На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    К сожалению, за потерю кормильца платят только до 18 лет(((Вы сказали, что м...
  • Виталий Кирпиченко
    У моей бабушки было два сына, оба "пропали без вести" -- один в 42, второй в 43 году. Ей никаких льгот за потерю сыно...Вы сказали, что м...
  • ВераВерная
    Сергей, пишите ещё, а нам интересно, куда ваши посты размещать будут)))Экстрасенсы. Вери...

Вернулись из боя. Как группа горных туристов открыла стране Героя

Уже 73 года прошло со дня Победы в Великой Отечест­венной, но война не отпускает. Посылает из прошлого весточки. Вот как эта: горные туристы обнаружили на Эльбрусе останки советских бойцов.Вернулись из боя. Как группа горных туристов открыла стране ГерояФото Юрия Желновакова. © / Из личного архива, памятник на месте гибели самолета

Здесь, на высоте почти 4000 метров, где наступает кислородное голодание и кружится голова, пролегал «заоблачный фронт» и среди вечных снегов нашли покой сотни бойцов.

Ни до, ни после в истории человечества военные сражения не проходили так высоко в горах. Имена многих погибших на Эльбрусе солдат нам по сей день неизвестны. Это не помешало отслужить на леднике несколько лет назад первую панихиду. «Их же имена Ты Сам, Господи, веси» (Господи, Тебе известны их имена. - Авт.), - произносил молитву иеромонах Игорь (Васильев), настоятель храма Святого Георгия Победоносца в Кабардино-Балкарии. Панихиду служили на леднике Гара-Баши, где наши вой­ска вели крово­пролитные бои с немецкой дивизией «Эдельвейс».

Через Кавказ­ский хребет проходил и воздушный путь советских бомбардировщиков. Историю одного из них мы бы, возможно, никогда не узнали, если бы в середине 90-х гг. обломки самолёта не обнаружили московские туристы. Главной находкой был партбилет № 3356108 на имя Машкова Ивана Ивановича, 1912 г. р. Из личных вещей на леднике сохранились шлем, портсигар, мундштук, компас, самодельный носовой платок с вышитыми по углам именами «Иван - Дуся». Участ­ники группы собрали для временного захоронения все останки, чтобы потом похоронить их как положено.

22 пробоины

Тем временем в стране разыгрался дефолт 1998 г. Народ на последние крохи скупал доллары. А один из участников той самой группы туристов, 40-летний Юрий Желноваков, напротив, всю имевшуюся у него долларовую заначку потратил на оплату дороги родственникам погибших, которые съехались в Приэльбрусье. Полковник, ракетчик Желноваков, как и вся страна, пережил в 90-е многомесячные задержки зарплаты. Сотрудник Генштаба и отец двоих сыновей, он подрабатывал охранником на ВДНХ. Горы офицер полюбил с юных лет благодаря песням Юрия Визбора. Спрашиваю Желновакова, ныне уже полковника в запасе, почему он впрягся в историю с экипажем, затянувшуюся на много лет.

«Пробив в архивах номер найденного партбилета, мы сумели установить личности ещё двоих членов экипажа. И оказалось, что пилот, 23-летний старший лейтенант Александр Иванов, был награждён двумя орденами Красного Знамени, а незадолго до гибели представлен к званию Героя Советского Союза! - рассказывает Юрий Борисович. - Разве может страна разбрасываться Героями?! Знаете, как воевал этот 23-летний молодой человек? Вот только два эпизода из архив­ных документов. Вступил в бой с двумя истребителями противника, один сбил, второй вышел из боя. Уничтожил до роты пехоты и 10 автомашин. Самолёт Иванова получил 22 пробоины, сам Иванов легко ранен. А уже через 10 дней после ранения он вновь разит врага. С 7 декабря 1941 г. совершил 134 боевых вылета (98 из них ночью). Воевал в Крыму и на Кавказе. Свой последний вылет экипаж совершил из Кутаиси в предновогоднюю ночь 1942 г. Экипаж должен был лететь бомбить крупный ж/д узел Сальск, через который шло всё снабжение северокавказской группировки противника. Самолёту предстояло «перескочить» Кавказский хребет, где разыгралась непогода. К цели экипаж прошёл, отбомбился, а обратно - произошла трагедия, скорее всего, из-за густого тумана, когда в горах не видно ни зги».

