На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    К сожалению, за потерю кормильца платят только до 18 лет(((Вы сказали, что м...
  • Виталий Кирпиченко
    У моей бабушки было два сына, оба "пропали без вести" -- один в 42, второй в 43 году. Ей никаких льгот за потерю сыно...Вы сказали, что м...
  • ВераВерная
    Сергей, пишите ещё, а нам интересно, куда ваши посты размещать будут)))Экстрасенсы. Вери...

Поэт песенник Алексей Фатьянов

Поэт песенник Алексей ФатьяновАлексей Иванович Фатьянов родился 5 марта 1919 года на окраине городка Вязники – деревне Малое Петрино. Родители Фатьянова - мать, Евдокия Васильевна (в девичестве Меньшова), и отец, Иван Николаевич, - были из почтенных, зажиточных семей.Поэт песенник Алексей ФатьяновИх предки были староверы, грамотные люди.

Дед по матери Василий Васильевич Меньшов работал в Вязниках на льнопрядильной фабрике Демидова специалистом-экспертом по льну, часто выезжал в Москву и за рубеж для заключения договоров на реализацию товаров. Бывал в Англии. Дед по отцу Николай Иванович Фатьянов был известным в Богоявленской слободе владельцем иконописных мастерских и подсобного производства.

До революции семья занималась купечеством и проживала в самом центре Вязников в двухэтажном каменном доме с колоннами, известным на всю губернию как "Торговый дом Фатьяновых в Вязниках". У Фатьяновых был свой театр и большая библиотека, которой пользовались вязниковцы. Дом Фатьяновых играл заметную роль в культурной жизни города. По праздникам там организовывались концерты и карнавалы для детей. Отец Фатьянова занимался благотворительной деятельностью.

После революции дом у Фатьяновых отобрали, разместив в нём телефонную станцию. Семья Фатьяновых перебралась в Малое Петрино, где и появился на свет четвёртый ребенок в семье - Алексей.

В период НЭПа, в 1923 году, местные власти уговорили Фатьяновых взять в аренду свой бывший дом в Вязниках и наладить свое былое производство и торговлю. И снова Фатьяновы стали устраивать праздники, ставить спектакли в своём театре, в которых Алексей принимал самое активное участие, проявив наклонности к актёрству, музыке и пению.Поэт песенник Алексей ФатьяновВ 1929 году власти раскулачили Фатьяновых и опять отобрали у них дом, к счастью, не сослав в Сибирь, как других "кулаков", "нэповцев" и "буржуев". Семья переехала в подмосковный посёлок Лосиноостровский. Алексей стал учиться в музыкальной школе, посещать московские театры, художественные галереи и выставки, набираться ярких впечатлений.

Свои первые стихи Фатьянов написал в десять лет, "под явным влиянием Есенина и Блока", как он сам отобразил в своей автобиографии. Но самым главным своим "наставником" на "литературном поприще" считал Пушкина. В 1934 году умерла мать Алексея и он переехал к сестре Наталье на Ново-Басманную улицу в Москве, где жил по 1940-й год, а потом с 1946-го по 1948-й.

В 1937 году Фатьянов окончил студию Алексея Дикого при театре ВЦСПС, поступил в театральную школу им. А.Д. Попова при Центральном театре Красной Армии (окончил в 1938 году) и сразу стал выступать на сцене этого театра. В театральных ролях проявились незаурядные способности молодого актёра к исполнению песен, абсолютный музыкальный слух и точная интонация обратили на себя внимание признанных мастеров этого жанра. Фатьянов хорошо пел и играл на рояле, но особенно удавались ему стихи и программы концертов. На гастролях по Дальнему Востоку в Хабаровске он познакомился и подружился с Евгением Долматовским, а в одном из спектаклей по пьесе Николая Погодина "Пядь серебряная" играл пограничника и пел песню К.Листова на стихи Долматовского.Поэт песенник Алексей ФатьяновВ 1940 году Фатьянов был призван в армию. Его зачислили в ансамбль песни и пляски Орловского военного округа режиссёром-постановщиком концертных программ. В ансамбле Фатьянов ярко проявил себя как популярный ведущий концертных программ и самобытный чтец. В эти же годы он начинает много писать, публикует свои первые очерки и стихи в Орловской областной молодёжной газете, становится её постоянным корреспондентом.

