Последние комментарии

  • абрам вербин
    Жизнь в России всё также удивляет. С одной стороны мы понимаем, что обороноспособность страны вроде бы растёт и грани...Два вида борьбы с коррупцией - реальная и за донаты
  • Galina Arhangelska
    Некоторые надписи и сейчас актуальны..Карамели с рисунками и стихами Владимира Маяковского
  • О.Землякова
    Достойный город.Ростов-на-Дону — южная столица России с высоты

Ига не было, монгол не было, а памятники появляются?

Кто там возмущается по поводу ига татаро-монгол? Не было говорите? А что вот с этим делать? Это не Монголия. И даже не Казахстан.Первый в России памятник Чингисхану появился в поселке Привольный в Калмыкии. Об этом сообщил инициатор строительства — гендиректор местного племенного завода «Улан-Хееч» Джангар Сангаджиев.

«Это скульптурный ансамбль: четырехметровую фигуру Чингисхана несут четыре воина-защитника, позади установлены флагштоки, которые олицетворяют четыре монгольских племени», — приводит его слова ТАСС.Сангаджиев рассказал, что идея композиции взята из истории. Когда Чингисхана провозгласили правителем, его несли именно так. Открытие статуи было торжественным.

Ради торгутов и туристов

- Идея уже давно витала в воздухе и обсуждалась в разговорах сельчан и на собраниях трудового коллектива племзавода. В республике есть памятники калмыцким Убаши-хану и Аюке-хану или, например, князю Тундутову, а памятника основателю монгольской империи Чингисхану нет. В России, кстати, его тоже нет. Насколько мне известно, планировалось поставить такой памятник в Бурятии, но пока этого не произошло. А ведь предки калмыков, западные монголы, или ойраты, входили в империю Чингисхана и были тесно с ней связаны. Более того, здесь, в Яшкульском районе Калмыкии, живет много потомков одного из ойратских племен, торгутов, из которых Чингисхан набирал себе личную охрану. Я, например, тоже торгут, - с гордостью говорит директор племзавода "Улан-Хееч" Джангар Сангаджиев.

По его мнению, памятник Чингисхану позволит пробудить интерес к истории у местной молодежи. "Чтобы они понимали, что мы не с неба сюда свалились", - поясняет собеседник "РГ". Впрочем, для появления комплекса в честь монгольского хана есть и еще одна вполне прагматичная причина. Жители поселка надеются, что необычный памятник станет центром притяжения туристов. Как говорят сельчане и сотрудники племзавода, хочется показать гостям не только животных, которыми действительно богат "Улан-Хееч", но и историческое наследие.

Идея, кстати, может сработать. В столице республики Элисте и ее окрестностях гостям есть что показать, а вот заманить туриста в степную глубинку сложнее. Но, с другой стороны, столичные достопримечательности можно осмотреть за один день, и местные власти в последнее время делают ставку на развитие туризма по всей республике. Уже получили известность фестивали тюльпанов и лотосов, гастрономический фестиваль и Джангариада. Прокладываются новые туристические маршруты, в том числе и с выходом за пределы региона. И очень возможно, что некоторые из них будут включать в себя посещение нового памятника Чингисхану, возвышающегося среди бескрайней степи.

На основании памятника выбиты годы жизни хана. Отмечается, что скульптуру возводили в течение двух лет на средства племзавода и пожертвования людей. Памятник сделан из бетона, металла и обработан современным долговечным материалом. В будущем планируется благоустроить территорию вокруг скульптуры и сделать освещение.Фигура Чингисхана весит около 2,5 тонны. А ведь для изготовления скульпторы выбран облегченный материал. Довольно необычный, кстати. Снеачала его поставили без воинов.
- Изначально было решено, что он должен быть прочным, твердым, но в то же время достаточно легким и при этом противостоять и времени, и непогоде. Долго выбирали. В итоге остановились на особом композитном материале, который используется в космической отрасли. Так что можно сказать, что наш Чингисхан космический, - улыбается Джангар Сангаджиев.

Центральная фигура комплекса, как говорят специалисты, должна устояться на грунте, после чего по краям встали воины, поддерживающие над землей Потрясателя Вселенной. 

Калмыцкие чингизиды

В Калмыкии Чингисхана чтят не меньше, чем в Монголии. Историческую связь кочевников-ойратов, являющихся предками современных калмыков, с великим ханом здесь хорошо помнят и гордятся ею.

- Некоторые исследователи трактуют слово "хольммг", от которого произошло слово "калмык" как "летучий, стремительный". Они отмечают, что в эпоху империи Чингисхана ойратские племена шли в авангарде монгольской армии, - объяснила корреспонденту "РГ" сотрудник Музея калмыцкой традиционной культуры им. Зая-пандиты Кермен Батырева.

