Жанна Чёшева (Баранова) предлагает Вам запомнить сайт «Мы из Советского Союза»
Вы хотите запомнить сайт «Мы из Советского Союза»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Михаил Калатозов. Предвестник «новой волны»

развернуть

Широко известно, что советский кинематограф в начале своего пути являлся одним из передовых в мире, имена Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Дзиги Вертова и других мастеров киноискусства известны каждому, кто интересуется историей кино.

Несмотря на политику изоляции и утверждение принципов социалистического искусства, фильмы советских режиссёров пользовались на Западе большой популярностью. В 1934 году на Венецианском кинофестивали не без успеха были представлены «Веселые ребята», «Гроза», «Окраина» и «Три песни о Ленине». После войны, в 1946 году, в первом международном кинофестивале в Каннах гран-при фестиваля получает картина Фридриха Эрмлера «Великий перелом», а через 12 лет золотой пальмовой ветви удостоится фильм Михаила Калатозова «Летят журавли». И пусть это событие останется самым высоким достижением отечественных кинематографистов на Каннском фестивале, успех Калатозова можно считать новой точкой отсчёта в развитии, как отечественного кино, так и мирового.

Михаил Калатозов (настоящая фамилия Калатозишвили) начал кинокарьеру в Тбилисской киностудии, где работал монтажёром и ассистентом оператора. На тот момент режиссёру было 14 лет. Первым фильмом, в съёмках которого Калатозов принял участие, был «Дело Триэла Мклавадзе» (1925). После этого будущий режиссёр работал оператором а также помощником режиссёра на съёмках «Гюлли» (1927) и картины «Цыганская кровь» (1928). Далее следуют уже режиссёрские дебюты – «Их царство» (1928), снятый совместно с грузинским кинорежиссёром Гогоберидзе, и документальный «Соль Сванетии» (1930). В этих фильмах происходит становление Михаила Калатозова как режиссёра, поиск киноязыка, оттачивание навыков операторской работы и авторского взгляда на кинопроцесс.Михаил Калатозов. Предвестник «новой волны»Кадр из фильма "Соль Сванетии". 1930 год.

Стоит отметить, что до 1932 года, когда Калатозов снял «Гвоздь в сапоге», кино было немым и это позволяло добиваться более глубокого и поэтичного повествования, используя только визуальные средства выражения. Проба работы со звуком получилась неудачной, и фильм не попал в прокат, после чего в творчестве режиссёра наступает пауза. В 1933–1938 годах Калатозов учится в аспирантуре Государственной Академии искусствознания, а также работает директором Тбилисской киностудии. И только лишь спустя 7 лет режиссёр заново приступает к кинопроизводству, снимая фильмы «Мужество» (1939) и «Валерий Чкалов» (1941).

С этого момента начинается новый период в жизни и творчестве Михаила Калатозова, который, соотнося с исторической эпохой, можно назвать «сталинский». В этот период войдут такие картины как «Непобедимые» (1942), «Вихри враждебные» (1953) и «Заговор обреченных» (1950), за который режиссёр в 1951 году получит Сталинскую премию. Фильмы снятые в 1939–1953 годах являются примером того самого социалистического искусства и выполнены, как говорят, «на заказ», соответствуя политической повестке и отдавая дань исторической эпохе.

После смерти Сталина в стране начинаются перемены, в связи с которыми наступят перемены и в творчестве режиссёра. В 1954 году выходит сыскавшая успех у зрителей лирическая комедия «Верные друзья», появление которой на советских экранах ранее не представлялось возможным в силу различных обстоятельств. Если мы посмотрим на фильмографию режиссёра, то увидим, что «Верные друзья» резко выделяется на фоне других картин. Проба Калатозова снимать кино в новом для себя жанре хоть и является успешной, но не находит продолжения, и фильм «Верные друзья» так и останется особняком в творчестве режиссёра.Михаил Калатозов. Предвестник «новой волны»Кадр из фильма "Верные друзья". 1954 год.

