На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    К сожалению, за потерю кормильца платят только до 18 лет(((Вы сказали, что м...
  • Виталий Кирпиченко
    У моей бабушки было два сына, оба "пропали без вести" -- один в 42, второй в 43 году. Ей никаких льгот за потерю сыно...Вы сказали, что м...
  • ВераВерная
    Сергей, пишите ещё, а нам интересно, куда ваши посты размещать будут)))Экстрасенсы. Вери...

Говорите, ничего не строится? 50 самых дорогих «строек века»

Перед вами - самые дорогие строительства и вложения России, начиная с 2000-го года – когда президентом нашей страны стал Владимир Путин. Проектов бюджетом более десятка миллиардов рублей – несколько сотен. И это - не считая, крупные - зарубежные. Так, в атомной энергетике общая стоимость строящихся зарубежных станций превышает 6 триллионов рублей, а самая дорога АЭС – «Аккую» - (1 триллион 400 миллиардов) возводится в Турции.Вот ТОП-50, куда входят проекты на территории России стоимостью не менее 150 миллиардов рублей:

1. ГАЗОПРОВОД «СИЛА СИБИРИ» - 2 триллиона 900 миллиардов рублей

Это один из самых дорогих объектов нашей планеты! Дороже обошлась только международная космическая станция.Совместный российско-китайский проект «Сила Сибири» строится с целью поставки голубого топлива из Якутии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Основа ресурсной базы – Ковыктинское и Чаяндинское месторождения в Иркутской области и Якутии. Разработка проекта началась в 2012 году, а первая поставка газа в Китай запланирована на 2018 год.

Из-за падения курса рубля трубопровод «Сила Сибири» подешевел– стоимость магистрали и обустройства месторождений в Восточной Сибири может снизиться с первоначальных $55 млрд. до $44,3 млрд., подсчитали аналитики Газпромбанка.

По газопроводу «Сила Сибири», имеющему протяженность 4000 километров, «Газпром» намерен экспортировать в Китай 38 млрд. куб. м газа в год в течение 30 лет по контракту с CNPC, который может достичь 400 миллиардов долларов!

При этом существуют и скептические мнения по поводу главной «стройки века». Даже при снижении долларовой стоимости «Сила Сибири» слишком дорога, чтобы сделать поставки газа в Китай хотя бы безубыточными – в этом уверен директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Эксперты по китайскому рынку WoodMackenzie и IHS Energy ожидают, что потребление газа в Китае будет расти благодаря электроэнергетике и транспорту. Но российский трубопроводный газ достаточно дорог для Китая, учитывая альтернативу в виде СПГ.

Сценарии потребления газа в Китае к 2020-му году отличаются на 65 млрд. куб. м. Но вот к 2030 году потребление газа в Китае может достичь примерно 500 млрд. куб. м в год, что открывает возможность увеличения трубопроводных поставок по долгосрочным контрактам.

Особенности «Силы Сибири» заключается еще в том, что в Китай пойдёт практически чистый метан, а другие, более ценные составляющие природного газа, такие как гелий, будут отделяться на строящемся в рамках проекта гигантском Амурском газоперерабатывающем заводе.

2. ЗАВОД ЯМАЛ СПГ – 1 триллион 650 миллиардов рублей

Частично введённый в строй ранее мегапроект на полуострове Ямал примечателен еще и строительством завода по сжижению природного газа, а также всей необходимой транспортной и обслуживающей инфраструктуры. Завод мощностью 16,5 млн. тонн СПГ в год будет работать на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, доказанные и вероятные запасы газа на котором составляют 927 млрд. м³.В 2017 году была введена в строй первая очередь проекта со всеми объектами инфраструктуры.

3. ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В СОЧИ, 2014 – 1 триллион 500 миллиардов рублей

XXII Зимние Олимпийские игры в Сочи стали второй Олимпиадой в России после Москвы-1980 и крупнейшим инфраструктурным проектом страны с начала 90-х годов. Это - первая зимняя Олимпиада в субтропиках, причём впервые все спортивные объекты зимних олимпийских игр были компактно собраны в двух кластерах — в прибрежном кластере (Олимпийском парке) на берегу Чёрного моря, и - в горном (Красной Поляне).Кроме спортивных сооружений, стоимость которых доходит до нескольких десятков миллиардов рублей (как, например, стадион «Фишт»), к Зимней Олимпиаде было построено большое количество офисной и гостиничной недвижимости. В частности - основная олимпийская деревня, основная горная олимпийская деревня, дополнительная горная олимпийская деревня, горная медиадеревня, главный медиацентр, крупнейший в Европе гостиничный комплекс «Azimuth Hotels Sochi».

Также в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи было введено в строй множество инфраструктурных объектов, часть из которых является крупнейшими - дублёр Курортного проспекта г. Сочи (не менее 100 млрд. рублей), совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» в Красной поляне (240 млрд. рублей), Адлерская ТЭЦ (19-23 млрд. руб.), реконструкция сетей распределения электроэнергии в районе Сочи (30 млрд. руб.), порт Сочи Имеретинский (13 млрд. руб.), газопровод (подводный) Джубга — Лазаревское — Сочи (32 млрд. руб.), Джубгинская ТЭС (13 млрд. руб.), реконструкция аэропорта Сочи (Адлер) (23 млрд. руб.), усиление инфраструктуры железнодорожной линии Туапсе — Адлер (13,5 млрд. руб.).

Также в связи с Олимпиадой была активизирована реконструкция отдельных участков автодороги М4 «Дон» (Москва-Новороссийск), на что выделялись десятки миллиардов рублей ежегодно.

РАСШИРЕНИЕ МОСКОВСКОГО МЕТРО – 1 триллион 300 миллионов рублей

Программа строительства метро, начатая командой Сергея Собянина, предполагает появление более 160 км новых линий и 78 станций. Это снизит нагрузку на действующую сеть метро и обеспечит шаговую доступность для 93% жителей города.

При утверждении программы метростроения в 2012 году ее стоимость оценивалась в 900 миллиардов рублей. Потом ее несколько раз пересматривали. Если суммировать потраченные средства и заложенные в адресной инвестиционной программе на 2015-2018 года, то программа оценивается уже в 1,3 триллион рублей, утверждают «Ведомости».

Частично метро подорожало из-за включения в программу строительства новых линий – например, замкнули кольцо Третьего пересадочного контура, продлили Сокольническую линию от «Саларьево» до «Столбово». Затраты на строительство на метро увеличиваются в том числе из-за непроработанной проектной документации – порой предварительная стоимость объекта и реально отличается кардинально.

Сейчас на строительстве метро работает одновременно более 15 проходческих щитов, — сопоставимые цифры ранее были только в Пекине и в Шанхае, а в советское время это число не превышало пяти.Продление Калининско-Солнцевской линии запланировано до аэропорта Внуково. Станция Внуково будет выполнена в наземном варианте из-за необходимости интеграции с аэропортом.

