На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    К сожалению, за потерю кормильца платят только до 18 лет(((Вы сказали, что м...
  • Виталий Кирпиченко
    У моей бабушки было два сына, оба "пропали без вести" -- один в 42, второй в 43 году. Ей никаких льгот за потерю сыно...Вы сказали, что м...
  • ВераВерная
    Сергей, пишите ещё, а нам интересно, куда ваши посты размещать будут)))Экстрасенсы. Вери...

Люди «Восточного кольца»

В городе Семипалатинск (ныне Семей) в библиотеке имени Абая организаторами «Краеведческих гостиных» проведено замечательное мероприятие. Открыл его многолетний глава общественного фонда «Туган калам» («Мой город») и бывший директор колледжа транспорта Александр Владимирович Люй.

Был предоставлен уникальнейший материал, добытый, оформленный и очень увлекательно донесённый до собравшихся бывшим преподавателем колледжа транспорта и руководителем его музея Ольгой Андреевной Исаевой.

Автомобильный тракт «Восточное кольцо»
- народная стройка (1940-1941 гг.)

Цивилизация начинается с дороги.

Какие замечательные слова! Как только начинается цивилизация, она без дорог не может. Каждая цивилизация имеет свои дороги, и чем она выше, тем лучше дороги. Много сейчас дорог в Восточном Казахстане. Поговорим о самой первой дороге, которая была построена необычным методом. История строительства дорог больше не знает таких аналогов. Она построена была народом, и сегодня исполнилось 77 лет со дня окончания строительства этой дороги.

Тракт «Восточное кольцо» был построен методом народной стройки в 1940-1941 годах за 72 дня. Протяжённость – 806 км

Интересно, кто слышал об этой дороге? 10 лет назад, когда я впервые взялась за эту тему, мы обращались везде, но никто не знал. А ведь эту дорогу строили 24 000 человек. В практике дорожного строительства она не имела себе равных. Когда я об этом сказала своей внучке, она говорит: «Да такого не может быть вообще!»

Газета «Большевик Алтая» писала в то время: «За 72 дня 24 000 колхозников своими силами и средствами проложили дорогу, протяжённостью 806 км, на строительство которой в обычных условиях потребовалось бы 11 лет и сотни миллионов рублей».

Сегодня это кажется фантастикой, но то, что кажется немыслимым сегодня, оказывается, было по силам нашим прадедам.

«Памяти строителей Восточного кольца, их героическому труду,
бескорыстию, энтузиазму посвящается наша гостиная»

(Видеоверсия была обеспечена Титаевым Евгением)

Началось всё со статей - воспоминаний выпускников, которые хранятся в музее колледжа транспорта, где я была руководителем. Среди прочих воспоминаний тех, кто учился в 40-е годы прошлого века, обязательно упоминалось об участии в строительстве тракта «Восточное кольцо». Мы обратились к справочной литературе, энциклопедиям, сходили в краеведческий музей, нашли там редкие упоминания о тракте и, конечно, нигде не обнаружили обобщённого труда по его истории. Да и из информационных статей только была одна, написанная к юбилею дороги в «Рудном Алтае». Интернет исчерпывающей информации не дал. В надежде, что кто-нибудь откликнется, дали объявления по бегущей строке на все телевизионные каналы города. Отозвался один. Он сказал очень мудрую вещь: «Дорогу эту строили не заключённые, а те, кто умеет работать. Это колхозники и рабочие».

Тогда отправились в городской архив и проработав там достаточное время, собрали весь необходимый газетный материал, приобщив к нему то, что было собрано – это документы, статьи, воспоминания подготовили работу, которую я представляю вашему вниманию.

Дороги являются мерилом эффективности экономики и уровня жизни людей.

Мерилом уровня жизни людей! Развитие довоенного Казахстана сдерживалось отсутствием благоустроенных дорог.

Хорошие дороги обогащают страну, плохие разоряют.

Единственным устойчивым видом транспорта являлся водный транспорт по реке Иртыш. Груз доставлялся на баржах. А в зимнее время гужевым транспортом по льду реки. За короткий период навигации речники не успевали перевезти этот огромный груз. И, конечно, невозможно было всё доставить к месту назначения. Ну, например, доставка свинцово-цинкового концентрата из Зыряновска была весьма дорогостоящей. Доставляли самолётами. Представьте себе!

