМ-2" – братская могила на двоих (экипаж состоял из двух человек). Увы, но он редко переживал свою первую атаку. Недостаточно бронированный и вооруженный, танк обладал низкой устойчивостью.
Его бензиновый двигатель был весьма пожароопасен, даже несмотря на то, что топливные баки емкостью 320 литров, расположенные в "корме" танка, были отделены от боевого отделения дополнительной переборкой. Трансмиссионное отделение и, соответственно, ведущие колеса, располагались впереди, что приводило к
их повышенной уязвимости. Моторное отделение – по правому борту в середине корпуса.
Разработан танк в самом начале войны, в августе 1941 года специалистами КБ московского завода №37 под руководством Н. А. Астрова после того, как выяснилось, что предприятие не в состоянии изготавливать более сложные в производстве Т-50. Серийное производство Т-60 было организовано с сентября 1941 по февраль 1943 года – всего выпущено 5 915 танков. В октябре 1941 года броневая защита танка была усилена с помощью наварных броневых экранов толщиной 10 мм на носовую часть корпуса и борта башни. В результате боевая масса машины возросла с 5,8 до 6,48 тонны.
Технические характеристики Т-60
Масса | 6,4 т |
Длина | 4 100 мм |
Ширина | 2 300 мм |
Высота | 1 750 мм |
Двигатель | ГАЗ-202 |
Мощность | 76 л.с. |
На сладкое. Автобусы и автодрезина
Пресс-служба оргкомитета фестиваля предварительно сообщала о том, что, помимо военно-исторической реконструкции, на особой площадке будет представлена выставка ретроавтобусов. Однако корреспондент Kolesa.ru, ожидавший увидеть если не довоенные машины, то хотя бы автобусы середины ХХ века, обнаружил львовский ЛАЗ-695Н 1995 года выпуска ("Наташа", как его ласково прозвали водители) и венгерский Ikarus-256 "Интурист" 1996 года выпуска, представленные музеем Retro-Bus. Что ж, время идет, и скоро мы, вероятно, увидим и ретро-пробеги с участием "легендарной тачки 90-х" – тонированной "девятки" ВАЗ-2109 цвета "мокрый асфальт"…
Виктор Николаев
http://www.kolesa.ru/article/avtomobili-i-tanki-vtoroj-udarn...
Свежие комментарии