В 1956 году Михаил Калатозов снимает «Первый эшелон», в котором повествуется об освоении целины, и таким образом происходит возврат к тематике соцреализма. Однако «Первый эшелон» представляет особый интерес, так как на съёмках фильма создаётся творческий тандем режиссёра Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского. В последствии совместная работа этих, казалось бы, уже сложившихся мастеров киноискусства станет едва ли не главным новаторством в послевоенном кино.

Пиком творчества Михаила Калатозова является картина «Летят журавли» (1957), снятая по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Выход фильма ознаменует начавшуюся эпоху «оттепели», а Никита Хрущёв, посмотрев «Летят журавли», разразится критикой и назовёт главную героиню «шлюхой». В 1958 году фильм Калатозова получит золотую пальмовую ветвь каннского кинофестиваля. После этого станет ясно – снимать как раньше уже нельзя. Технические новшества, предложенные Калатозовым и Урусевским, станут предвестником нового киноязыка. Особенным в картине «Летят журавли» является всё, начиная от операторской работы и игры актёров, заканчивая глубинным изображением человеческой фактуры.Михаил Калатозов. Предвестник «новой волны»Татьяна Самойлова в фильме "Летят журавли". 1957 год.

Актриса Татьяна Самойлова, сыгравшая главную роль, представляет собой свободную и нетипичную для советского кино героиню с тёмными распущенными волосами и способностью самостоятельно стоить свою судьбу. Её игра никого не сможет оставить равнодушным, и на Западе её назовут советской Бриджит Бардо.

Отдельных слов заслуживает операторская и монтажная работа, с помощью которой авторам удалось показать всю глубину души двух молодых героев, которых разлучила война. В фильме можно увидеть, как психология героев раскрывается спецификой съёмки. Прежде всего, этому способствуют кадры, снятые на ручную камеру, а также переходы между общими и крупными планами при помощи камеры, прикреплённой на кране. Особыми являются сцены бега Алексея Баталова по лестнице и съёмки крон берёз, когда его герой умирает. Авторские эксперименты Калатозова и Урусевского позволяют передать зрителю все те настроения, которые присутствуют в картине.Михаил Калатозов. Предвестник «новой волны»Работа над фильмом "Летят журавли". 1957 год.Михаил Калатозов. Предвестник «новой волны»Работа над фильмом "Летят журавли". 1957 год.

«Летят журавли» в жанровом определении хоть и является военным фильмом, однако не показывает ни одного врага, и это говорит о том, что главным врагом является не кто-то конкретный, а сама война и ужас, сопутствующий ей. Таким образом, от войны остаются лишь внешние признаки – противотанковые ежи, расставленные по всему городу, военный патруль, объявления по радио и разговоры людей. Эти же внешние признаки говорят о внутреннем состоянии героев, что наполняет в свою очередь фильм поэтической глубиной.

О триумфе советского фильма в Каннах сообщит лишь в короткой заметке газета «Известия», однако, не смотря на это, «Летят журавли» с восторгом будут восприняты на Западе и таким образом станут предтечей «новой волны». Через год на каннском фестивале прогремит картина Франсуа Трюффо «Четыреста ударов» (1959), а в 1960 году Серебряного медведя за лучшую режиссёрскую работу на берлинском кинофестивале получит Жан-Люк Годар с фильмом «На последнем дыхании» (1960). После этого в мировом кинематографе начнётся эпоха авторского кино.Михаил Калатозов. Предвестник «новой волны»Алексей Баталов и Татьяна Самойлова в фильме "Летят журавли".

Фильм «Летят журавли» ознаменует возврат Михаила Калатозова к экспериментам с формой и на фоне успеха картины он в 1959 году совместно с Сергеем Урусевским снимает «Неотправленное письмо», который также будет представлен в Каннах, однако приз уже не получит, уступив «Сладкой жизни» Фредерико Феллини.

