На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валентина Кузьмина
    Очень жаль! Такие молодые! Жить бы да жить. Соболезную родным и близким.Территория Героев...
  • Vasily Golov
    Он больной.Для чего полез во власть.Так высказалась жена одного работника-сослуживца про Рыбинску.План Андропова и ...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Обратила внимание, что Платформа разместила этот рассказ в рубрике "Бизнес и финансы", что-то повеселило)))Экстрасенсы. Вери...

Мистика и культ Медведя

А давайте поговорим о медведе, который в последние времена стал символом России и четко с ней ассоциируется. Хотя само животное имеет весьма обширный ореал обитания.Мистика и культ МедведяНаверное, ни об одном животном не сложено столько сказок, песен, легенд и преданий, как о медведе. С уважением относится русский народ к этому животному, называя его «лесным воеводой» и «хозяином бора». В большинстве сказок медведь предстает перед нами как добрый простак, немного неуклюжий сладкоежка, всегда готовый защищать слабых и обиженных.Мистика и культ МедведяОднако если верить старинным преданиям, медведь не такое уж и добродушное животное. Это одно из самых загадочных « существ на планете, окутанное ореолом невероятных мистических тайн.Мистика и культ МедведяБерлога - вход в подземный мирМистика и культ МедведяПрактически у всех народов мира к медведю особое отношение. В одних странах называют его предком людей, а в других - человеком, ставшим зверем по воле богов. Так или иначе, топтыгин - необычное существо, наделенное неведомой магией, помощник и друг богов.Мистика и культ МедведяО том, как человек произошел от медведя, красочно рассказывает древняя легенда индейцев квакиутль. Она повествует о любви медведицы к первому мужчине на Земле. Потомки этой пары впоследствии заселили всю Землю. Одно из древних славянских преданий рассказывает о том, что прародитель людей был медведем-оборотнем.Мистика и культ МедведяСвоим далеким предком медведя называли и воины древних кельтов. Считалось, что именно он наделил своих «детей» храбростью, силой и беспощадностью. Медведя в древности наделяли и божественной силой. Славяне верили, что облик этого зверя принимает бог Велес, а медвежья берлога - вход в подземный мир.Мистика и культ МедведяДревние греки наделяли медвежьими чертами Артемиду - богиню охоты. В ее храмах часто селили прирученного медведя, а жрицы-охотницы во время праздника в честь богини исполняли специальный танец, накинув на плечи медвежьи шкуры.

Но более всего интересен историкам и мистикам почти забытый культ пещерного медведя - таинственного бога седой старины. Наши предки считали, что особой магической силой обладали череп и передние лапы этого лесного божества. Несколько десятилетий назад в пещере Драхенлох (Австрия) было найдено странное сооружение - что-то вроде каменного ящика огромных размеров.Мистика и культ МедведяВозраст находки насчитывал примерно 40 тысяч лет. На крышке ящика лежал массивный череп пещерного медведя, под которым покоились скрещенные кости передних лап этого животного. Словом, крышка древнего сундука напоминала знаменитую эмблему пиратского «Веселого Роджера». Но более всего удивило археологов содержимое данного схрона. Ящик был доверху наполнен черепами пещерных медведей.

Ученые до сих пор пытаются ответить на вопрос, зачем первобытные люди хранили эти черепа, и для чего им понадобилось украшать свою «укладку» красноречивым знаком.Мистика и культ МедведяНадо сказать, что медвежий культ оставил свой след и на русской земле. Самое известное капище, посвященное «хозяину леса», находилось на территории современного Ярославля, где жили люди, поклонявшиеся огромному-загадочному медведю и приносившие своему божеству щедрые кровавые жертвы.Мистика и культ МедведяСогласно легенде, князь Ярослав Мудрый истребил под корень кровожадное племя и не побоялся вступить в схватку со свирепым «богом». Из жаркого поединка князь вышел победителем, зарубив секирой поверженного топтыгина. В память об этих событиях Ярослав заложил на отвоеванной земле новый город (Ярославль), гербом которого стал медведь с секирой, стоящий на задних лапах.Мистика и культ МедведяПозднее, в эпоху христианства, люди называли медведя «братом лешего». Считалось, что он следит за порядком в лесу, так как всяческая нечисть боится лохматого воеводу. Черти и ведьмы бегут от него прочь, поскольку знают: тому под силу одолеть в поединке самого водяного.Мистика и культ МедведяСчиталось, что медведь может уберечь скотину от всякого лиха. Поэтому сибирские крестьяне частенько вешали в хлеву медвежью голову, дабы «лесной хозяин» охранял живность от мора и напастей.