Гладил памятник отцу и плакал

Трагедия чуть не разыгралась и накануне торжественных похорон экипажа. Дело в том, что временное захоронение, сделанное группой, пропало. Туристы, поднявшись на хорошо знакомое место, не могли поверить собственным глазам - малоснежная зима и жаркое лето до неузнаваемости изменили ледник. Родственники членов экипажа уже были в пути, внизу, в городе Тырныауз, был готов памятник, вырыта могила. А временная могила экипажа, обнесённая камнями, исчезла.

В конце концов останки обнаружили в трещине ледника, куда они были снесены лавинами и подвижкой самого ледника. Над трещиной нависал огромный серак (так в горах называют ледяные глыбы). Рухни серак, и останки покрылись бы 15-метровым слоем льда - такова была глубина трещины. С минимальным снаряжением члены группы спустились в ледяную щель и подняли останки.

Похороны командира экипажа старшего лейтенанта Александра Иванова, штурмана капитана Ивана Машкова и стрелка-радиста старшины Петра Тюнина состоялись в центре Тырныауза с участием почётного караула. А ещё через полгода старшему лейтенанту Иванову указом президента присвоили звание Героя Российской Федерации (посмертно). Поскольку прямых наследников у Иванова не было, его родная сестра передала награду в Центральный музей ВВС в подмосковное Монино. На торжественное погребение экипажа в Приэльбрусье приехал сын капитана Машкова. Почти ослепший, он гладил руками памятник и плакал. Это его мама бережно вышивала сохранившийся носовой платок.Вернулись из боя. Как группа горных туристов открыла стране ГерояГерои той войны и памятник, который установлен в горах Кабардино-Балкарии на месте, где были обнаружены их останки. Фото из личного архива Ю. Желновакова

Местный житель Евгений Крутень, спортивный руководитель группы московских туристов, ещё не раз поднимался на ледник Кюкюртлю - место, где были найдены останки экипажа, и обнаружил авиационные приборные часы, время на которых остановилось в 0.45.

Это значит, экипаж погиб в 0.45 31 декабря 1942 г. Оставались сутки до наступления 1943 г. - года, когда было суждено произойти самой великой битве в истории человечества - Сталинградской. В том, что в Сталинграде мы сломали хребет врагу, была и заслуга экипажа Иванова, отбомбившегося по вражеским эшелонам с боеприпасами, идущими на Волгу. Об этом при поддержке Русского географического общества снят фильм «Заоблачный фронт. Битва за Эльбрус».

Седой Эльбрус, словно мудрый старик, шлёт и шлёт нам депеши из прошлого. Только расшифровать их в силах не каждый. Ведь та самая группа могла равнодушно пройти мимо останков. И графа в архивах об экипаже Иванова осталась бы прежней: «Не вернулись из боя». А они вернулись, чтобы остаться в нашей памяти навсегда.Вернулись из боя. Как группа горных туристов открыла стране ГерояТам находится памятник погибшим жителям Кабардино-Балкарии во время Великой Отечественной войны.Вернулись из боя. Как группа горных туристов открыла стране ГерояИз скупых строк биографии, собранной в разных местах,известно, что Александр Иванов родился 9 июня 1919 года в деревне Клуколово (ныне — в составе Ям-Тёсовского сельского поселения, Лужский район Ленинградской области).

В 1936 году по специальному набору юный комсомолец, как и многие юноши, мечтавший стал летчиком, попал в ряды Красной Армии, став курсантом Энгельсского военного авиационного училища в Саратовской области.