В 1964 году Калатозов с Урусевским снимают фильм «Я – Куба» о революционных событиях на острове. Стоит отметить, что одним из сценаристов был советский поэт Евгений Евтушенко. По своей форме «Я – Куба» представляет собой 4 отдельные киноновеллы, объединенные общим знаменателем – революцией, и здесь нельзя упомянуть Сергея Эйзештейна с его революционной эстетикой ранних работ – «Броненосец Потёмкин» (1925), «Октябрь» (1927). Изначально фильм задумывался как пропагандистский, однако в результате был отвергнут, как советским, так и кубинским руководством. Фильм обвинили в излишней простате и шаблонности, а также усмотрели надуманную симпатию в изображении буржуазии. В итоге картина оказалась на полке.Михаил Калатозов. Предвестник «новой волны»Михаил Калатозов в 1965 году

Последней режиссёрской работой Михаила Калатозова стал фильм итало-советского производства «Красная палатка» (1969), рассказывающий об международной арктической экспедиции под руководством Умберто Нобиле. Как и «Неотправленное письмо» в центре повествования оказываются люди, оказавшиеся в пограничной ситуации и вынужденные в тяжёлых природных условиях отстаивать своё право на жизнь.Михаил Калатозов. Предвестник «новой волны»Михаил Калатозов во время работы над фильмом "Красная палатка".

Человеческий героизм, проявляющийся в борьбе с внешними силами, будь это война или природа, а также способность быть ответственным за свою судьбу – основные мотивы творчества Михаила Калатозова. В центре всех его картин находится человек, силу которого и воспевает режиссёр. Окидывая взглядом историю мирового кинематографа можно увидеть, что фигура Калатозова растворяется во множестве имён, киношкол и течений, однако его значимость как для советского, так и для мирового кинематографа неоспорима, ведь отчасти именно благодаря его фильмам искусство кино получило своё развитие и приобрело современные очертания. В Советском Союзе продолжателями открытий, сделанных автором фильма «Летят журавли», стали такие режиссёры как Георгий Данелия, Марлен Хуциев и Андрей Тарковский.


Источник →

Ключевые слова: советское кино
Опубликовано 12.09.2018 в 20:14
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Евгений Титаев
Евгений Титаев 14 сентября, в 14:13 У Калатозова нет маленьких людей в обывательском и буржуазном значении этого слова. Для него каждый человек ценен, если способен показать свои лучшие духовные качества. И для этого всегда есть условия. Текст скрыт развернуть
2
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1

Последние комментарии

sergey Гончаров
Жанна Чёшева (Баранова)
Nina Roytvarf (Чёрная)
Жанна Чёшева (Баранова)
PALORIA
Жанна Чёшева (Баранова)
Жанна Чёшева (Баранова)
Виталий Подупейко
Nina Roytvarf (Чёрная)
Александр Миско
Александр Миско
PALORIA
Жанна Чёшева (Баранова)
PALORIA
Жанна Чёшева (Баранова)
Nina Roytvarf (Чёрная)
Александр Липенко
Жанна Чёшева (Баранова)
Рина Семенова
Как актуальны эти слова гимна сейчас!
Рина Семенова Как автор музыки советского гимна побывал в СССР
GALAKTOZ Шелест
Жанна Чёшева (Баранова)
GALAKTOZ Шелест
GALAKTOZ Шелест
Жанна Чёшева (Баранова)
maslovrnd Маслов Александр Иванович
Nina Roytvarf (Чёрная)
Nana Абраменко
Евгений Титаев
Анатоль Костров
Александр Липенко
Анатолий Левитов
Ольга
Ольга Манакова
Советского Союза...
Ольга Манакова Вернулись из боя. Как группа горных туристов открыла стране Героя
Жанна Чёшева (Баранова)
)))))
Жанна Чёшева (Баранова) Казимир Малевич и Владимир Маяковский - создатели патриотического лубка
Жанна Чёшева (Баранова)
Спасибо)))
Жанна Чёшева (Баранова) Сталин уничтожил 40 тысяч командиров РККА. «Закон о пяти колосках»
Жанна Чёшева (Баранова)
Валерий Костин
А. Кудасов
А не Солженицина.
А. Кудасов Как автор музыки советского гимна побывал в СССР
Виталий Кирпиченко
Валерий Костин
Виктор Шутт
Красиво сказано !!!!!! ))))))
Виктор Шутт Сталин уничтожил 40 тысяч командиров РККА. «Закон о пяти колосках»
Ирина Черных
Михаил Воробьев
Валерий Костин
Михаил Воробьев
Сергей Кожемяко
Тимур Бикметов
Михаил Рынденков
знахарь ведунов
Владислав Владислав