Жанна Чёшева (Баранова) предлагает Вам запомнить сайт «Мы из Советского Союза»
Вы хотите запомнить сайт «Мы из Советского Союза»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Откровения учителя: Почему современная школа – пустая трата времени

развернуть

Откровения учителя: Почему современная школа – пустая трата времени

Российскую школу часто критикуют, но практически всегда делают это со стороны. Сами сотрудники образования далеко не всегда готовы говорить о проблемах, даже если они очевидны остальным: родителям, ученикам и работодателям. Учитель средней школы Данил Плотников ставит неутешительный диагноз российскому образованию.

Мой дедушка учился в школе очень давно, еще до войны. Каждый день он ходил в школу пешком за 15 километров от дома в одну сторону. Каждый день по проселочной сельской дороге в холод, снег, дождь, грязь или жару. Каждый день три часа пешком в одну сторону.

Судьба распорядилась так, что сегодня я работаю учителем в обычной российской средней школе. И честно, многие мои ученики не каждый день доходят до школы, хоть и живут от нее буквально в паре шагов. Я не уверен в том, что мои ученики в чем-то хуже или менее усердны и трудолюбивы, чем мой дедушка в его школьные годы.

Любой человек, в том числе школьник, не будет с охотой заниматься ненужным и неинтересным для него делом. Учеба в современной среднестатистической российской средней школе является той самой пустой тратой времени. Нынешние подростки совершенно справедливо не видят смысла в пребывании за партой, поэтому с радостью занимаются чем угодно, только не учебой. Причина тому во многом кроется в сложившейся системе образования, а именно.

1. Содержание учебных дисциплин оторвано от реальной жизни

К примеру, на уроках обществознания школьники узнают про существование таких явлений, как бизнес и предпринимательская деятельность. И даже выясняют, в чем отличия правового статуса Индивидуального предпринимателя от Общества с ограниченной ответственностью. Правда, при этом никто в школе не рассказывает о том, какие документы необходимо подать в налоговую службу для того, чтобы оформить ИП на свое имя, или на какие моменты необходимо обратить внимание в первую очередь при написании Устава своего ООО.

Согласно действующему стандарту гуманитарного образования, выпускник средней школы должен четко знать отличия романо-германской правовой системы от англо-саксонской, но он понятия не имеет, как составить банальное исковое заявление в суд.

Дети на уроках физики заучивают законы Бернулли и Гей-Люссака, но потом так и не понимают, почему самолет летает и как работает дизельный двигатель. Уверен, что 90% выпускников школ не смогут объяснить, как работает лазер или микроволновка, хотя все принципы весьма дотошно разобраны на уроках.

Беда школы заключается в отсутствии связи с внешним миром. Старательный ученик в школе выучит огромное количество теоретической информации по более чем дюжине учебных дисциплин, но не найдет ей практического применения в рамках школы. Ученик же несознательный просто не будет заморачиваться с зубрежкой теории. Ведь не выучив ее, он все равно окажется в равных условиях с тем, кто учился прилежно, так как у первого и у второго багаж опыта для жизни вне стен школы будет одинаково нулевым. Выйдя из школы, ни тот ни другой не будет иметь понятия об элементарных вещах вроде того, как заполнить квитанцию расчета за коммунальные услуги или как составить грамотное резюме и вести себя на собеседовании при приеме на работу.

2. Некомпетентность преподавательского состава

Часто от заслуженных учителей с большим стажем работы мне приходилось слышать произнесенные с большой гордостью слова вроде «Я работаю в школе 10-20-30 лет, в моей трудовой книжке только одна-единственная запись». Это означает, что человек сам добровольно признается в том, что не видел в жизни ничего, кроме коридоров школы. Будет ли эффективной деятельность такого педагога?

Даст ли хорошие знания об иностранном языке человек, который последний раз общался с его носителем в вузе более чем десять лет назад? Может ли и преподавать географию человек, ни разу в жизни не выезжавший дальше соседней области? Можно ли разъяснять ученикам значения правовых норм, ни разу в жизни не выступив в суде?