В июне 1941 года при передислокации частей ансамбль оказался в авиагарнизоне под Брянском, где его застала война. Уже первые её дни определили ратное место рядового Фатьянова. Помимо двух-трёх ежедневных выступлений перед бойцами он пишет стихи, песни, злободневные сатирические частушки и сценки. Фатьянов неоднократно обращается к командованию с просьбой отпустить его на фронт. Но во всех просьбах ему было отказано. Впрочем, и отпускать-то по большому счёту было некуда - ансамбль и без того являлся фронтовым. Многочисленные выступления на передовой, в том числе и в прославленной Панфиловской дивизии, потребовали немалого мужества и суровой солдатской стойкости. Оказавшись в окружении, ансамбль трое суток прорывается к своим. Фатьянов ранен, после госпиталя направлен в войска Южно-Уральского округа.Поэт песенник Алексей ФатьяновПри прорыве ансамбля из вражеского кольца Фатьянов получил первое ранение.

В 1943 году он в чем-то провинился перед руководством Краснознаменного ансамбля генерала А. Г. Александрова. И был отправлен в штрафную роту 6-й танковой армии. И в одном из боев, проявляя мужество и отвагу, первым ворвался на своем танке в венгерский город Секешфехервар. И был награждён медалью "За отвагу". Эта версия о штрафбате ходит по всем ресурсам. Вот только хочу привести отрывок из книги Дашкевича Т.Н. Очерки Песни Победы. Алексей Фатьянов:

В августе 1944 года, получив новую форму одежды, "бойцы" ансамбля отправились в Харьков. Эти гимнастерки заполнили перрон, воскрешая привычную картину мобилизации. Прохаживался величественный Александров с юной женой, все ждали отправления поезда. Прозвонил вокзальный колокол. Поезд ушел.

Была "отыграна" провальная Харьковская операция сорок первого года.

Харьков, освобожденный год назад, только теперь начинал привыкать к мирному течению жизни. Полной разрухой и руинами он встретил артистов. Не хотелось ни петь, ни смеяться, как на похоронах. Хотелось говорить шепотом, как у постели тяжело больного. Артисты молча расселились в гостинице.

Завлит Ансамбля Фатьянов получил маленькую отдельную комнатку-кабинет. Чуткий Александров похлопотал об этом, он знал, что для творчества нужно уединение. Алексей спешно сочинял песни, программы и репризы, вникая в нюансы каждого предстоящего выступления. Шок от увиденного прошел, и Алексей уже шутил по поводу своих уединенных трудов:

— У меня не кабинет — у меня здесь комбинат!

Началось вдруг непривычное для южного лета похолодание.

Гостиница не топилась — артисты мерзли. Никто не запасся теплыми вещами, поскольку ехали в лето. И только у Алексея было тепло — уж очень маленькой была комнатушка. К нему приходили продрогшие товарищи попить чайку, послушать стихи, подымить да погреться. Временами, отрываясь от литературных набросков, он глядел в окно, откуда видны были воронки от бомб и разрушенный, жилой некогда дом. И снова ему казалось, что он заливается краской стыда. Тянуло к оружию.

"Уйти на фронт солдатом…", — начинал он думать и вдруг понимал, что думает стихами, что они — в его крови, душе и плоти. И он не знал, что скоро будет на фронте не рядовым артистом, а рядовым бойцом.