Более того, по некоторым данным, в Калмыкии живут не только потомки знатных фамилий и нукеров из личной гвардии Чингисхана, но и самих чингизидов.

- В этнической группе хошутов, которые проживают в Кетченеровском и Октябрьском районах Калмыкии, есть подгруппа, представители которой являются потомками хошутских князей во многих поколениях. А изучение калмыцких историко-литературных памятников, например, "Сказания о дербен-ойратах", в которых описывается генеалогия знатных родов, показывает, что хошутские князья, а следовательно, и их современные потомки ведут свой род от брата Чингисхана Хабуту-Хасара, - рассказала главный научный сотрудник Калмыцкого научного центра РАН Эльза Бакаева.

Когда калмыцкие ученые начали генетическое исследование этнических групп ойратов, появились даже слухи о том, что идут поиски носителей гена самого Чингисхана. Кстати, действительно существует гаплогруппа, то есть группа людей с определенным набором ДНК и общим прародителем, представителей которой исследователи условно называют носителями гена Чингисхана. Но это еще не все.В 2018 году в Туве появился 27-тонный памятник помощнику Чингисхана — Субедею. Полководец изображен сидящим на коне. Статуя устновлена на территории этнокультурного комплекса в Улуг-Хемском районе, Тыва.

Еще в декабре 2015 года в конференц-зале Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва  состоялся Круглый стол на тему: «Урянхаец Субедей -  Великий полководец».   Идейным вдохновителем и инициатором проведения круглого стола, посвященного 840-летию славного полководца Субудея багатура, выступил  один из ведущих ученых республики профессор К.А. Бичелдей, посвятивший более двадцати лет своей жизни исследованию жизни  Субедея. Подготовкой и проведением круглого стола занимались администрация и исследователи Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований (ТИГПИ).  Перед участниками круглого стола с приветственным словом выступила ректор Тувинского государственного университета Ольга Матпаевна Хомушку. Она также отметила значение личности Субедея в воспитании молодого поколения и необходимости изучения  личности  Субедея студентами  ТувГУ в рамках курсовых и дипломных работ.

С основным докладом выступил доктор филологических наук, профессор, действительный член РАЕН и РАСН, министр образования и науки Республики Тыва, профессор  Бичелдей Каадыр-оол Алекссевич.  Перед началом своего выступления он предложил собравшимся,  попробовать ощутить то время, в котором жил Субедей, представить себя участником тех событий, оценить дела полководца всех времен и народов с точки зрения того времени, память о котором  не меркнет спустя столько веков. Главную цель круглого стола Каадыр-оол Алексеевич выразил в том, что имя Великого полководца Субедея,  нужно современному поколению – нынешним его потомкам. Он отметил, что всем жителям Республики Тыва необходимо осознать и всегда помнить,  что они являются прямыми потомками  славного героя, который, чем бы ни занимался - делал это успешно; какой бы сложности задания ему не поручали –  справлялся.

     Субедей багатур прожил долгую, успешную и счастливую жизнь. В своем выступлении также Каадыр-оол Алексеевич  высказал пожелание, что  Субедей-багатур отныне должен стать достоянием республики, примером подражания для детей, подростков, юношей, молодых отцов, для мужчин молодого, среднего и старшего поколения.  Дети и внуки каждой семьи Тувы должны стремиться быть достойными имени  Субедея во всем, одним словом, чтобы  дела не расходились со словами. Все жители Тувы, ориентируясь на Субедея, как на самый главный пример, должны организовать свою жизнь таким образом, чтобы понятие «достоинство» потомки полководца ставили во главу угла всей своей жизни. Вот так!

Теперь хоть немного становится понятно, почему твердят, что ига не было? Или продолжать будете задавать вопросы о лошадях? И как добрались? При таких вот возвеличиваниях полководцев идет умалчивание, что руками этих самых полководцев были уничтожены сотни тысяч славян из разных племен. И возводится это в достоинство!

С моей точки зрения, как и любой завоеватель древности, Чингисхан и Субедей были людьми своего времени и действовали они по соответствующим правилам тех времен. И как судить его с точки зрения нашей морали? К тому же Чингисхан и его полководец, как и внук Бату-хан (осталось еще и ему поставить памятник) не имели отношения к христианству. Для "монгола" ХII - ХIII века заповеди "не убий" не существовало. Думаю, как памятники историческим деятелям ставить должны. Почему нет? Только надо не возвеличивать их "честь и достоинство", а не умалчивать об их роли в истории как положительной, так и кровавой!

А что думаете вы?

Популярное в

))}
Loading...
наверх