Медвежьи дети

Древние мифы и сказки повествуют нам о медведе как о большом любителе женского пола. Мол, частенько ворует топтыгин баб в деревнях или же уводит заблудившихся в лесу кумушек в свою берлогу. Там незадачливая пленница становится женой «лесного хозяина», который заботится о ней и после рождения их общего ребенка отпускает домой.Мистика и культ МедведяКстати, и медведицы не отказывали себе в удовольствии время от времени приютить в своем логове охотника... Рожденное же от подобных союзов потомство - это загадочные медведи-оборотни, обитающие в глухих лесах. Они считались искусными магами, наделенными к тому же колоссальной физической силой.Мистика и культ МедведяЕсли верить преданиям, медвежьи дети не всегда оставались в лесах. Зачастую они возвращались к людям и становись известны как бесстрашные и непобедимые воины. Так, русские сказки прославили легендарного богатыря Ивана Медвежье Ушко, сына медведя и украденной им красавицы.Мистика и культ МедведяВ скандинавских сагах широко известен герой Берсеркер - потомок подобного союза. Воин, облаченный в медвежью шкуру, наводил ужас на врагов одним своим видом. Кроме силы и бесстрашия он отличался от соплеменников звериной яростью и не чувствовал боли. Существует предание, что именно этот герой стал прародителем полулегендарного племени берсерков, кровожадных воинов, несколько столетий державших в страхе народы Северной Европы.Мистика и культ МедведяВполне возможно, что подобные легенды породило некоторое физическое сходство «лесного владыки» с человеком. Известно, что отпечаток медвежьей лапы на мокрой земле удивительно похож на след босой человеческой ступни. Кроме того, если верить бывалым охотникам, освежеванная медвежья туша сильно напоминает человеческое тело.Мистика и культ МедведяНе исключено, что данное сходство дало жизнь удивительным рассказам, разлетевшимся по Сибири уже в более позднее время. Во многих деревнях люди, замирая от ужаса, передавали из уст в уста «страшилки» о том, как под шкурой добытого медведя обнаруживали мужика в онучах или же бабу в сарафане.

«Прости нас, хозяин!»

Несмотря на поверья о божественном происхождении и магических способностях медведя, огромное животное с густым теплым мехом считалось завидной добычей. Однако охота на косолапого во все времена была занятием в некотором роде сакральным. Существовало поверье, что «хозяина леса» нельзя просто так убить, как любое другое животное.Мистика и культ МедведяОпасаясь мести бурого великана, охотники, обсуждая план будущей облавы, называли предполагаемую добычу иносказательными именами: «старик», «хозяин», «дедушка» и другими. Вот почему у медведя столько прозвищ, среди которых известные нам по сказкам Потапыч и Топтыгин. При этом о медведе нельзя было отзываться неуважительно и уж тем более ругать его, иначе если «старик» услышит, то он обязательно отомстит дерзкому.Мистика и культ МедведяСеверные народы - эвенки, кеты или нивхи - старались обмануть уже убитого «хозяина». Во время этого действа охотники разжигали костер и принимались медведя ритуально кормить и поить чаем. Угощая «дедушку», с ним вели неторопливые разговоры, убеждая, что это не они убили «хозяина леса», перекладывая вину на «чужих» - русских, юкагирских или долганских охотников. Также во время этих разговоров просили медведя не гневаться за то, что люди воспользуются его мясом и шкурой, и обещали оказывать впредь топтыгиным всяческое уважение.Мистика и культ МедведяИ вот по окончании данной «трапезы», когда обманутый дух медведя умчался в поисках убивших его чужих охотников, добытчики разделывали его тушу, в первую очередь отрезая его переднюю лапу и голову. Их полагалась освободить от мяса, выварить и повесить на дерево как своеобразный оберег.Мистика и культ МедведяЧасто при свежевании туши медведя присутствовал чужак - мужчина из другого племени. Считалось, что присутствие чужеродца также помогает сбить со следа разгневанный дух убитого медведя. Именно чужак вырезал сердце добычи и принимал активное участие в приготовлении ритуального угощения.