Галина Николаевна Фатьянова хотела встретиться с вдовой Александрова, чтоб прояснить этот вопрос... Она знала, что вдова Александрова жила в знаменитом сером доме у каменного моста — "доме на набережной". Но эта женщина умерла, и тайна осталась тайной. Известно только, что из-за нее заведующий литературной частью рядовой Фатьянов был отчислен из ансамбля после рапорта Александрова и отправлен в войсковую часть на фронт.

По словам Галины Николаевны, дело было так.

…В тот день солисты ансамбля во главе с Александровым выехали на концерт в прифронтовую полосу. Алексей остался в гостинице потому, что не был солистом. Он был завлитом, и ему надо было выполнить задание руководителя — подкорректировать программу очередного выступления. Он писал вставки, соединения между песнями, небольшие четверостишия о бойцах, которые хорошо себя проявили в боях. Как это уже упоминалось, в гостинице было холодно. Он сидел в своей маленькой комнатке, сидел на стуле за столом, и писал. Сам он был крупный, а комнатка — маленькая, и в ней было относительно тепло.

А генеральские хоромы Александрова было не протопить. Его жена, бывшая танцовщица ансамбля, Лаврова, продрогла. Она шла по коридору и стучала во все номера, дошла и до комнатушки Фатьянова. Заглянула — он "дома".

— Ой, как у тебя тепло, — обрадовалась Лаврова. — Я замерзла. Можно, я у тебя посижу?

— Можно, сиди… — ответил Алексей. И продолжал увлеченно писать.

В комнате был всего один стул, на котором сидел Алексей. Гостья присела на кровать, согрелась и задремала. В это время вернулся ансамбль. Александров не обнаружил жены в своем номере, он повторил ее маршрут — так же шел по коридору, стучал во все номера, и нашел ее у Фатьянова. Он сидел за столом, писал, а она — спала на его кровати. Ситуация, разумеется, двусмысленная. Но ведь надо знать Фатьянова. К тому же, не спи Лаврова и не уйди глубоко в работу поэт — нашлось бы время для ретирады: ансамбль приезжает шумно, а в гостинице — тишина.

Все парни в ансамбле были красивые, молодые, яркие. Но все они были простыми исполнителями, а Фатьянов все же был выдающейся личностью. В нем стареющий Александров мог почувствовать соперника. Но таких ли романических побед желал Фатьянов? Более всего он мечтал о прямом участии в боях за Большую Победу.

Последовало наказание. По рапорту от 30 августа 1944 года поэт попадает в действующую армию.

Он в ножки мог бы поклониться и Александрову, и его жене за такое наказание.

Все происшедшее и не было наказанием для него, вымаливающего приказ "на фронт". Теперь он мог уже со всей полнотой чувств написать:

…Пришла и к нам на фронт весна…

ОСЕНЬ СОРОК ЧЕТВЕРТОГО

1. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ШТРАФБАТЕ

Сведения об этом периоде жизни Алексея Фатьянова носят путаный, сбивчивый, отрывочный характер. Автор попыталась выстроить мозаику из воспоминаний и архивных документов, дабы прояснить истину. Хочется думать, что мне это удалось. Например, не менее как два авторитетных биографа Фатьянова (Г.Н. Фатьянова и Ю.Е. Бирюков) сообщили мне, что Алексей Иванович после описанного инцидента попал в штрафбат. Об этом неоднократно писали журналисты и литераторы, в том числе и я, о чем сожалею. Теперь, проанализировав ситуацию всеми доступными способами, я уверилась в том, что это не так. Во-первых — стал ли бы позорить свои седины сам генерал, предавая огласке сей некрасивый случай. Бойца отправили в штрафбат... Но за что? В штрафбате воевали в основном зека. Отправить туда могли лишь за серьезное преступление. Суровое требование "послать в штрафбат" нужно было обосновать. Нужен и приговор военного трибунала. Ведь послать в штрафбат — это сослать на верную гибель. Верит ли молодость в верную гибель? Лермонтов, будучи разжалован, шел в свой штрафбат на Кавказ с бравой радостью. Может быть, и Фатьянов испытал бы схожее чувство, получив такое суровое взыскание. Но он не был в штрафбате.

