На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    К сожалению, за потерю кормильца платят только до 18 лет(((Вы сказали, что м...
  • Виталий Кирпиченко
    У моей бабушки было два сына, оба "пропали без вести" -- один в 42, второй в 43 году. Ей никаких льгот за потерю сыно...Вы сказали, что м...
  • ВераВерная
    Сергей, пишите ещё, а нам интересно, куда ваши посты размещать будут)))Экстрасенсы. Вери...

В ГОРОДСКОМ САДУ ИГРАЕТ ДУХОВОЙ ОРКЕСТР-ЧАСТЬ 2!!!

Часть 1

Великая Отечественная война застала интенданта 1-го ранга Василия Агапкина начальником духовых оркестров Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения НКВД СССР им. Дзержинского. 57-й летний композитор и дирижёр зарекомендовал себя как отменный руководитель и профессиональный музыкант. В начале войны ему выпала важная историческая миссия. Именно Агапкину на параде 7 ноября 1941 года поручили дирижировать сводным военным оркестром на Красной площади в Москве. Осенью 41-го советское правительство оставило Москву. Вместе с другими наркоматами эвакуировался и аппарат НКВД. Временной столицей стал тыловой Куйбышев. Были заминированы все жизненно важные объекты: водозаборы, мосты, электростанции, заводы. Они должны были взлететь на воздух. Казалось Москва просто не должна была устоять перед мощью немецкой машины. И вот в эти черные дни советское правительство принимает решение: провести парад на Красной площади. Точно так же перед своей гибелью крейсер «Варяг» выбросил парадные флаги. Трудно недооценить значение этой акции. Для многих она стала своеобразным «моментом истины»: доказательством того, что Москва все еще живет и сдаваться не собирается...

Вот как он сам вспоминал об этом (сохранилась рукопись его исторических воспоминаний о параде): «2 ноября 1941 года меня вызвал к себе командир дивизии и сообщил, что я должен явиться к коменданту города генералу Синилову.

– 7 ноября на Красной площади состоится парад войск, – объяснил Синилов, когда я явился к нему. – Правительство возложило на вас руководство сводным оркестром гарнизона, который нужно для этой цели организовать из числа находящихся в Москве оркестров. Предупреждаю: необходимо, чтобы ни один музыкант не знал цели репетиции, так как это совершенно секретно! Где вы проведете репетиции и какого числа, ведь времени осталось мало?

– Мне необходимо не менее двух дней, – ответил я, – прошу вас провести репетиции в казармах…»

Первую репетицию назначили на 4 ноября. В манеже, в Хамовниках, музыкантов собралось столько, что глазам больно было смотреть: человек двести. Многие, углядев в завесе таинственности особый знак, пришли во всеоружии: с винтовками, гранатами, противогазами. — Это еще что такое? — зашумел маршал Буденный. Вместе с комендантом города он решил лично проверить, как идет подготовка. — Оружие оставить. Ваше оружие — музыкальные инструменты.

И пока музыканты строились, маршал отвел Агапкина в сторону:

— Что намерены играть?

Василий Иванович протянул ему репертуар. Бывший конник внима-тельно прочитал, шевеля губами, точно проговаривая названия про себя. Наконец сказал:

— Оставьте вот эти... Остальные не надо…

Выбор Буденного пал на четыре марша. Был среди них и марш «Прощание славянки».

6 ноября состоялась третья, последняя репетиция сводного оркестра.

7 ноября Парад проходил точно по намеченному плану. Под звуки маршей шагали по брусчатке колонны бойцов, громыхали расчехленные танки. Сводный оркестр под управлением Василия Агапкина исполнил марши «Парад» и «Ленинский призыв» С.А. Чернецкого, старинные русские марши «Герой» и «Кавалерийская рысь». И вот грянул в морозном воздухе над Красной площадью марш «Прощание славянки».

Военный Парад в Москве 7 ноября 1941 года
Военный Парад в Москве 7 ноября 1941 года

Приветственно махали с трибуны Мавзолея вожди и Сталин, в шапке с опущенными ушами. Седой снег падал на башни Кремля, на купола, и была во всем этом великолепии такая торжественность, что даже холодно становилось внутри. Никто и не заметил, как едва не случился конфуз.