Особо крупным проектом является строительство транспортно-пересадочного узла «Рязанская», который строится на пересечении Большого кольца, Кожуховской линии, Московского центрального кольца и Горьковского направления Московской железной дороги.

В целом программа строительства Московского метрополитена будет завершена в 2020 году, но часть проектов выходят за этот период. Третий пересадочный контур должен полностью замкнуться лишь в 2022 году, участок «Третьяковская» - «Волхонка» - «Деловой центр» - в 2023-м году, а «Столбово» - «Десна» - в 2024 году.

5. РАЙОН «АКАДЕМИЧЕСКИЙ», г. ЕКАТЕРИНБУРГ – 1 триллион 240 миллиардов рублей

Крупнейший, по некоторым оценкам, строительный проект в Европе. В рамках проекта предполагается строительство в две очереди до 2026 г. крупного городского района со следующими параметрами: площадь участка — 1300 га, население — 325 тыс. человек, жилая площадь — 9 млн. м², автомобильные стоянки — 160 000 машиномест, социально-торговые объекты в зоне пешеходной доступности — 1,8 млн. м², общественные, деловые, спортивные и культурные объекты — 2,4 млн. м².Работы по проекту начались в 2006 году, непосредственно жилье начали строить - в 2007-м.

6. ПЕРЕХОД НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЕ ТОПЛИВО СТАНДАРТА ЕВРО-5 – 1 триллион рублей

В 2011 году в России была принята программа по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и вводу новых мощностей вторичной переработки нефти с целью перехода на выпуск экологичного топлива и ликвидацию нехватки горючего в стране, вызванной по высказанному ранее мнению Владимира Путина сговором производителей.Переход на экологически безопасное топливо на самом деле был запланирован ещё при принятии соответствующих стандартов в 2008 году. Однако немногие предприятия включились в его реализацию, фактически сорвав не только переход, но и ограничив объёмы выпуска топлива, приведшие к его нехватке в 2010 году. Дело кончилось тем, что после прямого вмешательства высших уровней власти в июле 2011 года нефтяные компании подписали соответствующее соглашение с Федеральной антимонопольной службой России, Ростехнадзором и Росстандартом.

В ходе модернизации нефтеперерабатывающих заводов до 2020 г. нефтяные компании реконструируют и построят на своих предприятиях 124 установки вторичных процессов. Ожидалось, что в период с 2011 по 2015 годов нефтяники проинвестируют около 1 трлн. рублей и с 1 января 2016 года в стране будет выпускаться топливо только стандарта Евро-5. Позднее срок полного перехода на этот стандарт для бензина за пределами Москвы был передвинут на полгода, но с 1 июля 2016 года топливо стандарта ниже Евро-4 было полностью запрещено к продаже, что ознаменовало окончание основной части проекта.

7. ГАЗОПРОВОД БОВАНЕНКОВО-УХТА -989 миллиардов рублей

Газопровод длиной около 1,1 тыс. км., полностью введенный в строй в январе 2017-го года, служит транспортировкой газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая нитка газопровода введена в строй в октябре 2012 года, к чему заранее подготавливался и примыкающий участок газотранспортной системы Ухта-Торжок.8. ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ -2018 – 683 миллиарда рублей

21-й чемпионат мира по футболу пройдёт в 2018 году в России, с 14 июня по 15 июля. Россия впервые стала страной-хозяйкой чемпионата мира по футболу. Также впервые же в истории чемпионат пройдёт в 11 городах, расположенных на значительных расстояниях друг от друга - на северо-западе европейской России (Калининград, Санкт-Петербург), в центре (Москва), в Поволжье (Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саранск), на юге (Ростов-на-Дону, Сочи), а также в Азии (Екатеринбург).

Расходы на спортивную инфраструктура, прежде всего стадионы, составляют – 265 миллиардов рублей, транспортную инфраструктуру – 228, операционные затраты на организацию – 116, на прочую инфраструктуру – 74.9. РАЗРАБОТКА НЕФТЕГАЗОВОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ САХАЛИН-2 – 670 миллиардов рублей

Проект по разработке нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина — Пильтун-Астохского и Лунского - вводился в строй с конца 2008 по 2010 года. Общие запасы месторождений составляют свыше 600 млрд. м³ газа и 170 млн. т нефти и конденсата.

Газ поставляется на российский Дальний Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион (в основном в Японию) и в Северную Америку.В рамках проекта построены следующие крупные объекты инфраструктуры - первые морские нефтегазодобывающие платформы в России («Моликпак», «Пильтун-Астохская-А», «Пильтун-Астохская-Б», «Лунская-А» ), транссахалинская трубопроводная система — включая две нитки трубопроводов для нефти и газа длиною по 800 км, объединённый береговой технологический комплекс по переработке газа и конденсата, Сахалинский завод сжиженного природного газа — это первый завод по производству сжиженного природного газа в России (запущен в 2009 году). Завод входит в комплекс «Пригородное», также включающий порт с терминалом по отгрузке нефти и причалом для судов, перевозящих СПГ.

Почти 400 миллионов долларов из суммы проекта вложены в модернизацию инфраструктуры Сахалина (дороги, мосты, больницы, морские порты и аэропорты). C 2011 года «Сахалин-2» начал приносить прибыль государству — начались крупные выплаты в бюджет (более 1 млрд. долларов), всего до окончания проекта государство должно получить более 100 млрд. долларов налогов и прочих выплат.

10. САММИТ АТЭС 2012, Г. ВЛАДИВОСТОК – 660 миллиардов рублей

Ежегодный саммит лидеров экономик стран АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) впервые проходил в России. В рамках его подготовки было решено значительно улучшить инфраструктуру Владивостока и Приморского края. Только на газификацию было выделено 300 млрд. рублейВ рамках подготовки к саммиту были введены следующие крупные объекты - мост на остров Русский (Русский мост – на фото), мост через бухту Золотой Рог (Золотой мост), автотрасса «пос. Новый — п-ов Де-Фриз — станция Седанка — бухта Патрокл» (включая мост через Амурский залив), первая очередь газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток, Кампус Федерального Дальневосточного университета во Владивостоке, реконструкция аэропорта «Владивосток» (Кневичи).

Строительство части крупных объектов продолжалось и после завершения саммита. Это прежде всего Океанариум во Владивостоке и автодорога Владивосток — Находка — порт Восточный.

11. РАЗВИТИЕ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ - 658 миллиардов рублей

Грандиозных размеров проект, финансируемый в рамках Федеральной целевой программы по развитию Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года, предусматривает фактически радикальное преображение всего Крымского федерального округа с тем, чтобы он не только достиг уровня развития остальных регионов страны, но и стал регионом-донором. Проект хоть и является очень затратным, но обещает достаточно быстро окупиться в связи с сильным дефицитом в России, как туристических побережий тёплых морей, так и портовых мощностей.