Как мог бы обосновать Александров требование такого серьезного наказания? "Ввиду того, что он был замечен соблазнителем молодых жен"? Но любой, читающий подобный документ, невольно домыслил бы ситуацию иначе. Молодая жена генерала, пользуясь некоторой властью не только женских чар, стала бы в этих домыслах соблазнительницей поэта, чем сразу был бы унижен знаменитый супруг. Оклеветать Фатьянова, приписать ему какой-то другой проступок? Но это был не обычный подчиненный, а знаменитый поэт, который не проглотил бы обиду молча, тем более, что дело касается не только женской, но и мужской чести. Мог ли Александров — человек истории, человек, естественно пекущийся о своем реноме, поступить столь опрометчиво? Вероятнее всего версия, что он просто поспешил избавиться от вызывающего в нем тревогу молодого человека. Рискну предположить, что он вызвал Фатьянова и спросил: "– Куда же, мол, голубчик, тебя теперь девать?"… Таким образом давая поэту возможность изъявить символическое "последнее желание". А куда мог попроситься Фатьянов? Военных ансамблей было много и фронтов тоже. Фатьянов мог попроситься только на передовую. И, скорее всего, Александр Васильевич учел это прошение. Трудно вообразить себе, как ощущал бы себя этот старомодный и воспитанный в благородных традициях человек, если бы с его подачи Фатьянов попал в штрафбат и погиб безвестным героем в какой-нибудь из лобовых атак. Вероятность такого развития событий очень мала. Вероятней, что командир удовлетворил просьбу подчиненного и отправил того подальше от греха, издав следующий приказ, который — в отличие от мнимого приговора военного трибунала — сохранило для нас время:

"Артист красноармеец Фатьянов А.И. направлен на пересыльный пункт для службы в рядах действующей армии.

Начальник Краснознаменного ансамбля песни и пляски Союза ССР профессор, генерал-майор Александров . 30 августа 1944 года".

Ни о штрафбате, ни о трибунале нет речи в этом приказе, найденном в грудах пыльных архивных документов и опубликованном литературоведом и журналистом Татьяной Малышевой в ее книге о Фатьянове. Это во-первых.

Второй довод еще более убедителен, на мой взгляд. Мог ли рядовой штрафного батальона быть награжден знаком боевого отличия, каким бы непревзойденным мужеством он ни отличился? Никак не мог. Алексей же Фатьянов за участие в кровопролитных боях под Секешфехерваром получил медаль "За отвагу". Медаль эта наиболее уважаема среди других. Ее достоинство в военной среде велико и неоспоримо. Это один из высших знаков солдатской доблести, который невозможно получить по штабной разнарядке.

И все это вместе взятое позволяет всерьез усомниться в том, что в некоем штрафном батальоне числился рядовой Алексей Фатьянов. Нужно лишь добавить, что при освобождении Венгрии легло 200 000 наших солдат и офицеров и что "штрафбатом" на этом направлении была вся передовая...

Со многими композиторами довелось работать Алексею Фатьянову, но самые бесценные песни были созданы с Василием Соловьёвым-Седым. Впервые со стихами будущих песен Алексей Фатьянов подошёл к 35-летнему композитору ещё в парке "Тополя" города Чкалова и с той поры началось продолжавшееся всю оставшуюся жизнь их сотрудничество. В самый разгар войны, в 1942-м, в этом содружестве родилась одна из самых любимых и популярных, как на фронте, так и в тылу, песен Великой Отечественной войны - "Соловьи".

