Читайте также другие статьи автора: «Мода НЭПа» и «Мода эпохи 1930-х годов».

Модные тенденции второй половины 40-х

Во второй половине 40-х мода в СССР остаётся уделом «избранных», преимущественно женщин и горожан: одежды не хватает, поэтому практичность и долговечность большинство людей ценят сильнее красоты.

Государство в этот период признаёт важность моды: она представляется партийцам одним из средств пропаганды и даже орудием борьбы в Холодной войне. Правительство хотело, чтобы в СССР шили современные наряды по собственным эскизам, а не копировали Запад. Для этого в 1944 году начал работу Московский дом моделей одежды. Под его руководством советская швейная промышленность должна была стать «синтезом лучшей мировой и отечественной практики».

Журнал Московского дома моделей

Пожалуй, главная тенденция массовой моды конца 40-х — подражание западным образам, которые советские граждане узнавали из кинематографа. Трофейные ленты показывали в кино без уточнения, в какой стране они сняты. Показу предшествовали титры: «Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской Армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году». Больше всего зрителей привлекали развлекательные, познавательные и музыкальные ленты: «Индийская гробница», «Охотники за каучуком», «Тоска», «Чио-Чио-сан», «Девушка моей мечты», а также биографии Рембрандта, Моцарта, Шиллера. Кино было не только вариантом времяпрепровождения, но и источником вдохновения. Так, советские модницы вдохновлялись образами немецких актрис, подражали их нарядам и причёскам.

Немецкая актриса Марика Рёкк в фильме «Девушка моей мечты» (1944)

Значение трофеев для моды упоминал и Эдуард Лимонов в книге «У нас была великая эпоха»:

«НА БАРАХОЛКАХ СТРАНЫ ПРИЗЕМЛИЛИСЬ И ПОШЛИ ПО РУКАМ ПЛАТЬЯ, КОСТЮМЫ, ПАЛЬТО ДЛЯ ВСЕХ ПОЛОВ И ВОЗРАСТОВ — „ТРОФЕЙНОЕ БАРАХЛО“, ВЫВЕЗЕННОЕ СОЛДАТАМИ В ВЕЩЕВЫХ МЕШКАХ ИЗ ПОКОРЁННОЙ ГЕРМАНИИ… КАТАЛОГОМ И ГИДОМ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЙ ПО МОРЮ КОЖАНЫХ ТИРОЛЬСКИХ ШОРТ, РУМЫНСКИХ, ИТАЛЬЯНСКИХ И ВЕНГЕРСКИХ ВОЕННЫХ ПАЛЬТО И ДЕТСКИХ БЕРЛИНСКИХ КОСТЮМЧИКОВ СЛУЖИЛИ АМЕРИКАНСКИЕ ФИЛЬМЫ… ГЛЯДЯ НА ГОЛЛИВУДСКИХ ДЕВУШЕК И СУРОВЫХ ГАНГСТЕРОВ В ДВУБОРТНЫХ КОСТЮМАХ И ШЛЯПАХ, ЗАПОМИНАЛА РУССКАЯ МОЛОДЁЖЬ МОДЕЛИ ОДЕЖДЫ».

Одежду на заказ в этот период почти не шьют: для большинства это слишком дорого. Начинается массовый пошив готовой одежды, из многообразия которой предлагалось формировать собственный стиль.

Московский дом моделей одежды

Можно предположить, что в катастрофически трудные годы войны развитие моды в Советском Союзе остановилось. Однако это правда только наполовину. Возрождение отрасли ожидаемо стартовало в Москве. Уже в 1944-м в столице начал работу Московский дом моделей одежды (МДМО). Перед этим учреждением правительство ставило несколько задач: создание новых современных моделей, внедрение их в массовое швейное производство, а также контроль предприятий в сфере лёгкой промышленности. Если первые два направления давались учреждению относительно легко и вписывались в видение его руководителей, но для контроля у Дома моделей не было ни ресурсов, ни полномочий. Эти противоречия сохранятся на протяжении всех десятилетий работы МДМО.

Дом моделей создавали на базе ведущих столичных учреждений моды 1930-х годов: художественного ателье на Кузнецком мосту и треста «Мосиндодежда».

Здание дома моделей на Кузнецком мосту

Сложилась двойственная ситуация: государство хотело развивать моду, но не имело для этого денег. У Дома моделей не было собственной машины, а за помещение на Кузнецком мосту пришлось побороться с военными учреждениями. Планировалось, что МДМО будет разрабатывать модели одежды для швейных фабрик, а те будут платить ему за новые выкройки. Учреждение должно было стать самоокупаемым: не требовать на свою деятельность денег из бюджета. На практике схема оказалась нерабочей, потому что швейные предприятия не хотели покупать новинки и шили по старым образцам 20-х и 30-х годов.