В рамках проекта планируется или уже реализован ряд крупных строительств. Прежде всего, это мост через Керченский пролив с железнодорожными и автодорожными подходами (Крымский мост, открытый – пока без железнодорожной ветки - Президентом РФ 15 мая 2018 года). Его стоимость оценивается в 257 миллиардов рублей. Кроме того, в общий проект развития Крыма входят подводный кабельный переход КЛ 220 кВ через Керченский пролив для присоединения Крыма к общероссийской энергосистеме (13,8 млрд. рублей), реконструкция международного детского центра «Артек» (21 млрд. рублей), развитие Евпаторийского туристско-рекреационного кластера детского отдыха (14 млрд. рублей), развитие еще пяти туристско-рекреационных кластеров полуострова.

Введены в строй или достраиваются Симферопольская и Севастопольская ТЭЦ, газопровод Краснодарский край – Крым (20 млрд. рублей), проведена реконструкция аэропорта Симферополя.

Планируется обеспечение независимой энергогенерации в Крыму с помощью малых газотурбинных энергоблоков российского производства (в общей сложности нужно обеспечить дополнительные 900МВт мощности).

12. ГАЗОПРОВОД «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2» - 610 миллиардов рублей

4 сентября 2015 года Газпром подписал контракт по строительству газопровода «Северный поток-2». Вместе с ним в консорциум вошли ещё пять компаний: немецкая E.ON и BASF/Wintershall, австрийская OMV, французская Engie и англо-голландская Shell. Производство комплектующих для проекта началось в 2016 году, а прокладку его подводной части планируется начать в 2018 году. Завершение строительства газопровода, который будет состоять из двух веток суммарной пропускной способностью 55 млрд. м³ в год, запланировано на 2019 год.Строительство «Северного потока-2» теоретически позволит России полностью отказаться от транзита через украинскую ГТС, отчего Украина потеряет 2 млрд. долларов ежегодных транзитных доходов.

В результате этого процесс согласования строительства продолжается. А во главе противников «Северного потока-2» вместе с Украиной выступили США, рассчитывающие на поставку в Европу своего сжиженного газа.

13. «МОСКВА-СИТИ» - 610 миллиардов рублей

На сегодняшний день построено 12 из 23 уникальных зданий комплекса, каждое из которых можно отнести к крупнейшим российским проектам. 7 объектов находятся в стадии строительства и еще 4 только планируется возвести.Вот только некоторые из башен:

Вторая очередь комплекса «Федерация» — это башня «Восток». Ее высота - 360 м. От строительства ранее планировавшегося шпиля с общей высотой в 506 м решено было отказаться. Стоимость всего проекта «Федерация» составила 1,2 млрд. долларов. В самом начале 2018 года башня была высочайшим зданием в Европе. Комплекс был полностью достроен в ноябре 2017 года.

«Меркурий Сити» — самое высокое здание в Европе с конца 2012 года - до появления «Востока». Это небоскрёб высотой 338,82 м, а его общая площадь - 174 тыс. м². Объем инвестиций в строительство оценивался в 1 млрд. долларов.

Башня «Эволюция». Комплекс с 48-этажным закрученным по спирали небоскрёбом строился с 2007 года. Ранее имел название «City Palace», также его часто называют «Дворец Бракосочетаний» из-за того, что на небольшой части площадей комплекса планировалось разместить крупнейший дворец бракосочетаний Москвы. Общая площадь комплекса 169 тыс. м². Строительство завершено в 2015 году.

Многофункциональный комплекс «Око». Комплекс общей площадью 430 тыс. м² включает в себя два небоскрёба (офисный в 49 и жилой в 85 этажей) и крупное здание с гостиницей и автостоянкой. Стоимость проекта оценивается в 1,2 млрд. долларов. Комплекс введён в строй в 2015 году.

Башня «Евразия» строилась с 2004 году, а ввведёна в строй в 2015 году. Общая площадь проекта 208 тыс. м².

Многофункциональный комплекс «IQ-квартал». Комплекс, строящийся с 2013 г. занимает площадь в 1 гектар и состоит из трёх высотных зданий высотой 21, 33 и 42 этажа общей площадью 228 тыс. м². В подземной части комплекса располагается транспортный терминал для связи с аэропортами «Шереметьево» и «Внуково».

Центральное ядро. Крупнейший комплекс, включающий подземную и надземную части общей площадью 530 тыс. м². В состав комплекса входят три станции метрополитена («Деловой центр», «Выставочная», а также будущая Калининско-Солнцевской линии и третьего пересадочного контура), паркинг, торговый центр, концертный зал, гостиница, городская площадь и т. д.

14. АВТОМОБИЛЬНАЯ МАГИСТРАЛЬ «МЕРИДИАН» (ШАНХАЙ — ГАМБУРГ) НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ – 594 миллиарда рублей

Трансевразийская платная автомобильная дорога. Также станет первой частной автомагистралью в России. Завершено строительство участков магистрали, расположенных на территории Китая и Казахстана. Российская часть магистрали общей длиной 1997 км пройдёт по территории Оренбургской, Самарской, Саратовской, Тамбовской, Липецкой, Орловской, Брянской и Смоленской областей.Обсуждение строительства велось как минимум с 2015 года. Выкуп земли под строительство ведётся с 2016 года. Дорожное полотно трассы будет бетонным, что приведёт к цене строительства в размере 300 млн. рублей за один километр, а также к гарантийному сроку в 30 лет без ремонта.

В марте 2018 года было начато строительство в Оренбургской области

15. КОМПЛЕКС «ЗАПСИБНЕФТЕХИМ», г. ТОБОЛЬСК – 580 миллиардов рублей

Одно из крупнейших в Евразии предприятий по глубокой переработке углеводородного сырья строится с 17 февраля 2015 года в Тобольске. На заводе будут построены установки пиролиза мощностью 1,5 млн. тонн этилена, около 500 тыс. тонн пропилена и 100 тыс. тонн бутан-бутиленовой фракции (ББФ) в год, а также установок по производству полиэтилена различных марок общей мощностью 1,5 млн. тонн в год и установки по производству полипропилена мощностью 500 тыс. тонн в год.16. РЕКОНСТРУКЦИЯ БАМА И ТРАНССИБА (БАМ-2) – 562 миллиарда рублей

Комплексная реконструкция обеих крупнейших железнодорожных магистралей Сибири и Дальнего Востока — Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, известная также как БАМ-2, позволит вдвое увеличить пропускную способность БАМа - с 16 до 32 пар поездов в сутки. В рамках проекта предусматривается строительство и реконструкция около 500 км вторых путей, 90 станций, 47 разъездов, 680 км линий автоблокировки, 350 км контактной сети, 19 тяговых подстанций, 85 мостов, а также крупного нового Байкальского тоннеля.17. СКОРОСТНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА МОСКВА — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (М11) – 550 миллиардов рублей

Автомагистраль длиной около 700 км, большую часть которой построена на условиях частно-государственного партнёрства, сделана платной. Строительство дороги началось в 2010 года и тут же послужило поводом к шумихе вокруг Химкинского леса. На конец 2017 года введёны в строй крупная реконструированная Бусиновская развязка на МКАД и первые три участка дороги: обход Вышнего Волочка (км 258 — км 334), участок от МКАД до Солнечногорска (км 15 — км 58), он же обход города Химки, соединяющий Москву с аэропортом Шереметьево и крупнейшими городами на северо-западе Московской области, обход Торжка (км 208 — км 258).В целом строительство трассы планируется завершить в конце 2018 года.

