Жизнь и смерть Ивана Поддубного

Голодная смерть Ивана Поддубного70 лет назад в ужасающей нищете ушёл из жизни великий борец

«Москва. Кремль. К.Е. Ворошилову». Писать легендарный борец был не мастак. Его так никогда и не отправленные послания партийным деятелям советского времени написаны карандашом и полны ошибок. В них сквозит подлинное отчаяние:

        «Климент Ефремович, мне 78 лет.

        Вспомните мои заслуги перед страной и советской властью. Вы сами называли меня национальным героем, а                    теперь забыли. Прошу одного. Прикрепите меня к столовой воинской части, чтобы я хоть иногда ел горячее»

В полутёмной, холодной комнате, где мучительно долго умирал Иван Поддубный, не было никакой еды. Был лишь чайник. Добротный. Американский. Напоминание о гастролях в Америке.

        Где-то там, за океаном, на счетах непобедимого запорожского казака Ивана Поддубного, страдавшего от голода              в приазовском Ейске, лежало более 500 тысяч долларов

До революции именно Иван Поддубный для всего мира был одним из самых ярких символов России. В этом могучем украинце была та пресловутая «медвежья сила» и неотёсанность, которую во всём мире принято считать именно русской.

Дед Ивана Поддубного дожил до 120 лет. Отец в глубокой старости валил здоровенного быка, схватив его за рога. Сам Иван родился в Красёновке, маленьком селе на Полтавщине. Крестьянскую семью украинцев Поддубных бедной назвать было нельзя. Но и особого богатства не наблюдалось.Отец, мать, шестеро детей, из которых старшим был Иван, родившийся в 1871 году. Когда мальчик подрос, начал помогать отцу. Пахал землю, впрягаясь, порой, вместо лошади. Солнце садилось, и Ванька отправлялся на сельские гулянки — единственное развлечение в Красёновке. Горилки в рот не брал.  

Любимым занятием возмужавшего паренька были местные кулачные бои. В них он неизменно одерживал победу, хотя дралась против Ваньки Поддубного вся мужицкая половина деревни

В возрасте 22 лет Иван Максимович отправился на заработки в Феодосию. Работал грузчиком в порту. В работе был дисциплинирован настолько, что уже через три года стал управляющим при грузовой конторе. И вдруг…

В город приехал цирк!

Стоявший в толпе «гарный парубок» из Красёновки наблюдал, как за духовым оркестром шли непобедимые цирковые борцы. И купил билет на представление. Конферансье предложил зрителям «сойтись в непримиримой схватке с сильнейшими атлетами мира сего».

Иван поднялся со своего места. И сошёлся.

Ему было не впервой. В родной деревне на него лезли с кулаками, пытаясь сбить с ног, и не такие «чудо-богатыри». Этих, цирковых, как и тех, красёновских, Поддубный легко уложил на лопатки.

Он методично побеждал цирковых борцов каждый вечер, пока устроитель представлений не сдался и не предложил ему место на арене.

Уже на своих первых гастролях Поддубный получил письмо от братьев. Родственники были лаконичны:

«Отец гневается. Грозится обломать о тебя оглоблю!»

В цирке его имя обрастало самой скандальной репутацией. Чудо-богатыря, нанятого не для побед, а для эффектных зрелищ, не понимали. А он не понимал тех, кто предлагал ему, победив в один вечер, «ложиться» под нового «фаворита» в другой, имитируя «драматическую перипетию».

Поддубный искренне недоумевал, почему он должен сдаваться? И раз за разом побеждал очередного «назначенного администрацией победителя». Директор давился от злобы, но Поддубного знала и любила публика, покупавшая билеты именно для того, чтобы увидеть этого великана с беспримерной медвежьей силой.

Узнав о том, что за его спиной составлен контракт, согласно которому на одном из цирковых чемпионатов Иван Максимович должен проиграть, Поддубный рассвирепел окончательно, пришёл к директору и заставил на его глазах съесть бумагу.

Девушка и друг

Когда Поддубному перевалило за тридцать, он стал легендой цирка. Бороться с ним отказывалось всё большее количество отечественных атлетов.

В «медвежьих объятиях» Поддубного у самых искушенных борцов ломались кости, позвоночники, рвались связки, вылетали зубы и челюсти

Русский богатырь благоговел лишь перед миниатюрной гимнасткой Марией Дозмаровой. Её он любил без оглядки.Именно вместе с этой девушкой Иван Поддубный был на седьмом небе от счастья. А ещё Иван Максимович был дружен со знаменитым укротителем Турнером.

Турнер был человеком бесстрашным, имевшим, однако, пагубное пристрастие к спиртному. В минуты подпития от своей грозной жены он прятался в клетке у льва по кличке Цезарь.

В один из вечеров случилось страшное. Пребывавший «подшофе» Турнер привычно просунул голову между клыками Цезаря. А тот возьми да и захлопни пасть. С глухим криком Турнер осел на арену.

Из головы дрессировщика хлестала кровь. Лев по кличке Цезарь стал вылизывать лицо своего хозяина, словно ласковый котёнок. Через несколько минут Турнер истёк кровью и умер

Что же произошло? Нелепая, абсурдная случайность. Цезаря ужалила влетевшая в помещение оса. И от боли у животного случился спазм челюстей.

Так Поддубный лишился единственного друга.

На следующий день из-под купола цирка на арену рухнула возлюбленная Ивана — Маша Дозмарова, скончавшаяся у борца на руках. От двух тяжелейших утрат, произошедших с интервалом в сутки, оправиться было очень тяжело. Поддубный ничего не ел, дни напролёт сидел сутками в своём гостиничном номере в Тифлисе и плакал навзрыд, уведомив домашних, что намерен вернуться в Красёновку.  