На эти вопросы отрицательный ответ очевиден. Максимум, чему могут научить эти люди — это умению пребывать в стенах школы. Но ведь задача школы не в учебе ради учебы, а в формировании полноправного и конкурентоспособного не только в рамках школы члена общества.

3. 100% гарантия получения аттестата для каждого

Тем, кто заканчивал школу еще 10 лет назад, это может показаться диким, но с введением принципа подушевого финансирования, объем выделяемых образовательным учреждением средств прямо пропорционален количеству учащихся в них. На практике это означает, что руководство школы всеми правдами и неправдами держится за учеников. Даже последний лодырь и откровенно отстающий ученик при таких условиях с вероятностью в 100% получит на руки аттестат. Он, невзирая на прогул занятий и отсутствие не то что выполненного к уроку домашнего задания, а элементарных ученических принадлежностей вроде учебника и тетради, будет уверенно переходить из класса в класс до самого выпускного вечера. Причем учителя, повинуясь воле администрации школ, будут придерживаться принципа в выставлении оценивания как — три пишем, два в уме.

Казалось бы, непреодолимой преградой для получения аттестата такими лодырями с условно троечными оценками должен послужить обязательный итоговый независимый экзамен в форме ЕГЭ. Но и тут, на первый взгляд, нужная мера оборачивается пустой формальностью. На сегодняшний день для получения аттестата необходимо пройти ЕГЭ по русскому языку и математике.

В министерстве образования прекрасно понимают ситуацию с невероятно слабым уровнем подготовки выпускников школ и, для того чтобы не оставлять без аттестатов каждого второго из них, установили минимальный требуемый балл на очень низком уровне.

Так, распоряжением Рособрнадзора № 794-10 от 23 марта 2015 года, за прошлый год установлена планка для получения аттестата в выполнении не более чем ¼ от общего объема тестовых заданий по обоим предметам. Это означает, что молодым людям в возрасте 18 лет для получения документа о полном среднем образовании достаточно применить знания в объеме курса начальной школы. Это еще один фактор, делающий бессмысленным пребывание учащегося в современной средней школе на протяжении 7 лет с 5-го по 11 класс.

Конечно, можно возразить, сообщив, что тот, кто действительно тянется к знаниям, будет учиться всегда, невзирая на все несовершенства системы образования. Только вот эти знания будут добыты не благодаря школе, а вопреки ей. Нынешняя школа делает все возможное, чтобы отбить желание учиться у подростка. Начиная с устаревших учебных программ и непрофессионального педагогического состава, успевшего состариться еще при Брежневе (средний возраст учителя в России составляет 52 года, а в целом ряде регионов старше 65 лет), и заканчивая целым морем сверстников-бездельников, которые ежедневно подают дурной пример того, как можно не прилагать к учебе ни малейших усилий, оставаясь при этом совершенно безнаказанными.

Действующий закон об образовании вообще не позволяет администрации школы отчислить малолетнего лодыря, даже если тот вовсе не будет посещать ее до достижения им 15-летнего возраста

В таких условиях действительно качественное школьное образование в нашей стране возможно получить только в элитных учебных заведениях, работающих по авторским программам и осуществляющим предварительный строгий отбор учащихся. К сожалению, число таких школ исчисляется в пределах одного-двух десятков на регион. Ученики всех прочих школ не в состоянии без дополнительной подготовки (репетиторы, курсы и прочее) сдать экзамены на уровне, обеспечивающем поступление на бюджетные места даже в провинциальные вузы. Именно в ходе этой подготовки многие из них буквально с нуля догоняют программу семилетнего курса средней школы по интересующим их предметам.

В связи с этим, к нынешней средней школе закономерно возникают следующие вопросы:

Для чего каждый день в течение семи лет ходить в школу с 5-го по 11-й класс?