Когда же охотники с добычей возвращались в свою деревню, навстречу им выходили все женщины селения. Они приветствовали «мохнатого старика» как дорогого гостя и устраивали в его честь настоящий праздник.

Празднество в честь удачной охоты устраивали и русские охотники. Обычно добытчики собирались в доме человека, обнаружившего медвежью берлогу, или же под кровом храбреца, не побоявшегося выйти с рогатиной против «хозяина леса».

Настоящий целитель

Долгое время считалось, что неведомые магические силы, которыми люди наделяли топтыгина, переходили и на обереги, которые изготавливали из его шкуры, зубов и когтей.Мистика и культ МедведяМощнейшим амулетом считался медвежий коготь. Ему было под силу прогнать из дома потустороннюю нечисть, а также даровать покой крикливому малышу. Человеку, что носит на груди данный оберег, не страшны сглаз и порча. В руках опытного шамана медвежий коготь становится сильным оружием, способным обуздать разгулявшуюся стихию.

Чудесными свойствами, по поверью, обладали и зубы медведя. В древности их вешали над колыбелью младенца, дабы дух «хозяина» оберегал кроху до тех пор, пока тот не сможет постоять за себя сам. Кроме того, медвежьи клыки вставляли в стены амбара и закрепляли между досок заборов. Считалось, что они не допустят воров к хозяйскому добру и уберегут имущество при любых обстоятельствах.

Славяне считали, что если новорожденного младенца протащить между челюстями убитого медведя, это избавит малыша от всех болезней.Мистика и культ МедведяОсобыми магическими свойствами наделялось сердце зверя. Если человек съедал его, то болезни были ему не страшны. У индейских народов существовало поверье о том, что кусочек сырого медвежьего сердца наделял человека бесстрашием, мудростью и неуязвимостью. Некоторые народы считали, что если больного окурить дымом от сожженной медвежьей шерсти, то все хвори отступят.

При магических ритуалах часто использовалось медвежье сало. Считалось, что если смазать им лоб человеку, то у последнего улучшится память.Мистика и культ МедведяОтношение людей к бурому медведю во все времена складывалось по-разному. Одни и сегодня видят в нем лютого, опасного зверя, ударом лапы могущего запросто убить человека, другие, как повелось на Руси исстари, относятся к «хозяину леса» с большим уважением. В словаре нашего известного земляка Владимира Даля имеется более 30 названий медведя. В старину люди называли его «мишкой», косолапым, Михайло Ивановичем Топтыгиным, Потапычем, стариком, дедушкой, лешим и т.п. Но мало кто знает, что с глубокой древности и практически до наших дней, на территории лесной полосы России, в том числе в Нижегородском крае был широко распространен медвежий культ, а сам косолапый почитался как сакральное, тотемное животное.О культе медведя в Нижегородском краеВелес. художник Андрей Клименко