Впрочем, домой он так и не вернулся. Уже на следующий год в Париже Поддубный одерживает серию триумфальных побед на Чемпионате мира по борьбе. Как он там оказался?

За полгода до этих событий Поддубного пригласили в атлетическое общество аристократов Петербурга. Ему предложили бороться в Париже! Для Поддубного, пытавшегося покончить с цирком, где каждый сантиметр арены напоминал о самых страшных и нелепых потерях его жизни, это было спасительной ниточкой, избавлявшей от депрессии. Он согласился. Но «загонять» природную силу в формат французской борьбы с её двумя основными захватами, было непросто.

Избил тренера и переводчика

Заставить Поддубного бороться «по-французски», это всё равно, что принудить тайфун запускать ветряные мельницы. Тренировки длились по пять часов в день. Тренер раз за разом методично указывал Поддубному на его ошибки. Нервная система Ивана Максимовича в какой-то момент дала сбой. И он избил этих несчастных французов, вознамерившихся учить его бороться.А после долго смотрел на последнюю цирковую афишу, висевшую в его парижском номере. В ней было имя Маши…

Вскоре Иван Поддубный, именуемый газетчиками не иначе, как «Страшный казак из России», одерживает 11 побед подряд.

Но в полуфинале его соперник Рауль Буше, пытаясь победить любой ценой, начал нечестную игру.

«Изворотливая гадина»

Бывший мясник, имеющий тесные контакты  с преступным миром, намазал тело оливковым маслом.Жульничество? Ещё бы. Но французы с облегчением присуждают Буше победу по очкам «за красивый уход от захватов», что вызывает приступ беспримерной ярости Поддубного, поднявшего в этот вечер руку даже на пытавшегося его остановить полицейского.

На сей раз нервный срыв спортсмена был настолько силён, что на несколько дней он перестал узнавать окружающих, отказывался выходить из номера и принимать пищу.

Жуликоватому французу его трюк обошёлся дорого. Спустя год, когда соревнования проходили в Петербурге, Поддубный, встретившийся вновь на борцовском ковре с Раулем Буше, поднял его на руки, со всей силы бросил наземь и, навалившись сверху, стал ломать ему спину

Буше закричал судьям, чтобы те немедленно остановили поединок. На сцену выскочили зрители, пытавшиеся оттащить Поддубного. И только чудо помогло французу избежать смерти.Дрожа и рыдая от ужаса, Буше признал себя побеждённым. В тот вечер Поддубный ехал по Литейному проспекту в машине. Скорость была невысока, ведь ликующая толпа, осыпавшая победителя цветами, обступала автомобиль со всех сторон, не желая расставаться с триумфатором.

И вновь Париж. Приз 10000 франков. Шёлковая лента чемпиона мира!

Дружбы с этим великаном начали добиваться власть имущие, на знакомство с которым не мог претендовать ни один дипломат Российской Империи.С Поддубным заключали контракты на астрономические суммы. А золотые медали с чемпионатов мира по борьбе просто отсылались домой и складировались в сундуке у его родителей в Красёновке.

Чемпион чемпионов

Именно такой титул получил Иван Поддубный в 1906 году, став борцом № 1 в мире. Впрочем, Рауль Буше попытался выиграть у него ещё раз, организовав с помощью подельников покушение на Поддубного.

Головорезы, вооружённые револьверами, ворвались к нему в гостиничный номер. Но Поддубный, схватив подаренный ему кинжал, сумел отбиться от бандитов. Последняя попытка одержать победу стоила Буше очень дорого.

Отказавшись платить за неудачное покушение, француз стал жертвой своих подельников, проломивших ему голову

Поддубный, которого боготворили в России и во всём мире, имел немало врагов. Он завораживал своей силой и классической безграмотностью (после тридцати лет борец едва научился ставить подпись и с трудом читал), незнанием правил этикета.

Русский классик Александр Иванович Куприн, которому однажды довелось встретиться с Поддубным, писал:

В 1910 году, Поддубный получит письмо из дома с требованием вернуться в Красёновку и навести порядок.— Намедни отужинал с борцом Иваном Поддубным, человеком огромной силы и такой же глупости

В родных пенатах гений борьбы построил шикарную усадьбу. Жил в одном доме со своей женой, стокилограммовой дворянкой Тоней Квитко-Хоменко, которая была под стать богатырю. Барствовал, радовался жизни, ездил в фаэтоне, надев котелок и держа в руках тросточку.Своим родным он купил наделы, себе построил усадьбу, две мельницы, купил красивую коляску. Но чемпион мира и настоящий профессионал Поддубный не смог стать хорошим помещиком. Он был малограмотен, плохо умел писать, знаков препинания не признавал. За столом неумело пользовался приборами. Для Ивана Поддубного это было слишком сложно, гораздо легче победить в честной борьбе, чем заниматься хозяйством. Профессиональная совесть и честь - вот главное для таких людей, о которых следует помнить и сейчас.Иван Поддубный с братьями

Всего три года занимался хозяйством Поддубный Иван. Семья, для которой он так старался, не смогла сохранить всего, что он ей дал: мельницу сжег младший брат, вторую мельницу продали, чтобы отдать долги. Конкуренты в лице Рабиновича и Зархи в этом «бою» победили великого спортсмена. На ковер он вернулся уже в 1913 году, где за один выход получал 130 рублей.

Смотрим редкую пленку от  1912 года, чтоб увидеть самого Поддубного

Остальные борцы довольствовались десяткой.

На этом фото Ивану Поддубному 42 года. Он на пике формы. Любые попытки посягнуть на его титул чемпиона чемпионов борец пресекает самым жёстким образом, бросая соперников головой на ковёр или… прямо на судейский стол!