Почему выпускник школы с набором знаний исключительно в рамках школьной программы может найти себе место на рынке труда только в сфере неквалифицированной работы, не требующей какого-либо уровня образования вовсе?+

Почему интенсивные занятия у репетиторов или на курсах позволяют подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ менее чем за год, в то время, как средняя школа не справляется с этой задачей за семь лет?

От того, как в течение ближайших лет на эти вопросы ответит школа, зависит ее будущая судьба в нашей стране.

Даниил Плотников


Источник →

Ключевые слова: Вера Зимина, образование
Опубликовано 20.12.2017 в 20:05

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Марго Просто Марго
Марго Просто Марго Василий Отмахов 21 декабря 17, в 21:59 Думаю, что сейчас будет много крика, но задам вопрос...
Если так прекрасно учили обществознанию, законам развития общества, почему случились 90-е?
Текст скрыт развернуть
0
Жанна Чёшева (Баранова)
Жанна Чёшева (Баранова) Марго Просто Марго 21 декабря 17, в 22:58 Потому что никто не мог поверить, что это может быть. Думали, как любого, когда предупреждают о разных болезнях, что нас это никогда не коснётся... Знания были, практики не было, в этом плане оказались слишком наивными.  Боюсь, что и сейчас ждут, когда подрастёт то новое поколение, с которым можно будет вылепить именно то, что они хотят вылепить, давая такое образование((( Текст скрыт развернуть
0
Марго Просто Марго
Марго Просто Марго Жанна Чёшева (Баранова) 21 декабря 17, в 23:05 Если не ошибаюсь, это называется начетничество. Когда всего много знаешь, а пользоваться этими знаниями не умеешь Текст скрыт развернуть
0
Василий Отмахов
Василий Отмахов 21 декабря 17, в 07:36 2. В школе, где я учился (1953-1965) географию преподавала учительница с очень больными ногами. Так что с путешествиями, тем более куда-нибудь в горы или пустыни к неё было не очень. Однако и сегодня я, если понадобится, смогу проложить курс, которыми следовала экспедиция в поисках капитана Гранта (если кто читал роман Жюля Верна, тот в курсе о чем я).
Текст скрыт развернуть
3
Василий Отмахов
Василий Отмахов 21 декабря 17, в 07:36 3. "В мое время" исключить лодыря из школы тоже было практически невозможно. Но оставляли "на второй год".
4. Мои одноклассники в большинстве своем поступали в институты без всяких репетиторов. И как-то вот же стали инженерами, врачами и т.п. Замечу, именно о них ведь в свое время говорил Дж.Кеннеди, когда заявлял, что США проиграли космическую гонку с СССР в средней школе.
Текст скрыт развернуть
6
Василий Отмахов
Василий Отмахов 21 декабря 17, в 07:37 5. А еще на уроках истории нам рассказывали, кто в 1941-м напал на нашу страну. И как наши отцы победили в той войне. И вряд ли кто-то из нас, попади в Бундестаг, ляпнул бы что-то подобное "речи" мальчика Коли из Новоуренгоя.
Ну а самое главное, "в мое время", как верно заметил бывший министр образования и автор реформы убившей это образование г.Фурсенко, в школах воспитывали человека-творца. К сожалению теперь цель образования иная - воспитать, как утверждает тот же Фурсенко, "грамотного потребителя". И г.Плотников, автор материала, критикует современную школу именно за то, что она даже и эту задачу решить не в состоянии.
Текст скрыт развернуть
11
Марго Просто Марго
Марго Просто Марго Василий Отмахов 21 декабря 17, в 22:32 Да нет, совсем не Фурсенко убил образование. Оно очень быстро покатилось под уклон в 70-х, когда был принят закон о всеобщем полном среднем образовании. Текст скрыт развернуть
-1
Вячеслав
Вячеслав 21 декабря 17, в 08:09 Учу свою дочь мгновенному счёту по Трахтенбергу, ей очень нравится! А в школе выступают против этого, все , видите ли, должны решать столбиком. Дурдом какой-то. Текст скрыт развернуть
0
polarkut Косинский
polarkut Косинский Вячеслав 21 декабря 17, в 12:21 Ну, хоть столбиком, а не на калькуляторе. Текст скрыт развернуть
2
Вера Зимина
