На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    К сожалению, за потерю кормильца платят только до 18 лет(((Вы сказали, что м...
  • Виталий Кирпиченко
    У моей бабушки было два сына, оба "пропали без вести" -- один в 42, второй в 43 году. Ей никаких льгот за потерю сыно...Вы сказали, что м...
  • ВераВерная
    Сергей, пишите ещё, а нам интересно, куда ваши посты размещать будут)))Экстрасенсы. Вери...

Танки на рельсах - как полуграмотный рабочий вооружал войска НКВД

Танки на рельсах: как полуграмотный рабочий вооружал войска НКВД

В 30-е годы прошлого века в СССР наряду с продолжавшимся строительством бронепоездов классического типа была реализована весьма оригинальная идея. Боевую часть нового вида железнодорожного вооружения должны были составлять не традиционные бронеплощадки, перемещаемые локомотивом, а самодвижущиеся мотоброневагоны.Танки на рельсах: как полуграмотный рабочий вооружал войска НКВДХорошо защищенные мотоброневагоны стали настоящими «танками на рельсах». Аналогов в мире этой российской чудо-технике не было вплоть до 1943 г. Имя автора изобретения, Николая Ивановича Дыренкова, более 80 лет было известно лишь узкому кругу специалистов.Танки на рельсах: как полуграмотный рабочий вооружал войска НКВДЕще при жизни его называли авантюристом, на полуграмотного рабочего, занимающегося строительством военной техники, писали доносы, но все это было безрезультатно. На счету самоучки-изобретателя - более 50-ти разновидностей боевой техники. А танки на рельсах даже принимали участие в сражениях Великой Отечественной войны, причем в составе войск НКВД.

Из подвала немецкой кирхи - в Метрополь

Николай Дыренков родился 12 апреля 1893 г. в простой крестьянской семье в деревне Малая Режа Мологского уезда. Эта деревня сегодня покоится на дне Рыбинского водохранилища. Семья жила бедно, отец Николая сначала работал глинотопом - месил глину, а потом гончаром, но, отработав 10 лет, по состоянию здоровья был вынужден уволиться и устроился работать сторожем в лютеранскую немецкую кирху города Рыбинска, в подвале которой и рос будущий «пионер советского танкостроения».Танки на рельсах: как полуграмотный рабочий вооружал войска НКВДВ 1904 г. Николай Дыренков переехал в Рыбинск. За 10 лет пользования квартирой он сумел закончить сначала Рыбинское Второе начальное училище, Карякинское училище, потом ремесленную школу при механико-техническом училище. Все свои силы Николай Дыренков прилагал к изучению технических наук, к которым имел тягу и любовь. На этой семейной фотографии изобретатель танков на рельсах - первый справа во втором ряду в форме студента.Танки на рельсах: как полуграмотный рабочий вооружал войска НКВДОктябрьская революция круто изменила судьбу сына глинотопа. В апреле 1918-го в отеле «Метрополь» в Москве он дважды лично встречается с Лениным и получает от него рекомендательное письмо.

«Рассказ т. Дыренкова о принимаемых им в Рыбинске мерах к поднятию трудовой дисциплины, о поддержке их рабочими показал мне, что Рыбинские товарищи берутся за решение самых важных и неотложных задач текущего времени правильно», - писал Ленин.

Вперед на танки!

Сразу после встречи с Лениным Дыренков прекращает заниматься «поднятием трудовой дисциплины» в Рыбинске, покидает город и устраивается инженером на Ижорский завод. И только спустя 10 лет самоучка-изобретатель «находит себя». В 1928 г. для Народного комиссариата здравоохранения Украины он спроектировал и построил железнодорожный автовагон с двигателем внутреннего сгорания. За год этот санитарный вагон успешно прошел 6,5 тысяч километров.

