Самая популярная разновидность листовок во время любой войны — это так называемые "пропуска в плен". Листовки, которые убеждают солдат противника в том, что в плену им будет лучше, чем на передовой. Такие листовки печатают многомиллионными тиражами. А для доставки их адресатам используются специальные авиабомбы, артиллерийские снаряды и даже минометные мины…
Иногда такие "агитационные" боеприпасы, "работают" эффективней обычных, начиненных взрывчаткой. А иногда становятся бессмысленным переводом бумаги и металла.
Немецкие пропуска в плен для советских солдат широко известны. Но и наш Агитпроп не оставался в долгу — пропуска в плен для немцев печатались с первых дней войны. Но в первые дни войны эффективность такого средства воздействия на противника была близка к нулевой. А вот после первых поражений Вермахта "пропуска" наконец заработали.
Вот большая подборка советских листовок, убеждающих немецких солдат в том, что в советском в плену они с комфортом скоротают время, оставшееся до конца войны.Образец советской пропаганды начала войны — капиталист жирует в тылу, солдат погибает на передовой. Тогда наши пропагандисты еще надеялись на "классовую сознательность" германского пролетариата. Увы, пролетариат в Германии оказался не очень сознательным. И нам пришлось печатать более убедительные и действенные листовки.Вот, например, листовка более действенная."Зима на Восточном Фронте" может быть такой.А может быть и такой.Листовка, выпущенная по "горячим следам" Сталинграда. "Стань военнопленным и уцелей". Справедливости ради стоит отметить, что из сталинградских пленных уцелели далеко не все — в донской степи их нечем было кормить и нигде было размещать, да и без того, большинство из них находилось на крайней степени истощения.
А вот еще пара листовок на тему Сталинграда, не нуждающихся в комментариях:Да, Паулюс, наверное, в детстве и не мечтал о том, что его фотографии будут печататься такими тиражами.Простая и понятная листовка — вот эти глупые люди удерживали Великие Луки до конца и погибли. А вот те, оказались умными и сдались в плен. После войны они поедут домой. И, действительно, по разным данным в Великих Луках зимой 43-его нашлось от 4 до 17 тысяч умных немцев.Классическая листовка, классический текст. И сам "пропуск" крупным планом."Отец никогда не вернется. Гитлер забрал его у нас". На заднем плане — немецкая "похоронка"."Так или так?". Читатель листовки должен придти к неизбежному выводу, что второй вариант предпочтительней.В комментариях листовка не нуждается — текст состоит сплошь из дат и географических названий.На мой взгляд надпись на листовке звучит как-то двусмысленно — "Это (крестик на могилке) ждет тебя и твою семью". Но мой немецкий далек от совершенства :) и возможно надпись переводится и по другому.А в этой листовке перечислены конкретные немецкие офицеры, сдавшиеся в плен (изображены на фото), а на оборотной стороне факсимиле письма одного из них.Развернутые комментарии в данном случае излишни.Еще одна листовка, не нуждающаяся в комментариях.Кто виноват в том, что нарисовано на картах, развешанных на стене? Виноват ваш Адольф."Почему ты плачешь, мама?" (рядом с этим вопросом — изображение немецкой "похоронки")"Папа умер". "Долой Гитлера! Он сделал это".Странная тема для советской листовки — Атлантический вал. Впрочем, Атлантический вал как-то не очень помог немцам отбиться от союзников, когда те, наконец, высадились в Нормандии."Подумай о детях". Просто, лаконично, ничего лишнего.И снова — просто и доходчиво.И еще один классический сюжет.И здесь все ясно и без перевода."Гитлер должен умереть!""Куда теперь?". Герои этой карикатуры, как известно, никуда не убежали. Двое покончили с собой еще в Берлине, третий — в тюремной камере.В советском плену нет проблем с куревом.В советском плену раненым оказывают медицинскую помощь.В советском плену немцы могут работать парикмахерами — им доверяют острые бритвы.В советском плену можно работать и отдыхать.
Сложно подсчитать сколько жизней советских солдат спасли такие "пропуска в плен" для солдат противника на завершающем этапе войны. Но в том, что пропагандисты внесли свой вклад в Победу, сомневаться не приходится.
http://www.softmixer.com/2011/09/blog-post_3609.html
Чем может поздравить с 9 мая человек, слегка увлекающийся пропагандой времен той Войны? Правильно - порцией пропаганды. Советской пропаганды, рассчитанной на немецких солдат.
В последние столетия истории человечества у любой войны появился «второй фронт» - пропагандистский. Задача пропагандистов проста – убедить своих солдат в том, что надо стоять до конца, и победа неизбежна, а до вражеских солдат донести мысль о том, что сопротивление бессмысленно, а в плену хорошо кормят.