Гражданская война вскоре охватит Россию. Иван Максимович окажется меж двух огней — старой и новой властью. Известен случай, когда бандиты батьки Махно ворвались в цирк, где выступал Поддубный. Под дулами ружей и револьверов цирковым было приказано бороться с махновцами. Струсившие борцы, пытаясь сохранить себе жизнь, умышленно стелились перед пьяными подонками.

Лишь один Поддубный, перекрестившись, поднял, заломал и обрушил на землю лучшего борца из банды батьки. А затем медленно повернулся к бандитам. Щёлкнули взводимые курки.

Батька Махно внимательно смотрел на Поддубного, который молча стоял перед ним, ожидая выстрела. Бандиты ждали одной лишь команды своего пахана. Неожиданно Махно рассмеялся и сказал: — Выдайте цирковым колбасы, хлеба и водки!

Шла гражданская война, но Поддубный не хотел убивать своих соотечественников, а потому не примкнул ни к кому. Брать оружие в руки он не захотел и продолжал драться на ринге. Несмотря на это Одесское ЧК арестовало чемпиона.  Чекисты посадят украинского богатыря в камеру Одесского ЧК, где по пояс в ледяной воде сидели смертники. Через неделю его отпустят с извинениями. Но… осадочек останется. Выйдя на свободу, он узнает о предательстве жены. Антонина, решившая, что муж уже не вернётся, ушла к другому, захватив тот самый сундук с медалями из отчего дома.

От потрясения Иван Поддубный на время утратит способность говорить, будет лежать в бреду, не в силах подняться с постели. Поддубного едва не отправят с дом для умалишённых, но он вовремя придёт в себя. Спустя месяц.

Новая власть пригласит его в Мосгосцирк. Но Первопрестольная Поддубному не понравится. Тем более, в Ростове его будет ждать последняя любовь всей его жизни — торговка пирожками Марию Семёновну, миниатюрная, неграмотная женщина, напоминавшую гимнастку Машу. Последняя любовь Ивана Поддубного – вдова Мария Машонина, мать его ученика. Силача потрясла красота и чувственность женщины. Супруги жили на берегу Азовского моря, в Ейске, где купили дом после американских гастролей спортсмена. С Марией русский богатырь дожил до смерти. Детей у Поддубного не было, но к сыну Марии Иван Максимович относился с отцовской нежностью.В 1924 году общество профессиональных борцов Германии пригласило Поддубного на коммерческие матчи. Документы для выезда за границу помог выправить сам нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, дескать, сила Поддубного – сила советской власти!

После года выступлений в цирках Германии 54-летнего атлета разыскал антрепренёр из США, пообещавший заоблачные гонорары. Речь шла о сотнях тысяч долларов. Выступает ли кто-то в таком возрасте сегодня? Вопрос риторический.Однако врачи из Нью-Йорка, обследовавшие борца перед новыми баталиями, установили, что биологический возраст Поддубного на 15 лет меньше паспортного.

Классической борьбой в США пренебрегали. Бои, именованные «вольной борьбой», представляли собой схватки без правил. Профессиональный рестлинг был по сердцу Поддубному, любившему жёсткие поединки.Эти «дуэли» были бесчеловечны. Поддубного, в сущности уже пожилого человека, били ногами, пытались выдавить глаза и вырвать знаменитые усы. Но это только раззадоривало Ивана Максимовича, приходившего в звериное исступление. Он рвал всех. Вот только денег за победы в его карманах почти не было. Все поступления шли на банковский счёт. 

Отказался от обеспеченной жизни и гражданства США

В один прекрасный момент он устал. Потянуло в родные места, захотел увидеть жену и прямо сообщил об этом своим американским антрепренёрам. Но, понимая, что силы Поддубного иссякли не до конца, американцы пошли на хитрость и переписали договор так, что деньги по нему в американских банках мог получить… только гражданин США.

Такой подлости Поддубный простить не мог.

Весной 1927 года, не получивший обещанных сотен тысяч долларов, без гроша в кармане, он сядет на пароход, который унесёт непоправимо оскорблённого и униженного заокеанскими обманщиками русского богатыря к берегам Советской России. С ним был небольшой чемоданчик, в котором находилось борцовское трико и тот самый чайник. Великий борец действительно был невероятно наивен, чем пользовались окружающие. Когда скучающий по родине Поддубный собрался домой, американцы фактически лишили его всех заработанных гонораров — говорят, они по сей день остаются где-то на счетах в американских банках. На пристани великого борца встречала супруга и оркестр. На лице жены Иван заметит слёзы отчаяния.

Сын кулака

Самое страшное потрясение в своей жизни Иван Максимович испытает в родной Красёновке. Все его родственники были раскулачены и высланы. Всё то, что Поддубный заработал потом и кровью, «экспроприировали» лихие красные экспроприаторы. На родную Украину надвигался голод.

Сохранились минимальные сбережения. На них он купил домик в приазовском городке Ейске, где рыбачил, тоскуя по ушедшим временам. С ним была его верная супруга Мария Семёновна. Купил по совету своего друга, певца Федора Шаляпина, часть дома в Ейске. Там были комнаты и в подвале - бильярдная. Остальную часть дома занимал священник. По рассказу его крестника Юрия Короткова: "Так и прожил Поддубный в нашем городке вместе со своей второй женой Марией Степановной до самой смерти. Детей у них не было. Жалко, не дал ему Бог своих детей. Кстати, об этом тоже много сплетничали, да и сейчас не все знают, почему он так и не стал отцом. Говорят всякие глупости, мол, заразу какую-то в Америке подхватил. А на самом деле надорвался он сильно, когда в юности работал грузчиком.

Мне же дед Иван отца заменил. Я часто к нему в гости бегал, а познакомил меня с ним местный батюшка.

Крестили маленького Юру в доме у Поддубного.