В творческом союзе с В.Соловьёвым-Седым написано более 80 песен, а всего на стихи Фатьянова создано более 200 песен с композиторами Б.Мокроусовым, М.Блантером, Н.Богословским, А.Холминовым, Ю.Милютиным, А.Лепиным, Ю.Бирюковым и др. Многие из этих песен получили самое широкое признание в народе.В 1946 году Фатьянов демобилизовался, вернулся в Москву, где познакомился Галиной Николаевной Калашниковой, певшей в хоре под руководством Н.Сац. После недолгих встреч состоялась их свадьба., а в 1948 году родилась дочь Алёна. Второй ребёнок – сын Никита появился на свет в день рождения отца, 5 марта 1950 года.

Он сотрудничает с лучшими отечественными композиторами, в т. ч. с Б. А. Мокроусовым, Ю. С. Бирюковым, Н. В. Богословским и др.Поэт песенник Алексей ФатьяновВ гостях у А. А. Мокроусовой. Слева направо — композитор Б. Мокроусов, поэт А. Фатьянов с сыном А. А. Мокроусовой Андреем и певец Г.Абрамов. Горький, Бусыгинскнй квартал Автозаводского района, сентябрь 1947 года.

Продолжалось поэтическое творчество Алексея Фатьянова. В программах Всесоюзного радио, как и в годы войны, каждый день звучали по несколько его песен. Много и талантливо работал Фатьянов в кино. Песни из фильмов "Небесный тихоход", "Свадьба с приданым", "Весна на Заречной улице", "Солдат Иван Бровкин", "Дом, в котором я живу" и другие (всего 20) запомнились и полюбились зрителям во многом благодаря звучащим в них песням Фатьянова.Поэт песенник Алексей ФатьяновНесмотря на всенародную любовь, судьба Фатьянова сложилась нелегко. После печально известного постановления ЦК КПСС 1946 году к нему был приклеен ярлык "поэта кабацкой меланхолии". Имя его изымалось даже тогда, когда песни на его стихи получали Сталинскую премию. Фатьянова то исключали из Союза писателей, то опять восстанавливали там. Это доставило Фатьянову много переживаний и укоротило его жизнь.Поэт песенник Алексей ФатьяновСоловьёв-Седой (1-й ряд, 2-й слева), Фатьянов (1-й ряд, справа), Б.Мокроусов (2-й ряд, справа). Фото 19?? годаПоэт песенник Алексей ФатьяновПоэт песенник Алексей ФатьяновСоловьёв-Седой и Фатьянов в студии Всесоюзного радио. 1942 год

Кстати, Твардовский, с поэтической славой которого в те годы вряд ли кто мог соперничать в нашей стране, оказывается, втайне завидовал Фатьянову и как-то, будучи слегка навеселе, даже посетовал, дескать, тебе, Алеша, хорошо - тебя всегда будут петь, а меня, мол, кто будет после смерти читать, позабудут. Не знаю, по этой ли причине или какой другой, но, будучи близким другом Фатьянова, Александр Трифонович за все долгие годы своего авторитетного редакторства в "Новом мире" так и не напечатал на его страницах ни одной строчки Алексея Ивановича. И тот, не произнося ни слова укора самому Твардовскому, оставаясь наедине, отчаянно, до слез переживал такую вопиющую несправедливость со стороны друга.

Послевоенный Фатьянов уверенно занимает достойное место в русской советской песне. Вопреки всему. Вопреки разгромному постановлению ЦК по фильму "Большая жизнь", где он, автор песни, наделен ярлыком "певца кабацкой меланхолии" (вспомним, что теми же словами клеймили ненавистники любимейшего поэта Алексея Фатьянова - Сергея Есенина). Увы, несправедливые удары судьбы и в мирное время продолжали преследовать Алексея Ивановича. А заклейменная фатьяновская песня из этого кинофильма "Три года ты мне снилась" на поверку оказалась одной из самых светлых и чистых.