Заворачивали тела в медвежьи шкуры

В 1870 годы, близ деревни Волосово Муромского уезда Владимирской губернии (ныне это Навашинский район Нижегородской области) собиратель древностей П.Кудрявцев нашёл на песчаных дюнах возле реки Велетьмы около пятнадцати кремневых скульптурок. Это были миниатюрные изображения человека, птиц, рыб, животных, но больше преобладали стилизованные загадочные фигурки медведя и медведя-человека. Оказалось, что все найденные в Волосово кремневые скульптурки были изготовлены на рубеже III-II тысячелетий до н.э., в позднем неолите. А сделали их представители древних племен волосовской археологической культуры (исследователи полагают – язык волосовских племён принадлежал к финно-угорской семье) жилища которых в ту эпоху стояли на приречных дюнах Велетьмы. В последующие годы коллекции мелкой кремневой пластики из Волосово собирали и изучали выдающиеся русские археологи — граф Алексей Уваров, Александр Спицын, Василий Городцов, Сергей Замятнин, а так же известный русский художник, философ-мистик, археолог и путешественник Николай Рерих. Кстати, очень похожая кремневая скульптурка медведя, куницы или собаки найдена мной на волосовской стоянке Новое Щербинино в Павловском районе Нижегородской области. Все эти изготовленные из кремня фигурки жрецы волосовских племен использовали в различных магических ритуалах и церемониях. Видимо это были ритуалы встречи весны, охотничьи и рыболовные промыслы, воинские обряды накануне сражений с вражескими племенами, свадебные обряды, ритуалы поклонений богам и культам животных, в том числе медведя, и т.п.Мистика и культ МедведяВообще культ медведя был распространен в Волго-Окском междуречье, в том числе и на территории Нижегородского края еще с эпох палеолита и мезолита. Однако лучше он археологически прослежен с эпох позднего неолита-ранней бронзы у племен волосовской и фатьяновской археологических культур в III-середине II тысячелетия до новой эры. Так, фатьяновцами косолапый почитался как «царь зверей» и покровитель скота. Об этом свидетельствуют амулеты-обереги, изготовленные из медвежьих клыков и когтей, которые археологи находят в могилах воинов-пастухов этих скотоводческих племен.Мистика и культ МедведяО почитании фатьяновскими племенами бурого медведя рассказывают и его ритуальные захоронения в Вауловском и в других могильниках Ярославской области: там, в том числе, найдены кинжалы, выделанные из медвежьих костей. Культ медведя у этих племен подтверждается и находкой на Ярославщине каменного боевого топора-молота. На его обухе древний мастер изобразил скульптурку медвежьей головы. Еще одним доказательством почитания косолапого у фатьяновцев является, то, что своих ушедших в «иной мир» соплеменников эти кочевники хоронили, заворачивая их тела в медвежьи шкуры. Все эти находки свидетельствуют — в бронзовом веке пастушеские племена сопоставляли медведя, с покровителем домашних животных – скотьим богом (именно он стал воплощением славянского бога Велеса).Мистика и культ МедведяС тех пор прошло несколько тысячелетий, но кто бы мог подумать, что пережитки медвежьих культов сохранятся на территории ареала распространения волосовской и фатьяновской культур в Волго-Окском междуречье чуть ли не до настоящего времени.Мистика и культ МедведяВелес (Волос) – одно из центральных языческих божеств в мифологии – славян, балтов. Исследователи считают, что образ Велеса был известен еще с каменного века — примерно с III тыс. до н.э. Велес считался покровителем скота, хранителем богатства, носителем мудрости. Видимо, на каких-то этапах Велес был связан с подземным, потусторонним миром, являлся проводником умерших в «загробное царство». Родословная этого божества идет от медведя, поэтому именно косолапый считается его символом.

Каждому мертвецу по медвежьей лапеМистика и культ МедведяНаступил XIX век. Это столетие стало временем взлета и расцвета не только российской литературы, музыки и искусства, золотой век ознаменовал себя и как эпоха научного подъема России. Полузакрытая до того времени сокровищница русской культуры широко распахнула тогда двери для разнообразных памятников старины. На новую ступень эволюции вышла и российская археологическая наука. Именно тогда начались раскопки древнерусских курганов и грунтовых могильников IX-XII веков оставленных волжскими и окскими финнами – мерей и муромой. На территориях Ярославских, Ростовских. Суздальских, Владимирских, Муромских и Костромских земель, среди традиционного погребального инвентаря в этих захоронениях, археологи стали находить останки медвежьих лап или их глиняные скульптурки-имитации.Мистика и культ МедведяГлиняная медвежья лапа из раскопок Владимирских курганов. IX-XI веков.

Интересно, что глиняные лапы лежали в могилах среди кальцинированных костей в кострище, или рядом с погребальной урной, содержащей в себе пережженные человеческие кости. Рядом с лапами покоились загадочные кольца вылепленные из того же материала. Видимо и те и другие артефакты являлись отражением одного и того же древнего культа и имели чисто ритуальное предназначение. Разумеется, что эти глиняные «поделки» изготавливались живыми сразу после смерти их соплеменников, а во время похорон умерших помещались в их могилы. Согласно религиозным верованиям людей, которым принадлежали эти могильники глиняные медвежьи лапы и кольца, служили для облегчения пути душам умерших в «мир иной». Видимо, медвежьи лапы помещали в могилки покойным, с верой, что их души вселяются в медведей и вскарабкиваются в «верхний мир» по мировому древу. Или с верой в то, что души усопших могли взобраться на потусторонние горы и быть ближе к языческим богам.