- В то время нельзя было ходить в церковь, обряд провели тайно, - говорит Юрий Петрович. - Воспитывал дед Иван меня по-своему, по-чемпионски. Помню, как по малолетству я связался с дурной компанией. Он не стал меня пороть или читать нотации. Просто взял за руку и отвел к тренеру по боксу: мол, сделай из парнишки человека. А когда меня исключили из школы за то, что я хохмы ради надел на бюст Сталина буденовку, Иван Максимович пошел к директору. Объяснил, что в моем поступке нет никакой политики, а только одна дурь. В итоге в школе восстановили."Аудиторией стареющего атлета были местные мальчишки, которым он рассказывал о дальних странах. Своих детей у Ивана Максимовича не было, но он охотно становился крёстным для чужих.

Не выдержав, он собрал местных силачей из числа портовых грузчиков. Обучив их приёмам борьбы, создал цирковую программу, с которой вновь уехал на гастроли по разным городам Советского Союза. Вредные привычки, которые имелись у вчерашних портовых пьянчуг, выбивал сурово — кулаками.Манукян Рубен с Иваном Поддубным

Когда его приглашали, с удовольствием ездил в Москву на спортивные парады молодости. С правительственной трибуны ему аплодировали Сталин, Берия и Ворошилов.В 1939 году 68-летний Поддубный участвовал в параде физкультурников на Красной площади, и в том же году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Эту награду Поддубный носил с гордостью, практически не снимая, что спустя несколько лет едва не стоило ему жизни.

Именно в этот момент Климент Ворошилов назвал его национальным героем. Публично. Знал бы Поддубный, что в Советской России судьба героев бывает трагична.

Хозяин немецкой бильярдной

В августе 1942 года Ейск, небольшой курортный городок у Азовского побережья, был занят немцами. Люди сидели по домам. И только Поддубный с орденом разгуливал в Парке Горького. Вскоре за ним пришли из полиции. Иван Максимович надел лучший костюм, взял трость, прицепил орден и проследовал за оккупантами.

Переступив порог кабинета, Поддубный опешил. Перед ним в гестаповской форме стоял старый знакомый по Берлинскому обществу профессиональных борцов. Он предложил Поддубному уехать вместе с женой в Рейх, готовить немецких атлетов. Силач ответил решительным "нет", сказав: "Я русский борец, им и останусь".

Тогда приятель-немец помог ему, назначив заведовать бильярдной при немецком госпитале, за что полагался отличный продуктовый паёк

Фашисты уважали Поддубного, хотя он никогда не снимал своего ордена Трудового Красного Знамени. Ему многое прощалось. Однажды пьяный немецкий офицер попытался оскорбить старика, сорвав с его груди награду. Поддубный легко перекинул его через забор и чинно удалился под хохот солдатни.

Бывало в разгар затевавшейся в бильярдной драки, Поддубный подходил к кому-то из подвыпивших немецких офицеров, брал забияку за шиворот и, приподняв над землёй, выносил на воздух — освежиться. Вслед неслись восторженные крики и аплодисменты. Это, конечно, был полный сюрреализм: пожилой гигант с советским орденом на груди одной рукой вышвыривал на улицу перепивших немцев. А протрезвевшие наутро арийцы хвастались в письмах домой: "Знаешь, дорогая, меня вчера из бара вышвырнул сам Иван Поддубный".

Когда в 1943 году Ейск освободили, Поддубный оказался под угрозой расстрела. Смертный приговор вынесли, но в очень своеобразной форме – отказав в пайке на дополнительное питание, де-факто — посадив на хлеб и воду. В блокадном Ленинграде рослые парни, под стать Поддубному, быстро умирали от такой "диеты".

Иван Максимович писал председателю Ейского горсовета:

«Получаю 500 грамм хлеба. Мне не хватает. Добавьте ещё 200. Получится 700. И я смогу существовать. Заслуженный артист республики Иван Поддубный»

Не добавили. И он менял чемпионские медали на хлеб, оставив себе только шёлковую ленту чемпиона мира 1905 года, висевшую в его доме на видном месте. Поддубный очень похудел, стал часто болеть, но неизменно следовал своему старому принципу — соблюдал режим и, теряя последние силы, ходил на тренировки с гирями.В конце жизни ему было очень тяжело. Зная, что муж страдает от недоедания, верная супруга старалась подложить ему свой кусочек хлеба.

В их доме жили квартиранты. И ставшая от бедности неопрятной Марья Семёновна, чтобы не позорить Ивана Максимовича, называла себя его домработницей.

В декабре 1945 случилось настоящее чудо!

Поддубного вызвали в Москву и под гром аплодисментов в Парке Горького присвоили ему звание заслуженного мастера спорта. Он был торжественно поднят на руки своими учениками. И в 74-летнем возрасте провёл схватку с одним из них, Александром Мазуром, который, конечно же, мог легко выиграть поединок, но пожалел старика, никогда и никого не щадившего.

Поездка в Москву и присвоенное звание никак не повлияли на его положение. Иван Максимович голодал, пенсии не хватало катастрофически.

В 1948 году он упал и сломал бедро, оказавшись прикованным к постели. А когда смог стоять на костылях, ходил по городу, с опущенной головой, грязный, голодный. Иногда из жалости ему давали еду, наливали бесплатный керосин, дарили старую обувь и одежду.

— Сколько я вам обязан? — неизменно спрашивал старик.

Но люди не брали с него денег.

— Я вам благодарен, — скрипел он в ответ со слезами на глазах. А если ещё и приглашали к столу, ел и плакал, говоря, что мечтает о килограмме хлеба в день, чтобы наестся вдоволь. Но только вот местные власти никак не хотят идти ему навстречу. Видать придётся писать самому Ворошилову

Когда Поддубному исполнилось 78, он перестал выходить на улицу. Сидел дома, глушил голод чаем из своего «боевого заокеанского трофея» — американского чайника. Медалей не осталось. Менять было больше нечего. Иван Максимович Поддубный умер 8 августа 1949 года от инфаркта и был похоронен в городском парке, рядом с могилами воинов, павших в Великую Отечественную войну.Костюма для похорон у него не было. Пиджак и брюки для погребения пришлось искать у добрых людей в городе. Долгие годы на могила Поддубного заростала травой.