В архивных документах имеется выписка из приказа по училищу, датированного мартом 1940 года, в котором „… за высокие показатели в учебно-боевой и политической подготовке и воинскую дисциплину“ курсанту Иванову А.В. объявлена благодарность и выдана премия 300 рублей „как окончившему училище по 1-му разряду“.

– Мы гордились своим братом, – вспоминает младшая сестра летчика Зинаида Васильевна Сырцова, проживающая сейчас в Санкт-Петербурге. – Бывало, приезжал Саша домой на побывку, когда еще служил курсантом, и всегда привозил нам какие-то подарки. Он был красивый, стройный и очень дисциплинированный. А во время войны писем от него мы не получали, только в 1943 году пришла похоронка с извещением о том, что мой брат „погиб при выполнении боевого задания. Место захоронения неизвестно“. Мама так и умерла, не узнав, где и как погиб её Сашенька. По приглашению властей Кабардино-Балкарии я принимала участие в торжественном захоронении экипажа ДБ-3 и привезла на мамину могилку землицы с братского захоронения, в котором обрел вечный покой мой брат и весь его экипаж…

Кадровую военную служба Александр Иванов начал в должности младшего летчика 12-го полка дальних бомбардировщиков в Закавказском военном округе. Там же он встретил начало войны, сделав первый боевой вылет 7 декабря 1941 года. Тяжёлый и неуклюжий бомбардировщик ДБ-3 нередко становился легкой добычей немецких скоростных истребителей, поэтому „средней продолжительностью жизни“ такой машины считалось 9-12 вылетов, а экипажи „дэбэшек“ прозвали „смертниками“. Но именно на таких дальних бомбардировщиках ночью 8 августа 1941 года был произведен первый воздушный налёт на Берлин. После этой дерзкой атаки немцы стали применять в своих городах светомаскировку.

Летчик от Бога

В ходе ожесточенных воздушных боёв молодой летчик Александр Иванов опровергал несчастливую „статистику“ бомбардировщиков ДБ-3. 3 января 1942 года, несмотря на плотный зенитный обстрел, он успешно атаковал скопление моторизованной техники противника в районе Старого Крыма, уничтожив роту врага и десяток автомашин. В этом бою его самолет получил 22 пробоины, а сам летчик был ранен в ногу. Потом в течение того же месяца были и другие успешные бомбовые удары: десятки уничтоженных железнодорожных вагонов, танков, орудий и автомобилей, сотни убитых фашистов. А 31 января того же года, после точной бомбардировки скопления противника в районе местечка Дальние Камыши, у его самолета оказался поврежденным правый двигатель. Молодому летчику удалось благополучно посадить самолет на Керченском аэродроме, затем быстро отремонтировать мотор и вернуться на свой базовый аэродром для выполнения следующего задания. После этого боевого эпизода появился первый наградной лист с формулировкой: „За проявленный героизм, мужество и отвагу в борьбе против немецких фашистов т. Иванов достоин правительственной награды – ордена „Красное Знамя“.

Через пять месяцев командир авиаполка подготовил на Александра Иванова второй наградной лист с перечнем более двух десятков успешных бомбовых ударов его ДБ-3 по железнодорожным узлам, водным переправам, складам боеприпасов, живой силе и технике противника. Был подробно описан факт умелого воздушного боя против двух вражеских истребителей, в котором один из них был сбит, а другой обратился в бегство. Приводились многочисленные примеры мастерского пилотирования в сложных метеоусловиях. Александр получил второй орден Красного Знамени. Для первых месяцев войны это был редкий случай.

Прошло менее полугода, как появился третий наградной лист, датированный 11 ноября 1942 года. На этот раз командира звена 6-го ДБАП старшего лейтенанта, члена РКП(б) Иванова Александра Васильевича представляли к званию Героя Советского Союза. Вот лишь некоторые фрагменты этого документа: „Проявляя образец мужества и героизма, тов. Иванов воодушевлял личный состав своего звена и весь личный состав авиационного полка. Не считаясь с трудностями и опасностью боевой воздушной обстановки, смело применяя своё умение, искусно водит боевой самолет в любых метеоусловиях, днём и ночью. Овладев искусством боя, тов. Иванов лично произвел 134 боевых вылета, из них 98 вылетов ночью, с успешным выполнением боевых и специальных заданий командования“.