Вторая Мировая война, ставшая для нас с 22 июня 1941 года Великой Отечественной, не могла не вестись и на пропагандистском фронте. Противник, в этом плане, у нас был более чем опасный – нам противостояло Министерство Просвещения и Пропаганды Третьего Рейха, возглавляемое талантливым пропагандистом Йозефом Геббельсом.
Миллионными тиражами печатались листовки – «пропуска в плен» с незамысловатыми лозунгами типа «Бей жида – большевика, морда просит кирпича», на оккупированных территориях издавались столь же огромными тиражами газеты и брошюры с броскими названиями (например, «Гитлер – освободитель»)
А вот наша, советская пропаганда, увы, поначалу была не слишком эффективной. Сказалась инерция тех лет, когда наши пропагандисты грезили мировой революцией. Немецкие солдаты воспринимались как «братья по классу», которых обманули и заставили идти на войну немецкие эксплуататоры. Но, и наши солдаты, и наши пропагандисты, быстро разобрались в том, что немцы и их союзники - это просто немцы (просто финны, румыны, итальянцы и так далее). К тому же, зимой 41-го Вермахт впервые понес сокрушительное поражение под Москвой. И наша пропаганда, наконец, «заработала».
Пропагандисты по обе стороны фронта использовали сходные приемы. Самый очевидный - создание крайне негативного образа лидера противоборствующей стороны - у нас солдаты шли в бой под лозунгом «За Родину, За Сталина!», немцы давали присягу лично Адольфу Гитлеру. У союзников официального «культа личности» премьер-министров и президентов не было, но первые лица в государстве пользовались доверием, тех, кто идет на передовую с винтовкой в руках. Так что, главными мишенями пропаганды были, как легко догадаться, Гитлер, Сталин, Рузвельт, Черчилль, Муссолини, Тодзио.
Другой популярный прием – живописание потерь и прочих ужасов войны (с тонким намеком – а оно тебе надо? Может быть, лучше переждать эту «заварушку» в плену?).
Немецкие «пропуска в плен», газеты и брошюры для оккупированных территорий Советского Союза широко известны. Так что, давайте рассмотрим образцы советской пропаганды для немецких солдат. «Горилла Адольф». Листовка датирована 29 августа 1941 года. Авторы – знаменитые Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Петров, Николай Соколов). Текст листовки прост «Горилла Адольф. Внимание! Бешенная!». «Вот где он находится. Вот где он будет находиться!». Тираж листовки – миллион экземпляров. «Да здравствует топор!» Еще одна листовка от Кукрыниксов. Снова август 1941 года. Комментарии излишни. «Гитлер – этой война. Немецкий солдат – он идет по твоей крови». Эта листовка датирована июлем 1941-го. К июлю, кстати, немцам уже было ясно, что «война на Востоке» это совсем не увлекательный поход по Польше или Франции. «Немецкий солдат! Смотри, кто виновен в этой войне. Долой Гитлера и его фашистскую орду!». Не самый удачный образец с точки зрения текста – немцы называли себя национал-социалистами, а фашисты для них были в Италии. Но, картинка все равно хорошая. «Мои солдаты всегда близки мне». Вариант беспроигрышный. У каждого читателя листовки кто-то из друзей к тому времени погиб. «Крестовый поход Гитлера». Снова раскрытие темы потерь. А это советский вариант «пропуска в плен». Датирован ноябрем 1941-го года. «Гитлер – враг немецкого народа». Для немецких солдат у нас многомиллионным тиражом издавался четырехстраничная газета с красноречивым названием «Front Illustrierte fur den Deutschen Soldaten» (Фронтовые иллюстрации для немецких солдат»). Издавался еженедельно, начиная с июля 1941-го по апрель 1945-го. Вот картинка из номера за декабрь 41—го. А это обложка этого номера. И еще одна обложка того же издания. Слишком прямолинейная, на мой взгляд. Впрочем, к сентябрю 1944-го можно было уже и не особо сентиментальничать с противником.
Как видите, в области пропаганды мы ни в чем не отставали от противника. В первые месяцы войны, когда враг шел на Восток не могла работать никакая пропаганда. Пусть даже самая гениальная. Но зато потом...
Но следует признать и профессионализм наших оппонентов – они смогли убедить многих немцев в финале войны в том, что на них надвигается орда «варваров с востока». Полчища Аттилы и Чингиз-хана просто «белые и пушистые» в сравнении с нашими предками, завоевавшими победу. Итогом этих пропагандистских усилий стало то, что многие немцы убивали свои семьи и кончали жизнь самоубийством при приближении советских войск. Так что на совести доктора Геббельса жизни не только советских женщин и детей, но и жизни его соотечественников, не принимавших участие в войне и ни в чем не повинных.
Свежие комментарии