18. РЕКОНСТРУКЦИЯ ТУАПСИНСКОГО НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ЗАВОДА – 470 миллиардов рублей

Проект коренной модернизации завода предусматривает строительство практически нового нефтеперерабатывающего предприятия на имеющейся площадке. Работы начались в 2005 году. Мощность завода возросла с 4,4 до 12 млн. тонн нефти в год, глубина переработки - с 56 % до 98,7 %.Завод стал крупнейшим в Европе по глубокой переработке нефти.

19. ГАЗОПРОВОД САХАЛИН — ХАБАРОВСК — ВЛАДИВОСТОК (ВТОРАЯ ОЧЕРЕДЬ)- 467 миллиардов рублей

Газопровод длиной около 1,8 тыс. км для транспортировки газа с севера Сахалина в Приморье. Первый пусковой комплекс длиной 1350 км введен в строй в 2011 г. Второй пусковой комплекс планируется к строительству.20. ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ – 450 миллиардов рублей

Создаваемый при участии компании «Курорты Северного Кавказа» туристическо-курортный кластер, должен стать крупнейшим кластером горнолыжных курортов в мире. В настоящий момент в создаваемый кластер включены следующие всесезонные туристско-рекреационные комплексы:

- Лаго-Наки (Адыгея) — ближайший к Черноморскому побережью курорт

- Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкария) — курорт откроется одним из первых, с перепадом высот 1944-4164 метров он должен стать самым высоким в Европе и Азии и вторым по высоте в мире после курорта Мерида в Венесуэле

- Архыз (Карачаево-Черкесия) — известен источником минеральной воды, будет развиваться как горнолыжный и санаторно-курортный бальнеологический центр

- Мамисон (Северная Осетия) — всесезонный горнолыжный и бальнеологический курорт;

- Цори (Ингушетия) — горнолыжный курорт и центр этнического туризма;

- Армхи (Ингушетия) — горнолыжный курорт, центр этно- и экотуризма;

- Матлас (Дагестан) — горнолыжный и бальнеологический курорт, а также центр этнического туризма;

- Каспийский прибрежный кластер (Дагестан) — здесь будут созданы пляжные курорты на берегу Каспийского моря.Около 60 миллиардов рублей из федерального бюджета будет потрачено только на создание транспортной и инженерной инфраструктуры. Создание кластера позволит трудоустроить до 160 тысяч человек. Ожидается, что к 2020 году турпоток на курортах Северного Кавказа вырастет с нынешнего показателя в 1 млн. туристов до 10 миллионов в год. Пропускная способность горнолыжных трасс должна составить 150 тысяч человек в день, будет создано до 90 тысяч мест в гостиницах.

21. ГЛОБАЛЬНАЯ СПУТНИКОВАЯ НАВИГАЦИЯ ГЛОНАСС – 448 миллиардов рублей

Одна из двух существующих в мире систем глобальной спутниковой навигации. Доступ к ГЛОНАСС предоставляется по всему миру безвозмездно и без ограничений.В настоящий момент немного уступает американскому GPS по точности, однако в перспективе должен превзойти её, так как спутники ГЛОНАСС в своём орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им бо́льшую стабильность. Уже сейчас ГЛОНАСС работает лучше, чем GPS в северных широтах.

Первоначально введена в строй в 1993—1995 годов, но позднее утратила работоспособность из-за малого срока службы спутников и нехватки финансирования. В 2001—2011 годах на повторное развёртывание системы, включая разработку новых спутников, было выделено 117 млрд. рублей, на её развитие в 2012—2020 годах - ещё 331 млрд. рублей.

17 февраля 2016 года был принят в эксплуатацию первый спутник нового поколения ГЛОНАСС-К, запущенный 1 декабря 2015 года.

Другие системы навигации — такие как китайский Бэйдоу — пока являются сугубо локальными и выйдут на всемирный охват не ранее 2020 года.

22. ГАЗОПРОВОД «ТУРЕЦКИЙ ПОТОК» - 430 миллиардов рублей

Новый газопровод по дну Чёрного моря из России в Турцию, в дополнение к построенному ранее «Голубому потоку», решили построить в конце 2014 года. Для строительства газопровода будет использована инфраструктура, ранее строившаяся для отменённого газопровода «Южный поток», который должен был проходить по дну Чёрного моря от Кубани в Болгарию и далее вглубь ЕС. Строительство «Южного потока» в Кубани началось в 2012 году, а в 2014 было прервано. Строительство по новому проекту начало развёртываться с мая 2015 года.Газопровод пройдет 660 км в старом коридоре «Южного потока» и 250 км в новом коридоре, выйдя на сушу в европейской части Турции.

Мощность «Турецкого потока» составит до 32 млрд. м³ газа в год.

23. ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «АЛАБУГА» – 378 миллиардов рублей

Успешно достигнувшая размера крупного проекта ещё в 2012 году, особая экономическая зона «Алабуга» является крупнейшей в Российской Федерации. В настоящее время в ОЭЗ «Алабуга» уже действует 15 заводов. К 2020 году планируется достичь объёма заявленных инвестиций в 378 млрд рублей.24. ВАНКОРСКОЕ НЕФТЕГАЗОВОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ – 375 миллиардов рублей

Месторождение на севере Красноярского края было открыто в 1988 году. Активное освоение началось в 2006-м, запущено в эксплуатацию в присутствии Владимира Путина - в 2009 году. До 2011 года были построены 117 нефтяных скважин на 14 кустах. Запущена установка предварительного сброса воды с цехом поддержания пластового давления, цех выработки дизельного топлива мощностью 50 тыс. тонн в год. Построено более 150 км внутрипромысловых нефтепроводов, 60 км газопроводов, около 100 км автодорог, 700 км линий электропередачи и вахтовые посёлки на несколько тысяч человек. Также для транспортировки добываемой нефти был построен крупный нефтепровод Ванкор-Пурпе.25. УНИЧТОЖЕНИЕ ЗАПАСОВ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ – 330 миллиардов рублей

Проект предусматривал уничтожение отечественных запасов химического оружия и связанной с ним инфраструктуры. Реализация этого решения связана не только с соответствующими международными соглашениями, но также с моральным и физическим устареванием имеющихся запасов химического оружия, которое копилось по всему миру со времён Первой мировой войны из-за отсутствия безопасных способов утилизации (не считать же таковыми практиковавшееся одно время утопление в морях или «забывание» на возвращаемых владельцам заморских базах).В прессе имелись сообщения, что подписание соответствующих договоров связано с разработкой нового поколения бинарных, - то есть активизирующихся при смешивании нескольких неядовитых компонентов уже в процессе полёта к цели, - отравляющих веществ. Что делает ненужной какую-либо специальную подготовку для производства такого оружия в случае необходимости.