Источником дохода Дома моделей в годы войны стали заказы Главособторга. Работники МДМО не только разрабатывали эскизы новой одежды, но и сами шили её небольшими партиями. Хотя изначально такая задача перед ним не ставилась. В 1945–1947 годах МДМО перестроится на гражданскую одежду и снова будет производить её самостоятельно (а не только готовить выкройки).

Предполагалось, что после войны Дом моделей создаст концепцию «советской моды». Она должна была стать основой для планирования в лёгкой промышленности на годы вперёд. При этом МДМО настоятельно призывали «не брать иностранные журналы мод и копировать, а создавать своё». Мода рассматривалась как средство пропаганды и источник повышения культуры граждан. Так сформировался основной принцип советского моделирования нарядов: «нужно соединить мечту и фантазию художника с мастерством конструктора и современной техникой производства» (формулу предложила искусствовед-конструктор МДМО Наумова).

Советскую моду, по мнению правительства, должен был отличать демократизм, массовость, «бессословность» и общедоступность. Таким образом она противопоставлялась «западной» моде, которая, по представлению партийцев, была «привилегированной» и «буржуазной». При этом не запрещалось заимствовать передовой мировой опыт. В общем, сплошные противоречия.

Для популяризации своей деятельности Дом моделей проводил выставки и показы мод: там представляли новые коллекции. Модные показы сопровождались рассказами искусствоведов, а посетители стационарных выставок могли заполнить анкету, где поделиться мнением о представленной одежде. С 1951 года каждый посетитель мог получить консультацию для создания индивидуального стиля.

Дом моделей будет работать несколько десятилетий, а расцвет его деятельности придётся на 1960–1970-е годы.

Как выглядели советские модницы

Женщины оставались основными заказчиками модной индустрии. Все, кто мог покупать новую одежду и избавиться от практичных мужеподобных нарядов, при первой же возможности делали это. Речь, конечно, о жительницах крупных городов, где уже работали Дома мод — Москве, Петербурге, Минске, Киеве, Риге, Львове.

Модница второй половины 40-х носила:

  • подкладные плечи;
  • расклешённые платья с узкой талией;
  • юбки и платья длиной чуть ниже колена;
  • блузки с рукавами-фонариками;
  • тирольские шляпы;
  • маленькие шляпки;
  • туфли на платформе или танкетке.

Набор не случаен: мы уже рассказали о трофейных кинолентах, героини которых блистали именно в таких нарядах. В женскую моду прочно вошли наплечники: они делали силуэт похожим на песочные часы. Их пришивали не только к пальто, но и к блузкам, и платьям. Некоторые историки моды предполагают, что эта тенденция связана с желанием женщин выглядеть сильнее, так это или нет — судить не берёмся. Например, брюки почти не носили, хотя, разумеется, никаких запретов на них не было.

Другой обязательный атрибут модницы — маленькая шляпка: «таблетка» (круглая шляпка сдвинутая на макушку) и «арбузная корка» (полумесяц от уха до уха). Преимущество таких шляпок в том, что большая часть волос остаётся открытой, а значит можно продемонстрировать и причёску, и новый головной убор. Иронично щапочки называли «менингитками», хотя любительницы таких шляпок утверждали, что они отлично оберегают голову от мороза.

Параллельно с немецким стилем в моду вошёл испано-латиноамериканский. Для советских женщин он выражался в юбках и платьях в горошек, беретах и тюрбанах. Последние трудно было найти в продаже, потому их роль исполняла сложенная полоской косынка, которую заматывали на макушке концами вверх.

Если одежду ещё можно было найти в магазинах, то обувь и чулки в послевоенные годы были в остром дефиците. Достать капроновые чулки считалось большой удачей. Впрочем, эта проблема характерна не только нашей страны, а для всей послевоенной Европы. Зарубежные модницы решали проблему творчески: рисовали швы и пятки на ногах или красили кожу в цвет чулок. Делали ли так в СССР, точно неизвестно — найти фотографии или другие источники не удалось. Советские женщины заменяли чулки белыми носочками и носили с туфлями и босоножками.

Мужская мода

Мужская мода развивалась не так бурно, как женская. Большинство мужчин продолжали носить военную форму: не только из-за недостатка новых костюмов, но и из-за популярности образа военного-защитника в целом.

Популярны свободные широкие силуэты, двубортные пиджаки, длинные кожаные пальто и куртки на молнии (их называют «москвички» или «хулиганки»). Во второй половине 1940-х носят рубашки с мягким воротником, укороченные пиджаки, брюки-гольф и вязаные свитера. Галстуки широкие и короткие (противоположность узким галстукам стиляг), узор в горошек или в полоску. Тона преимущественно тёмные, достать костюм светлого оттенка или в полоску считается роскошью. Из головных уборов — фетровые шляпы и кепки-восьмиклинки (в народе «лондонки»).