Весной и осенью многие районы оказывались неделями отрезанными от всего мира. Мы не можем сейчас этого представить. К сороковому году во всей области не было ни одного километра автомобильных дорог с твёрдым покрытием.

Трассировка будущей дороги намечалась уже в 30-е годы. К сороковому году республиканские организации разработали и утвердили проект «Восточного кольца». Однако строительства этой дороги не было обеспечено централизованным финансированием. Денег не было! Дорога необходима, все понимали, что две области (Семипалатинская и Восточно-Казахстанская) буксуют, а денег нет. И вот тогда было решено строить её народным методом. Как строили Ферганский канал, если кто слышал, конечно. И вот теперь стояла важная задача. Нужно было убедить в этом людей. Нужно было доказать, что она необходима. И за это взялись комсомольские, партийные, советские организации.

29 января 1940 года колхозники сельхозартели «Красный партизан» на многолюдном собрании приняли «Обращение ко всем колхозникам, рабочим и ИТР Восточноказахстанской и Семипалатинской областей» с призывом построить методом народной стройки гравийную дорогу «Восточное кольцо». Они писали:

«… от бездорожья сильно страдает наш автотранспорт и особенно промышленность. Тормозится развитие наших колхозов, промышленных предприятий и строек, а мы, колхозники, часто из-за бездорожья не имеем возможности выполнить в сроки свои обязательства перед государством…»

Этот призыв поддержали на всех предприятиях и решили, что строительство дороги начнут сразу же после окончания весенних работ (конец мая).

23 февраля 1940 года было принято постановление Совета Народных Комиссаров Казахстана и ЦК ВКП(б) Казахстана «О строительстве методами народной стройки гравийной автомобильной дороги «Восточное кольцо»

Задачи «Восточного кольца»

1.Связать территории Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей с Рудным Алтаем, Турксибом и водными пристанями Иртыша.

2.Обеспечить связь отдалённых районов с областным центром и железной дорогой.

Посмотрите, районы у нас, как целые государства!

Удалённость районов от центра

Маркакольский – 570 км,
Зайсанский – 450 км,
Катон-Карагайский – 50 км,
Абралинский – 450 км.

А дорог нет! Они просто оторваны от областного центра!

Строительство планировалось вести в два этапа:

1 этап – первое полугодие 1940 г. Протяжённость трассы 444 км. Усть-Каменогорск – Самарка – Кокпекты – Георгиевка
2 этап – первое полугодие 1941 г. Протяжённость – 362 км. Кокпекты – Зайсан, Усть-Каменогорск - Георгиевка

Вся трасса «Восточного кольца» была разбита на участки по числу районов областей:

Восточно-Казахстанская область - на 16 строительных участков,
Семипалатинская область - на 10 участков.

Т.е. всего 26 строительных участков.

Длина каждого участка сразу была определена. От 3-х до 5-ти км. Длина участка зависела от мощности района, количества трудоспособного населения и объёма работ.

До наступления тепла была проведена большая подготовительная работа. Что сделали? Вот нехитрая статистика

Для стройки было изготовлено:

3 150 тачек,
752 носилок,
350 шаблонов,
560 визирок,
15 000 черенков для лопат.
8 530 погонных метров катальных досок.

Черенки для лопат! Это была проблема! Подготовлен был необходимый взрывной запас веществ. Были организованы кратковременные курсы по подготовке дорожных бригадиров, учётчиков, десятников.

Курсы по строительству дороги успешно закончили 364 бригадира. Бригада составляла 35-50 человек.

Курсы, кратковременные! Ведь люди не знали, как строить. Единственным источником знаний по дорожному строительству в то время был Автодорожный техникум, который сейчас называется Колледжем транспорта.

На стройку среди колхозников выбирали самых лучших. Это, действительно, так. Надо было трудиться. Оргбюро ЦК ВЛКСМ разработала и затем осуществила мероприятия по вкладу комсомола в строительство «Восточного кольца».

Из мероприятий Оргбюро ЦК ЛКСМ по строительству «Восточное кольцо» от 19.04.1940

Каждому райкому комсомола дано задание:
выделить комсомольцев на строительство и организовать комсомольские бригады,
организовать библиотеки,
создать культбригады,
организовать сдачу норм на оборонные значки и
определить, сколько комсомольцев должны работать по ликвидации неграмотности.