В рамках проекта реализованного с 1996 по 2017 годы были построены 7 объектов по уничтожению химического оружия, а последний химический боеприпас был торжественно утилизирован в Удмуртии 27 сентября 2017 года.

26. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОЛЬЦЕВАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА (ЦКАД) – 313 миллиардов рублей

Кольцевая автострада длиной 520 км в 30-70 км от МКАД должна пройти в основном на месте ныне существующей трассы А-107 — Московского малого кольца (Малой бетонки). Строительство началось 26 августа 2014 года.27. КОСМОДРОМ «ВОСТОЧНЫЙ» - 300 миллиардов рублей

В августе 2010 года был заложен первый камень в строительство космодрома Восточный, а уже в апреле 2016 года с космодрома на орбиту были выведены 3 искусственных спутника Земли.

Общая площадь объекта составляет 700 кв. километров.Первая очередь космодрома, построенная ранее, позволила запускать ракеты-носители семейства «Союз» среднего и, видимо, лёгкого (Союз-2.1в) класса. После строительства второй очереди космодром позволит запускать ракеты-носители тяжёлого класса семейства «Ангара».

В 2017 году на Восточный было доставлено первое изготовленное оборудование для второй очереди космодрома, а непосредственно строительство стартового комплекса планируется начать в мае 2018 года.

Всего на космодроме планируется строительство более 400 сооружений, в том числе 120 сооружений технического и стартового комплексов, 11 объектов аэродромного комплекса со взлётно-посадочной полосой длиной 4500 м, инженерных коммуникаций протяжённостью 88 км, автомобильных и железнодорожных путей общей протяжённостью более 170 км, 30 объектов социально-культурного и бытового назначения и 42 жилых домов.

Для 12 000 сотрудников космодрома рядом на площади 140 га строится город Циолковский, который станет первым в России населённым пунктом, названным в честь основоположника космонавтики Константина Циолковского. Название предложил Владимир Путин во время посещения стройплощадки Космодрома «Восточный» на день Космонавтики 12 апреля 2013 года.

Предполагается, что после 2021 года Россия перестанет быть зависимой от использования оставшегося на территории Казахстана Байконура во всех аспектах космических программ. Прежде всего, это касается пилотируемой космонавтики и запуска тяжёлых ракет-носителей.

До 2030 года на космодроме планируется дополнительно создать инфраструктуру для новой сверхтяжёлой ракеты, предназначенной для освоения дальнего Космоса и, в частности, Луны.

28. ПОРТ УСТЬ-ЛУГА – 285 миллиардов рублей

В настоящее время порт продолжает активно строиться. Онначал работу в 2001 году, но, быстро разрастаясь, в 2012 году обработал уже 46,8 млн. тонн грузов в год, в 2016 году - 93,4 млн. тонн. Планируется, что к 2020 году грузооборот должен достичь показателя 180 млн. тонн в год, а к 2025 году — 191 млн. тонн в год.29. КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ НИЖНЕГО ПРИАНГАРЬЯ – 274 миллиарда рублей

Крупнейший проект комплексного освоения территорий, выполняемый на условиях частно-государственного партнёрства. Включает строительство инфраструктурных и промышленных объектов в пяти районах Красноярского края в нижнем течении Ангары, в результате чего этот регион перестает быть таёжной глушью.В рамках проекта уже реализованы в большей степени следующие крупные проекты - Богучанские ГЭС , алюминиевый завод и лесопромышленный комплекс. Ведется подготовка к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС, строительство автодороги Канск — Абан — Богучаны — Кодинск, строительство моста через Ангару (автодорожного, но с расширенными опорами, позволяющими достроить железнодорожный ход и превратить мост в совмещённый), строительство железнодорожной линии Карабула — Ярки.

Проект подвергался серьёзной «экологической» критике в интернете (для чего даже действует несколько специальных сайтов) под лозунгом того, что он, дескать, предусматривает только «разграбление» территории. Однако создатели проекта подчеркивают, что лесоперерабатывающий комплекс использует возобновляемое сырье, алюминиевый завод — привозное, а ГЭС и дороги вывезти как-то проблематично.

Данный проект связан с планирующимся аналогичным проектом Ангаро-Енисейского кластера (также подвергающегося троллингу), объекты которого будут располагаться ещё ниже по течению Ангары. Также считается, что реализация этих проектов может открыть путь к строительству Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, которая должна пройти параллельно Транссибу по северным берегам Ангары и Оби.

30. ВНЕДРЕНИЕ СЕТЕЙ 4G LTE – 270 миллиардов рублей

Внедрение сетей мобильной связи (интернета и телефонии) четвёртого поколения (4G) по технологии LTE было начато в 2010 году компанией Yota. Затем к проекту подключились операторы большой тройки (МТС, Мегафон, Билайн). С 2011 года началась коммерческая эксплуатация LTE в Новосибирске, а на начало 2013 года сетями LTE было охвачено уже более двух десятков крупных городов в России.К 2018 году «Мегафон» и китайская компания Huawei планируют развернуть в России в опытном режиме сеть связи пятого поколения (5G).

31. ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЕ АВИАДВИГАТЕЛИ ПД-14 И ПД-35 – 255 миллиардов рублей

Разработка современного двигателя ПД-14 тягой 14 тонн - прежде всего для перспективного авиалайнера МС-21, а также других гражданских самолётов - ведётся с 2008 года. В 2018 году он должен быть сертифицирован в России, в 2019-м - в Европе. Полностью проект планируется завершить до 2020 года, а в дальнейшем - на его основе - создать целое семейство авиационных двигателей тягой от 7,9 до 20 тонн.Турбовентиляторный двигатель ПД-35, предназначенный для перспективных широкофюзеляжных российских и российско-китайских гражданских самолётов, разрабатывается с 2016 года. Стоимость проекта оценивается в 180 млрд. рублей на 10 лет, при этом сами самолёты на момент начала работ над двигателем ещё полноценно не проектируются, так как цикл разработки современных реактивных авиадвигателей вдвое больше, чем современных самолётов.