Мировое дерево (древо) — в архаичной мифологии многих народов — вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Обычно, его ветви соотносятся с небом (миром богов — верхним миром), ствол — с земным миром – миром живых, корни — с преисподней.Мистика и культ Медведя

Исследователи считают, что медвежьи лапы и их глиняные имитации более характерны для погребального обряда финно-угорских племен: конечно, они являлись отражением их древнейшей этнической традиции — культа медведя. Видимо древнерусское население, оставившее курганные группы в Волго-Окском междуречье переняло у мери и муромы некоторые элементы их погребальной обрядности, в том числе древний финно-угорский обычай помещения в могилы покойным имитаций медвежьих лап вылепленных из глины. Как видите культ медведя налицо, однако, возникает вопрос, почему лапы, вкладываемые в могилки умершим, люди вдруг стали лепить из глины? А может, ответ прост, где же напасешься для множества мертвецов, столько живых медведей? Ведь добыть охотнику медведя, тем более в одиночку, в старину считалось поистине подвигом. Недаром русских медвежатников вышедших на свирепое лесное чудище с топором или рогатиной селяне называли «отпетыми», и провожали на очередной промысел, будто на смерть.Мистика и культ МедведяО вере в чудесные свойства медвежьих лап свидетельствуют этнографические и фольклорные материалы: в XIX-XX века, отрубленные медвежьи лапы и их глиняные имитации крестьяне бережно хранили, как обереги — охранявшие дом и очаг. Анализируя тексты сказок «Медведь на липовой ноге» записанные в Нижегородском Поволжье 29 раз, становиться понятным, что в глубокую старину во время перехода от табуирования медведя к охотничье-промысловому культу на этого зверя, на Нижней Оке люди действительно часто охотились на медведей. Согласно сюжету этих сказок в одних случаях раненый медведь, у которого люди отрубили лапу, приходит за свое лапой и съедает своих обидчиков, а в других – прощает их.