Вдохновленный успехом своего детища 5 октября 1929 г. Дыренков направил в Революционный военный совет СССР письмо с предложением построить средний колесно-гусеничный танк собственной конструкции и 18 ноября сделал перед военными представителями доклад на эту тему. Одобрившее его проект военное начальство приняло решение о постройке машины в Ленинграде, на Ижорском заводе.

Ему в помощь выделили чертежников и инженеров. Однако дело застопорилось из-за отсутствия на заводе необходимого оборудования и материалов для постройки танка. Но неутомимый изобретатель не мог сидеть без дела и начал работы по изготовлению сварных бронекорпусов для танков, а также предложил проекты бронированных тракторов и колесной танкетки. Его изделия получают названия с литерой Д (Дыренков).Танки на рельсах: как полуграмотный рабочий вооружал войска НКВДВ 1930 году управление механизации и моторизации Красной армии (УММ РККА) одобрило инициативу начальника опытно-конструкторского бюро Н.И. Дыренкова. Под его руководством было осуществлено бронирование четырех тракторов – трех «Коммунаров 9ГУ» и одного Caterpillar 60. В результате было построено четыре эрзац-танка: Д-10 (пушка и два пулемета, шасси «Коммунар»), Д-11 (пушка и два пулемета, шасси Caterpillar), Д-14 (десантный с экипажем 15 человек), Д-15 (химического нападения с распылителем и резервуарами для отравляющих веществ).Танки на рельсах: как полуграмотный рабочий вооружал войска НКВД«ВЕчеслав Менжинский»

Настоящим «шедевром» Дыренкова можно считать его первый «танк на рельсах» - мотобронедрезину Д-2.Танки на рельсах: как полуграмотный рабочий вооружал войска НКВДНа ее борту красовалась надпись с орфографической ошибкой: «ВЕчеслав Менжинский», но, видимо, на заводе не нашлось ни одного человека, который смог бы ее заметить. Вячеслав Менжинский, кстати, в это время занимал весьма ответственную должность - он возглавлял ОГПУ. Чекист, преемник Дзержинского с 1926 по 1934 годы являлся одним из организаторов сталинских репрессий.

Усовершенствованная после испытаний модель Д-2 была оснащена двигателем «Геркулес» в 93 лошадиных силы и оригинальной КПП конструкции самого Дыренкова, с четырьмя скоростями и реверсом. Бронекорпус с толщиной листов 10-16 мм надежно защищал машину от пуль и осколков - а вооружение было, без преувеличения, весьма и весьма мощным. В двух башнях размещались 76.2-мм противоштурмовые пушки образца 1913 г. со спаренными пулеметами ДТ-29 (пулемет Дегтярева танковый), третий пулемет ДТ находился в поворотной командирской башенке, а основным пулеметным вооружением были четыре пулемета «Максим», расположенные попарно по бортам корпуса. На этой фотографии - тот самый Д-2, сам конструктор скромно стоит четвертым справа. Имя Менжинского, кстати, написано уже без ошибок.

Славный боевой путь

Части Красной Армии, укомплектованные броневиками Д-8, принимали участие в «зимней войне» с Финляндией. Некоторые бронеавтомобили были захвачены противником и после восстановления использовались в финской армии вплоть до 1943 г.

В декабре 1941 г. танки на рельсах в составе бронепоездов войск НКВД принимали участие в обороне Москвы.Танки на рельсах: как полуграмотный рабочий вооружал войска НКВДВ конце февраля 1942 г. 30-й отдельный дивизион бронепоездов отправился на Северо-Западный фронт.

Д-2 успешно поддерживал наступление пехоты на станцию Лычково. Получившие в боях повреждения детища Дыренкова были отремонтированы на Ярославском паровозоремонтном заводе, после чего отправились защищать Сталинград.