За скупыми стандартными фразами наградного листа сегодня невозможно ощутить весь трагизм и нечеловеческое напряжение первых, самых тяжелых месяцев той кровопролитной войны. Только вдумайтесь: 98 ночных вылетов! Без приборов ночного видения, радиолокаторов и другого вспомогательного навигационного оборудования в сложных метеоусловиях. Это подлинное высшее мастерство лётного искусства, помноженное на незаурядные способности талантливого молодого лётчика. Нередко ему приходилось делать по 2-3 вылета за ночь. Для сравнения приведу один факт. В американской армии, участвовавшей во Второй мировой войне, существовало незыблемое правило: после 20 боевых вылетов летчика отправляли на отдых в США, так как считали эту нагрузку пределом психических и физических возможностей человека. А Александр Иванов совершил 134 боевых вылета. У этого человека с самой распространенной русской фамилией был воистину настоящий русский характер.

О его превосходных командирских качествах можно судить только по одной записи из последнего наградного листа: „За весь период боевых действий (война шла уже почти полтора года – В.С.) звено Иванова произвело 316 боевых вылетов, не имея боевых и небоевых потерь самолетов и личного состава“. На двух листах наградного документа убористым шрифтом приводились многочисленные боевые успехи экипажа отважного летчика на Севастопольском участке фронта: меткие бомбовые удары по вражеским аэродромах под шквальным огнем зениток и лучами прожекторов, внезапные ночные налеты на укрепленные немецкие рубежи, уничтожение важнейших водных переправ и железнодорожных узлов. И как закономерный итог вывод: „Тов. Иванов достоин высшей правительственной награды – звания Героя Советского Союза“.

Но всего лишь через десять дней на уже подписанном командиром 6-го авиаполка майором Лукиным наградном документе вдруг появилась сделанная им же от руки странная резолюция: „Наградной лист временно задержать. Ст. лейтенант Иванов за последнее время опозорил себя и проявил недисциплинированность <…> потерял требовательность к себе и подчиненным“. Запись произведена 21 ноября 1942 года. Это весьма важная деталь. Особенно обратите внимание на последнюю фразу о „потере требовательности“.

Сегодня трудно определенно судить об истинных причинах такой резкой перемены мнения командира авиаполка о высококлассном летчике и, уверяю, хорошем командире. Ведь даже после случившегося „проступка“ Александра не только не отстранили от должности командира звена, но и назначили командиром авиационной эскадрильи. Подтверждающая это запись есть в его личном листке прохождения службы в РККА. После неё следует последняя, лаконичная и страшная пометка: „Погиб при выполнении боевого задания 30 декабря 1942 года“. По всей видимости, временная задержка наградного листа стала для классного летчика Иванова роковой. Ведь психологические возможности даже очень сильной личности не безграничны. Парню исполнилось всего 23 года, а после окончания летного училища прошло только около двух лет.

Фашистские полчища рвались в Закавказье, не считаясь с огромными потерями и серьезными провалами, да и зима в этих южных краях не самое лучшее время для полетов. Почти ежедневно стояла сплошная густая облачность с промозглыми дождями и мокрым снегом, но ситуация не позволяла медлить. Дальние бомбардировщики уходили на рискованные боевые задания и днем и ночью.

Накануне разведка сообщила об огромном скоплении вражеской техники и живой силы на крупном железнодорожном узле города Сальска. Немцы готовились к решающему броску на черноморское побережье в районе города Туапсе. Командование фронта приняло решение уничтожить скопление вражеских сил, однако погода не позволяла осуществить такое нападение: шли проливные дожди без всякой надежды на улучшение метеоусловий. Но ситуация на фронте требовала незамедлительных действий, поэтому на столь опасное и ответственное задание решили послать самые лучшие экипажи трех бомбардировщиков ДБ-3, среди которых оказался и самолет старшего лейтенанта Иванова.