По каждому участку были утверждены помощниками политруков по комсомолу:

№ I - Кировский район - Мусоров.
№ 2 - Шемонаихинский район - Тимофеев.
№ 3 - Верх-Убинский район - Чершенев.
№ 4 - Таврический район -Ломов.
№ 5 - Предгорненский район - Колосков.
№ 6 - Риддерский район - Шестаков.
№ 7 - Бухтарминский район - Булычев.
№ 8 - Зыряновский район - Карцев.
№ 9 - Большенарымский район - Скрыпнистый.
№ 10 - Катон-Карагайский район - Колесников.
№ 11 - Уланский район - Садвакасов.
№ 12 - Курчумский район - Гетто.
№ 13 - Зайсанский район - Тлеубеков.
№ 14 - Маркакольский район - Марущев.
№ 15 - Тарбагатайский район - Муздыбаев.
№ 16 - Самарский район - Тансыкпаев.

Строительство дороги «Восточное кольцо» стало всенародным. Помогали, буквально, все. Из Нижнего Тагила и города Красноярска прислали лопаты, из Джамбульской области, с Алтая и Алма-Аты – топоры и кувалды.

Всё полотно дороги было распределено. Посмотрите, сколько было только специалистов

На стройке работало:

532 колхозно-дорожные бригады,
13 инженеров (на всё полотно из 800 км!),
6 дорожных мастеров,
42 десятника,
92 студента-практика (это были студенты автодорожного техникума!)

Вот редкая техника, используемая на этой стройке:

Металлический утюг. Положение рёбер вертикальной плоскости может быть изменено перестановкою рычага

Кулачковый каток для утрамбовки.

А вот ещё одно чудо на стройке. Механический нагружатель типа «Нельсон»

Редкая дорожная техника на строительстве «Восточное кольцо» (из альбома колледжа транспорта)

Вот ещё одна редкая техника на строительстве дороги:

Для руководства стройкой в обеих областях были организованы областные штабы, начальниками которых были первые заместитель облисполкомов

Штаб стройки

Барышев – начштаба облисполкома,
Черных Я.А. – зам. начальника штаба,
Мысников М.М. замполит по комсомолу,
Панкратов В.И. – главный инженер Главдоруправления СНК Казахстана,
Павлов – начальник обл. отдела НКВД,
Плеханов – председатель облпотребсоюза,
Треугобылов – зав. облздравотделов,
Шапко М.И. – начальник облдоротдела,
Мазепа – зав. облторготделом.

Обратим внимание на Шапко.


Шапко Михаил Ильич.
Директор автодорожного техникума
(сейчас колледжа транспорта) 1936-1939 г. Руководитель строительства дороги «Восточное кольцо»

За высокие профессиональные знания и качество подготовки специалистов ему было предложено возглавить областной, дорожный отдел.

А вот штаб стройки дороги:

Посмотрите, в каких условиях жили: руководители спали в палатках, работали вместе со всеми с утра до ночи.

Был издан приказ штабом, и 20 мая 1940-го года 24-тысячный коллектив колхозников двух областей начал строительные работы по всей трассе.

Предполагалось закончить её за 40 дней.

Пресса широко освещала ход стройки. С 20-го мая до 2 июля каждый день газета «Прииртышская правда» печатала репортажи

«Вчера по всей трассе от Георгиевки до Белого, на протяжении 135 километров (район Семипалатинска), начались строительные работы. На стройку дружной семьёй вышло 6 тысяч колхозников».

Воспоминания Шестакова Павла, начальника участка №6, возглавлявшего двести человек из Лениногорска:

«… насколько высокое значение имело строительство дороги, видно из факта о том, что секретарь обкома Черных руководство области – председатель облисполкома Барышев, второй, редактор областной газеты Сапунов безвыездно жили на стройке. Лопатой, киркой, ломом работали все структуры областной власти…»

Пишет строитель дороги С. Метяева: «В первые дни не все справлялись с планами…»

Ну не под силу была такая работа. Полное отсутствие механизации. На весь участок был выделен один конный скрепер, основной производительной базой служили ручная тачка, ручные носилки, лопата, кайло и лом. Это не могло не сказаться на темпах производительности труда. Но несмотря на это люди были настроены оптимистически и на работу шли с большим энтузиазмом.