Только в 1957 году на могиле появилось скромное надгробие, где Иван Максимович был назван «Русским богатырём». Пройдя тяжелые испытания, познав большую славу, пережив любовь и предательство, Иван Поддубный оставался тем же, кем был в начале — богатырем с простодушием и наивностью ребенка.В российском Ейске, где жил богатырь, в 2011 г. в его честь был установлен памятник. С начала 1962 г. и по сей день проводятся международные соревнования памяти Поддубного.Дом музей и гвозди, которые богатырь скручивал пальцами.

О нем написано много книг и снято несколько фильмов, поскольку феноменальная физическая сила русского богатыря Ивана Поддубного и сегодня вызывает интерес у людей во всем мире.

Такая вот история.

P.s. На одном из ресурсов я встретила утверждение, что, якобы, Иван Поддубный считал себя украинцем и даже подделал, вернее исправил свидетельство рождения, подправив фамилию и написав, что он украинец. Это бред! Вот его свидетельство рождения из музея. А вот то, что он казак, это да - гордился!

https://rusplt.ru/society/golodnaya-smert-ivana-36609.html 
https://clubwt.ru/raznoe/ivan-poddubnyj-zhena-ivan-poddubnyj-zhena-lichnaya-zhizn.html
https://42money.ru/psihologiya/ivan-poddubnyi-semya-zhena-deti-ivan-maksimovich-poddubnyi--nash-velikii.html
https://24smi.org/celebrity/1302-ivan-poddubnyj.html
https://www.kp.ru/daily/26254.3/3133262/

Памятник под Ржевом еще не открыт, а болгары уже недовольны

В связи с известными событиями, открытие мемориального комплекса под Ржевом перенесли на 22 июня - в день начала Великой Отечественной войны. Это будет один из самых грандиозных памятников советскому солдату во всей Европе. Памятник выполнен из литейной бронзы, над ним в течении года работали 58 мастеров, он находится в Тверской области, рядом с деревней Хорошево.Его размеры впечатляют - высота памятника воину-освободителю достигает 25 метров (как девятиэтажный дом) плюс десятиметровый курган под ним.

×

Так что издалека он кажется еще выше.У основания кургана был возведен музей Победы с именами солдат погибших в этой кровопролитной битве. На этом участке фронта в 1942-1943 годах погибло около 390 тыс. солдат и офицеров. Своим подвигом красноармейцы задержали и перемолотили несколько десятков отборных дивизий фашистов, не дав им выйти к Москве.

 

Изображение: polk.pressИдею для создания мемориала подсказали бывшие фронтовики. Им хотелось увековечить подвиг советских солдат погибших под Ржевом. Авторы проекта: скульптор Андрей Коробцов и архитектор Андрей Фомин.Скульптор Андрей Коробцов

Идея: 25-метровая фигура солдата на 10-метровой насыпи с автоматом в руке и в гимнастерке, которая превращается в скорбных журавлей.
Особенность его в том, что мемориал строился не государством, а на народные пожертвования (например безымянный меценат перечислил 150 млн. руб) - всего было собрано 510 872 001 рублей.

 «Российское военно-историческое общество нам помогло добыть фотографии участников Ржевской битвы. От кого-то я брал лицо, от кого-то нос, от кого-то губы. То есть это буквально собирательный образ ржевского солдата», – поделился автор памятника, скульптор Андрей Коробцов.

Для россиян и бывших жителей СССР - это глубокая зарубка на память о великом подвиге и героизме солдат Красной Армии. Хочется, чтобы наши потомки помнили какой ценой был завоеван мир.На внешних памятных досках размещено 17 тысяч имен погибших и еще более 68 тысяч внутри музея. При строительстве памятника пришлось действовать очень и очень аккуратно, поскольку было обнаружено более 100 не разорвавшихся снарядов, которые саперы вывозили и взрывали. Внутри же расположены и все обнаруженные, как в архивах, так и через родных и близких, фото погибших в этой битве. Приведу рассказ самого архитектора, как создавался мемориал.

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

08.05.2020

Скульптор Андрей Коробцов. Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва.
Автор памятника рассказал «Культуре», как создавался проект
Эпидемия коронавируса не помешала завершению работ над монументом на месте ожесточенных сражений — недалеко от деревни Хорошево Ржевского района. Правда, торжественное открытие, запланированное на день 75-летия Победы, 9 Мая, пришлось отложить. Сейчас мемориал готов к открытию.

— На конкурс, объявленный Российским военно-историческим обществом в 2017 году, были поданы 32 проекта. Для вас победа стала неожиданностью?

— Конкурс проходил в два этапа. Результаты первого тура были аннулированы: члены жюри решили, что проекты не совсем соответствуют теме конкурса. Вообще участвовали самые матерые скульпторы. Когда мы с архитектором Константином Фоминым приступали к проектной работе для второго тура, никаких надежд не питали. Делали проект, интересный прежде всего для нас самих: на победу не рассчитывали.

— Почему аннулировали результаты первого тура?

— Жюри попросило участников добавить в проекты «души». Мы с Константином посмотрели все проекты, представленные на конкурс, и решили, что наш первый вариант был слишком пафосным. Нужно было создать одухотворенный памятник. Это оказалось тяжелой задачей. Нам хотелось, чтобы скульптура буквально растворялась в воздухе — фигура солдата от центра к краям распадалась на фрагменты. Но в итоге только фасадный ракурс оказался удачным. Тогда решили изобразить журавлей — вместо фрагментов одежды. Многие считают этих птиц символом души павшего воина. Как оказалось, мы попали в десятку.