27 августа, переправившись через Волгу, Д-2 занял позицию на стыке Северо-Кавказского и Сталинградского фронтов. 3 сентября 1942 г. огнем бронепоездов дивизиона была отражена попытка немецких частей перерезать железную дорогу Кизляр – Астрахань, а затем до конца ноября 30-й дивизион бронепоездов прикрывал железную дорогу от атак с воздуха.Танки на рельсах: как полуграмотный рабочий вооружал войска НКВДС 15 апреля 1943 г. дивизион входил в состав 44-й армии Южного фронта. Он занял участок Ростов – Таганрог. В течение июня – августа «танки на рельсах» поддерживали действия пехотных частей, обстреливали немецкие тылы, катера на море и цели в Таганроге.

В составе Украинского фронта «танки на рельсах» до апреля 1944 г. обстреливали немецкие позиции на Чонгарском перешейке, а после прорыва немецкой обороны и освобождения Крыма в мае вошли в состав Отдельной приморской армии и сосредоточились в Симферополе. В августе 1944 г. 30-й отдельный дивизион бронепоездов был расформирован.Танки на рельсах: как полуграмотный рабочий вооружал войска НКВДВ немецком плену

Один из танков Дыренкова побывал в немецком плену, сохранилась даже вот такая фотография - немцы с интересом осматривают необычный трофей.Танки на рельсах: как полуграмотный рабочий вооружал войска НКВДПопадание неординарной советской военной техники «в плен» имело ряд последствий. Зимой 1942-1943 гг. немецкими конструкторами начали проводится эксперименты по установке танка модификации «Ausf.N» на железнодорожные колеса, которые при движении по грунту поднимались под днище танка. Колеса имели привод от двигателя. В зарубежных источниках утверждается, что было построено два или три таких танка, а проект был осуществлен силами австрийкой фирмы Saurer.Танки на рельсах: как полуграмотный рабочий вооружал войска НКВДПервый прототип «железнодорожной» модификации был показан военным 20 октября 1943 г. На испытаниях была достигнута скорость до 100 км/ч при движении по рельсам, однако дальнейшие работы были остановлены.

Всего в годы Великой Отечественной было потеряно в боях семь мотоброневагонов Д-2, которые были отремонтированы немцами, охотно включавшими их в состав своих бронепоездов. А те «танки на рельсах», что сумели пережить войну, продолжали нести службу вплоть до физического износа, до конца 40-х гг.Танки на рельсах: как полуграмотный рабочий вооружал войска НКВДСудьба «инженера»

В начале 1980-х в советском журнале «Танкостроитель» были опубликованы некоторые воспоминания о Николае Дыренкове.

Вот что писала тогда о своем отце Ирина: «Отец был скромным, любил музыку, увлекался рисованием маслом, пером, карандашом. За год до смерти, в 1936 году, привез с Кавказа серию пейзажей. В жизни был знаком со многими знаменитостями: Циолковским, полярником Седовым, кинорежиссерами Эйзенштейном и Довженко…»

Ни знакомство с известными людьми, ни заслуги перед военным ведомством, не смогли уберечь Николая Ивановича Дыренкова от трагической смерти.

Сухие сведения в расстрельных списках «Коммунарки» говорят о том, что проживающий в Москве, в доме номер 51 на Метростроевской улице инженер Дыренков 13 октября 1937 г. арестован, а 9 декабря того же года обвинен за «участие в диверсионно-террористической деятельности», за что был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу на полигоне «Коммунарка». Приговор был исполнен в тот же день. Его супругу - Надежду Николаевну обвинили 4 января 1938 г. как члена семьи изменника родины и приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. Лишь в декабре 1956 г. семью Дыренковых реабилитировали.

Но о «танках на рельсах», которые честью и правдой отслужили в годы Великой Отечественной войны, в войсках НКВД, сохранилась память, а один экземпляр этой необычной военной техники даже нашел свое место в музее бронетехники в Кубинке.Танки на рельсах: как полуграмотный рабочий вооружал войска НКВДОлег Горюнов

Источник: tvzvezda.ru

Картина дня

наверх