Стиляги

У большинства сейчас слово «стиляги» прочно ассоциируется с одноимённым фильмом Валерия Тодоровского. В этой музыкальной истории яркие молодые ребята-стиляги противопоставлены скучным и серым комсомольцам. Противостояние в фильме показано гротескно, хотя и в реальности стилягам приходилось убегать от комсомольских активистов.

Общественное мнение нередко видело в стилягах тунеядцев, прохиндеев, хулиганов и, конечно, «подражателей западу». Пожалуй, это стремление выделиться, модно одеться на западный манер и вызывало больше всего недовольства. Внешний вид стиляг высмеивали в карикатурах и фельетонах:

ИНОСТРАНЦЫ! ИНОСТРАНКИ!
НЕТ! ОТ ПЯТОК ДО БРОВЕЙ
ЭТО МЕСТНЫЕ ПОГАНКИ
ДОМОРОЩЕННЫЙ БРОДВЕЙ.

«Бродвеем» на сленге стиляг именовалась правая сторона улицы Горького, одного из главных мест сбора стиляг в столице.

Внешний вид стиляг эволюционировал. В самом начале их облик действительно был почти карикатурным: яркие широкие штаны, мешковатые пиджаки, носки кричащих цветов и широкополые шляпы.

«В ДВЕРЯХ ЗАЛА ПОКАЗАЛСЯ ЮНОША. ОН ИМЕЛ ИЗУМИТЕЛЬНО НЕЛЕПЫЙ ВИД: СПИНА КУРТКИ ЯРКО-ОРАНЖЕВАЯ, А РУКАВА И ПОЛЫ ЗЕЛЁНЫЕ; ТАКИХ ШИРОЧЕННЫХ ШТАНОВ КАНАРЕЕЧНО-ГОРОХОВОГО ЦВЕТА Я НЕ ВИДЕЛ ДАЖЕ В ГОДЫ ЗНАМЕНИТОГО КЛЁША; БОТИНКИ НА НЕМ ПРЕДСТАВЛЯЛИ СОБОЙ ХИТРОУМНУЮ КОМБИНАЦИЮ ИЗ ЧЁРНОГО ЛАКА И КРАСНОЙ ЗАМШИ. ЮНОША ОПЁРСЯ О КОСЯК ДВЕРИ И КАКИМ-ТО НА РЕДКОСТЬ РАЗВЯЗНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ЗАКИНУЛ ПРАВУЮ НОГУ НА ЛЕВУЮ. ОБНАРУЖИЛИСЬ НОСКИ, КОТОРЫЕ СЛЕПИЛИ ГЛАЗА, ДО ТОГО ОНИ БЫЛИ ЯРКИ…»
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ДМИТРИЯ БЕЛЯЕВА, АВТОРА ФЕЛЬЕТОНА ПРО СТИЛЯГ «ТИПЫ, УХОДЯЩИЕ В ПРОШЛОЕ»

Ближе к 1950-м образ «типичного стиляги» изменился. Стали носить узкие брюки-дудочки, более аккуратные пиджаки с широкими плечами, тонкие галстуки-селёдки, причёска «кок» и лаковые туфли на светлой каучуковой подошве. Девушкам стать «стилягой» было ещё проще: достаточно было ярко накраситься, завить волосы и надеть узкую юбку.

Чего хотели стиляги? Вопрос до сих пор остаётся дискуссионным. Пресса того времени и общественное мнение пытались представить их как лентяев и идейных врагов, которые стремятся подражать «буржуазному образу жизни». Их обвиняли в «низкопоклонстве перед западом» и в том, что они не разделяют коммунистические ценности. Историки видят причину появления такой субкультуры в активизации международных контактов СССР: дипломаты привозили одежду и музыку из зарубежных стран, поэтому их дети стремились вести другой образ жизни.

Можно предположить, что для молодёжи идейная сторона оставалась второстепенной. Стиляги вообще отличались нарочитой аполитичностью. Модная, непохожая на скучную школьную форму одежда, красивые танцы под заграничные ритмы и своя «тусовка» были способом самовыражения и дарили ощущение красивой жизни «как в кино».

Мода второй половины 1940-х характеризуется противоречиями: стремление модно одеваться ограничивалось нехваткой денег, отсутствием товаров, а иногда и общественным мнением (как в случае со стилягами). Жители СССР в поиске новых образов нередко вдохновляются западным кинематографом. Правительство понимало значимость хорошей современной одежды и уже в 1944 году учреждает Дом моделей, но нагружает его дополнительными непосильными задачами — контролировать всю швейную промышленность. Дом моделей будет определять модные тенденции следующие несколько десятилетий.

https://www.vatnikstan.ru/history/poslevoennaya_moda/