— Тяжело работать вдвоем с соавтором  Константином Фоминым?

— Мне нравится работать с Костей. Мы друзья еще со времен Академии живописи, ваяния и зодчества Глазунова, жили в соседних комнатах в общежитии. Обычно делаем эскизы отдельно друг от друга, потом обсуждаем. Не выбираем выражений, критикуем по полной программе. Так рождается универсальный проект, который устраивает нас обоих. Как правило, он лучше тех вариантов, которые мы придумываем по отдельности. В этот раз сделали больше 80 эскизов — от абсолютно абстрактных вещей до почти советских монументов. До конца работы не понимали, к чему придем.

— Что почувствовали, когда победили?

— Мне позвонили из Российского военно-исторического общества. Честно говоря, я сначала не поверил, подумал, что разыгрывают. И только через полчаса, когда в интернете стали появляться статьи, понял, что это правда.

— Вы лепили лицо с конкретного человека или это собирательный образ?

— Я хотел сделать портрет деда, даже вылепил его в рабочей модели. Но понял, что он не совсем подходит для памятника: у деда довольно сложные черты лица. Российское военно-историческое общество помогло получить от Министерства обороны фотографии с фронта. В итоге вышел собирательный образ: от одного солдата взял губы, от другого — глаза. Вдохновлялся стихотворением Твардовского «Я убит подо Ржевом», где повествование идет от лица павшего солдата. Прочитав его, можно представить, что ощущает изображенный нами солдат. Он вроде бы смотрит на зрителей, но в то же время глядит вглубь себя. Нам хотелось передать состояние отрешенности. Образ дополняет подсветка: лицо будет освещаться более теплым светом, а журавли — белым, ведь это души…

— Размер скульптуры — 25 метров, холм — еще 10. Это пока ваш самый крупный проект?

— Не только наш с Константином Фоминым: в современной России никто не делал такого масштабного памятника солдату.

— Насколько устойчив такой большой монумент?

— На самой ранней стадии к работе над проектом подключилось конструкторское бюро. Оно проводило испытания: в аэротрубе продували модель памятника, проверяли на ветровые нагрузки. Конструкторы уверяют, что у памятника тройной запас прочности.

— Как выбрали место для установки памятника?

— Оно было уже прописано в условиях конкурса, мы могли немного корректировать. Мне кажется, оно выбрано удачно: рядом проходит федеральная трасса М-9, большой поток машин. Мемориал будет видно издалека — с расстояния двух километров. Изначально задача состояла в том, чтобы памятник могли увидеть как можно больше людей.

— Что находится рядом со скульптурой?

— Перед памятником можно увидеть входную группу: на две стены прикрепили листы кортеновской стали с изображениями бойцов, сражавшихся в Ржевской битве, и с фамилиями павших. Стены имеют ломаную геометрию, они напоминают окопы: это поможет воссоздать атмосферу сражений. Рядом с памятником — музейный комплекс: технические помещения, туалеты, небольшое кафе и сама музейная часть с экранами, на которых можно будет увидеть имена павших. На стенах поместилась лишь малая часть фамилий, все фамилии будут доступны в цифровом виде.

— Правда, что средства на монумент, больше 500 миллионов рублей, собирали с помощью краудфандинга?

— Насколько я знаю, абсолютно нет бюджетных денег, только пожертвования. Удивительно, что удалось собрать такую огромную сумму. На своем веку не видел ни одного проекта, который вызвал бы подобный резонанс. Очень много отзывов, люди постоянно спрашивают, куда можно пожертвовать деньги.

— Общая стоимость монумента — 650 миллионов. Сумма гигантская…

— На самом деле это не так много для подобного проекта. Помимо денежных средств, много других пожертвований: кто-то передал брусчатку для мощения площадки, кто-то — песок. В общем, помогают строительными материалами.

— Как в Ржеве относятся к памятнику?

— К моему удивлению, многие воспринимают его положительно. Нередко насчет подобных инициатив говорят, что лучше бы, мол, строили детские сады. Конечно, и в Ржеве находятся те, кто высказывает подобную точку зрения, но в целом все ждут открытия. Ведь у многих здесь погибли родственники, и об этой битве как-то особенно не говорилось.

— Что вы открыли во время работы над монументом?

— Одним из огромных потрясений стала встреча с волонтерами, которые до сих пор ищут останки павших бойцов. Не помню, что на меня в последний раз оказывало такое же впечатление. После победы в конкурсе было назначено совещание в полях, где проходили сражения. Мы с Костей не совсем понимали, куда едем. Оказалось, что совещание будет проходить в военно-полевом лагере. Отряд поисковиков-профессионалов и три отряда школьников все лето искали останки советских бойцов. В тот день, когда мы приехали, лагерь уже закрывался, это был последний день его работы, и мы увидели более семидесяти гробов. Отряды за лето подняли из земли останки более трехсот солдат. В тот день хоронили останки семидесяти, из них 16 было опознано, приехала внучка одного из опознанных бойцов. Одно дело читать книги о Ржевской битве, военных операциях, огромном количестве жертв. И совсем другое — когда все сжимается до судьбы одного человека, о котором его внучка рассказывает со сцены. Это по-настоящему страшно. Я не сентиментальный человек, но плакал, слушая ее. В тот момент десятилетия, прошедшие с окончания войны, словно исчезли: казалось, это было буквально вчера. И вот 70 гробов: в одном из них мог лежать и ты, если бы жил в то время.   
Фото на анонсах: Кирилл Зыков / АГН «Москва»; официальный сайт Ржевского мемориала

А это время в Болгарии

Наши "братушки" вовсю обсуждают еще не открытый в России мемориал. Вот какие отзывы на статью о памятнике появились на болгарском ресурсе "Дневник".