Откуда этот энтузиазм? Выйти, трудиться, получать за это гроши, при этом даже не хватало продуктов питания. Как можно ответить на этот вопрос? Отвечаю: Время было такое! 30-е годы – это искренняя вера людей в светлое будущее. Она подкреплялась победой революции, победой в гражданской войне, победой разрухи. Для миллионов людей труда идеалы мирного созидания являлись революционным заветом. Мы этого даже понять не можем. Эта вера подкреплялась плакатами, песнями, кинофильмами. Они прославляли и воспевали человека. Сегодня вы слышали эти песни. И это правда, ведь они передавали реальную атмосферу массового энтузиазма Это пример идеологии созидательного патриотизма, к чему сейчас призывает наш президент.

Если вы сейчас послушаете эти песни, то сможете почувствовать энергию этих песен.

(«Нам нет преград…» - на видеоролике можно даже присоединиться к хору на 25 минуте)

Секретарь парткома колхоза им. Калинина С.Токобаев пишет:

«Наши Участки назывались Баты и Чистояр. Вначале я на паре быков возил гравий, через десять дней состоялось собрание, и меня избрали бригадиром. Мне тогда было 15 лет, в бригаде было 60 мужчин, 12 женщин, работали с восхода солнца и до позднего вечера…»

Вот перед вами бригада колхозников-строителей. Вот они. Те, которые с утра до ночи работали на этом тракте.

Когда комсомольская бригада Овчаренко заканчивала свой трудовой километр бригадир, мастер на все руки, решил оставить людям нетленную память о строительстве Кольца. Это снимок из газеты, памятник возведённый бригадой. Он и сейчас стоит на дороге

Сохранившийся снимок памятника в степи бригады Овчаренко

В ходе строительства тракта инженерно-технические работники проявляли не только героизм, но и народную смекалку, и сами рабочие проявляли народную смекалку. Придумывали самые различные методы, только бы ускорить строительство дороги.

Ирина Черепанова применила «Метод работы в тяжёлых группах». На снимке как раз её бригада, где она применила этот метод. Тяжёлыми были, по-видимому, и состав, и работа.

Стройка «Восточное кольцо» явилась по существу не только стройкой народной, но и стахановской. Образцы трудового героизма показывал каждый второй

Инициаторы стахановского движения и участники соц.соревнования тракта:

Барышев П. – Зыряновский район,
Абросимов, Сальников – 8-й участок Зыряновского района,
Тараканов – 8-й участок,
Козьмин – 8-й участок, Риддерский район,
Овсянников – Кировский район.
Максименко – Кировский район.
Иванов – Кировский район.
Колмагоров Г. – 3-й участок Верх-Убинского района.
Рябинин П. – колхоз «Гигант пятилетки».
Курумбаев Кудумбек – Бухтарминский район.
Бирзе Аустру – взрывник-комсомолка.
Жильцов А. – Маркакольский район.
Есекергенов Шагир – Тарбагатайский район.
Сарсенбаев С. – Маркакольский район.
Черепанова Ирина – Большенарымский район.
Гансбург П.А. – Маркакольский район.
Зыряновы Григорий и Поликарп – Маркакольский район.
Аверьянов – 9-й стройучасток.
Изотов – 10-й стройучасток.
Зайнулин С.– Тарбагатайский район.
Имангалиев А. – Уланский район.
Давалетбыев – Шемонаихинский район.
Костырев И.К. – Бухтарминский район.
Кичкин А.И. – Бухтарминский район.
Оброткин П.Т. – Зыряновский район.
Плотников Н.Ф. – Большенарымский район.
Фомин Л.И. – Большенарымский район.
Жакиянов И. – Уланский район.
Леднев А.– Зыряновский район.
Демченко И.Л. – Уланский район.
Ингачев – Предгорненский район.
Инсигинов К., Ведерников – Предгорненский район.
Корнеева, Емельянова – Предгорненский район.
Нурманбетов Касен - Глубоковский район.