Вера Зимина Вячеслав 21 декабря 17, в 13:05 Я бухгалтер, профессиональный. С 1993 года главный бухгалтер. К чему это? А вот к чему. При наличии всевозможных программ современные бухгалтеры не знают структуры баланса, деклараций, отчётов. Они не знают как какая сумма и из чего получилась.  Программа сама формирует.  Заполнение форм на бумажном носителе для них тёмный лес. И получается по высказыванию одного моего знакомого - "Бухгалтеров развелось - хоть пруд пруди. А бухгалтеров-то и нет" При быстром счёте по Трахтенбергу можно научиться быстро считать, а вот как получился этот ответ.... А так, два принципа счёта - дадут очень много.  Математика (все разделы), и особенно классическая дают незаменимый опыт логического мышления...  Sapienti sat. Текст скрыт развернуть
4
Вячеслав
Вячеслав Вера Зимина 21 декабря 17, в 13:28 В Швейцарии сотрудников банков специально обучают быстрому счёту по этой системе. Не зря, наверное. А в России намеренно плодят балбесов, иначе умники быстро разберутся  с нынешней властью. Текст скрыт развернуть
1
Евгений Титаев
Евгений Титаев 21 декабря 17, в 09:36 В статье много дельного. Но с одной  главкой не могу согласиться. Если учитель всю жизнь проработал в школе, то это вовсе не значит, что он заскорузл и отстал. Заниматься самообразованием, повышать квалификацию ему никто не мешает. С теплотой вспоминаю своего учителя  ботаники и зоологии Степана Андреевича Завьялова. Эрудит, книгочей. А уж внеклассная работа у него была выше всяких похвал. Пришкольный участок, живой уголок, экскурсии на природу  - всё у него было на отличном уровне. Текст скрыт развернуть
9
Наталья Могилевцева
Наталья Могилевцева 21 декабря 17, в 12:15 Вся проблема в том, что раньше были Учителя, а теперь преподаватели! А это, как говорят в Одессе две большие разницы.
Вы представляете, что еще в 1967 году, мы высаживали сою на школьном участке, и наша учительница по ботанике -Антонина Никандровна, еще тогда говорила, что соя скоро заменит все продукты. А вот, что такое пендель она не знала.
Текст скрыт развернуть
1
Жанна Чёшева (Баранова)
Жанна Чёшева (Баранова) Наталья Могилевцева 21 декабря 17, в 23:25 Сейчас даже не преподаватели, а оказывающие образовательные услуги, т.е. продавцы или красивым нынешним словечком менеджеры, но амбициозные до жути и потому требующие к себе уважения, как к учителю, а уважение, как и любовь требовать то нельзя! Текст скрыт развернуть
1
polarkut Косинский
polarkut Косинский 21 декабря 17, в 12:19 В советское время тоже из десяти лет, как минимум семь проходили впустую. Тупое переписывание отнимало 80% учебного времени. Текст скрыт развернуть
-7
Жанна Чёшева (Баранова)
Жанна Чёшева (Баранова) polarkut Косинский 21 декабря 17, в 23:26 Вы в какие года учились-то? И чего вы там переписывали? Домашку на коленках на переменках? Текст скрыт развернуть
1
Александр Донигевич
Александр Донигевич 21 декабря 17, в 15:37 Раньше были ученики и УЧИТЕЛЯ, они УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ - сейчас преподают и ВСЁ 9 1005 получения аттестата ) Текст скрыт развернуть
2
Марго Просто Марго
Марго Просто Марго Александр Донигевич 21 декабря 17, в 22:46 Сказала бы иначе. Раньше "образовывающее пространство" было вокруг нас, мы жили в нем. Радио, телевидение, кино. Большое количество просветительских передач разной направленности. Фильмы, посвящённые инженерам, конструкторам, ученым, врачам, учителям... Так или иначе все это работало на школу, на развитие интереса к знаниям. А что нынче? Что вы ждете от детей, если по телевизору с завидным постоянством показывают фильмы, герои которых еле-еле учились, а сейчас богаты и успешны. Можно обвинять школу, учителей, но в противостоянии с масс-медиа школе в одиночку не выиграть Текст скрыт развернуть
4
Раиса Миннебаева
Раиса Миннебаева 22 декабря 17, в 21:07 Почему интенсивные занятия у репетиторов или на курсах позволяют подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ менее чем за год, в то время, как средняя школа не справляется с этой задачей за семь лет? Автор и сам знает: "... с введением принципа подушевого финансирования, объем выделяемых образовательным учреждением средств прямо пропорционален количеству учащихся в них". На практике это означает, что руководство школы всеми правдами и неправдами держится за учеников. Даже последний лодырь и откровенно отстающий ученик при таких условиях с вероятностью в 100% получит на руки аттестат." А репетиторам они сами деньги платят! Положение обязывает!
Текст скрыт развернуть
0
Раиса Миннебаева
Раиса Миннебаева 22 декабря 17, в 21:09 Поэтому вопросы к Системе.
Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 29