Негативные комментарии:

Norman Granz "Важно то, что в условиях пандемии и экономического коллапса они преследуют свои приоритеты".

pinoccio "И снова грандиозность, огромный и дорогой памятник одному из великих советских безумств. Никакого уважения и смирения. Я ненавижу расистов, им даже не стыдно! Пока они не извинятся за свои руки в крови, за начало Второй мировой войны и за оккупированные ими территории, за миллионы погибших, у них не будет никакой надежды ..."

Корки "Вместо того, чтобы строить новую жизнь, россияне продолжают строить памятники. Они придерживаются своих военных ценностей и с рвением алкоголика обещают повторить снова. Памятник Александру II в центре Софии продолжает раздражать их, потому что он дал свободу крепостным. Они хотят рабства и сражений с большим количеством жертв".

hamiltonf "Короче говоря, это самая смешная армия в мире, известная тем, что жизни солдат не имели, абсолютно никакого значения для нее".

magelan : "У страны, в которой нет ничего, кроме войны в прошлом, вокруг которой можно объединить свое население, нет будущего ... Путин назвал патриотизм идеей, вокруг которой можно строить будущее ... На голодный желудок с разбитой экономикой он ушел в прошлое. Жестокое, униженное, ограбленное, население, которое огромными шагами приближается к уровню жизни 17-18 веков. Будем надеяться, что когда-нибудь люди там справятся с его ликвидацией и будут жить в 21 веке".

Нейтральные комментарии:

lpi31580057 "Вместо того, чтобы спроектировать, построить, заплатить за памятник, они бы лучше взяли у нас Алёшу, и все!"

gr52 : "Ну, тогда надпись должна быть соответствующей: «Они пали жертвами некомпетентного российского командования".

Позитивные комментарии:

Doge "Это не меняет того факта, они делали то, что им сказали. Еще один факт - они защищали свою родину и заплатили за это своими жизнями. Одного этого достаточно, чтобы установить им памятник".

Роси "Они сражались, не задумываясь о количестве жертв. Как это было в песне Окуджавы из фильма «Белорусский вокзал»: Так что нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим".

Как видно из переписки, большинство болгарских пользователей - около 80% нас не жалуют, больше обливает грязью и обвиняют в войне! Остальные 20 % тихо млеют. Вот такие дела, а в советское время Болгария считалась 16 союзной республикой. Прошло всего 30 лет и мы для них стали злейшими врагами. Хотя сами болгары никогда не были великими воинами.

P.S.

В статье опубликованы подлинные комментарии из болгарского издания "Дневник". Чтобы ни у кого не осталось влажных иллюзий относительно бывших "братушек". Наверное, в Болгарии остались и нормальные люди, но западная пропаганда делает свое черное дело. И я не удивлюсь, если они пойдут по пути чешских отморозков и уберут памятник Алёше. Уже раздаются такие предложения - сами читали.

https://zen.yandex.ru/media/id/5ea1486ac8c4f56528e810c6/pamiatnik-pod-rjevom-esce-ne-otkryt-a-bolgary-uje-nedovolny-5ec235cff1689869c21d17c7

https://tver.aif.ru/society/details/reportazh_s_mesta_stroitelstva_rzhevskogo_memoriala_pokazal_pervyy_kanal

https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/pro-pobedu/rzhevskiy-memorial-kogda-poletyat-zhuravli-dobroe-utro-fragment-vypuska-ot-31-03-2020

https://portal-kultura.ru/articles/country/326313-skulptor-andrey-korobtsov-v-proekt-rzhevskogo-memoriala-poprosili-dobavit-dushi/

Пять книг о Великой Отечественной войне

Книги о войне помогают глубже понять нашу историю. Особенно ценно, если они написаны современниками — так читатель получает возможность взглянуть на события глазами очевидцев.

Вместе с Марией Викторовной Михайловой — литературоведом и заслуженным профессором МГУ — составили подборку книг о Великой Отечественной войне, которые заслуживают вашего внимания. Мария Викторовна преподаёт на кафедре истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса.

Мария Викторовна Михайлова

На сайте спецпроекта «Литература и война», специально подготовленного к 75-летию Победы (ранее VATNIKSTAN сообщал об этом проекте), можно прочитать интервью с Марией Викторовной о её бабушке, Ксении Павловне Пышкиной, и маме, Татьяне Алексеевне Пышкиной, которые были «бойцами культурного фронта» и в военное время работали в библиотеке им.

А. П. Чехова.

«Живые и мёртвые», Константин Симонов

Константин Михайлович Симонов (28 ноября 1915 года, Петроград — 28 августа 1979 года, Москва) — прозаик, поэт, драматург и киносценарист. Общественный деятель, журналист, военный корреспондент. Участвовал в Великой Отечественной войне, был полковником Советской армии.

Трилогия Константина Симонова «Живые и мёртвые» включает три романа: «Живые и мёртвые» (1960 год), «Солдатами не рождаются» (1964 год), «Последнее лето» (1970 год). Произведения написаны по материалам его записок, сделанных им в разные годы и отчасти изданных в виде статей и очерков. Первая книга «Живые и мёртвые» почти полностью соответствует личному дневнику автора, опубликованному под названием «100 суток войны».

«Война есть ускоренная жизнь, и больше ничего.
И в жизни люди помирают, и на войне то же самое, только скорость другая».

Симонов, являясь очевидцем и участником боевых действий, достаточно достоверно показывает, что происходило на войне на протяжении трёх лет: трагические неудачи первых дней, хаос, отступление, растерянность командиров в первой части «Живые и мёртвые» врезаются в память; эти события сменяет энергичное наступление в завершающий год войны («Последнее лето»). Исторические события даются через призму восприятия главного героя — Ивана Синцова, в первые дни войны работника полевой редакции, потом — политрука, а в дальнейшем — полевого командира. Личные раздумья героя о семье, которая оказалась ввергнута в круговорот исторических событий, переходят в размышления о судьбе страны и мира.