32. КРЫМСКИЙ МОСТ – 247 миллиардов рублей

Входит в пункт 11 нашего рейтинга - «Развитие Крыма и Севастополя», но Крымский мост и сам по себе имеет грандиозные масштабы.Планы строительства моста между Крымским и Таманским полуостровами существовали ещё с царских времён, а во время Великой Отечественной войны он даже был построен и проработал несколько месяцев. Мост был возведён в 1944 году советскими войсками из заготовленных отступившей немецкой армией материалов, однако уже через три месяца в первую же зиму был разрушен льдами, так как не имел ледорезов.

Обсуждение его строительства были и после войны, однако сложность и дороговизна проекта привели к тому, что в то время дело закончилось открытой в 1954 году Керченской паромной переправой. Впоследствии проект регулярно обсуждался и до, и после развала СССР. Руководители России и Украины периодически делали заявления и подписывали договорённости на данную тему (последние — в декабре 2013 года). В начале 2014 года в ходе кризиса вокруг Крыма российское Правительство начало практические шаги по разработке проекта перехода через пролив.

Оптимальным был признан вариант строительства за 3,5 года двух совмещённых мостов, соединяющих остров Тузла с берегами Керченского пролива в районе бывшей Крепости Керчь. В проект вошли создание совмещённого автомобильно-железнодорожного мостового перехода и затраты на строительство подходов к нему (25,8 км автодорог и 83 км железных дорог). Пропускная способность моста с двухполосной железной дорогой будет соответствовать пропускной способности Транссиба. Мост будет пропускать порядка 100 млн. тонн грузов в год и достаточное количество пассажирских поездов. Его общая длина – 19 км.

15 мая 2018 года Владимир Путин, проехав по построенному мосту на «КАМАЗе» за 16 минут, объявил его открытым.

33. НЕФТЕПРОВОД ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ – ТИХИЙ ОКЕАН – 243 миллиарда рублей

Вторая очередь прокладки нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан завершилась в декабре 2012 года. Основная цель его сооружения — диверсификация экспорта российской нефти. Проект реализовывался в две очереди - первый был реализован в 2006—2009 годах.ВСТО-2 включает нефтепровод Сковородино — Благовещенск — Биробиджан — Хабаровск — порт Козьмино длиной 2046 км мощностью 50 млн тонн в год и расширение до той же мощности трубопровода Тайшет — Усть-Кут — Ленск — Алдан — Сковородино.

34. СОВМЕЩЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ И ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА АДЛЕР — ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКИЙ КУРОРТ «АЛЬПИКА-СЕРВИС» - 240 миллиардов рублей

Входит в пункт 3 нашего рейтинга - «Зимние Олимпийские Игры в Сочи, 2014». Однако дорога, проложенная в ущелье от Адлера до Красной Поляны – это сам по себе уникальный проект.Трасса строилась с 2009 года в рамках подготовки к Олимпиаде-2014 и должна была соединить ледовые дворцы спорта в Имеретинской низменности у моря с окрестностями горнолыжного курорта Красная Поляна, где находятся лыжные и санно-бобслейные трассы. Общая протяжённость железнодорожного пути 48,5 км. На трассе дороги было построено в общей сложности 30 километров тоннелей!

Дорога часто служит объектом критики за высокую стоимость, при этом часто приводятся сравнения с другими скоростными железными дорогами. Тут следует отметить необходимость втиснуть в то же ущелье ещё и автомобильную дорогу высокого качества, а также сложность и срочность проекта — подобными темпами и в похожих условиях у нас строилась разве что Кругобайкальская железная дорога во время Русско-Японской войны.

Достаточно сказать, что в таких условиях даже просто для организации временных проездов и площадок для строительной техники и строительных городков необходимо практически на всем их протяжении строить дополнительные подпорные стенки, стоимость которых сами по себе намного больше, чем стоимость, например, обычной автомобильной дороги той же протяжённости.

35. КОМПЛЕКС НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ И НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ ЗАВОДОВ «ТАНЕКО», НИЖНЕКАМСК, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН – 235 миллиардов рублей

Крупный нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс производительностью 7 млн. тонн нефти в год (после пуска второй очереди — 14 млн. тонн в год) имеет важное значение для нефтяной отрасли в целом, так как должен обеспечить повышение качества и, соответственно, цены российской экспортной нефти марки Urals.Проект комплекса разрабатывался с 2005 года, строительство начато в 2008-м, а пусковой комплекс введён в строй в 2011-м. В марте 2014 года ОАО «ТАНЕКО» запустило в эксплуатацию новую комбинированную установку гидрокрекинга по сырьевой смеси с годовой мощностью 2,9 млн. тонн и стоимостью 40 миллиардов рублей.

36. ГАЗОПРОВОД УХТА-ТОРЖОК (ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ) – 234 миллиарда рублей

Газопровод длиной около 1,3 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. По сути, представляет собой расширение мощности участка построенного ранее газопровода СРТО-Торжок. Первая очередь введена в строй в 2012 году. В октябре 2015 года началось строительство второй очереди — газопровода «Ухта-Торжок-2».37. УНИВЕРСИАДА В КАЗАНИ, 2013 – 230 миллиардов рублей

XXVII Всемирная Летняя Универсиада (всемирные студенческо-молодёжные спортивные соревнования) прошла летом 2013 года в Казани - в самом северном городе среди столиц летних Универсиад. В России Всемирная летняя Универсиада проводилась только один раз, в 1973 году в Москве.Специально для игр было построено 30 объектов, а так же отреставрированы уже существующие. В числе прочих спортивных объектов были построены - дворец единоборств «Ак Барс», академия тенниса, спортивный комплекс «Биек Тау» (баскетбол), плавательный бассейн «Буревестник», спортивный комплекс «Бустан» (волейбол), дворец водных видов спорта. Кроме того, в городе к Универсиаде была обновлена транспортная инфраструктура, в частности, реконструировались мосты и были построены новые транспортные развязки.

Самыми же крупными проектами Универсиады стали футбольный стадион «Казань-Арена», Деревня универсиады, развитие железнодорожной инфраструктуры, включая новый вокзал «Казань-2» и реализация второй очереди Казанского метрополитена.

38. БАЛТИЙСКАЯ АЭС – 225 миллиардов рублей

Балтийскую АЭС возводят в 12 километрах к юго-востоку от города Неман. Атомную станцию планируют ввести в эксплуатацию в 2020 году. Калининградская область станет экспортёром электроэнергии после её ввода.39. ТАЛАКАНСКОЕ НЕФТЕГАЗОКОНДЕНСАТНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ – 217 миллиардов рублей

Крупное нефтегазоконденсатное месторождение в Якутии. Подключено к нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО). Лицензия на разработку принадлежит компании «Сургутнефтегаз», которая реализовывала проект строительства с 2004 по 2011 года.В рамках проекта сооружена крупная газотурбинная электростанция. Рядом позднее был построен аэропорт «Талакан» стоимостью 5 млрд. рублей.

40. ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР, г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – 213 миллиардов рублей

Платная внутригородская автомагистраль, соединяющая южный и северный районы Санкт-Петербурга. Начинается от развязки с КАД и Дачного проспекта, проходит над Кировским заводом, Канонерским островом, вдоль Васильевского острова, на севере пересекает КАД и продолжается до развязки с автомагистралью «Скандинавия». Строилась с 2005 года и вводилась в строй постепенно.Центральная часть, введённая в строй последней в декабре 2016 года, является наиболее сложной и включает вантовые мосты через Корабельный и Петровский фарватеры. Эти сооружения стали доминантами, определяющими вид Санкт-Петербурга со стороны Финского залива.

41. КУРСКАЯ АЭС-2 – 200 миллиардов рублей

Атомная электростанция, возводимая для замены выводимых из эксплуатации энергоблоков Курской АЭС. Находится на противоположном от существующей станции берегу реки Сейм у посёлка Макаровка Курчатовского района Курской области. Ввод в эксплуатацию первого блока планируется в 2020 году.42. ПОРТ ТАМАНЬ – 200 миллиардов рублей

Строящийся порт в Краснодарском крае находится неподалёку от Крымского моста. К нему строятся подъездная автодорога I категории и подъездная железная дорога, которые сами по себе являются крупными проектами.43. НЕФТЕПРОВОД ЗАПОЛЯРЬЕ — ПУРПЕ – 199 миллиардов рублей

Нефтепровод в Западной Сибири длиной около 500 км и мощностью 45 млн. тонн нефти в год, введён в строй 18 января 2017 года. Предназначен для транспортировки нефти с месторождений северо-восточной части Западно-Сибирской низменности к нефтеперерабатывающим заводам и трубопроводам в районе Нижневартовска.44. ШЕСТЬ АТОМНЫХ РАКЕТНЫХ ПОДВОДНЫХ КРЕЙСЕРОВ ПРОЕКТА 8851 «ЯСЕНЬ-М» - 198 миллиардов рублей

Многоцелевые атомные подводные лодки 4-го поколения, строящиеся по улучшенному проекту атомного подводного ракетного крейсера К-560 «Северодвинск» на производственном объединении «Севмаш» в Северодвинске. Стоимость данных подводных лодок оценивается в 33 млрд рублей за корабль.В настоящее время в разных стадиях строительства находятся несколько кораблей серии:

- «Казань» — заложен 24 июля 2009 года, спущен на воду 31 марта 2017 года

- «Новосибирск» — заложен 26 июля 2013 года.

- «Красноярск» — заложен 27 июля 2014 года.

- «Архангельск» — заложен 19 марта 2015 года.

- «Пермь» — заложен 29 июля 2016 года.

- «Ульяновск» — заложен 28 июля 2017 года

45. ПРОЕКТ «НОВЫЙ ПОРТ» («ВОРОТА АРКТИКИ») – 186 миллиардов рублей

Проект по организации добычи нефти Новопортовского месторождения и её перевалки через морской арктический терминал «Ворота Арктики», размещённый в акватории Обской губы у берега полуострова Ямал. Был запущен в эксплуатацию в мае 2016 года по телемосту с Президентом России Владимиром Путиным.46. РАКЕТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ КРЕЙСЕРА СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 955 ТИПА «ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ» - 180 миллиардов рублей

Первые в мире стратегические атомные подводные лодки 4-го поколения, вооружённые ракетным комплексом 5-го поколения «Булава». Стали также первыми подводными крейсерами стратегического назначения, введёнными в строй с 1990 года, когда было завершено строительство серии подводных крейсеров проекта 667БДРМ «Дельфин». Стоимость каждой подводной лодки проекта 955 «Борей» составляет порядка 1 млрд. долларов.В 2013-14 годах ведены в строй три корабля, построенных на заводе «Севмаш» в Северодвинске:

- «Юрий Долгорукий» — строился с середины 90-х годов. Изначально назывался «Санкт-Петербург», но изменил название ещё до закладки 2 ноября 1996 года. Корабль строился при активной помощи города Москвы.

- «Александр Невский» — заложен 19 марта 2004 года.

«Владимир Мономах» — заложен 19 марта 2006 года.

47. НОВЫЕ САМОЛЕТЫ МС-21 – 164 миллиарда рублей

Создаваемое семейство ближне‑среднемагистральных самолётов МС-21, которые должны заменить Ту-134, Ту-154 и отчасти Ту-204. Производство первых опытных образцов началось в феврале 2014 года. Предполагается, что вместе с Суперджетом МС-21 может закрыть 80 % потребностей авиакомпаний России в новых самолётах.Первый полёт новейшего российского пассажирского узкофюзеляжного ближне-среднемагистрального самолёта МС-21-300 состоялся на аэродроме Иркутского авиационного завода 28 мая 2017 года. Общая продолжительность полёта составила 30 минут, он проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 км/час. Сейчас самолёт прошёл все стадии первых лётных испытаний и началась стадия активного строительства.

В 2014 году в Иркутской области начались работы по созданию машиностроительного кластера в области авиастроения — основным звеном станет научно-производственная корпорация «Иркут», головной производитель авиалайнера МС-21. Самолёт будет оснащаться новым турбовентиляторным авиадвигателем ПД-14, разработка которого также стала очень крупным проектом.

48. СЕМЕЙСТВО МОДУЛЬНЫХ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ «АНГАРА» - 160 миллиардов рублей

Ракета создавалось с 1994 года как экологически чистая альтернатива тяжёлому ракете-носителю «Протон». В 2014 году был введён в строй первый стартовый комплекс «Ангары», расположенный на территории России, на космодроме Плесецк. Для его создания были использованы недостроенные сооружения стартового комплекса под ракету «Зенит».9 июля 2014 года на космодроме Плесецк успешно прошёл первый пуск ракеты лёгкого класса «Ангара-1.2ПП», которая несла неотделяемый габаритно-весовой макет полезной нагрузки, вместе с которым вторая ступень ракеты упала в районе полигона «Кура» на Камчатке.

23 декабря 2014 года на космодроме Плесецк успешно прошел первый пуск ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5», благодаря чему Россия получила полностью независимый доступ в космос по непилотируемым программам.