Последние комментарии

Viktor Belyakov
Влада
Надеемся, что у Путина есть глубокое понимание всех тонкостей игры.
Влада Детский сад трусы на лямках
Господин Никто
пскр 110
Виталий Кирпиченко
Павел Михайлов
Слава КПСС
Виктор Гутман
Спасибо!
Виктор Гутман Шутки Сталина 2
Светлана Митленко
*
Светлана Митленко Шутки Сталина 2
Виктор Гутман
Я тоже!
Виктор Гутман Шутки Сталина 2
Светлана Митленко
Светлана Митленко
Полностью согласна!
Светлана Митленко Шутки Сталина 2
Светлана Митленко
Хм... отлично подмечено!
Светлана Митленко Шутки Сталина 2
Виктор Гутман
Если человек талантлив, то талантлив во всем.
Виктор Гутман Шутки Сталина 2
Светлана Митленко
Николай Першин
Александр Клюев
Елена Лаврина
Виталий Кирпиченко
На шутки способен не каждый, а мудрый и весёлый.
Виталий Кирпиченко Шутки Сталина 2
Павел Михайлов
Если так, то УРА! УРА! УРА! Мы Русские с нами бог, мы победим..
Павел Михайлов Укроп в Киеве хочет войну ЗДЕСЬ?
Борис Виленский
Александр Быков
Олег Калугин
Вера Зимина
Владимир Шлёнкин
Спасибо! Всё верно! Был не внимателен...
Владимир Шлёнкин «„Русиш собака!“ Эти слова я запомнил на всю жизнь»
Жанна Чёшева (Баранова)
Марина ........ (фурцева)
Тата Соболь
Виктор Плешков
Владимир Шлёнкин
Еремей Лесов Силуров
Mikhail Гетманский
Евгений Титаев
Вкусно! Хоть и не пью спиртного.
Евгений Титаев Приступ ностальгии
Евгений Титаев
Вера Зимина
пскр 110
Вера Зимина
Ну извините! ))))) Так уж получилось!)))
Вера Зимина Приступ ностальгии
Петр Кадубинский
Olga Kirsanova
Виктор Плешков
Виталий Кирпиченко
пскр 110
fenix16 Табакова
Удивительная история....со счастливым концом.....
fenix16 Табакова «„Русиш собака!“ Эти слова я запомнил на всю жизнь»
Светлана Митленко
Владимир Коваленко
Светлана Митленко
Вот теперь вижу))))
Светлана Митленко Говорите, ничего не строится? 50 самых дорогих «строек века»
gfgf1956 Niko
Светлана Митленко
gfgf1956 Niko
*
gfgf1956 Niko Говорите, ничего не строится? 50 самых дорогих «строек века»
Светлана Митленко