«На войне как на войне», Виктор Курочкин

Виктор Курочкин (23 ноября 1923 года — 10 ноября 1976 года) — писатель, журналист, яркий представитель «лейтенантской прозы». Участник Великой Отечественной войны.Виктор Курочкин

В повести Виктора Курочкина «На войне как на войне» рассказывается о двух днях из жизни экипажа самоходки, когда ее возглавил совсем еще юный лейтенант Саня Малешкин. Он, как и многие его ровесники по фронтовой судьбе, стеснялся своего возраста, пытался казаться суровым, строгим, дабы его боялись подчинённые.

«…Сразу столько убитых Сане ещё не приходилось видеть. Они валялись и в одиночку, и кучами в странных до невероятности позах. Как будто смерть нарочито садистки безобразничала, издевалась над человеческим телом…»

Совсем ещё юный, добрый, пухлогубый мальчик грезит о подвиге, ждёт настоящего наступления, в котором он себя непременно покажет и получит орден. Когда же начинается настоящий бой, то он совершенно не похож на бой, который существовал в воображении Сани Малешкина: не стремительный и захватывающий, а позиционный и тягучий: «А это что? Ползём, как черепахи, друг за другом, и ни черта не видно», — с раздражением думает Саня. И сам подвиг в повести выступил уже не в ореоле романтического деяния, а совершался буднично, приземлённо. Тем не менее Саня Малешкин и его экипаж остаются в памяти читателя как настоящие незаметные герои войны. Книга подкупает светлым юмором и какой-то особой нежной интонацией автора.


«Убиты под Москвой», Константин Воробьёв

Константин Воробьёв (16 ноября 1919 года — 2 марта 1975 года) — участник Великой Отечественной войны и яркий представитель «лейтенантской прозы». Написал более 30 рассказов, очерков и десять повестей.

Автобиографические повести с изображением жестокости войны писателю удавалось публиковать с большими задержками, с вынужденными купюрами и сокращениями («Это мы, Господи!», не окончена, 1943 год; опубликована посмертно в 1986 году; «Крик», 1962 год). Опыт войны отразился в одной из известнейших его повестей «Убиты под Москвой», которая была впервые опубликована А. Т. Твардовским в журнале «Новый мир» в 1963 году. Повесть рассказывала о трагической гибели кремлёвских курсантов под Москвой. Сформированная рота юных красавцев (рост не менее 183 см) в составе двухсот сорока человек отправлена на фронт, где впереди ˗ тяжелейшие бои, разочарования и гибель почти всех.

«Дневные звёзды», Ольга Берггольц

Ольга Берггольц (3 (16) мая 1910, Санкт-Петербург — 13 ноября 1975, Ленинград) — поэтесса, журналист, драматург. В 1938 году она провела полгода в заключении по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности (была реабилитирована в 1939 году). В тюрьме родила мёртвого ребенка. После освобождения она вспоминала так о своём заключении:

«Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в неё, гадили, потом сунули обратно и говорят: живи!».

Ольга Берггольц

В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц оставалась в осаждённом Ленинграде. С августа 1941 года она работала на радио и почти ежедневно обращалась к жителям блокадного города со словами поддержки. Поэтессу называли «блокадной музой» или «голосом осажденного Ленинграда».

«Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила».
Февральский дневник 1942 года

В 1942 году Берггольц создала поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» и «Ленинградскую поэму». Книга Берггольц «Дневные звёзды» — это автобиографическое произведение. В повествование о трагическом времени ленинградской блокады вплетены воспоминания поэтессы о детстве, отрочестве, о друзьях-поэтах, которых не пожалела блокада.


«Сотников», Василь Быков

Василь Владимирович Быков (19 июня 1924 года — 22 июня 2003 года) — писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны. Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1961 год). Также в 1960-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 1970-е годы — «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться». Напряжённость ситуаций, жестокая правда в отображении психологии «человека на войне», точность в деталях — всё это уже с первых повестей отличало прозу писателя.

Притчеобразные, носящие нравственно-философский характер произведения Быкова знаменовали в литературе новый этап осмысления трагических событий войны. По словам писателя и критика Алеся Адамовича, именно в «Сотникове» происходит «качественный сдвиг» в творчестве Василя Быкова, возникает «новая нота, иная, более зрелая нравственная фокусировка». Замысел и сюжет повести «Сотников» (1969 год) подсказаны автору встречей с бывшим однополчанином, который считался погибшим.

«…Зачем? Зачем весь этот стародавний обычай с памятниками, который, по существу, не более чем наивная попытка человека продлить свое присутствие на земле после смерти?

Но разве это возможно? И зачем это надо? Нет, жизнь — вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже. Когда-нибудь в совершенном человеческом обществе она станет категорией-абсолютом, мерой и ценою всего…»

В одном из писем Быков рассказывал, что, «кожей и нервами» почувствовав историю, в которой люди напрочь лишены возможности влиять на ситуацию, он выбрал «сходную модель на материале партизанской войны (вернее, жизни в оккупации)». В повести два главных героя — Рыбак и Сотников. Рыбак — бывший армейский старшина. Он выглядит более приспособленным к жизни, чем его напарник. В его прошлом нет ничего, что предвещало бы возможность предательства. Сотников до войны работал учителем, в армии стал командиром батареи. Вместе они отправляются на задание и натыкаются на полицейский патруль. Быковым создана пограничная ситуация встречи человека с угрозой смерти, на которую они реагируют различно. Величие Сотникова становится ещё более значимым на фоне человеческой слабости и трусливости его товарища.

Автор: Екатерина Мельничук
https://www.vatnikstan.ru/arhiv/5-knig-o-vov/

Картина дня

))}
Loading...
наверх