(Видео-ролик «Нас утро встречает прохладой» (очень классный!) 30 минута)

Газета «Прииртышская правда» за 29 мая писала в статье «Ширится движение двухсотников»:

Сейчас на стройке более 2 000 двухсотников. Они ежедневно выполняют по 2-3 нормы.

Стахановцы – строители тракта «Восточное кольцо» К. Кочербаев и Б. Кочербаева на земляных работах ежедневно выполняют до двух норм

Стахановец 3-го участка Т.Рахимжанов ежедневно выполняет на земляных работах до трёх норм

Соревнуясь с колхозниками Восточно-Казахстанской области, строители Семипалатинской области добились того, что у них выше были показатели

На строительстве трассы Семипалатинска было

461 двухсотник,
793 трёхсотника,
247 четырёхсотника,
711 ударников.

На трассе ВКО (Восточно-Казахстанская область)

Из 15 450 колхозников-строителей 7 233 были стахановцами.

Во время страды были учреждены переходящие знамёна обкомов партии и облисполкомов, а также ЦКЛКСМ Казахстана. Это тоже воодушевляло людей. Трудовое соперничество обеспечивало повышение производительности труда.

Ещё о героях стройки:

Председатель Исполкома сельсовета ВКО Григорий Мархилёв работал землекопом на трассе с сыном Владимиром, ежедневно выполнял норму на 750%. Сын отстал от отца на 2%. Благодаря такому труду они стали главными героями документального очерка писателя Габидена Мустафина «Провалившаяся скала»

Работа была очень тяжёлая. Скалы долбили ломиком, а камни вывозили на тачках, - писала в «Рудном Алтае» участница стройки Евдокия Полунина. – Вставали в четыре утра и трудились до позднего вечера. Мне было 17 лет.

Вы обратили внимание, сколько женщин трудилось на строительстве тракта. Они ни в чём не уступали мужчинам. Работали с киркой и лопатой, укладчицами, на взрывных работах, копали траншеи, управляли повозками.

(«Идём-идём, весёлые подруги…» - можно подпеть на 34-й минуте)

Строитель дороги и учились, и отдыхать успевали! Дорога стала просветительским центром не только для строителей, но и для всех колхозников.

Статистика:

Продемонстрировано 135 кинокартин.
Организовано 180 концертов.
Работало 18 передвижных библиотек.
Ликвидировали неграмотность 2 498 колхозников.
Выпущено 1 235 стенгазет.
Выездная редакция газеты «Большевик Алтая» выпустила 37 спецномеров.

Всё это было сделано за 72 дня! Работала выездная редакция газеты «Восточное кольцо», она выходила ежедневно, и строители с первых же дней узнавали, как идёт строительство дороги. Работал радиоузел, медицинский пункт, почта, сапожные мастерские, была даже парикмахерская.

Читали лекции, на стройку приезжал даже хор.

Вместе со строителями «Восточного кольца» пером трудились бригады писателей и поэтов Казахстана, тоже приехав сюда.

Состав творческого коллектива

писатель, классик
казахской литературы
Мухтар Ауэзов

писатель
Габиден Мустафин

народный акын
Нурлыбек Баймуратов

писатель

Павел Кузнецов

писатель

Дмитрий Снегин

Великий писатель современности Мухтар Ауэзов на основе этой поездки летом 1940 года на страницах республиканских и областных газет опубликовал документальную повесть, и она вошла в сборник сочинений.

Первая очередь трассы была закончена за 42 дня.

Усть-Каменогорск – Самарка – Кокпекты – Георгиевка. Протяжённостью 444 км

Второй участок

5 мая 1941 года приступили к строительству второй очереди тракта протяжённостью 361,7 км
Из них на территории Восточно-Казахстанской области – 236 км, Семипалатинской – 125,7 км

Строительство второй очереди закончилось за 30 дней.

Проложен 381 мост

Все виды работ по земельному полотну, по покрытиям, искусственным сооружениям на всём протяжении были приняты с отличной оценкой.

Горная дорога «Восточного кольца»

Пройдя по горному Алтаю, тракт соединил две железные дороги и пять пристаней на Иртыше, коренным образом улучшив транспортные связи ныне объединённых двух областей ВКО.

«Восточное кольцо» приблизило в железной дороге, громадное количество хозяйственных единиц, на территории, прилегающей к гравийной дороге, были расположены 700 колхозов, 20 машино-тракторных станций и 8 районных центров.