По сценарию, после прохождения войск Агапкин должен был увести оркестр назад, к теремам ГУМа, чтобы освободить дорогу кавалерии, но... Из воспоминаний В.И. Агапкина: «Раздалась команда командующего парадом «Смирно!». По исполнительной команде «Марш!» Я дал знак играть марш «Парад». Звук марша точно совпал с первым шагом под левую ногу передней шеренги. ( Этот момент самый нервный для дирижера) Оставалось еще одно опасение – не отказали бы играть инструменты. Я напряженно наблюдал за проходившими частями, не идет ли какая из них под правую ногу. Нет! Все в порядке. Было особенно страшно, когда оркестр переходил с марша на марш. Так как изменение звука и характеристики новой темы могло сбить движение и некоторые солдаты могли инстинктивно сменить ногу. Но этого не случилось. Стрелковые части прошли, пора было отводить оркестр к ГУМу, чтобы дать место кавалерии. Я хотел было шагнуть со своей подставки, а ноги не идут. Они примерзли к помосту. Я попытался шагнуть более решительно, но проклятая подставка застряла и пошатнулась. Ну, думаю, беда. Сейчас я упаду, и враг будет злорадствовать, что на параде большевиков капельмейстер так перестарался, что даже свалился с «вышки». Что делать? Прохождение пехоты уже заканчивается. Задержу кавалерию, получится заминка, а я не могу даже крикнуть - губы замерзли не шевелятся. Жестом никого не подзовешь: любой мой взмах на виду у всего оркестра может быть истолкован как дирижерский приказ. Спасибо капельмейстеру Стейскалу . Он догадался и быстро подбежал к подставке. Я нагнулся, рукой оперся на его плечо и отодрал ноги от подставки.» Проходившие части были одеты в боевую, походную форму. На суровых лицах одна мысль - «стоять насмерть». А потом грянуло «Прощание славянки», да так неожиданно свежо и остро, будто написан марш всего лишь за ночь до парада, специально для того чтобы передать полкам, уходящим в заснеженные подмосковные траншеи победное напутствие россиянок, украинок, белорусок, полек, чешек, болгарок. Всех женщин, чьи сыны, отцы и мужья шли против фашизма, как когда-то их деды плечом к плечу бились на Шипке и под Плевной». Это, пожалуй, единственный случай в истории, когда один и тот же марш стал пусть и неофициальным, но общепризнанным гимном сразу двух величайших войн...

Военный Парад в Москве 7 ноября 1941 года
Военный Парад в Москве 7 ноября 1941 года

24 июня 1945 года в Москве состоялся эпохальный Парад Победы. И снова Агапкин стоит на главной площади страны. Такого размаха Красная площадь еще не видела. 1400 музыкантов сводного военного оркестра играют для победителей. Дирижирует сводным оркестром генерал Чернецкий — его старый друг и соратник. В многоголосии звучит и оркестр Агапкина. По командам полковника Агапкина сотня фанфаристов подала сигнал к началу парада: «Слушайте все!»…и сотни барабанщиков выбивали дробь, когда знамена вермахта бросали на брусчатку перед мавзолеем, где на трибуне стояли Сталин и члены правительства.

Парад Победы
Парад Победы

Сводный духовой оркестр (на заднем плане) на Параде Победы 24 июня 1945 года

В ноябре 41-го именно оркестр Агапкина провожал бойцов на передовую и в июле 1945 года встречал победителей...

После парада Агапкин стал заместителем главного военного дирижера Красной Армии С.А. Чернецкого – тоже автора ряда известных маршей

.

