На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

Обучение по принуждению?

Обучение по принуждению?

Все мы помним своё обучение в школе, профессиональных учебных заведения, в вузе и прочее, прочее … И везде присутствовало одно, нечто общее, вне зависимости от типа и профиля учебного заведения – принуждение.

Оно проявлялось по-разному, но сводилось к одному – не выучишь, не получишь (хорошую оценку, зачет, диплом …). Особое внимание обращал на то, что подобное принуждение применялось ко всем одинаково вне зависимости от того – хочешь ли ты действительно учиться, получить знания, или ты откровенный лентяй, знания для тебя … так себе, и твоя основная цель – получить диплом любым путём, не взирая на …

Очень этот факт (принуждение) был заметен по реакции плохо успевающих (это я сам наблюдал воочию на многочисленных примерах). Но и у хорошистов были те же самые ощущения – некое чувство чего-то неприятного от принуждения сдавать зачеты, экзамены и прочие «проверки» знаний (это уже я прочувствовал «на самом себе»).

Принуждение подобного рода (с целью обучения) присутствовало, как правило, и на производстве.

Вот вспоминаю школьные годы – было интересно учиться, интересно многое познать, никогда не возникало желания отлинять от выполнения домашнего задания, и обо многих учителях остались добрые воспоминания, но, вместе с тем, осталось в душе некое неприятное чувство от контрольных, экзаменов и подобного, причем, не от них самих, как таковых, а от того, как это всё воспринималось – тревога, некая угроза, обязаловка … Ну почему так, думалось в то время? Неужели нельзя эти «экзекуции» превратить в некое интересное мероприятие, в игру (как на физкультуре, например)?

А в профессиональных учебных заведениях эта принудиловка была уже в более серьёзной форме – люди-то постарше, вот и подходы к ним тоже более взрослые. Взять, к примеру, лётное училище. Учеба в нём, вообще, воспринялась как … тюрьма. Нет – учиться было интересно и желанно, но вот порядки – всё строем, все в форме, чуть что не так – наряд вне очереди, заикнулся о несправедливости – два наряда, не сдал экзамен – пнули ногой, и айда в армию … Но, с другой стороны, ты, казалось бы – «за обучение ногами и руками», но тебе всё равно перед сдачей экзаменов внушают – если не сдашь, то получишь то-то и то-то … вроде как ты - заведомый лентяй … Ну почему так … думалось тогда. Зачем тебе чуть ли ни угрожают, пугают, если ты и так сам желаешь учиться? Ну а уж если ты пикнешь что-либо против – ох и отыграются на тебе, несмотря на твои успехи в учебе, сделают, в лучшем случае середнячком. Припомнился один случай – преподавательница «сопромата» была уж очень строга (в КЛУГА) к курсантам нашей группы, как оказалось, её один курсант обидел – она положила на него глаз, а «товарищ» не соизволил ей ответить взаимностью. Так вот, большинство имели по этому предмету «трояки» и только немногие «хорошо» (мне посчастливилось попасть в немногочисленную группу «немногие»). Тоже своего рода – принудиловка, как ни упирайся – результат будет не выше … если …

Или взять уже работу на производстве – сколько приходилось сдавать экзаменов, причем, один и тот же по три раза. Это у нас называлось сдать со второго (третьего) захода – это когда после неправильного расчёта на посадку пилоту приходится уходить на второй круг …

А несколько раз наблюдал и такие случаи – человек много лет подряд сдавал технику безопасности на отлично, но вот … не сошелся во мнении с начальником … и, «в результате» при очередной сдаче зачетов по «ТБ» получил «неуд», а потом его целый месяц «прессовали» разными проверками на предмет знания-незнания … человек выдержал этот прессинг … получил-таки после пересдачи трояк … и с работы не вылетел, но и то лишь потому, что в те времена «на дворе» был социализм. Вот такой вид принудиловки, понимаешь!

Да и вообще, на производстве этой «обучающей» принудиловке уделяли очень большое внимание … ведь начальство прекрасно понимало, что весь материал в точности запомнить мало кто может (книгу «от корки до корки», а книг-то еще и множество!), в отличие от компьютера, а потому день процедуры принятия зачетов был просто «праздник» какой-то для некоторых, и очень неприятный для других некоторых, а для «отдельных» некоторых и критические дни …

Не буду приводить анекдотичные случаи из этой «области», всё бывало, но вот во всех случаях «обучения по принуждению» то самое принуждение практиковалось всегда, особенно в последние «коммерческие» времена. К примеру - посылают тебя на учебу (повышение квалификации) – отказаться не имеешь права – сразу уволят. Вынужден согласиться. За обучение платит предприятие, и деньги весьма немалые. Обучили, возвращаешься на производство и узнаёшь, что если соберёшься уволиться в течение нескольких лет после «обучения» (в моём случае – пяти лет), то должен будешь вернуть в кассу предприятия кругленькую сумму «за обучение» (куда входит и баснословная стоимость проживания, и проезд до места учебы, и командировочные – что-то около твоего годового оклада … и это - за неполный месяц обучения). К слову – но этот «факт» не касается администрации – уволить "обученного" могут в любой момент, несмотря на «полученные знания» - а денежки за обучение «обученному уволенному» в большинстве случает придётся вернуть. Вот такая кабала, вот такой вид принуждения по линии учебы …

Или вот взять нынешнее положение дел в вузах. Казалось бы, обучаемый платит за обучение деньги – ну и учи его. Так нет – куча заморочек – если ты не сдашь вовремя «чего-то», то в результате поучишь в ответ «нечто», которое может выразиться и в пинке под зад с невозвратом оплаченной за обучение суммы. Ну, казалось бы, деньги-товар-деньги, ты заплатил, тебе на «гора» выдали знания, ан нет … опять угрозы и принуждения … Не хочешь сейчас учиться (нет денег или просто не хочешь) – не плати и не учись, а через некоторое время появились деньги или желание учиться – плати и снова продолжай … от «того места» на котором бросил …

Вот такое получается обучение – без принуждения, вроде как, и нельзя! А ведь если задуматься – если специалист не хочет получать знания, то на кой черт нужен обществу такой специалист? Зачем его к учебе принуждать, грозить чем-либо? Не хочешь – не надо … иди гуляй – а его принуждают, пугают и прочее … Да и при поступлении экзамен должен сдать в обязаловку. А зачем? Он же деньги платит за то, чтобы эти самые знания получить. Это же почти то же самое, если придешь в магазин купить какой-либо бытовой прибор, а тебе его не продают, потому как у тебя «начальные» знания не позволяют им пользоваться. Товар-деньги-товар … Не так что-то с этим обучением. Явно что-то не так!

Вот в душе чувствую – что-то не так с таким типом обучения-принуждения, с приёмом и сдачей экзаменов, а вот чем «это» заменить – не знаю! Или без принуждения в нашем социуме никак нельзя?

17.11.2016г. Рубцов В.П UN7BV. Астана, Казахстан.

Картина дня

наверх