«…у берлоги, когда-то повенчанная»Мистика и культ Медведя

На территории Волго-Окского междуречья, в том числе на Нижегородчине, медвежий культ был распространен не только у древнейших племен неолита и бронзового века. Тысячелетиями позднее он еще ярко проявлялся в архаичных религиозных верованиях и культуре у русских и у поволжских финнов. В том числе медвежьи культы, как и медвежьи праздники, были распространены у коренных народов Урала, Сибири и таежных районов Севера.Мистика и культ МедведяВ особенности почитанием медведя славятся Зауралье и Прикамье – ареалы распространения, так называемого пермского звериного стиля. Так, в глубокую старину таежное население верило, что бляхи с изображением медведей являлись для их владельцев надежными оберегами, защищая их от различных напастей. Шаманы тамошних народов обязательно проводили на лапе медведя культовые обряды и священную клятву в честь духа «Медвежья Лапа». Считалось, что медведь обязательно покарает нарушившего ее и непременно найдет виновных для наказания. Кстати не только одни медвежьи лапы, клыки и когти являлись культовыми атрибутами язычников: священными, обережными или исцеляющими от болезней считались – череп, шкура, шерсть, глаза, сердце, кости и даже медвежий пенис.Мистика и культ МедведяПочему же в лесной полосе Европейской части России главенствовал медведь, а не какой-то другой зверь? Да потому что Топтыгин поражал людей своей могучей силой и человекоподобием.Мистика и культ МедведяВедь медведь, как и человек, ходит на задних лапах, путает следы в момент погони за ним, как и человек взбирался на деревья за медом. Рассказывают даже, что косолапый, любящий полакомиться малинкой и медом (отсюда и название медведя – мед-вед, то есть, знающий мед), подобно человеку пользуется орудиями труда. Так, с целью трамбования болотных кочек, он иногда таскает с собой чурбан или пенек. Считалось, что даже собаки лают на медведей так же, как и на человека. Говорят, что они будто бы, чуют под мишкиной шкурой человеческое существо. Интересно, что остальных животных и птиц собаки «облаивают» совсем по-иному. О человеческом происхождении Михайло Потапыча существовало множество преданий и поверий. Например, в XIX – XX веках население таежной Сибири верило, что медведь, когда то был человеком, "однако по велению Господа, за убийство своих родителей он превратился в хищного лесного зверя". От одной пожилой мордовки этнолог и филолог XIX века Алексей Шахматов записал: «Медведи – это проклятые люди. В старину проклянут человека, он обернётся медведем. У медведя ноги тоже человечьи и пятки тоже».Мистика и культ МедведяНа бескрайних просторах России, в том числе и в нашем Волго-Окском крае записаны предания, что косолапый даже крал человеческих женщин, сожительствовал с ними и хорошо понимал человеческую речь. Согласно же народным поверьям в результате сожительства медведя с «человеческими женщинами» у последних, якобы обязательно должны были родиться дети. В Поочье такие рассказы и песни можно встретить у мордвы. Так в одном из мордовских преданий медведь упоминается как один из прародителей. А в 1948 году в эрзянском селе Сабаево Кочкуровского района Мордовии был записан рассказ о том, как женщина пошла в лес по ягоды и не вернулась. Через какой-то промежуток времени односельчанка встретила эту пропавшую бабу в лесу, и та поведала, что она встретила медведя, который забрал ее к себе в жены.Мистика и культ МедведяЗдесь стоит привести реальный случай, называемый в народе «медвежьей свадьбой». Произошел он в деревне Воронье Поле Олонецкой губернии в первой половине 1920-х годов. Случилось так, что один тамошний медведь просто озверел: то и дело он выходил из лесу и задирал скот. Тогда отчаявшиеся крестьяне решили «девкой отделаться», то есть отдать в жены хозяину леса девушку. К тому же старики настояли на том, что не какую-то там простушку отдать, а как встарь деды делали, самую, что ни на есть, раскрасавицу. На том мужики и порешили, а затем бросили жребий, выпавший на крестьянскую девушку Настю. Жалко конечно было девку крестьянам, но делать нечего. Отловили они Настеньку, разодели, словно невесту, украсили ее голову красивым веночком и поволокли бедняжку в темный лес. Притащили они ее рыдающую к медвежьему логову, привязали к дереву, и со словами: «Не осуди, Настюшка, ублажай медведушек. Заступись за нас, кормилица, не дай лютой смертью изойти!» – оставили в темной чаще. Однако не довелось осуществиться их коварному языческому обряду: до смерти напуганная девушка ослабила веревку и убежала в соседнюю деревню. Впоследствии, когда стариков, намеревавшихся принести кровавую человеческую жертву лютому зверю, допрашивали, где следует, они лишь испуганно хлопали глазами и вторили: «Обрядно это… исстари так ведется».Мистика и культ МедведяСовершенно уникальный обряд, свидетельствовавший о бытовании на Нижегородчине древнего культа медведя, прослежен в фольклоре мордвы-эрзи. Так в конце XX века, в эрзянском селе Какино Гагинского района, во время праздника Зеленые святки селяне разыгрывали действо, истоки которого в своей основе имели элементы охотничье-промыслового культа и некогда бытовавших медвежьих жертвоприношений. В кульминации празднества какинская мордва-эрзя сбрасывала в пруд Автая (медведя) которого изображал один из тепло одетых (будь то бы в медвежью шкуру) селян. Не давая вылезти «медведю» на берег, эрзяне топили его в грязном пруду и согласно правилам ритуала Автай должен был несильно сопротивляться. По мнению нижегородского филолога Николая Морохина в глубокую старину этот обряд преследовал своей целью приношение в дар мордовской богине вод Ведяве реального медведя – самую лучшую добычу эрзянских охотников. Нечто похожее было замечено и в свадебном обряде Кочкуровского района Мордовии. Там ряженый в медведицу человек вел молодых к реке или пруду и в танце имитировал рождение у нее медвежонка.Мистика и культ Медведя

http://nn.mk.ru/articles/2014/07/28/o-kulte-medvedya-v-nizhe...

Картина дня

наверх