На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анатолий ashkourin
    Великое видится на расстоянии ...Лаврентию Павлови...
  • владимир рябченко
    поэтому и удары по экономике нанесены и по семейным ценностям... государство нас рожать не просило!!??? а законы обес...Семья, как часть ...
  • владимир рябченко
    Его конвергенция икается стране и народу уже более 30 лет...План Андропова и ...

Пропуск в плен. Советская пропаганда для немецких солдат

d81cf83175e986f2e06a6305aa8_prevСамая популярная разновидность листовок во время любой войны — это так называемые "пропуска в плен". Листовки, которые убеждают солдат противника в том, что в плену им будет лучше, чем на передовой. Такие листовки печатают многомиллионными тиражами. А для доставки их адресатам используются специальные авиабомбы, артиллерийские снаряды и даже минометные мины…

Иногда такие "агитационные" боеприпасы, "работают" эффективней обычных, начиненных взрывчаткой. А иногда становятся бессмысленным переводом бумаги и металла.

Немецкие пропуска в плен для советских солдат широко известны. Но и наш Агитпроп не оставался в долгу — пропуска в плен для немцев печатались с первых дней войны. Но в первые дни войны эффективность такого средства воздействия на противника была близка к нулевой. А вот после первых поражений Вермахта "пропуска" наконец заработали.

Вот большая подборка советских листовок, убеждающих немецких солдат в том, что в советском в плену они с комфортом скоротают время, оставшееся до конца войны.clip_image001Образец советской пропаганды начала войны — капиталист жирует в тылу, солдат погибает на передовой. Тогда наши пропагандисты еще надеялись на "классовую сознательность" германского пролетариата. Увы, пролетариат в Германии оказался не очень сознательным. И нам пришлось печатать более убедительные и действенные листовки.clip_image002Вот, например, листовка более действенная.clip_image003"Зима на Восточном Фронте" может быть такой.clip_image004А может быть и такой.clip_image005Листовка, выпущенная по "горячим следам" Сталинграда. "Стань военнопленным и уцелей". Справедливости ради стоит отметить, что из сталинградских пленных уцелели далеко не все — в донской степи их нечем было кормить и нигде было размещать, да и без того, большинство из них находилось на крайней степени истощения.

А вот еще пара листовок на тему Сталинграда, не нуждающихся в комментариях:clip_image006clip_image007Да, Паулюс, наверное, в детстве и не мечтал о том, что его фотографии будут печататься такими тиражами.clip_image008Простая и понятная листовка — вот эти глупые люди удерживали Великие Луки до конца и погибли. А вот те, оказались умными и сдались в плен. После войны они поедут домой. И, действительно, по разным данным в Великих Луках зимой 43-его нашлось от 4 до 17 тысяч умных немцев.clip_image009Классическая листовка, классический текст. И сам "пропуск" крупным планом.clip_image010"Отец никогда не вернется. Гитлер забрал его у нас". На заднем плане — немецкая "похоронка".clip_image011"Так или так?". Читатель листовки должен придти к неизбежному выводу, что второй вариант предпочтительней.clip_image012В комментариях листовка не нуждается — текст состоит сплошь из дат и географических названий.clip_image013На мой взгляд надпись на листовке звучит как-то двусмысленно — "Это (крестик на могилке) ждет тебя и твою семью". Но мой немецкий далек от совершенства :) и возможно надпись переводится и по другому.clip_image014А в этой листовке перечислены конкретные немецкие офицеры, сдавшиеся в плен (изображены на фото), а на оборотной стороне факсимиле письма одного из них.clip_image015Развернутые комментарии в данном случае излишни.clip_image016Еще одна листовка, не нуждающаяся в комментариях.clip_image017Кто виноват в том, что нарисовано на картах, развешанных на стене? Виноват ваш Адольф.clip_image018"Почему ты плачешь, мама?" (рядом с этим вопросом — изображение немецкой "похоронки")clip_image019"Папа умер". "Долой Гитлера! Он сделал это".clip_image020Странная тема для советской листовки — Атлантический вал. Впрочем, Атлантический вал как-то не очень помог немцам отбиться от союзников, когда те, наконец, высадились в Нормандии.clip_image021"Подумай о детях". Просто, лаконично, ничего лишнего.clip_image022И снова — просто и доходчиво.clip_image023И еще один классический сюжет.clip_image024И здесь все ясно и без перевода.clip_image025"Гитлер должен умереть!"clip_image026"Куда теперь?". Герои этой карикатуры, как известно, никуда не убежали. Двое покончили с собой еще в Берлине, третий — в тюремной камере.clip_image027В советском плену нет проблем с куревом.clip_image028В советском плену раненым оказывают медицинскую помощь.clip_image029В советском плену немцы могут работать парикмахерами — им доверяют острые бритвы.clip_image030В советском плену можно работать и отдыхать.

Сложно подсчитать сколько жизней советских солдат спасли такие "пропуска в плен" для солдат противника на завершающем этапе войны. Но в том, что пропагандисты внесли свой вклад в Победу, сомневаться не приходится.

http://www.softmixer.com/2011/09/blog-post_3609.html

Чем может поздравить с 9 мая человек, слегка увлекающийся пропагандой времен той Войны? Правильно - порцией пропаганды. Советской пропаганды, рассчитанной на немецких солдат.

В последние столетия истории человечества у любой войны появился «второй фронт» - пропагандистский. Задача пропагандистов проста – убедить своих солдат в том, что надо стоять до конца, и победа неизбежна, а до вражеских солдат донести мысль о том, что сопротивление бессмысленно, а в плену хорошо кормят.