Творчество Фатьянова — еще одно свидетельство неизбывной песенной силы России: «Ему не везло — при жизни у него вышла только маленькая книжечка стихов во Владимирском издательстве. Его часто кусали в газетах и журналах... Но ему чертовски везло, он родился в рубашке,— он был одним из любимейших поэтов народа, поэтов, чьи песни пелись буквально на всех углах» (Ошанин Л. Как создавалась песня. М., 1967. С.170).

В начале ноября 1959 года, во время прогулки на речном трамвайчике по Москве-реке неожиданно почувствовал себя плохо. Находился дома, кардиографическое обследование наличие инфаркта не подтвердило, к 10 ноября состояние улучшилось и Фатьянов продолжил работу над поэмой «Хлеб», которую закончил и перепечатал набело на машинке 12 ноября (после смерти текст был утерян). Исчезновение единственного экземпляра этой последней работы Фатьянова стало одной из неразрешимых загадок его жизни.

Позже оду восстановил режиссер Дмитрий Сухачев. Благодаря профессиональной памяти, он вспомнил ее, но, вероятно, в первоначальном варианте — то есть, когда ода была поэмой.

Вот как описываются последние часы его жизни:

Алексей Иванович лежал в маленькой комнате на диване, отвернувшись к стене… Жена заглянула — он спал, глубоко и ровно дыша.

В квартире стояла непривычная тишина, но вскоре к Алене (дочери) пришла учительница музыки Антонина Ростиславовна, и начался урок. Тогда Галина Николаевна пошла в парикмахерскую, которая была совсем рядом — на набережной Шевченко. Было половина второго дня. Смолк рояль за закрытой дверью. Антонина Ростиславовна засобиралась.

Вдруг Алексей Иванович позвал:

— Танюлечка, нянюлечка… Я, няня, умираю.

— Я побегу за хозяйкой! — Испугалась она.

— Уже поздно, — Спокойно сказал поэт.

…………………………………………………………………………

— Бегите! Хозяин умирает, — Она вбежала в парикмахерскую растерянная, в фартуке, с ключами в руке.
Галина Николаевна взбежала на третий этаж, влетела в квартиру, и успела принять последний вздох мужа...

Алексей Фатьянов скоропостижно скончался 13 ноября 1959 года от разрыва аневризмы аорты. Случился сердечный приступ, который никто не мог предвидеть. Через несколько дней из конференц-зала Союза писателей его проводили в последний путь.

Сергей Никитин в каком-то мучительном полусне занимался организацией похорон. (В день похорон поэта, 18 ноября, у Сергея Никитина случился инфаркт.)

Он привез гроб — Фатьянов в него не вместился.

Гробовщики сказали:

— Покажите нам этого детину, в жизни не делали таких больших гробов…

Как будто никто и ничто не могли смириться с его смертью. Не хотел отпускать его бел-свет, и тот пока еще был тесен.

Секретариат Правления Союза писателей СССР отказался хоронить Фатьянова, потому что в это время он был из Союза исключен.

Итак, Тихон Николаевич Хренников принял решение захоронить поэта силами Союза композиторов.

Он называл Фатьянова Алешей. Он любил этого красивого, яркого самобытного человека, ценил его талант. В последний год ХХ столетия Тихон Николаевич Хренников говорил мне о Фатьянове очень тепло, жалел его за то, что мало был поэт обогрет вниманием, сокрушался о том, что не написал с ним ни единой песни.

— Ну, пусть вам будет стыдно, — Сказал он в моем лице бывшему руководству Союза писателей. А тогда — литературным чинушам:

— Мы, композиторы, его похороним сами.

И тогда "писателям" стало неловко: как это — поэта хоронят композиторы…

Раньше всех приехал из Ленинграда Василий Павлович Соловьев-Седой и стал хлопотать о месте на престижном Новодевичьем кладбище.

Но Галина Николаевна отказала:

— Он хотел быть похороненным возле Есенина.

Похоронами в Союзе писателей тогда занимался Арий Давыдович, уже пожилой, знающий все нюансы этого грустного дела. Он хоронил всех писателей, начиная с Горького.