…Поздним вечером 30 декабря 1942 года, нагруженные „под завязку“ бомбардировщики тяжело поднялись с военного аэродрома Кутаиси в черное промозглое небо и скрылись за облаками. Через некоторое время выяснилось, что два из трех самолетов сбились с заданного курса. Но экипаж старшего лейтенанта Иванова упрямо шел к заданной цели. Последняя радиограмма, поступившая с борта самолета, сообщала об успешном выполнении боевого задания и о возвращении на аэродром базирования, о каких-либо повреждениях или неисправностях техники в ней не упоминалось. Но в заданное время бомбардировщик не вернулся на свою родную базу.

На следующий день, в канун нового 1943 года, разведка подтвердила огромный ущерб, нанесенный врагу точным и мощным бомбовым ударом экипажа „опального“ старшего лейтенанта Иванова. Разрушения оказались настолько ощутимыми, что наступление вражеских сил на какое-то время захлебнулось. Но жестокая и кровопролитная война продолжалась без передышки, поэтому пропавший самолет искать было просто некогда, а потом о нём и вовсе забыли.Вернулись из боя. Как группа горных туристов открыла стране ГерояСпустя 56 лет, исследуя обломки бомбардировщика, обнаруженного под Эльбрусом, специалисты установили, что самолет разбился, ударившись на полной скорости в горную гряду. По всей вероятности, трагедия произошла из-за очень плохой видимости.

Герои останутся с нами

9 июня 1999 года, в день 80-летнего юбилея военного летчика, Героя Российской Федерации (посмертно), старшего лейтенанта Александра Васильевича Иванова состоялась торжественная передача его Звезды Героя на вечное хранение в экспозицию всемирно известного музея Военно-воздушных сил в подмосковном городке Монино. В присутствии родственников и представителей военной общественности были отданы самые высокие почести подвигу доселе безвестного храброго сокола нашей Родины. Не были забыты и боевые соратники командира ДБ-3.

Именем штурмана, кавалера ордена Красного Знамени, капитана Машкова Ивана Ивановича назван горный перевал близ того места, где погиб отважный экипаж. Имя кавалера ордена Красной Звезды, стрелка-радиста, старшины Петра Андреевича Тюнина присвоено одной из средних школ его родного города Мурома Нижегородской области. Безусловно, будет увековечена и память уроженца Лужского района, Героя России, старшего лейтенанта Александра Васильевича Иванова.

К сожалению, ни о стрелке-радисте Тюнине, ни о штурмане Машкове информации я не нашла!

Долгое время в Министерстве обороны России отказывались рассматривать найденные в архивах того же ведомства наградные документы, представленные на старшего лейтенанта Иванова А.В., ссылаясь на существующие законы и „сроки давности“. Но Ю.Б. Желноваков продолжил кропотливые поиски. Неутомимый энтузиаст получил широкую поддержку у общественных и ветеранских организаций, провел цикл передач и публикаций в центральных средствах массовой информации. Это содействовало положительному и справедливому решению высших органов власти.

Рассмотрев представленные документы, в 1998 году Министерство обороны России сделало редкое исключение и вышло с ходатайством о присвоении звания Героя Российской Федерации (посмертно) старшему лейтенанту Иванову А.В. „за проявленную доблесть, мужество и героизм в борьбе с фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны“. 12 декабря 1998 года представление к высшей награде было утверждено Указом Президента России за №1578.Вернулись из боя. Как группа горных туристов открыла стране Героя

http://www.aif.ru/society/people/1213625

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=5271

http://pobeda.poklonnayagora.ru/heroes/12686.htm

http://srgvs.ru/luga-v-vov

Картина дня

наверх