Спустя восемь лет, когда хоронили И.В. Сталина, и вороные кони тащили орудийный лафет с гробом вождя, перед сводным оркестром снова стоял полковник Агапкин. Под взмахи его палочки плыли над Красной площадью и траурные мелодии, и Гимн Советского Союза

. Четыре военных года И.В. Агапкин провел в Новосибирске: капель-мейстером Военно-технического училища НКВД им. Менжинского. В Москву вернулся осенью 43-го. Дом его — разбомбили. Многие из музыкантов его оркестра погибли. Оркестр приходится набирать заново. После Великой Отечественной войны Василий Агапкин продолжал заниматься музыкой. Образцовый оркестр МГБ СССР, которым он дирижировал, часто выступал в московском саду «Эрмитаж», выезжал на гастроли, участвовал в парадах на Красной площади, в воздушных парадах в Тушине.

В 1955 году 71-летний Василий Агапкин в звании полковника вышел в отставку. Василий Иванович играл и дирижировал в военных оркестрах 62 года, блестящий военно-музыкальный стаж.

В феврале 1964 года Василий Иванович отметил свое 80-летие, а в октябре его не стало. Некоторые вещи музыканта, в том числе и его ставшая легендарной труба, как бесценная реликвия, были переданы в Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Похоронен Василий Агапкин в Москве на Ваганьковском кладбище. На скромном памятнике-стеле высечены начальные такты марша «Прощание славянки», обессмертившего имя своего создателя. А выше горят слова: «Дирижер-композитор, полковник Василий Иванович Агапкин. 1884–1964».В Память Великому композитору и дирижёру

Польские партизаны-антифашисты уходили в леса и горы под боевую песнь сложенную на мотив «Славянки» – «Расшумялися вежбы плаченцы.» – «Расшумелись плакучие ивы…». В Болгарии «Прощание славянки» гремит на парадах в Софии и на выпусках в офицерских училищах. В Германии этот марш известен под названием «Разговор с фронтовым товарищем». Немцы считают, что в основе его мелодии лежит старинный прусский марш. Родные мотивы слышат в нем чехи и словаки. И, конечно же, сербы. Ведь походный марш был написан для них…

В одной из частей морской авиации есть традиция: на особо важные задания ракетоносцы поднимаются в воздух при развернутом на аэродроме Знамени части и под трубные звуки «Прощания славянки».

Марш этот давно уже вышел из сферы военной жизни. Им встречали и провожали в не столь давние времена китобойные флотилии и трансокеанские лайнеры, эшелоны с целинниками и студенческими строительными отрядами, под него уходили пассажирские поезда из Бреста и Севастополя…

Марш и сегодня гремит в дни народных гуляний и на торжественных концертах, звучит с грампластинок и магнитных лент. Такты старого русского марша отбивали в ладоши парижане, когда бывший оркестрант В. Агапкина, ставший народным артистом РСФСР генерал-майор Н. Назаров дирижировал в парк Тюильри первым Отдельным показательным оркестром Министерства Обороны СССР.

Замечательные художники Алексей Евстигнеев и Константин Васильев написали полотна, которым дали название любимого марша.

А.Евстигнеев «Прощание славянки»
А.Евстигнеев «Прощание славянки»
К. Васильев «Прощание славянки»
К. Васильев «Прощание славянки»

Музыка боевого легендарного марша звучала и звучит во многих радиопередачах и кинофильмах и воскрешает тот особый душевный подъем, присущий людям в дни военных испытаний. Наиболее широко известен эпизод из кинофильма режиссера Владимира Хотиненко «72 метра» (отказ моряков от принятия украинской присяги). Эта сцена вполне может служить яркой демонстрацией глубинной связи боевого духа русского офицерства с его музыкальным символом – боевым маршем «Прощание славянки». И не случайно, когда верный присяге экипаж подводной лодки торжественным маршем проходит мимо военного оркестра, на глазах у зрителей появляются слезы гордости

. Марш "Прощание славянки" прославил силу русского духа и Василия Агапкина.Марш исполняют почти все оркестры мира Сербский военный оркестр

.Исполняет марш Оркестр Норвежской Королевской Национальной Гвардии в Москве:

Шведский военный оркестр:

Оркестр из Словаки

Живя в Петербурге,Василий Агапкин писал:Что ни дом,то история.Под впечатлением Петербурга Агапкин написал вальс "Голубая ночь"

Картина дня

наверх