— Ну что? Поехали на Ваганьково... — Сказал он Галине Николаевне.

На Ваганьковском кладбище уже легли писатели Недогонов, Замятин, Гудзенко.

На могиле Сергея Есенина стоял старый деревянный крест, и кругом было так плотно занято захоронениями, что и на штык лопаты места не нашлось. Довольно далеко от последнего приюта Есенина остановили поиски.

— Вот, здесь прекрасное место, тишина, деревья, это вам будет спокойнее, — наконец, остановился Арий Давыдович. — Около Есенина всегда бывают митинги, читают стихи, затопчут, боюсь, могилу.

В день похорон, 17 ноября, выпал глубокий снег. Сугробы на дорогах лежали по колено.

Красивый, величественный, дорогой многим поэт утопал в цветах.

В соседней комнате расположился ансамбль имени Александрова, артисты под руководством Бориса Александрова тихо-тихо выводили "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат", "Над Россиею небо синее…". Есть свидетельства о том, что пели у гроба Лемешев, Козловский.

Когда гроб стали выносить, сделалось тихо, и все услышали слова, вполголоса сказанные писателем Василием Гроссманом:

— Согласитесь, на тот свет уйти так, как ушел Алеша, под такую песню, под такую музыку, не каждому дано…

18 ноября 1959 года в конференц-зале Большого Союза писателей на улице Воровского поэта проводили в последний путь. Народу собралось столько, что зал не мог вместить всех. И очередь у гроба двигалась несколько часов. Гроб с телом от самых ворот несли на руках простые люди, меняя друг друга. По воспоминаниям очевидцев, со времени похорон писателя Максима Горького такого стечения народа в Москве не было. Похоронен Алексей Иванович на Ваганьковском кладбище.Поэт песенник Алексей ФатьяновПоэт песенник Алексей ФатьяновХочется несколько слов сказать о его жене. Он сам выбрал себе помощницу, каким-то особым зрением поэта рассмотрев в случайно встреченной девушке внутреннюю силу. И хрупкое, болезненное создание в кудряшках, грезившее о Сергее Столярове, девятнадцати лет отроду, приняло на себя участь жены опального поэта.

До последнего своего дня Галина Николаевна занималась делами мужа.

Они прожили всего тринадцать лет.

Без него их прошла целая вечность — сорок три года.

А тогда, в 1959, она была молодой вдовой тридцати трех лет. Детям было девять и одиннадцать.

...И умерла она так, чтобы не омрачить его праздник — на следующий день по приезде москвичей с двадцать девятой "Солнечной поляночки", из Вязников.

Лишь в 1995 году поэт удостоился официального признания и был посмертно награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Народная память о любимом поэте отразилась в ежегодных Фатьяновских праздниках поэзии и песни в Вязниках.Поэт песенник Алексей ФатьяновЕжегодно Вязники становятся центром проведения Фатьяновского фестиваля, куда съезжаются композиторы, поэты, певцы и просто любители его творчества. Дом семьи Фатьяновых превратился в музей русской песни, а Союз писателей учредил литературную премию им. А. Фатьянова.Поэт песенник Алексей ФатьяновВ 1995-м справедливость была восстановлена, и поэт посмертно был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством», а сборники его стихов издаются тысячными тиражами. Лучшие эстрадные певцы продолжают включать в свой репертуар его творения – песни глубокой сердечности, согревающие своим теплом.

http://fb.ru/article/256311/aleksey-fatyanov-biografiya-tvor...

http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/fat...

http://russkiymir.ru/fund/projects/memory/articles/118669/

Сайт Фатьянова: http://fatyanow.narod.ru/bio.htm

Дашкевич Т.Н. Очерки Песни Победы. Алексей Фатьянов http://n-shipilov.narod.ru/td/slov_1.htm

Картина дня

наверх