Вторая Мировая война, ставшая для нас с 22 июня 1941 года Великой Отечественной, не могла не вестись и на пропагандистском фронте. Противник, в этом плане, у нас был более чем опасный – нам противостояло Министерство Просвещения и Пропаганды Третьего Рейха, возглавляемое талантливым пропагандистом Йозефом Геббельсом.

Миллионными тиражами печатались листовки – «пропуска в плен» с незамысловатыми лозунгами типа «Бей жида – большевика, морда просит кирпича», на оккупированных территориях издавались столь же огромными тиражами газеты и брошюры с броскими названиями (например, «Гитлер – освободитель»)

А вот наша, советская пропаганда, увы, поначалу была не слишком эффективной. Сказалась инерция тех лет, когда наши пропагандисты грезили мировой революцией. Немецкие солдаты воспринимались как «братья по классу», которых обманули и заставили идти на войну немецкие эксплуататоры. Но, и наши солдаты, и наши пропагандисты, быстро разобрались в том, что немцы и их союзники - это просто немцы (просто финны, румыны, итальянцы и так далее). К тому же, зимой 41-го Вермахт впервые понес сокрушительное поражение под Москвой. И наша пропаганда, наконец, «заработала».

Пропагандисты по обе стороны фронта использовали сходные приемы. Самый очевидный - создание крайне негативного образа лидера противоборствующей стороны - у нас солдаты шли в бой под лозунгом «За Родину, За Сталина!», немцы давали присягу лично Адольфу Гитлеру. У союзников официального «культа личности» премьер-министров и президентов не было, но первые лица в государстве пользовались доверием, тех, кто идет на передовую с винтовкой в руках. Так что, главными мишенями пропаганды были, как легко догадаться, Гитлер, Сталин, Рузвельт, Черчилль, Муссолини, Тодзио.

Другой популярный прием – живописание потерь и прочих ужасов войны (с тонким намеком – а оно тебе надо? Может быть, лучше переждать эту «заварушку» в плену?).

Немецкие «пропуска в плен», газеты и брошюры для оккупированных территорий Советского Союза широко известны. Так что, давайте рассмотрим образцы советской пропаганды для немецких солдат. Советская пропаганда времён ВОВ. Горилла Адольф«Горилла Адольф». Листовка датирована 29 августа 1941 года. Авторы – знаменитые Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Петров, Николай Соколов). Текст листовки прост «Горилла Адольф. Внимание! Бешенная!». «Вот где он находится. Вот где он будет находиться!». Тираж листовки – миллион экземпляров. Советская пропаганда времён ВОВ. Да здравствует топор!«Да здравствует топор!» Еще одна листовка от Кукрыниксов. Снова август 1941 года. Комментарии излишни. Советская пропаганда времён ВОВ. Гитлер – этой война. Немецкий солдат – он идет по твоей крови!«Гитлер – этой война. Немецкий солдат – он идет по твоей крови». Эта листовка датирована июлем 1941-го. К июлю, кстати, немцам уже было ясно, что «война на Востоке» это совсем не увлекательный поход по Польше или Франции. Советская пропаганда времён ВОВ. Немецкий солдат! Смотри, кто виновен в этой войне. Долой Гитлера и его фашистскую орду«Немецкий солдат! Смотри, кто виновен в этой войне. Долой Гитлера и его фашистскую орду!». Не самый удачный образец с точки зрения текста – немцы называли себя национал-социалистами, а фашисты для них были в Италии. Но, картинка все равно хорошая. Советская пропаганда времён ВОВ. Мои солдаты всегда близки мне«Мои солдаты всегда близки мне». Вариант беспроигрышный. У каждого читателя листовки кто-то из друзей к тому времени погиб. Советская пропаганда времён ВОВ. Крестовый поход Гитлера«Крестовый поход Гитлера». Снова раскрытие темы потерь. Советская пропаганда времён ВОВ. А это советский вариант «пропуска в плен»А это советский вариант «пропуска в плен». Датирован ноябрем 1941-го года. «Гитлер – враг немецкого народа». Советская пропаганда времён ВОВ. Фронтовые иллюстрации для немецких солдатДля немецких солдат у нас многомиллионным тиражом издавался четырехстраничная газета с красноречивым названием «Front Illustrierte fur den Deutschen Soldaten» (Фронтовые иллюстрации для немецких солдат»). Издавался еженедельно, начиная с июля 1941-го по апрель 1945-го. Вот картинка из номера за декабрь 41—го. Советская пропаганда времён ВОВ. Обложка номера Front Illustrierte fur den Deutschen Soldaten за декабрь 41—гоА это обложка этого номера. Советская пропаганда времён ВОВ. Обложка номера Front Illustrierte fur den Deutschen Soldaten за сентябрь 1944—гоИ еще одна обложка того же издания. Слишком прямолинейная, на мой взгляд. Впрочем, к сентябрю 1944-го можно было уже и не особо сентиментальничать с противником.

Как видите, в области пропаганды мы ни в чем не отставали от противника. В первые месяцы войны, когда враг шел на Восток не могла работать никакая пропаганда. Пусть даже самая гениальная. Но зато потом...

Но следует признать и профессионализм наших оппонентов – они смогли убедить многих немцев в финале войны в том, что на них надвигается орда «варваров с востока». Полчища Аттилы и Чингиз-хана просто «белые и пушистые» в сравнении с нашими предками, завоевавшими победу. Итогом этих пропагандистских усилий стало то, что многие немцы убивали свои семьи и кончали жизнь самоубийством при приближении советских войск. Так что на совести доктора Геббельса жизни не только советских женщин и детей, но и жизни его соотечественников, не принимавших участие в войне и ни в чем не повинных.

https://vehrwolf.livejournal.com/78836.html

Картина дня

наверх