За время строительства тракта были проведены огромные объёмы работ:

земляные – свыше 4 млн. кубометров земли было уложено в полотно дороги,
скальные – около 400 тыс. кубометров горных пород выбрано для полотна дороги,
был построен 381 мост, протяжённостью более 2 тысяч погонных метров. Мосты соединили отдалённые населённые пункты гравийной дорогой.

806 км за 72 дня. В практике дорожного строительства, как пишет Шамиль Байбулатов, это, действительно, было подвигом.

Советское правительство достойно оценило трудовой подвиг колхозного крестьянства. Особо отличившихся во время строительства дороги наградили орденами и медалями СССР, знаками отличия, почётными грамотами.

1446 награждены знаком Почётный дорожник. Вот редкий кадр:

М.И.Калинин и дорожники Казахстана в Кремле после получения наград 1940 год.

Для увековечивания названий колхозов и имён отдельных колхозников, особо отличившихся в возведении первой очереди данной дороги, исполком Семипалатинской области учредил и выпустил в декабре 1940 года в областной типографии «Почётную книгу» (Переплёт кожаный, формат большой, тираж 500 экземпляров), куда были внесены названия 59 колхозов и имена 607 колхозников и колхозниц, а также инженерно-технических и партийно-хозяйственных работников Семипалатинской области.

22 июня 1940 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении тракту «Восточное кольцо» имени товарища Сталина. В нём говорилось:

«Удовлетворить просьбу собраний участников строительных работ тракта «Восточное кольцо» и руководящих партийных и советских органов Казахской ССР и. присвоить тракту «Восточное кольцо» имя товарища И.В.Сталина.»

Приказ подписан Председателем Президиума Верховного Совета СССР – М. Калининым и секретарём Президиума А.Горкиным.

Награждали не только грамотами и орденами, сохранился ряд приказов следующего содержания:

За высокие показатели в работе премировать Омелина И.С. – шофёра – чёрной сатиновой рубашкой и брюками защитного цвета,

премировать Унру Я.И. – тракториста – полуботинками и носками,

премировать Терещенко - десятника - полуботинками и носками,

премировать Хамитова Солтана – технорука – отрезом шерстяного материала на костюм.

Десятки людей, которых так премировали. Это был праздник. Тогда ещё многого не хватало. Обувь и предметы одежды в семьях тружеников были вовсе не лишними.

Напомню, что первые сведения о дороге мы узнали из альбомов, которые хранились в музее колледжа транспорта. Это один из лучших в своём роде музеев учебных заведений в городе!

В этих альбомах выпускники 40-х годов, фотографии и воспоминания с рассказами о строительстве этой дороги. Вот документы, свидетельствующие о том, что колледж транспорта участвовал в строительстве этой дороги.

Приказ № 86

§4. Во исполнении телеграфного распоряжения начальника Главдоруправления при СНК КазССР т.Будонцева от 5 мая за №38 предлагаю инженерам Т.Т. Андрушайтесу и Шерстнёву выехать на скоростное строительство «Восточного кольца» штаб с.Бухтарма с сего числа.

Приказ №87 от 10 мая 1940 г

§1. Ввиду командировки всех студентов техникума на строительство автодороги «Восточное кольцо» с 18 сего мая…

С 18 мая ВСЕ студенты были на строительстве «Восточного кольца»

Об окончании строительства свидетельствует тоже документ в музее колледжа:

«Ввиду окончания скоростной стройки «Восточное кольцо» всем студентам техникума предоставляется каникулярный отпуск»

(Книга приказов за 1940 год)

И расписано, какой курс и когда пойдёт на каникулы после строительства дороги. Всё было расписано!

Книга приказов, где видно, что фиксировались любые перемещения:

А вот наши преподаватели, которые были тем стержнем, на котором держалось строительство этой дороги. Они знали, как строить эту дорогу, они учили других.

Шерстнёв А.В.
Преподаватель спец.дисциплин строитель дороги «Восточное кольцо»

Андрушайтес В.К.
Преподаватель спец.дисциплин участник строительства дороги «Восточное кольцо»

Кочнов Сергей Николаевич
Преподаватель спец.дисциплин, участник строительства дороги «Восточное кольцо».
Директор нашего колледжа, один из руководителей строительства моста через Иртыш, им был предложен уникальный метод строительства. Главный инженер стройки «Восточное кольцо»

Вот один из интереснейших фактов.