49. ЛАЗУРНЫЙ БЕРЕГ, ДАГЕСТАН – 150 миллиардов рублей

Курортный город-спутник Махачкалы строится с 2011 года на берегу Каспийского моря. Площадь застройки — 300 га, при этом только жилья будет построено 2 млн. м².50. ЖИЛОЙ РАЙОН имени Ю. А. ГАГАРИНА («СОЛНЕЧНЫЙ-2»), Г. САРАТОВ – 150 миллиардов рублей

Проект предусматривает строительство с 2007 по 2020 г. 5,5 млн. м² жилья со всей инфраструктурой для 200 тыс. жителей на площади на 813 га. В 2011 г. район назван в честь Ю. А. Гагарина.ЕЩЕ «ТОП-10»

В дальнейшем близкие по бюджету проекты касаются в основном развития газовой и нефтяной отрасли, атомной энергетики, строительства дорог, разработки месторождений полезных ископаемых и модернизации вооружения. А вот какие из них не касаются этого и наиболее любопытны:

ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «СКОЛКОВО» - 125 миллиардов рублей

Проектом предусмотрено, что к 2020 году на площади 2,5 млн. м² будут жить и работать около 50 тысяч человек. Сейчас построены и введены в эксплуатацию здания «Гиперкуб», офисный центр «Технопарк» (4 здания), международная авиационная академия (Boeing), территория базы отдыха «Полет» (где размещено девелоперское подразделение Фонда Сколково), «Большой Технопарк», жилые кварталы 9,10 и 11 (Тетрис), здание Матрешки со внутренней отделкой. Вводятся в эксплуатацию объекты первой очереди «иннограда» - БЦ «Амальтея», транспортный хаб, новое здание Сколтеха, медицинский кластер.Инновационный центр «Сколково» часто называет «Российской Кремниевой долиной».

КАЛИНИНГРАДСКИЙ АВТОКЛАСТЕР – 120 миллиардов рублей

Проект по строительству 21 завода (5 заводов полного цикла и 16 заводов автокомпонентов) на соседних площадках, а также жилой и прочей инфраструктуры реализуется в пригороде Калининграда с октября 2013 года.КОРЕННАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТРАССЫ А-181 «СКАНДИНАВИЯ» - 100 миллиардов рублей

В 2015 году стартовал проект коренной реконструкции федеральной автомобильной дороги А-181 «Скандинавия», в результате которой эта дорога, соединяющая Санкт-Петербург через Выборг с Финляндией, должна получить вместо нынешних двух сразу от 4 до 6 полос движения с разделительной полосой, а также многоуровневые развязки.НОВОРОССИЙСКАЯ ВОЕННО-МОРСКАЯ БАЗА – 92 миллиарда рублей

Создавалась как основная база на Чёрном море . В связи с проблемным до 2014 года статусом базы в Севастополе. Активное начало строительство было положено до вхождения Крыма в состав России. Тем не менее база продолжает строиться и в 2018 году.СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРО – 80 миллиардов рублей

Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее, строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как ранее, так и сейчас. На начало 2016 года строятся следующие крупные объекты Петербургского метрополитена:

- участок 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии со станциями «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» - на фото(«Южная») глубокого, мелкого и наземного заложения соответственно и электродепо «Южное».

- участок 4-й (Правобережной) линии со станциями «Театральная» и «Горный институт». Ввод в строй запланирован на декабрь 2019-2021 года, при этом станция «Театральная» будет сдана в конструкциях без выхода на поверхность.

- участок 6-й (Красносельско-Калининская) линия метрополитена строится с марта 2016 года. Проект первой очереди линии включает две станции: «Юго-Западная» и «Путиловская» с переходом от последней на станцию «Кировский завод» Кировско-Выборгской линии. Ввод участка в строй запланирован на июнь-декабрь 2022 годаМожно отметить, что одна подземная станция метрополитена обходится в среднем примерно в 8,5 млрд. рублей.

АХМАТ-ТАУЭР – 62 миллиарда рублей

102-этажный небоскрёб высотой 435 м планируется построить в центральной части Грозного, на берегу реки Сунжа. Название дано в честь Первого Президента Чеченской республики, Героя России Ахмата Кадырова. В башне будут располагаться офисы, гостиница, рестораны, банкетные и конференц-залы, фитнес-центр с бассейном, СПА-комплекс, жилые апартаменты и резиденции, музейно-выставочный комплекс имени Ахмата Кадырова. Подготовка к строительству началась в январе 2016 года, а построена башня должна быть в 2020 году.Планируется, что она превзойдёт московский небоскрёб «Федерация» и станет самым многоэтажным и первым более чем 100-этажным зданием в России и в Европе, хотя по высоте уступит Санкт-Петербургскому небоскрёбу Лахта-центр.

Архитектурно проект напоминает вайнахские средневековые сторожевые башни.

ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ – 60 миллиардов рублей

В процессе модернизации системы здравоохранения, в России разработана программа по строительству десятков перинатальных центров, ремонту родильных домов и детских больниц.СВЕРХМОЩНАЯ ЛАЗЕРНАЯ УСТАНОВКА В САРОВЕ – 45 миллиардов рублей

Лазерная установка будет располагаться в технопарке «Саров». Планируется к пуску в 2020 году. В первую очередь лазерная установка необходима для получения альтернативной и безопасной энергии.

Планируется, что установка будет иметь 192 лазерных канала, занимая при этом площадь двух футбольных полей и имея высоту верхней точки на уровне 10-этажного дома. Строительно-монтажные работы начались в 2015 году.В январе 2016 года Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (ННГУ) осуществил подготовку первых специалистов для обслуживания установки.

ЛАХТА-ЦЕНТР В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ – 40 миллиардов рублей

Небоскрёб высотой 462 метра в Санкт-Петербурге - будущее место расположения официальной штаб-квартиры «Газпром нефти» и других офисов компании. Здание должно стать самым высоким в России и Европе, превзойдя московский небоскрёб «Федерация». Строительство началось в 2012 году и должно завершиться в 2018 году. 7 марта 2015 года на стройке небоскрёба завершили заливку нижней плиты фундамента: за 49 часов непрерывного бетонирования в основание уложено 19 624 кубометров бетонной смеси, что на 3 000 «кубов» превосходит мировой рекорд, зарегистрированный в книге рекордов Гиннесса.Помимо офисного пространства на территории центра появятся - спортивный комплекс, планетарий, зрительный зал-трансформер, где меняется даже высота стен, панорамный ресторан, обзорная площадка, зеленая зона, открытый амфитеатр и многое другое.

ПАРК «ОСТРОВ МЕЧТЫ» - 37 миллиардов рублей

Гигантский парк общей площадью 100 га в Нагатинской пойме Москвы должен, помимо прочего, включать крупнейший в Евразии всесезонный крытый парк развлечений. Очевидно, он закроет нишу отсутствующего в стране аналога Диснейленда. По оценкам официального сайта проекта парк привлечёт в Москву порядка 3 млн. новых туристов в год. Парк строится с 2016 года и должен быть открыт в 2019 году.

Картина дня

наверх