Все присутствующие знают, что Силин Николай Николаевич – герой Советского Союза, выпускник колледжа транспорта, но мало, кто знает, что на втором курсе он был участником строительства «Восточного кольца». Вот какие характеристики получали все студенты, проходившие практику на строительстве «Восточного кольца».

Выпускница 1941 года Пастушкова А. пишет: Во время производственной практики принимали участие в строительстве «Восточного кольца» (из материалов музея колледжа)

1940 г. Короткие минуты отдыха. Студенты техникума на строительстве дороги (фото Пастушковой А.)

Выпускники техникума 40-х. Крайняя слева Смольникова Евгения – первая женщина дорожник, награждённая Знаком «Почётный дорожник» за строительство дороги «Восточное кольцо». 1940 год

Знак «Почётный дорожник». Он был учреждён в 1938 году, именно его получила первая женщина Смольникова Евгения. Все навыки и теоретические знания применялись нашими студентами на строительстве дороги.

Вот ряд газет с 20 мая по 2 июля, в которых рассказано о строительстве «Восточного кольца»:

Через степи, непроходимые горы, леса и болота проложена народная магистраль. Не имея в руках сложной техники, вооружённые только кирками, лопатами и тачками, люди, практически, вручную в короткий срок проложили дорогу, совершив беспримерный трудовой подвиг. В современное время такой объём работ в столь сжатые сроки немыслим. Значение этой дороги трудно переоценить.

В годы Великой Отечественной войны она явилась важным стратегическим объектом в деле достижения Победы. По нему в сторону Москвы на фронт из сёл двух областей беспрепятственно переправлялось зерно, мясо, рыба, жиры, шерсть, связанные женщинами вещи, варежки, носки. Всё это, включая золото, серебро, вольфрам, олово из рудников Зыряновска, отправлялось по дороге на фронт.

И сейчас своё значение эта дорога не утратила, ведь она связала в единый транспортный узел громадную территорию Восточно-Казахстанской области. С каждым годом дорога, построенная 77 лет назад, улучшается. Наверное, нет такого человека, который бы, проезжая по этой изумительной по красоте дороге Восточного Казахстана, не поблагодарил бы мысленно тех, кто строил эту дорогу.

У меня сосед – шофёр, возраст у него под 90. И когда я спросила: Ездили ли вы по этой дороге? – Ну, конечно, я всю эту дорогу знаю! А как её строили! – и он вспоминал, как её строили. Не он, а его родители. Таким образом, трудовая летопись эпохи, созданная нашими отцами и дедами, представляет собой не просто хронику проходящих перед нами сейчас событий, а и настоящие дела нельзя оценивать без сопоставления с минувшим. Назовём это чувством корней, чувством кровного родства поколений, ушедших и живущих.

Казахстанский поэт Павел Кузнецов в одном из своих стихотворений написал:

Пройдут года,
пусть счёта будет за сто,
Но знаю,
песни сохранят в сердцах
Простые имена энтузиастов -
Строителей «Восточного кольцы»

Восточное кольцо: Усть-Каменогорск – Горная – Ульбинка – Феклистовка – Северное – Берёзовка – Октябрьский – Большенарымское – Самарское – Кокпекты – Зайсан – Георгиевка – Канайка – Усть-Каменогорск.

Я, как могла, передала весь тот энтузиазм, который был на стройке, и дорога эта – она бесценна. Большая часть дороги сейчас покрыта асфальтом 15-20 см. А ведь то, что заложили, это осталось.

Самый сложный Осиновский перевал (это к Зыряновску) начал первым перестраиваться в 47-м, 49-м, 62-м году Сейчас снова на него выделяют средства, никак не могут перестроить, очень тяжёлый, легендарный перевал, сколько труда туда вложили зыряновцы!

Вот вся наша тема.

Сейчас на карте кольцо не просматривается, т.к. уже сетка дорог, но та была первой, когда вообще никаких дорог не было. Это была первая грунтовая гравийная дорога с твёрдым покрытием.

Ольга Андреевна Исаева, член городского краеведческого общества «Прииртышье»

Картина дня

наверх